Религиозное искусство – один из самых ярких соблазнов для современного художника. Если долгий процесс изучения и копирования образцов прошлого не очень притягателен, то идея привнести в пространство храма «новый свежий взгляд», который естественно бы продолжил линию, по которой сегодня развивается светское искусство в мировом культурном пространстве, оказывается весьма привлекательным.
Церковь Сент-Бернадетт дю Банлей в Невере (1966). Архитектор Клод Паран |
Современное прочтение образа
Двухдневная конференция привлекла и достаточно неожиданных специалистов. Например, режиссер-мультипликатор Юрий Пронин показал, как «политкорректно» избегается любое упоминание о христианстве даже в мультфильмах, напрямую рассказывающих о подвижниках Православия. Например, князь Владимир в одноименном мультике побеждает зло орудием языческого бога, живущего в волшебном дереве, а святую княгиню Февронию заказчик мультика потребовал нарисовать более «женственной и эротичной». С другой стороны, стала уже привычной профанация образов святых – в мультиках любят собирать все апокрифические факты о жизни того или иного подвижника, ведь так характер получается «интереснее», а картинка забавнее. «Если у вас есть художники-экспериментаторы, которые никак не вписываются со своими эпатажными трактовками христианских образов – присылайте их к нам, они тут точно приживутся», – иронично отметил режиссер.
Кадры из мультфильма «Князь Владимир» |
Почти каждый из шестнадцати выступавших с докладами экспертов привел собранный в течение последних лет конкретный материал: что и как рисуют, строят, вышивают и вырезают для храмов. Получилось своего рода портфолио того, как трансформировалось понимание иконописного образа за последние годы.
Умерла ли икона?
Как отметил преподаватель ПСТГУ протоиерей Николай Чернышев, эксперты сегодня по-разному оценивают состояние современного религиозного искусства. Часть из них считает, что традиция полностью утеряна и религиозное искусство находится в самой низкой точке своего падения. Кто-то предполагает, что ныне мы переживаем лишь один из периодов упадка, связанный с длительным периодом богоборчества. Наконец, есть и те, кто в целом удовлетворен средним уровнем художественных произведений, которые можно увидеть в православных храмах – ведь за двадцать лет сделано уже немало.
Фото: pstgu.ru |
Кроме того, достаточно оглянуться на общий культурный уровень нашего общества – а ведь и настоятели, и ктиторы, и сами художники, которые допускают фальшивую роскошь, так же необразованны, как и большая часть народа. «Иконописный образ сейчас вытеснен из нашей культуры. Икону никогда не покажут по телевидению, ей нет места в публичном пространстве. Долгие годы никто не воспитывал у нас понимание образа, в результате христианские символы и духовная красота иконы представляются обывателям абсолютно непонятными, – рассказала профессор Санкт-Петербургского института живописи, ваяния и зодчества имени Репина Нонна Яковлева. «Такая духовная слепота характерна даже для воцерковленных людей – ведь все мы еще только ищем свой путь в Церковь», – добавила она.
По мнению декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова, «сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России, крайне поверхностно знают традицию».
Фото: pstgu.ru |
«Сегодня необходимо, прежде всего, учиться, копируя древние памятники. Этот этап невозможно “перепрыгнуть” и сразу перейти к свободному творчеству. Мы не знаем нашей традиции. Мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII. Поэтому, не имея собственного фундамента и основ, мы бежим на страну далече, а от своих традиций отказываемся окончательно», – подчеркнул искусствовед.
Человек бунтующий
По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. «Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», – заявил автор нашумевшей книги «Антиискусство» архитектор Андрей Яхнин. По его словам, такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной «элитой» всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, и потому равнодушно, а иногда и с радостью принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.
«Футбольная» икона |
«Современная культура не имеет ничего общего с культурой предыдущей эвдемонической эпохи, которая берет свое начало от Ренессанса и заканчивается началом XX века. Если та культура была антропоцентрична, то современная культура демонична, в центре ее стоит человек бунтующий, человек, выбравший культ “абсолютной свободы” от Бога и Его заповедей», – считает известный искусствовед протоиерей Борис Михайлов.
Католический собор в Ливерпуле |
Анализируя действия представителей Римо-католической церкви, которые пытаются «воцерковить» современное искусство, Андрей Яхнин отметил, что, расценивая это желание как положительное, вместе с тем нельзя не сказать о неоднозначности полученного результата. «Чаще всего вместо диалога между церковью и современным искусством, которого добивались католики, мы видим лишь провокации со стороны агрессивной современной культуры», – подчеркнул он.
