Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Интернет-журнал
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 

Расстрел Дома Советов

Время способствует осознанию событий - на расстоянии затухают страсти, кое-что вспоминается с досадой, стыдом. Последствия трагических событий октября 1993 года многим омыли взор, кто-то одумался, когда обнажилось сокрытое. Годовщина трагедии ко многому обязывает.

После кровавого расстрела Дома Советов группа московских интеллектуалов, устыдясь своей слабости (“нам очень хотелось быть добрыми, великодушными, терпимыми”),  так определила самое “грозное” в происходящем: “И “ведьмы”, а вернее - красно-коричневые оборотни, наглея от безнаказанности, оклеивали на глазах милиции стены своими ядовитыми листками, грозно оскорбляли народ, государство, его законных руководителей, сладострастно объясняя, как именно они будут всех нас вешать... Хватит говорить... Пора научиться действовать. Эти тупые негодяи уважают только силу. Так не пора ли ее продемонстрировать нашей юной... демократии?” Пушечной демонстрации и расстрелов сотен молодых людей оказалось недостаточно, требовали чего-то более радикального.

Впоследствии только у Юрия Давыдова хватило мужества признаться: “Мне не следовало пользоваться правом на глупость”. У авторов обращения проявлялась не только глупость. Самые известные из подписантов впоследствии не защищали свои расстрельные призывы (Белла Ахмадулина, Василь Быков, Даниил Гранин, Дмитрий Лихачев, Булат Окуджава, Виктор Астафьев). Но распространенность разного рода домыслов о трагедии 93 года вынуждают меня, как представителя так называемых красно-коричневых оборотней и тупых негодяев, рассказать кое-что из бывшего.

Прежде всего, уже не прилично говорить о попытке коммуно-фашистского переворота. Примерно 25 сентября 1993 года ко мне в Доме Советов обратился знакомый американский тележурналист: “Как вы могли оказаться среди экстремистов и фашистов?” Я спросил, где он видит таковых. Журналист показал на площадь перед Домом Советов. Мне пришлось указать на очевидные вещи. Что всегда и везде политические перевороты сопровождаются выплеском на улицы экстремизма. С той лишь разницей, что у нас не бьют витрин, не жгут автомобили, не избивают милицию, что, в обстоятельствах гораздо менее радикальных, уличная толпа делает всегда в “добропорядочной” Америке и Европе. И сегодня нужно признать объективное: вплоть до 3 октября при потоках лжи в средствах информации, полной блокаде с колючей проволокой (даже машины скорой помощи не пропускались), отключении всех средств жизнеобеспечения - в течение двухнедельной эскалации насилия тысячи защитников Дома Советов вели себя невиданно сдержанно. Далее я попросил журналиста указать мне хотя бы на одного депутата-экстремиста или фашиста. Или, хотя бы на одно экстремистское фашиствующее выступление депутатов, или такого рода постановление российского парламента. Ничего подобного американский журналист привести не мог, ибо депутаты в той ситуации проявили удивительную уравновешенность.

Итак, никаким фашизмом в депутатском корпусе не пахло. Другое дело, что происходящее у стен Белого Дома, как всегда в подобных обстоятельствах, было неуправляемо со стороны парламента. Откуда пришли и кому были выгодны Боркашевские отряды с фашистской символикой, марширующие у американского посольства и перед зарубежными телекамерами? Большевистские вопли ампиловской агитбригады были выгодны не депутатам. Как президентской пропаганде без таких провокаторов удалось бы убедить мир в коммуно-фашистском путче?

Конечно, у депутатов было много ошибок, слабости, глупостей. Но где и когда в радикальной ситуации, в которую вогнал страну указ № 1400, было иначе? Да, решение об одновременных досрочных выборах президента и парламента нужно было принять в первый же день заседания Съезда (как настаивал я и Олег Румянцев), а не через неделю, когда уже об этом никто не узнал, ибо информационная блокада была уже полная. (Гайдар в очередную годовщину лгал на страницах “НГ”: депутатов пришлось разогнать потому, что они не соглашались на одновременные выборы.)

Да, руководители Съезда проявили отсутствие политической и государственной мудрости. Примерно 27 сентября я принес руководству Верховного Совета проект постановления Съезда, в котором предлагалась (как я убежден и поныне) одна из возможных моделей мирного урегулирования конфликта властей. Я предлагал решением Съезда сформировать Конституционную Ассамблею, состоящую поровну из народных депутатов РФ и руководителей субъектов Федерации. Задача такого рода экстраординарного органа (а ситуация требовала неординарных решений): разработать и принять конституционные законы об одновременных выборах президента и парламента. Роль верхней палаты Конституционной Ассамблеи мог бы выполнить Конституционный Суд, который должен был бы охранять процесс глобального переустройства государственного механизма от конституционных провалов, внезаконных попыток.

Хасбулатов сжег мой проект на свече (другого источника освещения не было) и дружески посоветовал никому об этом не говорить, так как мы уже имеем одних узурпаторов, а эта затея превращает в узурпаторов и региональных руководителей. На мой вопрос: “Отцы-командиры, что прикажете делать?” - я получил ответ: не рыпаться и ждать. Дождались известно чего. Хасбулатов и Руцкой мало соответствовали роковой роли и безвольно отдавались революционной стихии, которая умело направлялась профессиональными провокаторами. Вспомним: сначала был двухнедельный концлагерь, устроенный президентской властью парламенту страны, а только затем возгласы Руцкого о захвате Останкина - вслед уже бросившейся туда толпе.

Как рассказывал впоследствии руководитель группы «Альфа», Ельцин приказал расстрелять в Доме Советов всех. Многие из штурмовых отрядов, сформированных из армейских выродков, спецслужб, а также частных охранных фирм, при первом запахе крови мгновенно расчеловечились и устроили кровавую бойню. В Доме Советов, подвалах, на стадионе и в окрестностях были изувечены и расстреляны более тысячи людей, среди которых большинство молодежи. В особенности отрывались анонимные профессионалы, как впоследствии писали газеты - «снайперы Коржакова». Только «Альфа», вопреки высочайшим приказам, спасла от расправы многих, в том числе и всех депутатов. Со стороны Дома Советов не было ни одного выстрела, которым кто-либо был ранен или убит.

Все ошибки белодомовцев, все провокации вокруг не оправдывают кровавую расправу. Через два дня после расстрела я имел возможность спросить советника президента Сергея Станкевича: “Без споров - кто виноват, кто прав, что законно или нет, - зачем же танками, зачем столько крови, если своих целей вы могли достичь менее жестокими средствами?” Ответ я получил искренний: “Это - акция устрашения для сохранения порядка и единства России, ибо теперь никто и пикнуть не посмеет, особенно руководители регионов”. Авторы письма группы интеллигенции и требовали от президента перманентного устрашения, называя это демократией. И доныне одни из них заклинают, что благодаря кровавой расправе над политическими оппонентами “шаг к демократии мы сделали”, другие же убеждены, что тогда поступили правильно, хотя и признают, что ни к какой демократии это не привело. И никаких тебе мальчиков кровавых в глазах - все та же классовая ненависть застит взор!

Настало время отбросить идеологические ярлыки, реально наименовать противостоящие силы и определить происшедшее. Государственный переворот организовывали и поддерживали: столичная правящая номенклатура; структуры торгового и финансового капитала, связанные коррупцией с чиновничеством, их охранные отряды; криминальные структуры и их боевики; столичная радикал-либеральная интеллигенция, идеологически обрабатывающая общество; зарубежный фактор - одобрение действий Ельцина и помощь ему со стороны западных политических лидеров, общественности, финансовых кругов, проельцинская пропаганда западных средств информации, участие зарубежных вооруженных групп (которых официальная пропаганда называла “снайперами Руцкого”). Здесь объединились те, кого устраивало сохранение режима, предоставляющего невиданные возможности для обогащения и политического покровительства хищений общенациональной собственности. Многих побуждала к действиям боязнь правосудия.

По другую сторону баррикад, в Доме Советов, были представлены следующие социальные и политические группы. Большинство депутатов выражало интересы производственного управленческого корпуса, то есть производственного капитала, который по своей природе ориентирован на государственное самосохранение. Была там и часть номенклатуры, по разным причинам отброшенная от распределения власти и богатств. Среди депутатов было небольшое количество патриотов-государственников, своего рода идеалистов - носителей государственной идеи. Но они были разобщены, не имели поддержки в обществе, ибо национальная идеология была недоступна широкой общественности и дискредитирована средствами информации. Всех объединяло стремление противостоять разгулу беззакония, развалу и расхищению страны, защитить попранные жизненные интересы. Большой разброс позиций был причиной аморфности в решениях Съезда и руководства Дома Советов, неспособности к оперативным действиям, адекватным ситуации.

Вокруг Дома Советов собралось разношерстное общество: обездоленные, деклассированные и обозленные слои, большей частью не объединенные никакими политическими организациями; коммунистические организации различных оттенков, стремящиеся к восстановлению коммунистического Советского Союза; малочисленные патриотические организации и многочисленные патриотически-настроенные граждане, защищающие Дом Советов не потому, что он олицетворял их позицию, а как рубеж сопротивления антинациональной и антиобщественной политике. Помимо этого там было множество провокационных групп. Все вместе представляло пеструю  толпу, своими лозунгами и действиями не внушающую доверия равнодушному обывателю.

До кровавой развязки большая часть общества была нейтральной. Также стремились быть нейтральными региональные политические элиты, армия и силовые структуры. Инициативы Патриархии об умиротворении сторон президентская сторона использовала для идеологической завесы готовящейся расправы. Полной блокадой Дома Советов, оголтелой информационной пропагандой, чередой кровавых провокаций сторонникам президента удалось внушить обществу миф о многочисленных вооруженных коммуно-фашистских отрядах в Белом Доме, являющих угрозу общественной безопасности. В результате с огромными усилиями Ельцину удалось вынудить армию совершить расстрел законного парламента, - невиданная в цивилизованной стране акция. Вновь вспомним, что со стороны осажденных почти не раздавалось выстрелов.

Главный из всего этого вывод недоступен авторам обращения. Нормально, что в обществе ведется политическая борьба и даже конфронтация. Нормально, что все мы придерживаемся различных политических взглядов. Патология начинается в тот момент, когда ради своих целей вожди превращаются в палачей. Еще более патологично, когда люди, называющие себя интеллигенцией, пытаются всех убедить, что альтернативы кровавому разгрому быть не могло. Выбор был и в те дни, он был совершен со всей определенностью: большинство сегодняшних реалий, которые так не нравятся и демократам-обращенцам, являются роковым следствием кровавой акции насилия. Если демократией называть расстрел безусых юношей на стадионе, тогда что такое фашизм? До сего дня русская либеральная интеллигенция, презиравшая Лескова, не подававшая руки Достоевскому, подарившая России три революции, - остается верна своей исторической безответственности перед судьбой России.

Виктор Аксючиц

29 сентября 2003 года





Код для блогов / сайтов
Посмотреть анонс
Разместить анонс
Добавить ссылку
Печать
Версия для печати
RSS
RSS-потоки портала Православие.Ru
Расстрел Дома СоветовВиктор АксючицРасстрел Дома СоветовЕсли демократией называть расстрел безусых юношей на стадионе, тогда что такое фашизм? До сего дня русская либеральная интеллигенция, презиравшая Лескова, не подававшая руки Достоевскому, подарившая России три революции, - остается верна своей исторической безответственности перед судьбой России.

