Отсутствие серединного измерения,
стабильной укорененности в мирской обыденности,
свойственной европейским народам, не исключает глубоких
мистических отношений русского человека с землей и
природой. Свою страну русский человек именует
Русской землей. «Из духа земли вырастает
душа народа. Этот дух определяет его постоянные
национальные качества. В бесконечно широких,
беспредельных равнинах человек особенно ощущает свою
малость, свою затерянность. Величаво и спокойно взирает
не него вечность, увлекая его от земли» (В.
Шубарт). Русский деятельный и созерцательный дух
воспитался на суровой земле. «Природа является
колыбелью, мастерской, смертным ложем народа;
пространство же есть судьба и его воспитатель,
преддверие его творческого духа, его окно к Богу»
(И.А. Ильин). Русская культура пронизана своего рода
поэтическим отношением к земле, природе; может быть,
поэтому схожи русские слова «стихи» и
«стихия». Образ матери сырой земли в
разных формах отражался в русской культуре. «Не
только земля, но и огонь, вода, небо – другие
“стихии” средневековой космологии –
играли роль важных символов для русского воображения, и
даже сейчас русский язык сохраняет много обертонов,
связанных с мифологией земли, которые были утрачены
более изощренными европейскими языками» (Д.Х.
Биллингтон).
Земные пространства изначально во многом определяли
жизненное устройство русского народа. «У наших
славянских предков (кроме полян) община была
территориальной. Славянские племена и назывались по местам
обитания, а не по имени предка, как, например, у
германцев. В русской общине кто поселялся, и даже бывший
раб, не считался чужим, мог включаться в общину и жениться
тут. Не было закрытости рода-племени, лишь единство
“родной земли”. Мало этого, славянские
племенные союзы IX века были государства, построенные
снизу вверх» (А.И. Солженицын).
Глубокий и стойкий дух способен на метафизическое
отношение к природе, от гармоничного общения с которой он
обогащается. Новоевропейский человек «взирает на мир
как на хаос, который он должен – сначала еще по воле
Бога, а потом самовольно – укротить и
оформить… Так мир утрачивает свое единство, уступая
силам разделения… Русский с его живым чувством
Вселенной, постоянно влекомый к бесконечному при виде
своих бескрайних степей, никогда не будет созвучен
прометеевской культуре, проникнутой “точечным
чувством” и направленной на автономию человеческой
особи или, что одно и то же, на сокрушение богов»
(В. Шубарт).
Не будучи всецело привязанным к мирскому, русский человек
рачительно относился к земле, не выколачивал из нее
очередные продукты для новых потребностей. Характер
хозяйственной жизни не был хищническим, потребительским,
не стимулировал ограбление завоеванных территорий и не
перемалывал природные ресурсы. Аскетичный народ не
приспосабливал агрессивно к себе окружающую среду, а
сохранял ее и приспосабливался к ней. Европеец –
завоеватель, покоритель, навязывающий свой образ жизни
народам, стремящийся господствовать над природой. Русский
– осваиватель, преобразователь, органично
встраивающий свое жилище в природные ландшафты и ритмы
космоса. Отсюда бережное отношение к природе, открытость
ее таинственности и красоте. В России не могло родиться
представление о том, что человек, как и всякое живое
существо, – автомат (Декарт), а природа – это
машина (Ламетри). К мирозданию русские люди относились не
как к бездушной среде обитания, а как к живому организму,
в природе ценили ее прекрасную душу.
