|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Документы истории
|
|||||
Памяти владыки Иоанна (Снычева)Отец Иоанн у меня и Ваня, и старец. Дар рассуждения у него громадный... Почему я благоговею пред отцом Иоанном? Хочу воплотить в нем то, что на себе не удалось выполнить... Митрополит Мануил (Лемешевский) [1] Не боялся никого, кроме Бога одного
Что я могу сказать о Владыке? Он был святой, вот и все. У многих людей была с Владыкой одна-единственная встреча, и они каждую минуточку ее помнят и лелеют в памяти. А я жил с ним в резиденции, был его доверенным человеком и относился к нему, как к отцу, который меня духовно воспитал, наставил и рукоположил. Владыка был моим духовным отцом. Я бывало сколько раз просыпался утром, а Владыка уже стоит на утренних молитвах, вечером на вечерних — исполняет монашеское правило. Или когда бывало невзначай зайдешь к нему в келью, когда он молится, — будто переносишься в какое-то такое древнее историческое пространство, которое мы, христиане, идеализируем, когда, читая жития святых, видим, как подвижники подвизались в вере. Вот то же самое видел и я своими глазами и удивлялся: с одной стороны, Владыка — немощный старец, болящий, а с другой стороны — несгибаемый воин Христов. И всегда он на молитве. И всегда он будто светился. Помню, как он меня рукополагал. Я был тогда диаконом в Шлиссельбурге, а Владыка попал в больницу — что-то с сердцем. Я приехал и остался ночевать в палате, дежурить. Мы с ним помолились, легли спать. И вдруг Владыка поднимает меня и говорит: "Знаешь что, давай-ка мы тебя рукоположим и назначим туда-то". Я удивился: "Как же, Владыка, я вот только диаконом не так давно стал". А он: "Так нужно. Мне было повеление свыше". Меня так поразили эти слова, что я смирился и согласился. И Владыка постриг меня в монахи. И вот что удивительно, хотя я жил в Печорах, но мы с ним никогда раньше не говорили о монашестве и планов таких на ближайшее время не было. Изменилось все в одночасье и противиться было невозможно. Вскоре затем последовало рукоположение в иеромонахи. Я не жалею о свершившемся. Это не единственный случай, когда Владыка так же властно заставлял меня что-либо делать. И всегда то было на пользу. В обычной жизни Владыка был смиреннейший человек, но если дело касалось Церкви, веры, духовной жизни — умел настоять на своем. Он ничего и никого не боялся, только Бога. Я многому научился у него. О. Пахомий, келейник митрополита Иоанна (Снычева) [2] Золото иноческой жизни Впервые я увидела Владыку, когда мне было всего 19 лет. Я тогда работала в нашей Духовной Академии. Меня сразу поразило, с каким уважением относился Владыка к каждому человеку — независимо от его возраста, образования. Я сразу почувствовала, что святитель имеет большую любовь к людям. Если же говорить о запомнившихся словах митрополита Иоанна… Вы знаете, у таких духовных людей каждое слово осолено духом и каждое западает на сердце… Но я хочу рассказать, как Владыка благословлял меня на монашество. Вернее, благословил меня старец Николай Гурьянов, а Владыка, узнав, что мои родные не одобряют моего выбора, поддержал меня духовно, дал мне полезное наставление. Это была притча, вот она: некий юноша решил пойти в монастырь. Вот идет он в обитель, а навстречу ему старик: "Зачем тебе в монастырь, у тебя же родители старые! Вернись, упокой их старость, схорони их, а тогда и постригайся". Юноша так и сделал: заботился о родителях вплоть до их смерти, а потом вновь отправился в монастырь. По дороге опять встречается ему тот же старик: "Ну куда ты идешь? Ты еще молод, тебе жениться пора. Сохранить честный брак и ложе нескверно, это тоже подвиг!" Молодой человек послушался старца, женился, вырастил детей и вновь пошел в монастырь. На этот раз добрался до обители без приключений. В монастыре дали ему послушание — дрова рубить. Подошел он к колоде, ударил топором первый раз — брызнуло из-под топора золото. Ударил второй раз — брызнуло серебро. В третий раз ударил — посыпалась труха. И понял он: так и его попытки уйти в монастырь. Монашество, принятое в ранней молодости, — это золото. Монашество в зрелом возрасте — серебро. А монашеские труды, на которые решился в старости, — от них уже не столь велика душевная польза… Вот такую притчу владыка рассказал, напутствуя меня в монастырь. За три дня до кончины Владыки я зачем-то позвонила ему. А он был уже совсем слабенький… И вот последние его слова, услышанные мною: "Помолись обо мне, мне очень плохо!" Многих сестер, мною знаемых, Владыка благословил на монашеский путь. Он очень мечтал о возрождении нашего Новодевичьего монастыря, но по Божиему промыслу дожить до этого ему не пришлось. Но мы постоянно поминаем его в нашей обители и знаем, что и он тоже молится за нас. Игуменья София, настоятельница Новодевичьего монастыря[3] В стране молитвенников
