Вопрос:

Здравствуйте, батюшка! Мне вот уже долгие годы не дает покоя один вопрос. Дело в том, что я исповедую ислам, но я чувствую, что христианство мне по духу ближе. Я читаю Библию, Новый Завет и Псалтирь. Посоветуйте мне, пожалуйста, что делать?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Дорогой Гафур! Благодарю за искреннее письмо. Хочется реально помочь Вам обрести душевный мир.

В Новом Завете во Иисусе Христе дано спасение людям. Бог сделался человеком, чтобы возродить и освятить человеческое естество. Отдельный человек может усвоить себе данное людям спасение не иначе, как при содействии и помощи Божией, которая и есть благодать. Бог ведет человека ко спасению постепенно и многоразличными действиями. Сначала располагает человека к покаянию и пробуждает сознание необходимости Божественной помощи для спасения. Такая благодать называется приготовляющею. Потом благодать возбуждает веру и любовь ко Христу, если только душа человека не прикована ко греховной жизни, а сознание не ослеплено предубеждениями против истины. Затем человек через таинство крещения вводится в общение с Богом и получает прощение грехов и новую благодать, которую святые отцы называют возрождающей. Теперь человек может свободно определять себя к добру. Но так как и в возрожденном человеке все еще остается падшее естество, то для дальнейшего преуспеяния в духовной жизни нужно Божественное содействие и помощь. Благодать, руководящая человеком на этой стадии его внутреннего развития, называется благодатью содействующею. Постепенно у человека появляется потребность постоянного пребывания в добре. Достигающий этого становится чадом Божиим. Цель и смысл трудов на этом спасительном пути – вечная жизнь и блаженство. Источник всякого блага – Христос.

Среди людей, принадлежащих к народам, которые исторически живут вне истины, есть люди, сознающие духовно-нравственное превосходство христианства над другими религиями. Однако свою нерешительность обратиться к истинной вере они оправдывают фразой: «Бог один». Да, Бог один, но и правая вера может быть только одна – та, которая содержит правильное учение о Боге и имеет правильное Его почитание. Так же и в любой области познания: ошибок и заблуждений может быть много, но истина всегда только одна. Человек, который проявляет нерешительность, должен ясно поставить перед собой вопрос и решительно на него ответить: что нового, по сравнению с христианством, дал ислам, зародившись через шесть веков? Что прибавил он к учению о Боге, человеке, мире, духовной жизни? Какую он дал новую заповедь, которой бы не было в новозаветной богооткровенной религии? В попытке получить ответ на этот принципиальный вопрос он, если не поймет, то, по крайней мере, почувствует, что по своим духовно-нравственным принципам христианство – особая, уникальная религия любви и радости. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43–45).

Когда человек, осознав величие христианства, начинает делать первые шаги, он чаще всего встречает непонимание родных. Возникающие несогласия и напряжения бывают порой болезненны. Нужно чутко и с любовью строить отношения с близкими, но не жертвовать своим спасением. Родственники и близкие находятся в неведении. Они не знают, что человек, который приходит к истинной вере, не только не «предает» своих усопших предков, не познавших истины, но помогает им. Об этом нам говорят святые. Великий старец Амвросий Оптинский по поводу крещения черкесского муллы в домовой церкви графа А.П. Толстого писал: «Если это совершилось, поздравляю вас и с этой радостью, потому что и на небеси бывает радость о едином грешнике кающемся. Крещение этого муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца и несколько других подобных примеров навело нас на ту мысль, что не даром Богом соблюдаются разные племена и народы с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной; потому что хотя не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству… Значит, если из тьмы нечестивых един обратится ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого единого обратившегося соблюдает целое поколение, от которого он происходит» (Собрание писем. М., 1995. Ч. 1. С. 7).

Можно привести примеры, когда обращение из мусульманства в Православие принесло изумительные плоды. Дед преподобного Пафнутия Боровского был татарином, занимал должность баскака (представитель ханской власти и сборщик дани в завоеванной области). Он принял святое крещение с именем Мартин. Внук его просиял в монашеском подвиге и прославлен в лике святых. В XIX веке перешел в Православие турецкий офицер Юсуф Абдул оглы (1820–1893). Он закончил жизнь схимонахом Николаем в Оптиной пустыне, имел высокие духовные дарования и часто слышал ангельское пение (см.: Жизнеописание схимонаха Оптиной пустыни Николая исповедника, изложенное с его слов преподобным старцем Варсонофием Оптинским. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003).

Дорогой Гафур! Вам надо войти в благодатный молитвенный опыт Православной Церкви, бережно сохранившей наследие, оставленное святыми апостолами. После крещения надо иметь решимость и твердую волю стать духовно полнокровным членом Церкви. Жить по ее святым уставам. Регулярно (не реже, чем два раза в месяц) приступать к таинствам покаяния и причастия. Так постепенно обретете мир душевный и радость трудов на пути спасения.

10 июня 2008 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
×