Капелла Марка Ротко с «черными квадратами» вместо икон |
По его мнению, в этой ситуации «отставание Православной Церкви» от западных христиан в деле «сближения» с современным искусством оборачивается безусловным благом, позволяющим Ей спокойно и трезво осмыслить феномен contemporary art и свое отношение к нему.
Раскольническая церковь в Киеве |
Запад нам поможет
Поучительный пример «сближения позиций» современного искусства и христианства дает нам история развития архитектуры и искусства католической церкви в ХХ веке. Этот сложный процесс подробно проанализировала завкафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерина Шеко.
Монастырь Ла-Туретт. Архитектор Ле Корбюзье |
Одним из идеологов этого процесса в католическом церковном искусстве стал Мари-Алан Кутюрье (1897-1954) – бенедиктинский монах, художник и теоретик искусства, который принимал активное участие в деле возрождения Римо-католической церкви во Франции после Второй мировой войны. Именно он привлек и вдохновил Ле Корбюзье на создание его знаменитых «шедевров» – капеллы Роншан и монастыря Ла-Туретт.
Капелла Роншан. Архитектор Ле Корбюзье |
«Влияние идей Второго Ватиканского собора постепенно проникает и в православные умы, которые, к сожалению, не совсем понимают, откуда текут эти “флюиды”», – добавила она.
Внутренний интерьер Нотр-Дам-де-Тут-Грас. Композиция носит название «Битва добра и зла» |
Католический храм в Италии |
Важным фактом является также то, что большинство модернистских храмов, которые в свое время вызвали фурор и восхищение, сейчас, по прошествии десяти-двадцати лет, не используются христианскими общинами – здесь не служат литургию. Они либо остаются заброшенными, либо отдаются под культурные учреждения или даже молитвенные дома для сектантов.
Вместе с тем, показательно и то, что в последнее время в католической церкви особый интерес вызывает византийская икона, как вечный источник богословского и символического откровения: ее изучают, копируют, распространяют в храмах. Именно в древних образцах художники вновь хотят найти истинное вдохновение – не сиюминутное, человеческое, а универсальное, способное преобразить душу изнутри.
Эта "подводная лодка" есть храм православного центра Вселенского Патриархата в Шамбези близ Женевы.
Про contemporary art с одной стороны тема выжата из пальца, а с другой возможно, что и не очень. При всём моём уважении к творчеству З. К. Церетели, искреннем уважении, его монументальные работы в храме на Поклонной было видеть не сказать, чтобы очень уж, но не комфортно (особенно подписи - в иконах это нехорошо). Кто знает, может быть, это первый шажок?
Однако и крайность в сторону копирования древней иконы очень огорчает. Современному человеку не постигнуть того мироощущения, поэтому большинство таких работ скорее карикатурны, может быть даже и невольно.
Почему так происходит? Лень и невежество художников-иконописцев, штамповка. Икона ныне вышла в тираж, это уже не личный разговор с Богом.
Выход? Учиться, учиться, и ещё раз учиться. Хорошее академическое образование - единственный способ делать достойные иконы, если душа не на уровне.
Бог достоин лучшего. Это ИМХО молящегося на иконы человека.
Мы может быть и потеряли живую связь с нашим православным прошлым, но мы не потеряли нашу православную историю. Эту историю нужно хранить и изучать, и конечно же строго держаться нашей православной традиции и культуры. Да говорить о том, что зло, а что добро нужно, но иногда лучше вообще не знать о зле и "королевстве кривых зеркал" и хранить душу и ум от развращающих образов. "Атака" на православную культуру будет, но нужно уже сейчас подготавливать людей, способных отстоять православные традиции и культуру - это прежде всего касается тех людей, которые непосредственно занимаются строительством и отделкой храмов, написанием икон и всем, что наполняет внешнюю сторону Церкви воинствующей.
ПРОВОКАЦИЯ и АГРЕССИЯ - это методы ПОЛИТИКИ, не имеющие к искусству никакого отношения. До тех пор, пока мы будем идти на поводу у маааленькой группки не совсем психически нормальных людей, называть их "элитой" хотя бы и в ковычках и причислять их бред к "искусству" - МЫ всегда будем проигрывать! Недобросовестные полтитики умело пользуются услугами этих людей - ТАК и НАДО называть всю эту возню ПОЛИТИКОЙ и не вступать ни в какие дискуссии и не отвечать на всевозможные выпады. А когда дело доходит до богохульства и кощунства - действовать ДРУГИМИ МЕТОДАМИ!