Другие статьи автора

«Когда помутилось сердце человеческое».О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 3
Достоевский показывает неразрушимость метафизических основ души человека. Даже после величайшего преступления искра Божия сохраняется в человеке, он может воскреснуть. И после самого низкого падения у человека остается обязанность подняться. История Раскольникова напоминает нам, что и смертный грех искупим для покаявшегося и обращающегося ко Христу.
«Когда помутилось сердце человеческое».О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 2
Достоевский вскрывает закономерности развития такого духовного заболевания, как идеомания. Болезнь начинается с гипертрофированной рационализации жизни и эгоистического своеволия. Затем, по законам саморазрушения, одержимый слепо подчиняется внешним силам, превращается в бессознательное, лишенное индивидуальной воли существо. Идеологическое заболевание есть сон сознания и совести, своего рода сомнамбулизм: в этом состоянии человек не ведает, что творит.
«Когда помутилось сердце человеческое». О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 1
Раскольников, главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание», оказывается выпавшим из органичного жизненного уклада. У него оборваны связи с тем, что Достоевский называет землею, почвой. Новой же почвы герой обрести не смог: оказавшись за пределами традиционной культуры, душа его не смогла привиться к чуждой искусственной цивилизации Петербурга, которая, по Достоевскому, противостоит органике земли.
On the Rehabilitation of Tsar Nicholas II and His Family
On 1 October 2008, the Presidium of the Supreme Court of Russia did grant judicial rehabilitation to Emperor Nicholas II and his immediate family. This article was written before that decision. No other names, other than the Emperor and his immediate family, were mentioned in the decision.
Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 5
Православное русское отношение к бытию более соответствует христианскому благовестию. Это более честная и принципиальная христианская позиция, признающая, что в каждое мгновение жизни происходит выбор между Богом и диаволом. Западный ум формирует обширную сферу десакрализированного существования, где не существует окончательного разделения между добром и злом. Буферная сфера распространяется и на небо: чистилище продлевает состояния неопределенности между светом и тьмой.
Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 4
Если сущность живописи Феофана – это философия Пантократора, то основа медитации Рублева – философия Спаса. По сути, это идеал Богочеловека, снимающий противоположенность неба и земли, духа и плоти, о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить который в искусстве, пожалуй, с наибольшей полнотой удалось только великому русскому иконописцу. Такого Христа не знает византийское искусство. Его по праву можно считать порождением русского национального сознания.
Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 3
Характерно, что первыми в новокрещеной Руси были канонизированы святые страстотерпцы Борис и Глеб. Несмотря на то, что кровавая междоусобица была тогда в порядке вещей, коварное убийство произвело сильнейшее воздействие на русское общество непротивлением смерти, поэтому почитание князей возникло сразу после их гибели в 1015 году. Молодой христианский народ преклонился перед явлением евангельского идеала: добровольно принятым страданием и смертью в подражание Христу.
Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 2
Обретенные духовные ценности глубоко переживались, передавались от поколения к поколению носителями духовной энергии – православными подвижниками, но слабо выражались вербально. Какое-то время русскому человеку достаточно было радостно переживать новый духовный космос. Многие смыслы, которые имели в византийской культуре абстрактное богословское выражение, переживались русским человеком экзистенциально и персоналистично.
Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 1
Духовная жажда принудила русских обратить взор на православную религию: с одной стороны, новая вера и культура не требовали радикального разрушения традиционного порядка жизни, то есть изначально были глубинно родственны; с другой – новая вера задавала идеалы, которых уже взыскует народная душа. Историки открывают все более фактов близости ранней русской религиозности христианству.
О реабилитации императора Николая II и его семьи
Решение Президиума Верховного суда России о реабилитации императора Николая II и его семьи является историческим. Однако все же его можно считать лишь частичным, так как необходима реабилитация всех убитых и репрессированных по «царскому» делу: вместе с семьей бывшего императора репрессиям подверглись ни в чем не повинные люди из числа слуг, – люди, добровольно последовавшие за семьей в ссылку, оказывавшие помощь свергнутому царю и имевшие какие-либо контакты с царской семьей. По существу, эти люди избрали путь подвижничества и смерти.
Из воспоминаний о Солженицыне: Первое издание «Архипелага ГУЛАГ» в России
Зарождавшееся в стране во второй половине 1980-х годов общественное мнение вынудило секретариат ЦК КПСС дать официальное согласие на издание книг Солженицына, хотя неофициально власти применяли меры, чтобы этого не произошло: все типографии отказывались принимать заказ на издание «Архипелага ГУЛАГ» после анонимных звонков «сверху», и только на окраине советской империи, в Литве, удалось отпечатать тысяч сорок экземпляров.
Горизонты Александра Солженицына
В ночь с воскресенья на понедельник, на 90-м году жизни скончался выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской и Государственной премий Александр Солженицын. Отпевание и похороны почившего состоятся в среду, 6 августа, в московском Донском монастыре.
От фобий к реальности
У православной общественности есть все основания в защите интересов Церкви перейти от невнятных оправданий перед либерал-радикальным и атеистическим напором к активным требованиям и действиям от имени абсолютного большинства населения страны с позиций тысячелетних отечественных традиций – русской православной цивилизации.
Русский характер. Статья 10: О мужском и женском
Мужское начало преобладало в русской душе, без этого невозможно было бы защититься от бесконечных нашествий, освоить безбрежные просторы, создать огромное государство и великую культуру. Но доминирование его не было чрезмерным, поэтому русский народ не стремился к завоеваниям и не угнетал присоединенные народы. Возвышение мужского начала было нестабильным, иногда женская стихия перехлестывала, и русская жизнь погружалась в состояние безвольности, рассредоточенности, неупорядоченности, что заканчивалось распадом и русским бунтом.
Русский характер. Статья 9: Характер нравственности
На Руси высшим носителем идеала является святой, то есть живой человек. В западноевропейской цивилизации общественные ценности диктуют облик человека, его образ жизни и поведения. Поэтому Европа больше нуждалась в наращивании традиций права и государственных институтов, которые позволяли сковывать демонический хаос и агрессию в человеке. Попрание общественных институтов приводили в Европе к невиданным для Руси-России массовым злодеяниям.
Русский характер. Статья 8: Русский антиномизм
Западная культура есть культура середины. Социально она покоится на среднем сословии; психологически – на душевном состоянии середины. Ее добродетели – самообладание, воспитанность, деловитость, избежание эксцессов. Россия всему этому полная противоположность. Основной же душевный настрой русского человека определяется не умеренностью, а стремлением к крайностям.

Далее...