|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Интернет-журнал / Общество
вКонтакте
FaceBook
LiveJournal
Twitter
YouTube
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос: В европейском контексте и русские, и норвежцы воспринимались издавна как «северные нации». В отношении норвежцев главную роль в таком восприятии играло географическое положение страны. В России основную роль в формировании национального самосознания, в отличие от Норвегии, сыграл все же не географический фактор. Основным отличием русских от других народов стало православное христианство, которое русские приняли от Византии. Отвечает Светлана Хоркина:
Интересно, что в европейском контексте и русские, и норвежцы воспринимались издавна как «северные нации», причем если в отношении норвежцев главную роль в таком восприятии играло географическое положение страны, то в отношении русских главным фактором «северности» стал климат, и, особенно, долгая и суровая зима с обилием снега и сильными морозами, которые случались и в средней полосе. Это неудивительно – ведь центр европейской культуры – наследницы греков и римлян - находился в Средиземноморье, где климат довольно теплый и мягкий. В XVIII в., в эпоху Просвещения, когда в Европе усилился интерес к Северу, в трудах французских просветителей и норвежцам, и русским уделялось много внимания, как к нациям с особыми чертами характера, сформировавшимися под влиянием условий их проживания. Так, например, Монтескье в сочинении «Дух лесов» («De l'esprit des lois», 1748 г.) писал о норвежцах как о людях с особо сильной нервной системой, которая реагирует только на исключительные обстоятельства: они не чувствительны к боли. Их сила и размеры, писал Монтескье, сформированы климатом и особенно «силой зимы». Такими же качествами, по его мнению, обладают и русские: «Нужно содрать кожу с московита, чтобы заставить его что-либо почувствовать».[1] Французские просветители называли Россию времен Екатерины Великой «просвещенным Севером». Суровый характер русской зимы в полной мере испытала на себе армия Наполеона во время вторжения в Россию в 1812 г., что еще больше укрепило имидж русских как северного народа. Так или иначе, климатический фактор стал одним из слагаемых победы русской армии над французами. В более раннюю эпоху Север воспринимался в цивилизованной Европе как страна мрака и холода, населенная дикарями, колдунами и невероятными животными, как «край света». Еще во второй половине XVIII века итальянцы, например, считали норвежцев «уродами с лицами более похожими на свиные рыла, чем на человеческий лик».[2] Однако в эпоху Просвещения переводы древнескандинавских литературных текстов представили образцы «демократического» в терминах XVIII века общественного уклада. Вольтер в «Истории Карла XII» (1731 г.) описал норвежцев и шведов как высоких, здоровых, храбрых и гордых людей. Уже упомянутый нами Монтескье особенно выделял в этой связи норвежских женщин, которые, в отличие от своих южно-европейских сестер, имели более свободное положение и большие права в обществе. С этого времени образы «жителей Севера» начинают приобретать в западноевропейской культуре значение позитивного идеала.
Северный элемент как основа норвежского национального самосознания приобрел особое значение во второй половине XIX - начале XX вв. Это был период становления норвежской нации. В 1814 г. королевство Дания-Норвегия прекратило свое существование в результате наполеоновских войн, и хотя Норвегия перешла под патронаж шведского монарха, эта уния не была тесной и не препятствовала развитию норвежского национального самосознания. Образы севера и зимы широко использовались в патриотической пропаганде. В стихотворении «Песнь Отечеству» (1859 г.) норвежский поэт и общественный деятель Бьернштерне Бьернсон назвал Норвегию «страной вечного снега», определения Норвегии как «страна Зимы» и норвежцев как «зимнего народа» использовались им и в других патриотических произведениях и в речах.[4]
Возрос интерес к эпохе викингов и древнескандинавской литературе. Элементы древнескандинавского искусства и архитектуры, так называемый «драконовский стиль» (Dragestilen) стал популярен среди норвежских мастеров того времени. Дух эпохи викингов способствовал также возникновению интереса к путешествиям в Арктику и развитию морских промыслов в полярном море, и именно в 19 веке норвежцы начинают постепенно вытеснять поморов с морских промыслов в северных морях. В это же время происходит расцвет норвежского кораблестроения, и норвежские суда начинают использовать в качестве транспортного средства полярные экспедиции многих стран.[6] Несомненно, что собственные полярные экспедиции еще в большей степени способствовали укреплению имиджа Норвегии как северной, полярной нации. Полярные исследования стали важным составным звеном норвежского национального самосознания, более того, они стали его квинтэссенцией. В полярных экспедициях аккумулировались и подчеркивались все северные качества норвежцев – географическая принадлежность к Северу, способность к перенесению суровых климатических условий, навыки полярного мореплавания и кораблестроения, умение организовать зимовку, привычка к пребыванию на открытом воздухе, мастерство в ходьбе на лыжах и любовь к северной природе. Эти характерные особенности норвежской нации были продемонстрированы всему миру именно посредством полярных экспедиций, которые способствовали завоеванию Норвегией международного авторитета и уважения. Личности норвежских полярных исследователей и путешественников сами по себе стали визитной карточкой страны. В этой связи символично, например, назначение Фритьофа Нансена норвежским послом в Великобритании в 1905 г. – первым послом молодого норвежского государства. Северная страна сделала полярного исследователя своим высшим официальным представителем за рубежом.