Счастье, что мы живем в такой стране, где есть такие молитвенники, как приснопамятный Владыка, старец Иоанн Крестьянкин, батюшка Иоанн Миронов. Митрополит Иоанн воспитал достойных чад: о. Александра Захарова, чьи книги помогают мне спасаться, о. Игоря Филина, которому я благодарна за то, что он меня научил готовиться к исповеди. Пришла я как-то на могилку Владыки. Стала молиться о своей семье. И мне подумалось: не так я молюсь о своей семье, муже, детях, внуках. Самое главное, чтобы они были верующими, тогда сами найдут правильное решение в жизни, начнут понимать волю Божию о нас, и мне уже не придется за них так переживать. р.Б.Людмила [4] Он подписывался «Твой богомолец» Я была тринадцатилетним подростком, когда впервые увидела Владыку Иоанна. Он управлял тогда Самарской и Ульяновской епархиями и приехал в нашу деревню Оськино на престольный храмовый праздник. Церковь била битком набита, а он стоял на кафедре в митре, и мне не разглядеть было его лица. В окно лилось щедрое солнце, и от этого Владыка стоял, будто в некоем розовом облаке. Я не перемолвилась с ним ни словом, но интуитивно почувствовала, что это тот человек, которого бы я хотела назвать своим духовным отцом. Однако прошло много лет, прежде чем моя мечта осуществилась. Мы встретились, когда я поступила в Пюхтицкий женский монастырь и игумения Варвара послала меня домой выписываться. Приехав в Самару, я пошла в епархию. Владыка принял меня. О чем я говорила тогда? Не помню. Помню только, как хорошо и тепло было у меня на душе от общения с ним. Но вот беда, из-за волнения я позабыла о самом главном — попросить, чтобы взял он меня в свои духовные чада. Тогда, вернувшись в монастырь, я решила, подобно другим сестрам, написать Владыке. Вскоре получаю ответ, а внизу подпись — "Твой богомолец". А я уже знала, что другим он подписывался знаком равенства, что значило — духовный отец. Я вновь написала Владыке, попросилась в духовные чада. Он ответил: "Я не против, но всё будет зависеть от того, насколько ты будешь послушна". Вот был праздник души! Подошло время пострига в мантию, я побежала звонить Владыке: "Владыченька, помолитесь, через два часа у меня постриг. Я так боюсь". Он мне в трубку: "Не переживай, все будет хорошо". Еще я боялась, что мне дадут какое-нибудь некрасивое имя, но говорить Владыке о том не стала. И вдруг слышу, как произносят: "Постригается монахиня Иоанна". Меня нарекли именем Владыки, которое означает — "благодать Божия". Ошибочно думать, что Владыка всегда был благодушен. Как он умел нас проучивать! Вспоминаю два случая. Прихожу как-то к нему, а там — чай, а мне еще в одно место поспеть надо. Я с порога: "Владыченька, у меня времени мало, всего полчасика…" Он ничего не сказал и продолжил прерванную моим появлением беседу. Тема, затронутая в беседе, давно меня интересовала, и я решила остаться. Но Владыка напомнил: "Тебе пора уходить, полчаса прошло". Я заупиралась: "Но, Владыка, мне уже и не хочется уходить, так интересно, что вы рассказываете". Он был неумолим: "Нет. Уходи". Я шла по улице и ругала себя за безтолковость, ведь Владыка помолился бы и там, где меня ждали, всё устроилось бы. В другой раз мы приехали втроем. Одна сестра подошла к Владыке и говорит: "Владыченька, мне нужно с вами поговорить минут двадцать". А надобно сказать, что мы все ждали, когда у него появится свободная минуточка. "Хорошо, — согласился Владыка, — идем". Он отвел ей ровно двадцать минут, как она и просила. Мы в тот день на прием не попали. Зато на следующий день сразу после вечерней трапезы Владыка пригласил нас к себе, а Елизавете сказал: "А с тобой, матушка, мы уже вчера обо всем поговорили". Владыка угощал нас чаем, и беседа наша затянулась до одиннадцати вечера. После я сказала Елизавете: "Пусть будет это тебе в мудрость — имей терпение. Вот мы потерпели, и Господь послал нам такое утешение". А как он испытывал меня, когда я к нему приехала впервые… Он не пригласил меня на трапезу, а