Храм Петра и Павла у Яузских ворот никогда не
закрывался. В тихом Петропавловском переулке сохранялись
традиции московского патриархального благочестия, сюда
передавали святыни закрытых и поруганных церквей,
безместное духовенство находило себе приют в этих стенах и
получало посильную помощь от прихожан.
В наши дни эта церковь стала подворьем Сербской
Православной Церкви, являясь символом духовного единения
сербского и русского народов.
О том, какую миссию в Москве выполняет Сербское
представительство сегодня, в канун праздника святителя
Саввы порталу Православие.ру рассказал настоятель храма,
представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе
Московском, епископ Моравичский Антоний (Пантелич).
***
-
При каких обстоятельствах было открыто сербское
подворье в Москве?
- До революции Сербское подворье в Москве играло
значительную роль в развитии отношений между двумя
Церквями и двумя странами. Открытое в 1874 году, оно
просуществовало до 1918-го.
Затем, еще в 1948 году, Патриарх Алексий I и Патриарх
Сербский Гавриил (Дожич) договорились об открытии
подворья, однако этому помешал разрыв отношений СССР с
Югославией: югославским гражданам было запрещено
находиться в СССР, а советским гражданам – в
Югославии. Открытие подворья пришлось отложить.
В 1999 году представители наших Патриархий наконец
подписали соглашение об открытии подворья. Передача нам
храма Петра и Павла за Яузскими воротами состоялась в 2002
году, во время визита в Москву Святейшего Патриарха Павла.
В это время я был профессором богословского факультета в
Сараевском университете. Нужно было закончить учебный год,
но я выкраивал время и приезжал сюда на Страстную Седмицу
и на праздник Пасхи, а также на праздник Петра и Павла.
Конечно, тогда мы застали храм в очень тяжелом состоянии:
хотя он никогда не закрывался, но несколько лет не имел
настоятеля.
- Как известно, храм не был разграблен и сохранил свое
убранство. Также сюда были принесены несколько икон из
разрушенных окрестных храмов. Какое попечение вам
приходилось нести об этом наследии?
- Конечно, нам в наследство досталось большое духовное
богатство. Это старинное намоленное место, известное всей
православной Москве еще с XVII века.
Но когда храм отдали нам, здание было очень запущенным,
пришлось начинать срочный ремонт. А то поначалу, когда по
улице шел трамвай, в старых железных рамах стекла
дребезжали так, что прихожане во время службы пугались. На
полу лежала дешевая сантехническая плитка разных видов и
цветов, а на солее – 6-7 слоев прогнившего насквозь
линолеума, из-за которого в храме пахло старьем, все трубы
текли. Все, вплоть до икон и облачений требовало
реставрации. Облачения, кстати, были всего двух цветов,
они были пошиты, видимо, еще в советское время. У меня
была фелонь с заплаткой.
При
этом на любые работы надо было получать разрешения:
ведь здание храма – это памятник архитектуры.
Надо было зарегистрировать проект, пройти
бюрократические препятствия, стучать во все двери. В
общем, было трудно решить, с чего начинать
восстанавливать храм…
Но уже в 20-х числах января Святейший Патриарх Павел
отслужил здесь первую после периода запустения Литургию.
- Сербы, приезжающие на работу в Москву, трудятся
преимущественно в строительном бизнесе. Могли ли они
помочь как-то своему храму?
- Когда я сюда приехал, земляки отремонтировали мне две
комнаты, чтобы я мог где-то жить.
Несмотря на то, что это памятник архитектуры, государство
на ремонтные работы денег не выделило. Все делалось за
счет частных пожертвований. В течение этих девяти лет, что
я здесь нахожусь, в ремонт и реставрационные работы было
вложено около 3,5 миллионов евро. На эти деньги было
восстановлено храмовое убранство, дом причта и другие
здания.
У нас никогда не было какого-то постоянного крупного
спонсора – помогали нам всем миром, кто-то приносил
10 или 100 евро, а кто-то – 5000. И так за восемь
прошедших лет удалось почти все привести в порядок:
вывезти с территории огромные горы мусора, заменить все
окна, двери, полы – да всего не перечислить.
Потихоньку богослужебная жизнь в храме стала налаживаться.
Мы закупили облачения, заказали утварь, начали реставрацию
фресок, заменили двери, вымостили небольшую площадку около
храма плиткой, – все это за счет благотворителей:
либо сербов, либо русских.