Русская Православная Церковь распространяла свое влияние и на отдаленные районы, и монастырская колонизация сыграла важную роль в освоении северных территорий. В 1417 г. на берегу Белого моря был основан Николо-Корельский монастырь, за ним последовали Михаило-Архангельский и Антониево-Сийский монастыри. Большую роль в истории России сыграл Соловецкий монастырь, основанный в 1425 г. монахом Зосимой на Соловецких островах Белого моря. Самый северный русский монастырь – Трифоно-Печенгский - появился в XVI в. Монастыри стали не только религиозными и культурными, но также торговыми и промышленными центрами. Здесь занимались охотой, рыболовством, и даже тюленебойным и китобойным промыслами. Вокруг монастырей возникали города и поселения. Так, в 1584 г. указом Ивана Грозного в устье Северной Двины около Михайло-Архангельского монастыря был основан город Архангельск, который до основания Петербурга был единственным русским морским портом и «окном в Европу».[8]
Что касается использования русскими своих полярных исследований в качестве национального символа, то здесь мы наблюдаем несколько парадоксальную картину. С одной стороны, как уже отмечено выше, северный элемент как один из атрибутов русской нации, нашел свое проявление в национальной культуре. С другой стороны, несмотря на давние традиции полярного мореплавания, а также достижений в освоении Севера в допетровскую эпоху и в последующий период, полярные исследования в России, в отличие от Норвегии, не стали национальным символом, а воспринимались как рутинная деятельность, имевшая ярко выраженное практическое направление. Отношение русского государства и общественности к вопросам Севера менялось в зависимости от их влияния на насущные потребности страны.
В 60-е годы Сидоров обращался со своими идеями о возрождении и более глубоком изучении Русского Севера и к правительству, и к ученым обществам, но его планы не встречали поддержки. П.А.Кропоткин, в то время ученый секретарь Русского Императорского географического общества писал в своих мемуарах: «Бедного Сидорова просто поднимали на смех».[14] Однако в конце 70-х и особенно в 80-е годы, когда иностранная деятельность в Русской Арктике начала вызывать беспокойство и в правительственных, и в научных кругах, к Сидорову начали прислушиваться. Его попытки не пропали даром и внесли весомый вклад в осознание русским обществом непосредственной причастности России к Северу и всему, что с ним связано.[15] В качестве одной из мер по защите русских северных территорий от посягательств иностранцев рассматривался, в частности, вопрос о создании поселения из Соловецких монахов на Новой Земле.[16]
Д. И. Менделеев в докладной записке об исследовании Северного полярного океана министру финансов С. Ю. Витте также ссылается на «северный фактор»: «Желать истинной, то есть с помощью кораблей, победы над полярными льдами, Россия должна еще в большей мере, чем какое-либо другое государство, потому что ни одно не владеет столь большим протяжением берегов в Ледовитом океане, здесь в него вливаются громадные реки, омывающие наибольшую часть Империи…»[18]
В своей книге «Фрам» в полярном море», повествующей о знаменитой Норвежской полярной экспедиции 1893-1896 гг. Фритьоф Нансен, описывая заход в русскую гавань Хабарово на южном берегу пролива Югорский шар в Карском море, отмечает: «Первое, что обратило на себя наше внимание, были две церкви. …Потом мы должны были осмотреть монастырь – «скит», где жили, или вернее, умерли шесть монахов….Теперь тут жил священник со своим псаломщиком».[19] Часовни или церкви, а также деревянные кресты на побережье Ледовитого океана и северных островах служили, кроме своего прямого назначения, символом присутствия здесь русских людей и заменяли собой национальный флаг. Русский Север – Север православный. [1] Цит. по Joost van Baak «Northern Cultures' – what could this mean? About the North as a Cultural Concept» в сборнике The Baltic. Languages and Cultures in Interaction/ Groningen, 1995, p. 14. См. также Christensen, Olav. Vinterveien. Olav Christensen Audhild Skoglund (red.) Nansen ved to arhundreskifter. Aschehoug, 1996, p. 61. [2] Кристенсен приводит цитату из рассказа норвежского путешественника о своем пребывании в Риме в начале 18 века. Местные жители были удивлены, увидев, что норвежцы – такие же люди, как и они сами. Christensen 1996:61-62. [3] Schoning, G. Norges Riiges Historie, Tredie Deel. Kobenhavn, 1781, Fortalen (вступительное слово). См. также Christensen, указ. соч., стр. 63-69. [4] Stenseth, Bodil. En norsk elite. 