Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Документы истории
 

16 февраля

Вскрытие мощей преподобного Германа Соловецкого
Вскрытие мощей преподобного Германа Соловецкого
1919 год
– Коллегия Наркомата юстиции приняла первое постановление об организованном вскрытии св. мощей.

Постановление предусматривало «порядок их инспекции и конфискации государственными органами». Согласно постановлению, вскрытие, т. е. снятие с мощей церковных облачений и т. п., должны были производить сами священнослужители в обязательном присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК, медицинских экспертов. После оформления протокола вскрытия мощей, подписанного священнослужителями и медицинскими экспертами, к их осмотру рекомендовалось привлекать «самые широкие массы». В феврале было произведено 26 вскрытий святых мощей.

Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Нач. 1920­х гг.
Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Нач. 1920­х гг.
1923 год
– Состоялся очередной допрос Святейшего Патриарха Тихона.

На допросе святитель отвечал на вопросы, касающиеся посланий, написанных им в 1918–1919 гг. и определивших отношение Церкви к советской власти (прежде всего речь шла о послании в СНК в годовщину советской власти). Патриарху пришлось объяснять причины написания этих посланий. Они были составлены, по его признанию, в соответствии с настроениями и решениями Поместного Собора 1917–1918 гг. — в духе непримиримой и активной борьбы против советской власти. Наконец, на этом допросе Я. С. Агранову удалось вынудить патриарха подписать протокол допроса, где говорилось: «Я признаю свою вину перед советской властью в том, что с 1918 г. по осень 1919 г. издал ряд посланий контрреволюционного характера, направленных против советской власти и использованных (обращение мое в Совет Народных Комиссаров от 13/26 Октября 1918 г. — последнее без моего ведома) ген. Деникиным и другими белыми организациями в их борьбе с советской властью... Я признаю, что мое послание от 19/I–1918 г. заключало в себе анафематствование советской власти и призывало верующих сплотиться и организоваться в духовные союзы для отпора всяким покушениям на Церковь и политике советской власти в отношении Церкви».

1926 год – Скончался святитель Макарий (Парвицкий-Невский).

1960 год – На конференции советской общественности «За разоружение» в Московском Кремле выступил Святейший Патриарх Алексий I.

Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси
Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси
С высокой трибуны предстоятель Русской Православной Церкви произнес слова о гонениях. Их услышал мир.

Это была беспрецедентная мера. Свое выступление в Кремле патриарх «использовал для вынесения на суд общественности трагического положения Церкви».

Патриарх так начал свою речь: «Моими устами говорит с вами Русская Православная Церковь, объединяющая миллионы православных христиан — граждан нашего государства».

Далее патриарх говорил о роли и значении Церкви в истории Российского государства, ее вкладе в культуру страны, о выдающейся патриотической деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны и работе во благо мира на земле в последующие годы.

Закончил патриарх свою речь словами: «…Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его».

Несколько позже, в июле 1960 г., митрополит Николай (Ярушевич) так передал атмосферу зала после выступления патриарха: «А вы знаете, что произошло потом? Когда патриарх закончил читать речь, в зале раздались два-три жидких хлопка, а вслед за тем один за другим поднялись представители “общественности” и начали громить патриарха: “Вы хотите нас уверить, что вся русская культура создана Церковью, что мы ей всем обязаны, но это неправда...” Произошел целый скандал».

Русская Православная Церковь встретила новые гонения, имея большой опыт существования в советском государстве.

Беспрецедентное публичное заявление патриарха поставило точку в карьере Г. Г. Карпова. 21 февраля он был отправлен на пенсию, председателем Совета по делам Русской Православной Церкви стал В. А. Куроедов, партийный функционер, не имевший и сотой доли способностей своего предшественника.

С отставкой Карпова закончился особый период в истории государственно-церковных отношений, период, когда эти отношения были действительно отношениями государства и Православной Церкви, период, когда церковная политика определялась и направлялась действительно в интересах государства — безусловно, интересов государства 1940-х гг. и, безусловно, интересов конкретных лидеров советского государства того времени.

С 1960-х гг. начался новый этап в этой истории, когда характер отношений с религиозными организациями, с Русской Православной Церковью и верующими определялся исключительно идеологическими установками партии и правительства. Обновленному Совету по делам Русской Православной Церкви отводилась лишь роль инструмента для реализации и проведения этих установок в жизнь.

1963 год – По заказу Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» записаны Ростовские звоны.

Ростов Великий.
Ростов Великий.
Колокольный звон — ярчайшая страница нашей культуры. С глубокой древности он сопутствовал жизни народа, созывая на битву, оповещая о пожаре, мерно и торжественно провожая людей в последний путь, радостно приветствуя возвращение героев с поля брани. Кого только из русских композиторов не привлекало богатство колокольных звонов: Глинку, Мусоргского, Чайковского... На всю Россию славились ростовские колокола. Звон производился на три различных настроя по особым нотам, составленным Аристархом Израилевым. В 1884 году в Петербурге вышла его книга «Ростовские колокола и звоны». В ней исследователь воспроизводил нотную запись древних звонов. По чертежам Израилева были сделаны специальные камертоны. На Всемирной Парижской выставке эти камертоны и исполняемые на них Ростовские звоны были удостоены Гран-при и золотой медали. Есть такая русская пословица: “На Москве звонят, а в Вологде слышно”. Ан, выходит, что не только в Вологде, а и во всем мире услышали.

Вот только в родном нашем отечестве чуть было не утеряли секрета звонарного искусства. Считали, что после войны и звонарей-то в живых не осталось. Долгие годы и в Ростове даже стояла немота, языки колоколов были обвязаны тряпьем и притянуты к каменным столбам.

Вот почему 16 февраля 1963 г. — день особенный. После тридцати с лишним лет немоты заговорили ростовские колокола. Слава Богу, не все они на переплавку пошли. И звонари нашлись: старшему, А. С. Бутылину, — восьмой десяток. Остальные ненамного от него отстали. М. С. Урановский — потомственный звонарь, из монастырских. Н. Г. Королев тоже до революции звонил. Еще мальчишками забирались на звонницу П. А. Шумилин и В. М. Чушкин. Вместе с реставратором Ростовского кремля В. С. Баниге звонари проверили и наладили колокола, восстановили систему цимбален, припомнили, что и как. Дирижировать ростовским “оркестром” по предложению архитектора-реставратора П. Д. Барановского пригласили искусствоведа и музыканта с лагерным стажем Н. Н. Померанцева.

1989 год – Группа из пяти человек объявила о создании «Инициативного комитета по возрождению Украинской автокефальной Православной Церкви».

Председателем этого самообразовавшегося комитета стал клирик Рижской епархии Богдан Михайлечко, бывший настоятель Свято-Успенского храма г. Елгавы. Комитет предлагал православным христианам Украины «создать региональные комитеты по возрождению УАПЦ для последующего слития их во “Всеукраинскую православную раду”» — аналог «Всеукраинской православной церковной рады», которая выступила инициатором созыва так называемого «всеукраинского церковного собора» 1921 г. Комитет развернул широкую деятельность в движении за «автокефалию и национальное возрождение», охватывая все новые круги «передовой» интеллигенции и политизированного духовенства. Вскоре начали подаваться документы на регистрацию новообразованных общин УАПЦ, однако в то время государственная власть их регистрировать отказывалась.

архиепископ Клинский Лонгин
архиепископ Клинский Лонгин
1999 год
– Состоялось заседание Священного Синода.

Синод поручил архиепископу Клинскому Лонгину и протоиерею Павлу Недосекину, настоятелю Свято-Никольского собора в Брюсселе (Бельгия), доводить до сведения Евросоюза позицию Русской Православной Церкви по вопросам, имеющим отношение к моральной, юридической и мировоззренческой проблематике. Было решено принять приход во имя св. мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро в юрисдикцию Русской Православной Церкви в состав Аргентинской и Южноамериканской епархии.


14 / 02 / 2006






 версия для печати

Также в этом разделе:

Песнь благодарения о спасении царя

«Этот день был слишком страшен и слишком чудесен»

Косово: мученичество или самоубийство?

Из воспоминаний о Солженицыне: Первое издание «Архипелага ГУЛАГ» в России

Когда вопиют деревянные стены…

Царьград, который перестал царствовать. Часть 3

Царьград, который перестал царствовать. Часть 2

Царьград, который перестал царствовать. Часть 1

О русской Аляске

«Идол Франции сокрушился о грудь России»

Дорога к Великому океану

Мифы о Годуновых

Трансляция в формате RSS 2.0