Реставрация продолжается до сих пор. Каждый год возникает
необходимость в каких-то работах. То надо подновить фасад,
то заменить кирпичи в кладке, то сделать еще что-нибудь.
Пришлось заменить около 150 квадратных метров кирпичной
кладки. Дело в том, что северная сторона храма находится в
сырости и кирпич там просто гниет. Одно время мы боялись,
что храм вообще может рухнуть, – на стенах
образовались трещины. Чтобы все это укрепить,
потребовалось вытащить старый кирпич и уложить новый,
сухой. Много сил отняла реставрация колокольни, покраска
фасадов, переделка ризницы.
Отреставрировали 45 древних икон. Также мы приобретали
новые образа и заказывали их иконописцам. Так, например, в
Оптиной Пустыни нам написали образ Симеона Мироточивого.
Расписали притвор храма, где все фрески были уничтожены,
сюжетами из сербской церковной истории.
Мне помогали московские художники. Потихоньку у храма
стали появляться и свои святыни. Однажды на свои именины
прихожанка по имени Елена принесла нам икону Святой Елены
Сербской. Также была написана икона святого Саввы
Сербского, появилась частичка мощей князя Лазаря, а около
трех лет назад, – мощевик с частицей святых мощей
Николая Сербского.
Я лично принимал участие в украшении икон филигранью и
драгоценными камнями. Знакомые батюшки из Троице-Сергиевой
Лавры подарили частицу мощей Святителя Николая
Мирликийского. В храме хранится и множество других
реликвий.
- Какая община сложилась в храме за эти годы?
-
К нам приходят не только сербы. Сербов даже, я могу
сказать, меньшинство: ведь они приезжают в Москву на
время, пожить, поработать – и не факт, что каждое
воскресенье рано утром они все отправятся в храм. Хотя,
конечно, все сербы, приезжающие в Москву, попадают к
нам, ведь для них Подворье – одно из самых
главных мест в российской столице.
Поэтому основа нашей общины – это те самые
«верные» московские бабушки. Конечно, поначалу
от них мне приходилось слышать всякое: например,
удивлялись, как мы посмели заменить
«намоленую» пластмассовую плитку на полу или
«почему такой красивый храм отдали
иностранцам». Но потом, когда достаточно мрачный
внутри, заваленный хламом храм привели в порядок, вроде
неудовольствия ни у кого не было – все удивились,
какой он, оказывается, может быть просторный и светлый.
Мы организовали новый хор и воскресную школу для русских и
сербских детей. Хор исполняет сербские песнопения –
и старинные, и современные. Недавно мы даже выпустили
диск. Раньше, до кризиса, когда дела у строительного
бизнеса шли лучше, у нас училось много сербских детей.
Когда я приехал сюда, сербская диаспора насчитывала не
менее 40000 человек. Сейчас их гораздо меньше.
Теперь многие сербские семьи уехали на родину, у нас всего
несколько учеников изучают Закон Божий на сербском языке и
историю Сербии.
На нашем сайте можно заниматься в Воскресной школе
дистанционно, on line: в классах установлены камеры, и
занятия в школе с этого года транслируются по сети. С
помощью камер можно посмотреть и трансляцию богослужения в
храме.
Литургию я совершаю на церковнославянском языке, и она
проходит так же, как и во всех других московских храмах.
Но таинства, которые я совершаю над сербами, такие как
Крещение или Венчание, я совершаю на их родном и понятном
для них сербском. Литургии на сербском не бывает никогда.
Сербы неплохо понимают церковнославянский язык, и я не
стал нарушать богослужебных традиций, ведь на Литургию
приходит много русских людей.
Кроме того у нас действует паломническая служба
«Путь веры», которая отправляет богомольцев по
всему миру, в том числе и в Сербию, Черногорию, Боснию и
Герцеговину.
- Какой вам показалась церковная жизнь в Москве по
сравнению с Сербией?
- Я жил в России достаточно долго, но непостоянно. Когда я
закончил Московскую Духовную Академию, то вернулся на
родину.
Не скажу, что в России церковная жизнь сильно отличается
от церковной жизни в Сербии. Количество народа, которое
приходит к нам в храм на службы, достаточно большое. Но
надо понимать, что это из-за того, что в Москве в принципе
не так много храмов, а количество населения –
огромно.
Впрочем, если брать процентное соотношение людей, которые
посещают храм, то тогда можно говорить, что в Сербии люди
более религиозные. В Москве живет около 15 миллионов
человек, из них практикующих христиан всего несколько
процентов. Тогда как у себя на родине я привык, что
церковной жизнью живут не менее 30 процентов населения
городов.
