Слово святителя Тихона, произнесенное в 17-ю неделю по Пятидесятнице, к сербам в Джаксонской церквиСлово святителя Тихона (бывшего тогда епископом Алеутским и Аляскинским), произнесенное в 17-ю неделю по Пятидесятнице, к сербам в Джаксонской церкви
Не бывайте удобь преложни ко иному ярму Такими словами начинается нынешнее апостольское чтение, и на них-то и хочу я остановить ваше внимание, возлюбленные братья. Святой апостол Павел писал некогда Коринфским христианам, чтобы они не имели общения с неверными и идолослужителями, и разумел, конечно, не житейское общение в обычных делах, ибо иначе надлежало бы христианам совсем выйти из мира (1 Кор.5,10), а общение в делах веры, в служении Богу. В этом не должно было быть общего у Коринфян с язычниками, ибо какое согласие между Христом и велиаром и какая совместимость храма Божия с идолами (2.Кор.6,15-16)? Но приложимы ли эти наставления Апостола к вам, братия? Вы живете не среди язычников, а среди христиан. И если дозволительно иметь общение даже с язычниками в житейских делах, то разве нельзя иметь вам религиозного, молитвенного общения с другими христианами, которые веруют в Того же Христа, Сына Божия во плоти пришедша? Так, братие; но хотя они и служат вместе с вами одному Господу, однако не забывайте, что вы - православные, т.е. правильно славите Бога и истинно служите Ему, а они - инославные, т.е. славят Господа иначе, чем вы, и, следовательно, не вполне правильно и истинно; да не оскорбятся они, если к ним применим выражение Апостола, что они содержат истину в неправде (Рим. 1,18). А раз мы обладаем полнотою истины, то какая же надобность в таком случае обращаться нам к другим церковным общинам за молитвенным утешением и наипаче за Св. Таинствами? Не будет ли это похоже на то, как если бы кто-нибудь жаждущий отринул чистый источник и стал бы пить воду из мутных источников? Или кто, понимающий дело, променяет самородный драгоценный камень на подражание ему, хотя бы и искуснее? Или какой здравомыслящий человек, при переправе через широкую и бурную реку, отвергнет прочный и надежный корабль и предпочтет ему утлое судно, в котором ежеминутно может потонуть? Если же мы мудры в делах житейских, то почему же в делах веры нам быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4,4.1). Да не будет сего среди вас, братие! Не преклоняйтесь под чужое ярмо (2 Кор. 6,14). Стойте в вере православней и утверждайтесь (1 Кор. 16,13). Если евангельский купец, обретший драгоценную жемчужину, продал имение свое, чтобы купить её (Матф. 13, 45-46), то ужели вы не позаботитесь о том, чтобы сохранить драгоценное сокровище св. веры православной, унаследованное от отцов ваших, за веру терпевших страдания и лишения! В наше время, братие, не мало употребляют забот на то, чтобы сохранить свою народность, сберечь и на чужбине свои племенные особенности, свой родной язык, свои дорогие обычаи, чтобы славянин, например, везде оставался славянином, немец - немцем и т.п. Если такие заботы есть и у вас, то они весьма похвальны. Сам Господь назначает человеку отечество и место жительства (Деян. 17,26), каждый человек со здравым смыслом и неиспорченным сердцем любит родину, свой народ, отечество; находясь вдали от них, непрестанно вспоминает о них, подобно древним евреям, которые в плену вавилонским взывали об Иерусалиме: аще забуду тебе Иерусалиме, забвена буди десница моя; прильни яык мой гортани моему аще не помяну тебе (Пс. 136, 5-6). А кто отрекается от своего народа и отечества, такой похож на того, кто отрицается от своих родителей; он не имеет цены и значения, все равно как монета без образа и начертания. Но если нужно поддерживать, беречь и защищать свою народность, то кольми иначе надлежит оберегать св. веру православную. Народность хотя и составляет благо для успешного развития человека, но все же она имеет только временное значение, в здешней жизни, а не в будущей вечной, ибо там несть еллина, ни иудей, обрезание и не обрезание, варвар и скиф, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3,11); для получения будущего нужно будет не сохранение народности своей, а правой веры во Христа. О сем и помышляйте, братие, тем паче, что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство для сохранения и поддержания вашей народности.
Благочестие, истинная правая вера, на все
полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и
грядущаго; верно слово сие и всякого приятия достойно
(1 Тим. 4, 8-9). История разных народов красноречиво
свидетельствует о том, что вера и добродетели, правда
возвышает язык и греси умаляют племена (Причт. 14,36), что
только тот народ является великим сильным и славным, в
котором живет твердая вера в Бога и крепкая надежда на
Него. Верою побеждает он царства, укрепляется от немощи,
силен на войне (Евр. 11, 33-34); если он и грешит пред
Господом, то пред Ним же и кается, и во своих бедах
обращается за помощью не к богам чужим, а только к Единому
Истинному Богу, от Него же и получает помощь и спасение.
Вспомните хотя бы еврейский народ: тогда ли он был силен и
страшен для врагов, преклонялся под чужое ярмо и служил
Ваалу и Астарте, или же когда оставался верен
благодеявшему Иегове? Вспомните и историю своего
собственного народа. Не тогда ли сербский народ был крепок
и возрастал в силе и славе, когда был верен православной
вере отцов своих и когда пребывал в единомыслии и
братолюбии? То были золотые дни для Сербии, когда в ней
подвизались мужи веры и народности, - Св. Савва,
покровитель вашего храма и сербского народа, его отец
Стефан Неманя, его брат венчанный им, Стефан II, Стефан VI
Душан. Напротив, не ослабел ли и не слабеет ли даже и до
сего дне сербский народ от деления на разные партии, от
междоусобной вражды их и, главное, от шатания духовного,
от преклонения чужому ярму, от раболепства чужой и чуждой
цивилизации, от холодности к православной вере и измене
отеческим преданиям? Ей, тако! Аминь. |
Также в этом разделе
«Прежде верен. А теперь неверен»
Епископ Горнокарловацкий Герасим: «Я всегда с радостью вспоминаю Россию» Епископ Рашко-Призренский Феодосий: «Наша Церковь выразила особую благодарность Правительству России» Архимандрит Нектарий (Серфес): «Мы не имеем права забыть Косово!» Сербская святыня на Московской земле Пост, молитва и прием пациентов Гонение на Церковь, или Детская болезнь черногорской демократии Это наш Иерусалим |