только вечером на беседу. Я восприняла это как должное, обидеться — в голову не пришло. Вечером после беседы он вдруг спрашивает: "Ну, говори, какие у тебя в этот день помыслы были?" Какие у меня могли быть помыслы? Я весь день как на крыльях летала в предвкушении встречи. Так и ответила. "Ну, подумай, подумай, — настаивал он. — Вспомни". "Все слава Богу, Владыка", — отвечаю растерянно. Тогда он благословил меня и сказал: "Завтра чтобы была на архиерейской трапезе". Потом уж я узнала, что так он испытывал меня на гордыню, не обижусь ли я, что не сразу получила приглашение. С тех пор, когда я приезжала к Владыке по делам ли монастырским, за советом ли, он всегда приглашал меня на трапезу. Еще он выковывал у нас дух монастырский, следил, чтобы не очень прилеплялись мы к своим родителям. Однажды я приехала к нему и надеялась потом еще на несколько денечков съездить к маме. Вот я живу неделю, две… Мама каждый день звонит, плачет, ведь целый год встречи со мной ждала. Я тогда говорю: "Владыченька, мне бы домой теперь". А он: "Ничего, ничего, отсюда поедешь прямо в монастырь". Купил он мне билет, и я мимо мамочки прямиком до Пюхтицы и поехала. Кому-то это может показаться жестоким. Нет, он делал правильно, обрывая все родственные связи, выковывая в нас иноческий дух. Сам он так и жил. Я благодарна Господу за то, что Он, по милости Своей, послал мне такого пастыря. Монахиня Иоанна (Смолкина) [5] Негасимый свет Мое послушание — возжигать лампады на кладбище. Они горят здесь день и ночь. Заправляем масло с вечера, до утра хватает. Живу неподалеку, меня сюда тянет. День и ночь идут люди поклониться могилке Владыки Иоанна. Из Самары едут, из Владимира, Москвы, Уренгоя, Воркуты, Магадана. Книги оказывают огромное влияние, они всех сюда приводят. Некоторые даже сердятся, что нет указателей к могиле Владыки. Недавно приезжали паломники киприоты. Спрашиваю одного монаха: "Откуда вы знаете Владыку?" На ломаном русском он отвечает: "Столп. До неба". Этим все сказано. Труды митрополита Иоанна переведены на разные языки. Накануне дня Ангела Владыки приезжали румыны, настоятельница монастыря пела на могиле на своем родном языке. Сказала: "У нас есть Общество Иоанна Снычева". Скольких людей объединил Владыка… Бывает, священники приходят в мирской одежде, проездом или после службы, но никто не уходит, не отслужив панихиду. Недавно приходил бывший офицер, и плакал, и просил. Сказал: "Владыка Иоанн перевернул мою жизнь". У одной женщины из Павловска муж пролежал в больнице Боткина полгода. И не выздоравливал, и не умирал. Она ходила сюда каждую неделю, брала земельку, молилась, плакала. Потом появилась радостная: "Выписывают". Муж живет и здравствует. Здесь происходят исцеления. Сама я много раз убеждалась в действенной помощи Владыки и понимаю, что по гроб жизни обязана ставить на его могилке свечи и возжигать лампады. Несмотря на все невзгоды, в дни памяти Владыки Иоанна на душе у нас праздник. Это молитвенник, наш ходатай пред Богом. Не сомневаюсь, что со временем, когда Господу будет угодно, его прославят в лике святых. р. Б. Анна [6] [1] Из дневников митрополита Мануила (Лемешевского) «Божий виноградник» [2] «Православный Санкт-Петербург» №10 (165), октябрь 2005 года [3] «Православный Санкт-Петербург» №10 (165), октябрь 2005 года [4] «Православный Санкт-Петербург» 10 (114), октябрь 2001 года [5] «Православный Санкт-Петербург» №10 (153), октябрь 2004 года [6] «Православный Санкт-Петербург» 10 (114), октябрь 2001 года
02 / 11 / 2005 Смотри также: Код для вставки статьи на сайт / в блогПосмотреть, как это будет выглядеть в браузере |
Также в этом разделе:
Свято-Ольгинская община сестер просвещения и женская диакония в России рубежа XIX-XX веков. Часть 2 Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 5 Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 4 Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 3 К истории православного движения в закарпатском селе Иза Письмо с фронта Исторические предпосылки и причины православного движения в Закарпатье на рубеже XIX–XX веков «Изволися Духу Святому и нам». Часть 2 «Изволися Духу Святому и нам». Часть 1 Албанский геноцид сербов в XX веке: свидетельства церковных архивов Михаил Керулларий – патриарх Константинопольский. Часть 2 Михаил Керулларий – патриарх Константинопольский. Часть 1 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |