Фольклор не относится к числу жанров популярных. Все слышали, что есть народная музыка, но мало кто представляет, какая она на самом деле, – пожалуй, такое знание сейчас доступно только специалистам. «Те, кому все же посчастливилось открыть это богатство, могут полностью переосмыслить свою жизнь», – считает известная певица, исполнительница русских песен и романсов Евгения Смольянинова. За более чем 25 лет жизни на концертной эстраде ее творчество развивалось, в репертуаре появлялись не только народные песни, но и городской романс, духовные стихи, собственные сочинения, необычные аранжировки. Но оставалась неизменной удивительно искренняя манера исполнения – именно так, не просто вживаясь в образ, а живя в нем, пели народные песни наши предки. Возможно, секрет в том, что Евгении Смольяниновой удалось пообщаться в юности в фольклорных экспедициях с носителями живой народной традиции. Память о них осталась на всю жизнь.
***
– Евгения, какой урок получили вы от общения с носителями живой народной культуры?
– Когда я слушала и Ольгу Федосеевну Сергееву, и других, я удивлялась тому, что некое великое знание дано простой крестьянской женщине. Все они поразили меня своей удивительной мудростью и цельностью. Как не похож был мир, в котором они живут, на наш! И мне захотелось прикоснуться к нему, узнать его – то есть научиться петь, как они.
– Есть ли сейчас такие певцы?
– Да, думаю, что еще есть, ведь ученые ездят в экспедиции и сейчас, собирают фольклор. Но другое дело, что я поехала в деревню уже после того, как «заболела» песней, услышав ее по радио. А сейчас уже немыслимо такое услышать в радиоэфире или телепередачах.
– Но ведь то же радио и телевидение явились во многом причиной того, что в деревнях перестали петь: люди слушали радиоприемник, приучались к современным песням, забывали свои, народные.
– Да, конечно, наша жизнь меняется. Но раньше все-таки было место в эфире для классики и народной музыки. Теперь же городскому жителю вообще не дают выбора, что слушать. И мы даже не знаем своей родной музыки, а это – как не знать собственной семьи, своих отца и мать. Проблема в том, что что-то настоящее, живое – а ведь именно в этом ценность народной песни – никогда не укладывается в формат. Профессиональная деятельность на эстраде, как правило, подчинена каким-то схемам – чтобы были определенные шаблоны, как частички мозаики. Хотят сконструировать нечто такое, чтобы все детали были пригнаны и из них складывалась картинка. Но народная песня – это какая-то «неправильная» деталь, которую нельзя упорядочить. Поэтому так часто вместо народных песен нам предлагают примитивные ее замены в «попсовой» обработке. Жаль, что профессионалы, знающие и понимающие, не пропагандируют песню; этим занимаются как раз те, кто не смыслит в народной культуре ничего, а ведь ее нельзя в одночасье постичь. Нужен богатый опыт слушания, нужно прочувствовать и научиться музыкально мыслить так, чтобы приблизиться к внутренней слуховой вокальной культуре. Не случайно у тех народов, которые сохранили национальное пение, крепкие корни.
– Что, кроме памяти о предках, может дать народная песня уму и сердцу?
– В народной музыке удивительно точные интонации, которые выражают разные душевные переживания, – нет ничего фальшивого. И вот мне в свое время очень захотелось уловить такую чистую интонацию, какую я слышала от бабушек в деревне. Ведь насколько человек может быть красив, когда он нелицемерен! И если узнаешь народную песню, то и самому стать таким захочется. Захочется найти путь к самому себе. Это как камертон: так звучит твой народ.
– И все же где можно услышать и узнать народную песню?
– Это сделать очень сложно. Но если поинтересоваться, то можно узнать, что до сих пор есть фольклорные центры. Для детей есть кружки народной песни, но выбирать их нужно очень тщательно, ведь педагог, который поет народную песню, должен быть и сам одаренным и духовным человеком.
