Вопрос:
Прошу прояснить точку зрения Православной Церкви по поводу "моления о чаше" - в Гефсимании. "...если возможно, да минует Меня чаша сия. Но, впрочем, да будет не Моя воля, а Твоя". Складывается впечатление, что Господа молит Человек. А ведь молит Одна из Ипостасей Святой Троицы Другую?
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
После Боговоплощения в Иисусе Христе соединяются две природы и две воли – Божественная и человеческая. Хотя в Иисусе Христе, как всесовершенном Богочеловеке, человеческая воля согласуется с Божественной, она, вместе с тем не иллюзорна (вопреки еретическим заблуждениям докетов), а реальна. В Гефсиманском саду мы видим этому подтверждение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Слово усвояет Себе человеческие свойства, ибо все, что принадлежит святой Его плоти, есть вместе и принадлежность Слова. Равным образом и Само Слово дает плоти участвовать в Своих свойствах по способу взаимной передачи по причине взаимного проникновения и ипостасного соединения естеств и потому, что Один и Тот же совершал и свойственное Богу, и свойственное человеку в том и другом образе (бытия) при взаимном общении того и другого (естества) <...> Ибо Тот же Самый, Господь славы по естеству и поистине соделался Сыном Человеческим, то есть человеком, и мы признаем, что Ему принадлежат как чудеса, так и страдания, хотя чудеса Он творил по одному естеству, а страдания терпел Он же по другому естеству» (Точное изложение православной веры. Кн. 3, глава III (47). О двух естествах (во Христе), против монофизитов). О молении в Гефсиманском саду блаж. Феофилакт пишет: «Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа. Хощет однакоже, да будет воля Отча, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному. Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех» (Толкование на Евангелие от Матфея).
22 ноября 2004 г.