1993, p.38. [5] Тor Bomann-Larsen. Den evige sne. En skihistorie om Norge. Oslo:Cappelen, 1993. Как и многие норвежские дети, Нансен и Амундсен в юные годы много времени проводили на свежем воздухе, участвовали в лыжных соревнованиях, зимних и летних походах, занимались гимнастикой и закаливающими процедурами. [6] Уже в середине 19 века подобные намерения возникали и у русских ученых. [7] Западные исследователи истории России и культуроведы всегда считали и считают именно православие основополагающим элементом русской культуры. См. например Mazaryk, Tomas G. The Spirit of Russia, London, 1968; из последних работ см. Wayne Allensworth. The Russian question. Nationalism, Modernisation and Post –Communist Russia. Oxford, 1998 [8] О монастырской колонизации Севера см. С. Шаляпин. Монастыри в истории Беломорского севера/ Оттар, 1993. стр. 9-14. [9] Архангельский патерик. Сост. Епископ Никодим (Кононов). М., 2000. Репринтное издание. [10] И.П. Толмачев. Северный морской путь. Доклад в Общем собрании Общества для содействия русской промышленности и торговле 8 марта 1912 г. // Труды Общества для содействия русской промышленности и торговле, 1912, ч. ХХХ. С. 217. [11] Оглавление докладов М.К. Сидорова в ученых обществах – В Обществе для содействия русской промышленности и торговле// А.А. Жилинский. Россия на Севере (К описанию жизни и деятельности М.К.Сидорова). Издание Комитета по увековечению памяти М.К.Сидорова. Архангельск, 1918. С. 136. [12] Ссылка на статью Сидорова в газете «Голос» № 113 за 1871 г. Цит. по: Жилинский 1918: с. 62. Выступления Сидорова вызвали широкий общественный резонанс. В результате русское правительство выразило решительный протест против притязаний Швеции, и архипелаг остался нейтральным. См. об этом: Пинхенсон 1962: 497-504. [13] Nielsen. Jens Petter. Historical and Current uses of the Northern Sea Route.1855-1917. INSROP Working Paper, 1996. P.5. [14] Кропоткин П.А. Записки революционера. Лондон, 1990. С. 210. [15] 15 декабря 1880 г. М.К. Сидоров был награжден большой золотой медалью Общества для содействия русскому торговому мореходству «за труды и пожертвования при исследовании Сибирского морского пути, а равно и за снаряжение шхуны «Утренняя Заря», привезшей северные продукты Сибири из Енисея в Петербург». См.: Жилинский 1918: 151. [16] С.В. Морозов. Соловецкий монастырь и морская практика Беломорья (XVIII- н. XX в.).//Научный архив Соловецкого государственного музея-заповедника, ф. 2, оп. 1, ед.хр. 570 12-03. С. 9 [17] Записки Императорской Академии Наук по физико-математическому отделению. С.Петербург, 1899. Т. IX, № 1. С 19. [18] Докладная записка проф. Д.И. Менделеева об исследовании Северного полярного океана. 14 ноября 1901 г. // Советская Арктика, 1937, № 6. С. 73. [19] Ф. Нансен. «Фрам в полярном море». Т.1, М., 1956. С. 100.
19 / 07 / 2005 Смотри также:
Поиск по ответам на вопросыЗа 10 лет работы рубрики «Вопросы священнику» мы накопили несколько тысяч ответов на интересующие Вас вопросы. Перед тем, как задать свой вопрос, посмотрите, не был ли он уже разобран на сайте.
|
Также в этом разделе:
Просвет История с Содомом: минимум кары и безграничность любви Православная школа: образование плюс воспитание О неплодной смоковнице. Рассказы Я ждала смерть в белой рубашке Ключи от семейного счастья. Часть 2 Грех малым не бывает Ключи от семейного счастья. Часть 1 Две кражи Превращение человека в зверя Молодежные субкультуры в России: взгляд историка Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Текст и аудиозаписи |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
|
© 1999–2011 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |