Православие.Ru
АРХИВ
ПРАВОСЛАВИE.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
   

 
 

ПИСЬМА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I СВОЕМУ ДУХОВНИКУ
+
Дорогой и досточтимый Владыко!

Сегодня получил Ваше письмо через Петровского, сегодня же есть оказия в Москву, в лице моего отца, который туда едет и который завтра же передаст письмо Ваше одной монахине, имеющей его доставить Святейшему в воскресенье. Он просит Вам засвидетельствовать свое глубокое почитание и просит благословения Вашего. Вернуться сюда на окончательное жительство он думает к Троице. Е[вгений] Сем[енович] ему способствует во многом.

Очень жаль, если хиротония будет 30-го. Ведь это - праздник в Исаакиевском соборе. Его предположено обставить особенно велелепно, и я уже давно числюсь в составе служащих в этот день там. Мне было бы крайне неудобно отлучиться отсюда именно на этот день. Получается в данном случае то же, что было с хиротонией преосвященного Венедикта, на которую я не смог выехать из-за 15-го августа - праздника в Софийском соборе. Если бы можно было хиротонию перенести на 13-е июня, то заблаговременно я бы мог отпроситься на неделю и захватить и хутынский праздник. На Пятидесятницу, на день Святого Духа и еще на некоторые дни уже расписаны богослужения в разных местах. Если 13-го торжество в Макарьевской пустыни, то и на 20-е можно перенести хиротонию. Я думаю, не сам ли о. Серафим виною в распространении молвы о его архиерействе. Дело в том, что я случайно еще в Новгороде слышал о том, что он, по крайней мере в Вяжищской пустыни, говорил о том, что он будет епископом и будет жить в Вяжищах по-прежнему. Я же никому не передавал Ваших предположений.

О Путяте дело замолкло что-то, но, вероятно, он продолжает действовать, и в том же террористическом духе. Да, вероятно, он еще немало бед причинит Церкви Христовой, особенно при такой неустойчивости "стражей".

Я жду на сих днях приезда племянника митрополита Кирилла, С. Ив. Зенкевича, с которым я посылал письмо Святейшему Патриарху. Вероятно, он расскажет московские новости церковные. Как тяжело Ваше положение! И ничего нельзя сделать! Быть может, Толмачевские могли бы что-нибудь узнать о ходе дела. Неужели и они ничего не пишут? Я не замечаю, как день бежит за днем - в служениях и хождениях. Если у меня нет какого-либо дела служебного, я сижу дома, т. к. бесцельная ходьба по здешним расстояниям ужасно утомляет. Так и у Иславиных я еще не был с самого моего приезда, не был и у такой усердной приглашательницы, как Е. А. Шеина. Был я на акте в Богословском институте. Сначала была литургия на Троицком подворье, которую мы втроем совершали с огромным числом сослужащих, так что приобщалось нас тридцать человек. Потом был акт, оставивший самое хорошее впечатление. Проректор Верков прочел не сухой, а очень жизненно составленный отчет, а Мироносицкий[1] - в высшей степени содержательный доклад по вопросу о богослужебном языке, где очень ясно и интересно, с множеством типичных примеров, провел мысль о несообразности самого предположения перевести богослужение с славянского на русский язык. Жаль, что и доклад Веркова, и речь Мироносицкого не могут быть напечатаны для широкого распространения, первый как руководство к образованию и ведению, хотя бы в сокращенном масштабе, курсов богословских, второй - как рассуждение, всецело исчерпывающее злободневный вопрос. На акте я виделся с профессором Платоновым, который на следующий день (12/25 мая) ехал в Новгород и хотел быть у Вас. Был ли и рассказывал ли об акте?

12-го числа я был на акте после окончания занятий законом Божиим в церкви Экспедиции заготовления гос[ударственных] бум[аг].[2] Огромное дело там делается в этом отношении. Девятнадцать учащих. Ежедневно девятьсот человек детей обучается в разных помещениях, по группам. Преподавание поставлено очень интересно. Бывают специальные чтения о разных событиях евангельской истории, с световыми картинами; пение поставлено Мироносицким очень хорошо и т. д. и т. д. Настроение создано особенно теплое и хорошее. В пятницу 21-го будет акт там же по случаю окончания занятий на богословских курсах для взрослых. Я заведую всеми этими курсами, а потому постепенно знакомлюсь с их постановкой в разных пунктах и радуюсь большому, несомненно успеху их и тому размаху, который дан здесь этому делу. Об этом и мечтать в провинции не приходится. Здесь все-таки много сил, которые с большой ревностью отдаются служению Святой Церкви. Сейчас вернулся с заседаний в Богословском институте. Рассматривали ученые планы на предстоящий учебный год, который начнется с ближайшего понедельника, разбирались "курикуллумы" vitae* подавших прошения о приеме и т. д. Там тоже наблюдается большая сплоченность, серьезное отношение к делу, полное отсутствие того, что прежде наблюдалось в семинарских и даже академических корпорациях, - это дешевый либерализм и противодействие ради удовольствия. Нужно сказать, что митрополит Вениамин держит в своих руках все нити управления, и от него, с одной стороны, исходит инициатива различных начинаний, с другой - сильная поддержка тех, кто трудится на том или ином поприще. Он все знает, что у него делается, а также кто и как делает свое дело, и он умеет показать и свое одобрение, и свое неудовольствие. Он прекрасно учел и понял, в чем заключается при настоящих условиях и в таком городе, как Петроград, сила архипастыря - в возможно частом и тесном общении с народом, и он и себя лично, и своих викариев направляет к тому, чтобы все более и более расширять круг своего молитвенного общения с верующим народом. И это ему удается в большой мере. У меня был благочинный Ямбурга и уезда (всего там два благочинных) и приглашал посетить уезд - всего там двадцать одна церковь, но я, переговорив с митрополитом, решил отложить поездку до осени - первого санного пути приблизительно, если Бог благословит. Здесь так много служений и так трудно ориентироваться иногда в множестве приглашений, так что иной раз бывает на один день несколько приглашений, что по моему предложению теперь принят такой способ удовлетворения просьб. Все приглашения и я и преосвященный Венедикт направляем к Владыке митрополиту, который и назначает кому и где служить; это и проще, и корректнее, и удобнее во всех отношениях.

В будущее воскресенье, 23-го мая, если Бог поможет, я буду служить в Лесном, в Князе-Владимирской церкви, так называемой Новосильцевской, построенной в 30-х годах двоюродной сестрой графа Орлова-Чесменского Новосильцевой на месте смертельного ранения ее сына на дуэли. Церковь, говорят, удивительно художественная во всех отношениях. О госпоже Новосильцевой я давно имею понятие по ее переписке с митрополитом Филаретом, к коему она питала особенные чувства любви и преданности. Эта переписка издана Арсеньевыми в 90-х годах. Там же, в Лесном, есть и Холмский монастырь и Арзамасское подворье женского монастыря. Поеду туда 22-го, в субботу, а вернусь 24-го, в понедельник. Ожидаю к себе в келейники, по рекомендации Данилы, Михаила, б[ывшего] пономаря в архиерейском доме. Он мне представляется более или менее подходящим. Все являвшиеся здесь кандидаты мне не понравились. Конечно, лучше всего был бы для меня о. Иаков, но раз он нужен Вам - я уступаю и сдаюсь. Если откроется возможность, я уверен, Вы мне его дадите. Относительно ковров я пишу Даниле, чтобы он их передал о. Иоанникию, не знаю, почему он этого и без моего указания не сделал. Но, кажется, один какой-то ковер мне посылается с некоторыми вещами. Если он окажется из числа Ваших, я его при случае перешлю к Вам.

----------

16 мая. Сегодня удосужился пройти к Иславиным. Они живут теперь на Жуковской, д. 24, кв. 9. Варвара Михайловна тоже с ними. Она невеста младшего сына Эйлеров - Сергея, который кончает так называемый университет московский. Свадьба предполагается в Москве в июле. Все этим очень довольны.

Слышали ли Вы о том, о чем мне пришлось слышать из разных уст, именно, что митрополит Антоний Киевский является первым кандидатом на место недавно умершего Константинопольского Патриарха Германа? Но этот слух, кажется, неверный. Митрополит Антоний находится в Белграде, откуда не так давно Патриарх от него получил письмо. Был у меня Зенкевич, вернувшийся из Москвы. Привез письмо от Нумерова. Его я Вам присылаю. Передавал он некоторые подробности заседания четвергового, длившегося с восьми часов вечера до четырех часов утра. Оказался неожиданным для всех, самым ревностным, энергичным отстаивателем надлежащей точки зрения на Владимирский вопрос митрополит Евсевий[3], выступивший с часовой речью и резко выговаривающий митрополиту Сергию за его прямо незакономерные действия по отношению к вопросу о принятии Владимира. Причем он заявил даже, что теперь еще не время, а впоследствии собор епископов его самого (Сергия) будет судить за многие его деяния, и, в частности, отношение его к данному вопросу есть одна из темных страниц его деятельности. В результате вопрос был сорван главным образом благодаря энергии Евсевия и поддержке его со стороны а[рхиепископа] Серафима [Чичагова]. А митрополит Сергий, дабы не попадаться на глаза Владимиру, которого он заверил, что дело его будет решено в положительном смысле, должен был уйти черным ходом. Как все это трагикомично. И Сергию, как видно, не повезло, и его высылают, но я не понимаю, как это Нижний избран местом ссылки. Что касается Архангельска, то туда ссылка вообще отложена: дело в том, что Архангельск и часть Вологодской губернии переходят к англичанам и из Архангельска предложено выехать всем, кто там живет менее шести лет. В связи с этим недавно в Таганской тюрьме получено предписание, что высылка в Соловки митрополита Кирилла отменяется и он имеет числиться за Таганской тюрьмой. Относительно моего заместителя по Пензенской кафедре думаю, что он будет доволен, отделается от а[рхиепископа] Евдокима[4], с которым он воюет, получит самостоятельную кафедру, что ему любо как человеку, для которого "карьера" имеет значение; что касается стороны моральной, то он в лучших условиях, чем я, т. к. в деле его назначения Путята не ждал, по-видимому, такой роли, как в моем. Патриарх прямо сказал Зенкевичу, что он предвидел мое нежелание ехать в Пензу, но что это назначение последовало под давлением Путяты, который им всем, и в частности ему, прямо жить не дает. Митрополит Кирилл сидит в одной камере с преосвященным Феодором и преосвященным Гурием[5]. У них чисто, много им посылают, так что со стороны внешней они обставлены хорошо. Надежды на Казань у него нет, в смысле возвращения туда. Патриарх хочет в случае его освобождения, о чем хлопочут его благодетели, назначить его в Киев, где, по словам Патриарха, происходит нечто невообразимое в смысле церковного хаоса: архиереи друг друга предают анафеме - полная разруха. Но митрополит Кирилл не желал бы этого назначения, это значило бы ехать на верную смерть, по его словам.

Очевидно, а[рхиепископ] Серафим уже назначен Крестецким. Меня смущает вопрос о том, смогу ли я приехать на его хиротонию. 30-го во всяком случае это невозможно. На Троицу тоже. Если Вы отложите, то мне будет время и устроиться относительно выезда туда, и подумать о том, как бы обеспечить себе разрешение на выезд оттуда, что тоже мудрено.

Вот Вам и все новости, которые, быть может, Вам и без того более или менее видны из сообщений из московских тех или иных источников. Как бы хорошо было Вам наконец освободиться от архангельского гнета! Хотелось бы мне побывать в Новгороде и с Вами утешиться беседою. Вот только как сочетать и совместить все несочетаемое и несовместимое?

Благословите и помолитесь о глубоко Вас чтущем и любящем усердном послушнике Е. А.

17 мая 1921 г.


* Краткие биографии, послужные списки (лат.).

[1]Мироносицкий Порфирий Петрович (1867 - дата смерти неизвестна), писатель, выпускник Казанской Духовной академии, магистр богословия, редактор журнала "Народное образование" и "Приходской листок".

[2]Имеется в виду церковь преподобномученика Андрея Критского при экспедиции заготовления государственных бумаг. Храм освящен 18 октября 1892 года епископом Выборгским Антонием при участии отца Иоанна Кронштадтского. Закрыт в 1923 году и приспособлен под клуб фабрики Гознак.

[3]Евсевий (Никольский Евгений), митрополит Крутицкий (1861-1922).

[4]Евдоким (Мещерский Василий), архиепископ, бывший Нижегородский (1869-1935). С 16 июля 1922 года уклонился в обновленчество. Скончался, не соединившись с Православной Церковью.

[5]Гурий (Степанов Алексей Иванович), архиепископ Суздальский (1880 - расстрелян в 1938 году под Новосибирском).


<< СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ

[ 1 ]    [ 2 ]    [ 3 ]    [ 4 ]    [ 5 ]    [ 6 ]    [ 7 ]    [ 8 ]    [ 9 ]

editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU