Вопрос:
На вопрос об имени Бога-Иегова, вы отвечаете, что многие евреи не знали имени. Тогда как понимать слова Павла в письме Римлянам 10:13,14 а также слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 17:6. И еще объясните, пожалуйста, Псалом 109:1, какой Господь и какому Господу говорит...
Отвечает Cвященник Афанасий Гумеров:
Имя Бога, начертанное в библейских текстах четырьмя буквами (YHWH - тетраграмматон), у евреев было непроизносимо (с какого времени, установить исследователи не могут). Но были другие имена Божии: Ел (Сильный, Крепкий), Елог(х)им (в греч. Библии - Теос; в слав. и рус. - Бог), Адонай (в греч. Библии - Кюриос; в слав. и рус. - Господь), Эль-Шаддай (в греч. Библии - Пантократор; в слав. и рус. Вседержитель), Саваоф (по-еврейски: Цеваот; от существ. Цава - войско) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа. Смысл слов "Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне" (Ин 17:6) открывается из контекста: Иисус Христос в молитве к Своему Безначальному Родителю говорит, что Он явил людям имя Бога Отца, пославшего Своего Единородного Сына в мир на спасение человечества. Так понимал и свт. Иоанн Златоуст (Беседы на Евангелие от Иоанна. 81, 1). Место из послания св. ап. Павла (Рим 10:13) дословно воспроизводит стих из книги св. прор. Иоиля (2:32), который говорит о сошествии Святого Духа ("излию от Духа Моего на всяку плоть", 2,28). Св. ап. Петр прилагает слова "кто призовет имя Господне" к Иисусу Христу (Деян 2:21-33).Псалом 109-й - мессианский. Сам Иисус Христос применяет его к Себе (Мф 22:41-46). Бог Отец говорит Богу Сыну. Так изъясняет 1 стих 109-го псалма и св. ап. Петр (Деян 2:34-36).
17 сентября 2002 г.