То есть чтобы прикоснуться к родной культуре, надо самому поработать, поискать: есть же библиотеки, музеи, есть сайты в интернете.
Конечно, хорошо было бы, чтобы наши дети могли на соседней улице найти занятия, где бы им адекватно рассказали о русской традиционной культуре. Или чтобы в музыкальных школах была бы лучше развита работа на фольклорных отделениях. Но этого нет – а значит, мы должны сами пошевелиться и найти то, что нам важно, что важно для наших детей.
– Как вы познакомили своих детей с народной песней? Знают ли они и любят ли ее так же, как и вы?
– Конечно же, все начинается с колыбельных. Многие современные мамы ведь и не знают никаких колыбельных песен. Я своему сыну старалась все время петь – то, что я когда-то слышала в деревне в экспедициях. Мне кажется, что это помогает воспитать у ребенка хороший вкус, понимание какое-то подсознательное того, что есть хорошая музыка, а что только засоряет слух, мешает. Я надеюсь, что мне доведется дожить и до внуков, чтобы и им тоже петь.
– Может быть, и музеям, и архивам следует быть более открытыми? Ведь не каждый может туда попасть.
– У нас в архивах есть огромное количество записей народных исполнителей, самых разных. Но, действительно, они доступны только специалистам. А вот, например, в любом европейском музее сделано все для того, чтобы посетитель мог ближе познакомиться с экспозицией. Там берут детей в коляске с собой, так как для этого созданы условия, и они с младенчества видят свою культуру.
Так создается возможность воспитывать в себе механизмы творчества. Неважно, какую профессию выберет ребенок, когда вырастет. Будет ли он художником, бизнесменом или поваром, но развитое творческое мышление поможет самореализоваться в любой области и делать свое дело с любовью и увлечением.
Мне кажется, что нашим детям в современной школе и вузе как раз и не хватает творчества, и введение традиционной компоненты в образование помогло бы решить эту проблему.
Когда я бывала в странах Прибалтики, то обратила внимание: по радио звучат народные песни, и рядовые обыватели знают их и относятся к ним бережно. За столом народные песни поют все – от самых маленьких до самых старших. Маленькие народы умеют хранить свою культуру. Того же хочется и для нашего народа.
– Многие православные не интересуются народной песней еще и по причине ее языческого происхождения. Некоторые считают, что лишние душевные переживания развлекают и лучше петь и слушать даже вне храма более строгие по стилю и содержанию духовные песнопения. Что вы, как прихожанка храма, к тому же иногда поющая на клиросе, думаете по этому поводу?
– Я не обладаю духовной властью, чтобы говорить, какие действия приведут к спасению или, наоборот, к погибели. Да и, на мой взгляд, не может быть готовых рецептов: эту песню слушай, а эту – не слушай.
Человек должен на пустыню души своей пустить воды – все-таки постараться прочувствовать, узнать себя и тогда уже сделать свободный выбор.
Кто сказал, что Бог мне дал дар петь на клиросе? Все-таки мое – это народное пение, в этом мой дар и мое призвание, как мне кажется. И нужно с благодарностью принимать то, что тебе дано.
Даже до принятия христианства наши далекие предки знали, что не все равно, как ты будешь жить на земле, не все равно, что ты будешь делать, – все твои поступки имеют смысл и последствия. И это мудрое мироощущение и передает нам народная песня.
***
Евгения Смольянинова. Райская птичка | |
Евгения Смольянинова. В лунном сияньи | |
Евгения Смольянинова. Слово «мама» дорогое | Скачать (FLV файл. Продолжительность |
***
Евгению Смольянинову не часто можно услышать по телевидению и радио, зато она любит выступать «вживую» и часто гастролирует по всей России. Следующий концерт этой замечательной исполнительницы состоится 22 декабря в Московском Государственном театре эстрады. Здесь будет представлена новогодняя программа: русский романс, народные, духовные песни – и новый диск под названием «“Как у нашем у раю”. Утешительные песни для любителей русской жизни».