Для русского народа природа является не чуждой холодной
натурой, а тем, что при родовом, при-роде,
едино-при-родно, родное и близкое; и поэтому на-род и
подответственная ему при-рода – связаны
экзистенциально. «Русская душа с раннего детства
чует судьбоносность, властность, насыщенность,
значительность и суровость своей природы; ее красоту, ее
величие, ее страшность; и, воспринимая все это, русская
душа никогда не верила и никогда не поверит в случайность,
механичность, бессмысленность своей русской природы, а
потому и природы вообще. Русский человек связан со своей
природой на жизнь и на смерть – и в половодье, и в
засухе, и в грозе, и в степи, и в лесу, и в солончаке, и в
горном ущелье, и в полноводных, стремнинных реках, и в
осеннем проливе, и в снежном заносе, и в лютом морозе. И
связанный так, он созерцает природу как таинство Божие,
как живую силу Божию, как Божие задание, данное человеку,
как Божию кару и Божий гнев, как Божий дар и Божию
милость» (И.А. Ильин). Ощущающий себя странником и
пришельцем в этом мире, русский человек тем не менее
соединен мистическими корнями с природой, землей, а через
нее – с космосом и с неисповедимыми глубинами бытия,
жаждущего преображения. Поэтому «безмерность для
русского человека есть живая конкретная данность, его
объект, его исходный пункт, его задача. Но в безмерности
этой дремлет, дышит и “шевелится” глухой
сновидческий хаос: хаос природы, хаос пустыни и степи,
хаос страсти и ее видений. “Тьма” над
“бездною”, но “Дух Божий носился над
водою” (Быт. 1: 2,), и русская душа борется за этот
Дух и взыскует преображения. Кто прозревает это, тот
владеет ключом к сокровищнице русского искусства»
(И.А. Ильин).
Восприятие мироздания любвеобильно в безмерности и
конкретности, душа русского человека распахнута и шири
небесной, и каждой былинке:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить.
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
(А.К. Толстой)
Николай Бердяев описывал своего рода геополитической
психологию русского народа: «Огромность России
есть ее метафизическое свойство, а не только свойство ее
эмпирической истории. Великая русская духовная культура
может быть свойственна только огромной стране, огромному
народу. Великая русская литература могла возникнуть лишь у
многочисленного народа, живущего на огромной земле…
Материальная география народа есть лишь символическое
отображение его духовной географии, географии души
народа». Это не исключает того, что «русское
пространство и русская земля оказали большое влияние на
душу русского народа: недифференцированность и
экстенсивность, свобода и дионисизм… В душе
западных народов нет шири, необъятности, избыточной
свободы, она слишком дифференцирована, сдавлена, повсюду
натыкается на границы и пределы… Равнинность России
и необъятность ее пространств есть внутреннее измерение
души русского народа… в ней бесконечные
пространства, бесконечная ширь, отсутствие границ и
разделений, и ей раскрываются бесконечные горизонты,
бесконечная даль… Русский человек безмерно
свободнее духом, свободнее в жизни, свободнее в
религиозной жизни, он менее связан формой, организацией,
правом и порядком… Эта свобода духа для русского
человека изначальна – бытийственная
дисциплина… У русских – иное чувство земли и
самая земля иная, чем у Запада. Русским чужда мистика расы
и крови, но очень близка мистика земли» (Н.А.
Бердяев).
Знаменитая широта русской души соответствует необозримым
российским пространствам: «Действовал своеобразный
пространственный императив, открывавший “за далью
даль”. Ширь русской земли, считал Федоров, рождала
характеры предприимчивые, предназначенные для
географического и космического подвига» (А.В.
Гулыга). Но русский человек широк душой не только из-за
русских просторов. Во многом и наоборот: русская нация
приобрела обширные пространства в силу изначальной широты
души (раздольный мир дан человеку для свободы). Безмерные
устремления русского человека подвигали его к освоению
безбрежных земных просторов. Открытия новых земель
являлись следствием неких душевных перемен и духовных
потребностей в русском человеке. Осваиваемые просторы
воспитывали определенные качества у народа.
«Русскому предназначено судьбою жить в суровой
среде. Безжалостно требует от него приспособления природа:
укорачивает лето, затягивает зиму, печалит осенью,
соблазняет весной. Она дарует простор, но наполняет его
ветром, дождем и снегом. Она дарует равнину, но жизнь на
этой равнине тяжела и сурова. Она дарует прекрасные реки,
но борьбу за их устье превращает в тяжелую историческую
задачу. Она дает выход в южные степи, но приводит оттуда
грабителей – кочевые народы. Она сулит плодородные
земли в засушливых областях и одаривает лесным богатством
на болотах и топях. Закалка для русского является
жизненной необходимостью, изнеженности он не ведает.
Природа требует от него выносливости без меры,
предписывает ему его житейскую мудрость во многих
отношениях и за любой бытийный шаг заставляет
расплачиваться тяжким трудом и лишениями» (И.А.
Ильин).
