Вопрос:

Когда я был моложе у меня хватало времени делать много разных дел: я работал, учился, хватало времени на отдых и вообще на много разных нужных и не нужных дел. Но последнее время я стал замечать, что 24 часа стали короче, вроде бы дел стало меньше, но не успеваешь и их сделать. А вопрос у меня вот какой – поясните, пожалуйста, что происходит со временем действительно ли время стало идти быстрее или это только мои субъективные ощущения?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

  На поставленный в письме вопрос не возможно ответить, пока мы пользуемся понятием физического времени. Оно доминирует в нашем сознании последние 3,5 века. Идеей времени, сформировавшейся в физике и астрономии, проникнута вся нового и новейшего времени европейская культура. Физическое понятие времени весьма абстрактно: простая последовательность сменяющихся мгновений. Это понятие является вполне функциональным для оценки и контроля ситуаций, но в применении к человеческой жизни и истории оказывается плоским,  одномерным и неадекватным. Физическая концепция времени лишена структурных и качественных определений. В соответствии с этим механическим понятием решается проблема времени в рационалистической философии. У Б.Спинозы время – лишь modus cogitandi (модус познания). Для И.Канта пространство и время являются внутренними априорными формами восприятия. А.Шопенгауэр отрицал реальность времени, потому что оно само не может вызнать никакого физического следствия. В новейшей философии Анри Бергсон был первый, кто убедительно доказывал неприменимость к живому бытию физической идеи времени: «Когда я смотрю на циферблат часов и движущиеся в соответствии с колебаниями маятника стрелки, то не время я измеряю, как бы это ни казалось очевидным, – я фиксирую одновременность, а это совсем не одно и то же. Во внешнем пространстве есть только расположение стрелок относительно маятника и при этом ничего от позиций прошлого». Однако Бергсон, находившийся вне великой христианской традиции, не дает решения. С помощью понятия длительность он пытался перейти от понятия механическо-физического времени  к "качественному", "живому" времени. Но так как континуальность мира  по Бергсону поддерживается сознанием и памятью, то  идея времени оказывается у него психологизированной.

  Библейское понимание времени отличается глубиной, масштабностью и целостностью. По Библии время сотворено Богом. Он «веки сотворил» (Евр.1:2). Время, как и все созданное Творцом, не может быть несовершенным или ущербным. Но как существенная принадлежность тварного мира, как важнейший его модус, оно по своей природе принципиально отличается от вечности. Бог вечен, человек живет во времени. Однако время в библейском учении не противопоставлено вечности в абсолютном значении. В человеческом опыте налагаются друг на друга оба аспекта. Как существо духовное, имеющее образ Божий, человек имеет в себе залог вечности – бессмертную, неразрушимую душу. В том и заключается смысл жизни человека, чтобы залог сделать реальным сокровищем и постоянно обладать им. С другой стороны, будучи носителем природного, телесного начала, он является участником реальной истории, имеющей направленность к конечной цели, которую установил Бог. Историческое время – ни бесцельный поток событий, в котором по причине своего рождения оказался человек; ни круговорот, в котором периодически повторяются события, как думали древние эллины. История телеологична (греч. telos – цель). Бог не только ведет человечество к конечному результату, но и определяет цели каждого периода времени, каждого народа и конкретного человека. Поэтому жизнь каждого из нас не отделима от истории. Она - ее живая ткань. Стремясь к достижению цели своей жизни, христианин соучаствует в общем деле осуществления плана Божественного домостроительства. На это указывает важнейшее понятие христианской эсхаталогии (греч. eschatos – последний, конечный) – «полнота времен» (Гал.4:4). Это время, назначенное Богом для исполнения обетований. Наполнение времени произойдет не вдруг, а постепенно. Все поколения должны участвовать в этом, пока не придет грядущая полнота. Тогда завершится дело Иисуса Христа, Который есть «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.1:8). Седьмой Ангел выльет свою чашу на воздух и из храма небесного от престола раздастся «громкий голос, говорящий: совершилось!» (16:17). Время кончится: «Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков? <....> что времени уже не будет» (Откр.10:6). Мир и люди, живущие в нем, преобразившись и очистившись, вступят в вечность Бога.

  Как приложить библейскую идею времени к нашей жизни и понять, что происходит? Человек двухсоставен. В нем две жизни: телесная и духовная. Поэтому к нему применимы два мерила времени. Телесная жизнь, ограниченная рождением и смертью, связана с астрономическим временем, «измеряемым движением и бегом солнца» (св. Иоанн Дамаскин). Это время остается неизменным. Протяженность дня или года сохранились такими же, как во времена апостолов, потому что в движении небесных светил не произошло никаких изменений. За сутки человек проходит такое же расстояние, какое проходили люди в библейские времена. Духовная (внутренняя) жизнь человека имеет совсем иное измерение. В отличие от людей, Господь неподвластен времени: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи» (Пс.89:5). Он - Посредник между временным и вечным. В том мере, в какой дух приобщен к жизни Божественной, человек оказывается еще здесь в его земном бытии причастным к вечности. Когда человек находится в состоянии благодатной молитвы, он избавляется от всего преходящего и относительного, преодолевает границы времени и пространства. Оставаясь в рамках физического времени телесно, духовно человек может сделать свою жизнь необыкновенно напряженной, долговечной и плодотворной. Здесь тайна жизни исполинов духа, за короткую земную жизнь совершивших дела, на которые нам бы не хватило и сотни жизней. Иной годами не может привести к Богу одного родственника, а св. равноапостольная Нина привела к христианской жизни целую страну – Иверию.

     Нам потому кажется, что время сокращается, что в нашу жизнь вошло много суетного и неподлинного. Не все зависит от нас. Мы живем в век умножающихся соблазнов. Современный человек духовно расслаблен и немощен. Но человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества и своего времени. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно моральной свободы явить праведность при любых обстоятельствах. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:7-9).

31 августа 2004 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
×