Вопрос:

Мой муж покончил с собой. Я знаю, что это тяжкий грех и что церковь не молится за самоубийц. Но могу ли я что-то сделать теперь для него, для облегчения его участи, его души? Есть ли в таких случаях какие-то «уважительные причины», извините, не знаю, как правильно выразиться, Но, может быть, имеет значение тот факт, что он был не в здравом уме, когда совершал это?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Дорогая Анна! Как убийство бывает преднамеренное и ненамеренным, таковыми бывают и самоубийства. Это различие проводится в 14-м правиле святителя Тимофея Александрийского:

«Вопрос. Аще кто, будучи вне себя, поднял на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли бытии приношение, или нет? Ответ. О таковом священнослужитель должен рассудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытати, да не подпадет осуждению». Если ваш муж был умственно или психически болен, то надо обратиться в правящему архиерею с просьбой совершить заочное отпевание и поминать в Церкви (Правила Православной Церкви. Том II).

21 июня 2006 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
×