Русский человек, любовно обустраивая свою землю, органично
формировал себя. «Склонность к созерцанию
– эту потребность конкретно, пластично и живо
представлять предмет, тем самым придавая ему форму и
индивидуализируя его, – русский получил от своей
природы и от своего пространства. Столетиями видел он
перед собой простирающиеся в ширь дали, манящие равнины,
хотя и бесконечные, но все же дающие надежду придать им
форму. Глаз упирается в неизмеримое и не может насытиться
им. Облака, как горы, громоздятся на горизонте и
разряжаются величественной грозой. Зима и мороз, снег и
лед создают у него прекраснейшие видения. Северное сияние
играет для него свои воздушные симфонии. Суля смутные
обещания, говорят с ним далекие горы. Словно великолепные
пути, текут для него его реки. Для него скрывают моря свои
глубокие тайны. Ему поют благоуханные цветы и шепчут леса
о житейском счастье и мудрости. Свободное
созерцание русскому дано от природы» (И.А.
Ильин).
Родная суровая природа отзывалась в душе русского человека
широчайшей гаммой чувств и качеств.
«Вчувствование стало для русского
необходимостью и даром, судьбой и радостью. На протяжении
столетий жил он в колеблющемся ритме: горение или покой,
сосредоточенность или расслабленность, стремительность или
сонливость, ликующий или сумеречный, страстный или
равнодушный, “радостный до небес – до смерти
печальный”… но то, что в этом же темпераменте
остается дремотным и сокрытым – в покое и
расслабленности, равнодушии и лености, – позже
пробуждается в нем, шумно и страстно ликует. Это подобно
пламени, которое погасло до поры ослабленной собранности и
дремотной интенсивности, которые можно обнаружить в сиянии
глаз, в улыбке, в песне и в танце… Диапазон
настроений и колебания даны ему от природы… Надо
непосредственно пережить все эти бушующие снежные вьюги,
эти впечатляющие весенние разливы, эти мощные ледоходы,
эти сжигающие засухи, эти полярные морозы, когда
выплеснутая из стакана вода падает на землю кусками льда,
эти раскатистые разряды молний, чтобы понять, что русский
все это воспринимает страстно и радуется могуществу
мировой стихии. Он не знает страха перед природой, пусть
даже она ужасающе неистова и грозна: он сочувствует ей, он
следует за ней, он причастен к ее темпераменту и ее
ритмам. Он наслаждается пространством, легким, быстрым,
напористым движением, ледоходом, лесною чащею,
оглушительными грозами. Но он упивается не столько
“беспорядком” или “разрушением”
как таковыми, о чем безумно твердят некоторые в Западной
Европе, сколько интенсивностью бытия, мощью и красотой
природных явлений, непосредственной близостью ее стихий,
вчувствованием в Божественную сущность мира, созерцанием
хаоса, вглядыванием в первооснову и бездну бытия,
откровением Бога в нем. И даже более того: в хаосе он
ощущает зов из космоса; в разладе он предчувствует
возникающую гармонию и будущую симфонию; мрачная бездна
позволяет ему увидеть Божественный свет; в безмерном и в
бесконечном ищет он закон и форму. Вот почему хаос природы
является для него не беспорядком, не распадом или гибелью,
а, напротив, предвестием, первой ступенью к более высокому
пониманию, приближением к откровению: угрожает ли бездна
поглотить его – он обращает свой взор ввысь, как бы
молится и заклинает стихию раскрыть ему свой истинный
облик» (И.А. Ильин). Из переживаний природы и
воззрений на нее, убежден Иван Ильин, и «взялась эта
русская тяга к полному достижению цели, мечта о последнем
и конечном, желание заглянуть в необозримую даль,
способность не страшиться смерти».
Население России жизнью своей было привязано к земле
– ее просторам, ритмам, красоте, жестким условиям.
Поэтому «характер русского народа – характер
крестьянский. Черты этого характера – это доверчивое
смирение с судьбой, сострадательность, готовность помогать
другим, делясь своим насущным. Это – и способность к
самоотвержению и самопожертвованию; готовность к
самоосуждению и публичному раскаянию; преувеличение своих
слабостей и ошибок; легкость умирания и эпическое
спокойствие в принятии смерти; довольство умеренным
достатком и непогоня за богатством. “Кто малым не
доволен, тот большого не достоин”» (А.И.