В России люди стали приходить в храм после перестройки,
вследствие тех кризисных моментов, которые они переживали
из-за распада страны, обнищания и прочих вещей. В основном
это пожилые люди, пенсионеры, или школьники и молодые.
Людей среднего, активного возраста, не много.
- В чем главная миссия сербского подворья в Москве
сегодня?
- С одной стороны я здесь действительно для того, чтобы
окормлять сербов, но с другой должен представлять интересы
Сербской Церкви при Московской патриархии. Я отвечаю за
все аспекты межцерковных отношений, в том числе связь и
корреспонденцию. Мы принимаем участие в подготовке всех
встреч между нашими иерархами. Кроме того, любой желающий
узнать про Сербскую Церковь может обратиться к нам.
Подворье является культурным и духовным центром для нашей
диаспоры. Здесь у нас, например, проходят такие
традиционные сербские обряды, как Крестная Слава, которых
нет в практике Русской церкви. В дни памяти сербских
святых у нас совершаются особые службы.
Кроме того, с некоторых пор сербы отмечают здесь свои
национальные праздники – в том числе у нас
проводятся и пасхальные приемы.
Получается и так, что к нам в храм приходят послы всех
шести государств бывшей СФРЮ. Это очень ценно для развития
взаимоотношений между нашими странами.
Я сейчас преподаю в Российском Православном Университете
на богословском факультете, заведую кафедрой литургики.
Когда есть время, я с удовольствием рассказываю студентам
про сербские богослужебные традиции.
На подворье у нас бывают выставки, – например,
рассказывающие о тяжелом положении сербов в Косово. Мы
издаем книги и материалы для туристов о нашей стране.
Также у нас выходят книги сербских авторов на русском
языке. В основном это труды наших известных современных
богословов: приснопамятного Патриарха Павла, святителя
Николая (Велимировича), преподобного Иустина (Поповича),
архимандрита Фаддея (Штрабуловича) и других. У нас в храме
представлено очень большое количество книг на сербском
языке: есть и молитвословы, и Новый Завет, и Библия для
детей, сербские церковные календари.
- Теперь, когда основной объем работ по реставрации
храма окончен, есть ли у вас новые замыслы?
- На территории храма мы поставили беседку и соорудили
источник – там мы проводим освящение воды на
праздник Крещения. Теперь мы работаем над мозаиками
– образы Спаса Нерукотворного и Казанской Божией
Матери разместятся в специальных нишах у входа в храм.
Есть также проект достроить построить небольшую часовню и
посвятить ее святому Савве Сербскому. Там можно было бы
совершать таинство крещения и другие требы, чтобы
«разгрузить» главное здание храма, которое,
как и все старинные церкви, небольшое.
20:13
Hет Христа русского или сербского, английского или китайского. Да хранит Бог Россию, а Россия да хранит веру православную!
23:21
Спаси Господи!!!
Спасибо автору за статью , но хочу заметить и не согласиться с Глубокоуважаемым Владыкой в отношении того что сербы больше русских живут церковной жизнью.Да согласна что сербы во многих отношения традициональней нас русских и почитают свои традиции, но увы многие их них как замечает мой муж который родился и вырос в Сербии с иронией что сербы ходят 3 раза в год в церковь на Рождество , Пасху,и на Крсну Славу.Для сравнения могу привести такие факты , что в русской Православной церкви в Амстердаме по воскресениям на службе от 300 до 400 человек, в сербской 10-15, мы посещаем и одну и другую на протяжении многих лет .В самой Сербии пустуют и церкви и монастыри .В провинции Воеводина построили много новых красивых церквей но священников встречают не дружелюбно.И на службах тоже низкая посещаемость, чего не увидишь в русской провинции даже с маленьких городах храмы не могут вместить всех желающих.Я думаю что на всё Божия воля и будет и у нас в Росии и в Сербии много действительно верующих людей Бог нам всем в помощь
14:00
Владыке Антонию многая лета! Я всегда с любовью и теплом вспоминаю наши беседы в РПУ. Мир Сербии! Мир нашим сербским братьям!
00:18
Очень рада была узнать, что есть сербское подворье в Москве.
Но все-таки что же можно сделать, для косовских сербских мучеников. Их страдания это укор всем православным людям. Но обычные люди не решают ничего. А что могут предложить те кто решает?
21:46
Спаси,Господи!