Солженицын).
2010-05-11 15:56Елена: Замечательный текст. От сознания, что есть люди понимающие твою боль и душу, жизнь становится осмысленней. Есть надежда, что не все потеряно. Спасибо!
2009-02-20 17:22мария: Прекрасное описаание русской души!Здесь я нашла все то , что есть в моей душе,я знаю теперь - кто я есть Русский человек!Спасибо за статью.
2009-02-20 17:22николай бычков: но сечас то деревни в костромской области вымирают.с одной стороны очистились от колхозников.а сдругой верующие люди их заселять не будут.т.к.они городские и современные.я желал чтобы ко мне приезжали и ремонтировали храм но понял что это мечта.
2009-02-20 17:22Андрей: Как близко и знакомо. Строчки пронизывают до самой глубины души, русской души...
Добавить нечего, всё, что может быть сказано о русском человеке и его характере - сказано в этой статье.
Земной Вам поклон, Виктор!
Храни Вас Бог!
2009-02-20 17:22Анастасия: Красиво. Автор сделал из русского человека ангела во плоти! Только ответьте на вопрос - почему такой замечательный крестьянский, созерцающий, душой связанный с землей народ так похабно с ней обращается? (Примеры, думаю, здесь ни к чему..)
2009-02-20 17:22Патриот: Статья, как и все тому подобные размышления о "Дер-р-р-жаве", "Великой России" и т.п. отбрасывают нас назад. Если цивилизованные люди живут не как мы, на них надо равняться. Все не могут жить неправильно!
2009-02-20 17:22eлена: Превосходно написано... коментарии просто излишни...
2009-02-20 17:22Vlad aus Hamburg: Спасибо уважаемому Виктору (хотелось бы по-отчеству) Аксючицу. В моментах цитирования Ильина, я просто растворился.
«Когда помутилось сердце человеческое».О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 3 Достоевский показывает неразрушимость метафизических основ души человека. Даже после величайшего преступления искра Божия сохраняется в человеке, он может воскреснуть. И после самого низкого падения у человека остается обязанность подняться. История Раскольникова напоминает нам, что и смертный грех искупим для покаявшегося и обращающегося ко Христу.
«Когда помутилось сердце человеческое».О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 2 Достоевский вскрывает закономерности развития такого духовного заболевания, как идеомания. Болезнь начинается с гипертрофированной рационализации жизни и эгоистического своеволия. Затем, по законам саморазрушения, одержимый слепо подчиняется внешним силам, превращается в бессознательное, лишенное индивидуальной воли существо. Идеологическое заболевание есть сон сознания и совести, своего рода сомнамбулизм: в этом состоянии человек не ведает, что творит.
«Когда помутилось сердце человеческое». О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 1 Раскольников, главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание», оказывается выпавшим из органичного жизненного уклада. У него оборваны связи с тем, что Достоевский называет землею, почвой. Новой же почвы герой обрести не смог: оказавшись за пределами традиционной культуры, душа его не смогла привиться к чуждой искусственной цивилизации Петербурга, которая, по Достоевскому, противостоит органике земли.
On the Rehabilitation of Tsar Nicholas II and His Family On 1 October 2008, the Presidium of the Supreme Court of Russia did grant judicial rehabilitation to Emperor Nicholas II and his immediate family. This article was written before that decision. No other names, other than the Emperor and his immediate family, were mentioned in the decision.
Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 5 Православное русское отношение к бытию более соответствует христианскому благовестию. Это более честная и принципиальная христианская позиция, признающая, что в каждое мгновение жизни происходит выбор между Богом и диаволом. Западный ум формирует обширную сферу десакрализированного существования, где не существует окончательного разделения между добром и злом. Буферная сфера распространяется и на небо: чистилище продлевает состояния неопределенности между светом и тьмой.
Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 4 Если сущность живописи Феофана – это философия Пантократора, то основа медитации Рублева – философия Спаса. По сути, это идеал Богочеловека, снимающий противоположенность неба и земли, духа и плоти, о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить который в искусстве, пожалуй, с наибольшей полнотой удалось только великому русскому иконописцу. Такого Христа не знает византийское искусство. Его по праву можно считать порождением русского национального сознания.
Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 3 Характерно, что первыми в новокрещеной Руси были канонизированы святые страстотерпцы Борис и Глеб. Несмотря на то, что кровавая междоусобица была тогда в порядке вещей, коварное убийство произвело сильнейшее воздействие на русское общество непротивлением смерти, поэтому почитание князей возникло сразу после их гибели в 1015 году. Молодой христианский народ преклонился перед явлением евангельского идеала: добровольно принятым страданием и смертью в подражание Христу.
Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 2 Обретенные духовные ценности глубоко переживались, передавались от поколения к поколению носителями духовной энергии – православными подвижниками, но слабо выражались вербально. Какое-то время русскому человеку достаточно было радостно переживать новый духовный космос. Многие смыслы, которые имели в византийской культуре абстрактное богословское выражение, переживались русским человеком экзистенциально и персоналистично.
Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 1 Духовная жажда принудила русских обратить взор на православную религию: с одной стороны, новая вера и культура не требовали радикального разрушения традиционного порядка жизни, то есть изначально были глубинно родственны; с другой – новая вера задавала идеалы, которых уже взыскует народная душа. Историки открывают все более фактов близости ранней русской религиозности христианству.
О реабилитации императора Николая II и его семьи Решение Президиума Верховного суда России о реабилитации императора Николая II и его семьи является историческим. Однако все же его можно считать лишь частичным, так как необходима реабилитация всех убитых и репрессированных по «царскому» делу: вместе с семьей бывшего императора репрессиям подверглись ни в чем не повинные люди из числа слуг, – люди, добровольно последовавшие за семьей в ссылку, оказывавшие помощь свергнутому царю и имевшие какие-либо контакты с царской семьей. По существу, эти люди избрали путь подвижничества и смерти.
Из воспоминаний о Солженицыне: Первое издание «Архипелага ГУЛАГ» в России Зарождавшееся в стране во второй половине 1980-х годов общественное мнение вынудило секретариат ЦК КПСС дать официальное согласие на издание книг Солженицына, хотя неофициально власти применяли меры, чтобы этого не произошло: все типографии отказывались принимать заказ на издание «Архипелага ГУЛАГ» после анонимных звонков «сверху», и только на окраине советской империи, в Литве, удалось отпечатать тысяч сорок экземпляров.
Горизонты Александра Солженицына В ночь с воскресенья на понедельник, на 90-м году жизни скончался выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской и Государственной премий Александр Солженицын. Отпевание и похороны почившего состоятся в среду, 6 августа, в московском Донском монастыре.
От фобий к реальности У православной общественности есть все основания в защите интересов Церкви перейти от невнятных оправданий перед либерал-радикальным и атеистическим напором к активным требованиям и действиям от имени абсолютного большинства населения страны с позиций тысячелетних отечественных традиций – русской православной цивилизации.
Русский характер. Статья 10: О мужском и женском Мужское начало преобладало в русской душе, без этого невозможно было бы защититься от бесконечных нашествий, освоить безбрежные просторы, создать огромное государство и великую культуру. Но доминирование его не было чрезмерным, поэтому русский народ не стремился к завоеваниям и не угнетал присоединенные народы. Возвышение мужского начала было нестабильным, иногда женская стихия перехлестывала, и русская жизнь погружалась в состояние безвольности, рассредоточенности, неупорядоченности, что заканчивалось распадом и русским бунтом.
Русский характер. Статья 9: Характер нравственности На Руси высшим носителем идеала является святой, то есть живой человек. В западноевропейской цивилизации общественные ценности диктуют облик человека, его образ жизни и поведения. Поэтому Европа больше нуждалась в наращивании традиций права и государственных институтов, которые позволяли сковывать демонический хаос и агрессию в человеке. Попрание общественных институтов приводили в Европе к невиданным для Руси-России массовым злодеяниям.
Русский характер. Статья 8: Русский антиномизм Западная культура есть культура середины. Социально она покоится на среднем сословии; психологически – на душевном состоянии середины. Ее добродетели – самообладание, воспитанность, деловитость, избежание эксцессов. Россия всему этому полная противоположность. Основной же душевный настрой русского человека определяется не умеренностью, а стремлением к крайностям.