Духовный опыт современного искусства

Серьезные дискуссии о современном искусстве не так часто собирают много участников, если только они не являются искусствоведами. Гораздо большие аудитории способны привлечь сами современные художественные или псевдохудожественные явления, будь то авангардная инсталляция, зрелищное стадионно-политическое действо или, скажем, рок-концерт в монастыре. Игровой принцип, нивелирование массового и элитарного искусства и другие особенности, которые присущи постмодерну, безусловно, являются сильными средствами выразительности, которые способны «зацепить» как просвещенного знатока, так и неспециалиста. Однако, для того, чтобы игра могла обрести смысл и хоть немного походить на «игру в бисер», для зрителя жизненно важно разобраться (хотя бы в своем сердце и применительно к собственному опыту) в механизмах влияния, которым он подвергается, и смыслах, которые лежат в основе конкретных произведений искусства.

Такую смелую попытку предприняли художники, священники и журналисты, собравшиеся на презентации новой книги «Антиискусство: записки очевидца» Андрея Яхнина в Православном Свято-Тихоновском университете. Автор книги, известный художник и архитектор, много лет отдавший contemporary art, рассказал о своем личном опыте познания творчества и вопросах, которые волнуют его как художника сейчас. «Недавно, 15 лет назад я принял крещение, - рассказал Андрей Яхнин, - и, постепенно воцерковляясь, стал ощущать серьезное внутреннее противоречие. В результате я должен был сделать какой-то свой личный выбор, который я не хочу, конечно, никому навязывать». Художник признался, что считает важным и неслучайным тот период своей жизни, когда он занимался современным искусством, но пока он может, скорее, задавать сам себе и другим вопросы, нежели находить ответы. Книга не дает читателю образец того, какими путями может развиваться современное искусство, чтобы привести к истине, которую ищет каждый человек, это, скорее, обоснование некоего личного опыта. Но автор считает, тем не менее, необходимым изложить свои размышления о развитии искусства XX века на бумаге, так как, по его наблюдению, «Церковь пока не сформулировала своего отношения к современной культуре».

«Современное искусство – это не частная, узкопрофессиональная, эзотерическая часть культуры, как кажется многим, и как пытались убедить меня многие коллеги-художники, которые прочитали мою книгу. А потому поднимать эту тему как узкую и незначительную не только не бессмысленно, но и жизненно важно для самой культуры» - заявил Андрей Яхнин. «Современное искусство – основной мотор нашей цивилизации и, не сформировав к нему внятного отношения, можно оказаться на обочине этой цивилизации», - добавил он.

Книга представляет собой своеобразный путеводитель по искусству XX века. Среди описания разных художественных течений особое значение для автора имеет анализ русской культуры, от авангарда Малевича и Кандинского начала прошлого века как «зеркала русской революции» до радикализма Олега Кулика, Александра Бренера, Анатолия Осмоловского, которых автор книги называет «прямыми продолжателями дела Троцкого». Андрей Яхнин отмечает, что сегодняшнее отношение русских художников к авангарду «является яркой иллюстрацией духовной дихотомии, я бы даже сказал, шизофрении современной жизни». «С одной стороны, мы пытаемся провести черту, дать какую-то оценку и порвать с нашим советским прошлым, с другой – продолжаем жить в окружении смыслов, рожденных этой эпохой», - считает он. «"Икону", который является русский авангард начала XX века для любого современного художника вообще невозможно как-либо оценивать или анализировать критически – это сразу же вызывает бурю негодования и обвинения в мракобесии», - сказал Андрей Яхнин.

Главный вопрос, который задали московские художники, собравшиеся на презентацию книги ее автору, – есть ли для культуры глобальный выход? – так и остался без ответа. По мнению Андрея Яхнина, творчество, сохранившее человеческое измерение, примеры которое также присутствуют в современной культуре, находится на обочине мейнстрима и не способно коренным образом повлиять на общую тенденцию. Также все представители мира искусства были согласны в том, что сусальные примеры традиционалистского творчества, которые сегодня также встречаются во множестве, являются таким же антиискусством, как и активное богоборчество современных концептуалистов.

Однако участники конференции достаточно четко смогли сформулировать, на каких основаниях должен строиться диалог современной культуры с Церковью. Протоиерей Борис Михайлов, член московской епархиальной искусствоведческой комиссии, автор предисловия к книге заявил: «Методологически наша позиция заключается в том, что мы называем культурой систему ценностей человека и общества».

«XX век представляет собой заключительный этап развития христианской культуры, последнюю, третью фазу. Две первые характерны соответственно для эпохи Средневековья и Ренессанса - это сотериологическая культура, где главной ценностью является спасение, жизнь во Христе, и эвдемоническая, где главной ценностью является полнота жизни человека. Культура XX века в этом ряду представляет совершенно иное явление – ее можно назвать культурой демонической, потому что главной ценностью здесь становится ничем не ограниченная свобода, которая есть не что иное, как бунт и произвол со всеми проявлениями этого богоборческого мироощущения» - сказал отец Борис. Он также пояснил: «Главным объектом средневековой культуры был icon – то есть эпифанический символ, который соединяет человека с невидимой и непостижимой до конца реальностью и некоторым образом являет ее в художественной форме. Примером этого могут быть романские храмы, григорианский хорал, да и сама Божественная литургия. В эпоху Ренессанса главным становится сознание того, что и картина, и здание, и скульптура представляют собой, прежде всего, совершенный художественный организм, полноту творческого и эстетического выражения. Но главным феноменом культуры XX века является совершенно иной объект – action, то есть действие, который прямо противостоит искусству предыдущих веков». Такая агрессивная установка была очень точно высказана молодым Сергеем Эйзенштейном. Косвенную цитату из его размышлений привел протоиерей Борис Михайлов: «Как в науке есть точно фиксированные единицы измерения ее материалов, например, один ампер, один вольт, таким же образом необходимо установить единицы измерения для новой культуры. Предлагаются два понятия: аттракцион и монтаж. Аттракцион – это всякое агрессивное действие театра на сознание зрителя, а монтаж – это не собирание неких частей материала в целостную, художественно совершенную картину, а формирование такого продукта, который мог бы дать максимальный эффект воздействия». Отец Борис напомнил, что Эйзенштейн называл свой «Броненосец Потемкин» «трактором, перепахивающим сознание зрителя в заданном направлении».

Обратная тенденция, также характерная для современного искусства, которая выразилась, напротив, в стремлении вернуться к вечным ценностям и утвердить какие-то универсальные смыслы после всех войн и катаклизмов XX века, по мнению участников обсуждения, также оказала большое влияние на формирование того явления, которое мы называем современной культурой. Однако в книге «Антиискусство» она почти не описывается. На этот счет Андрей Яхнин имеет свою оригинальную точку зрения. «Катастрофическая история XX века, революции и войны, на мой взгляд, неразрывно связаны с историей искусства XX века, - сказал он, - это взаимокатализирующие процессы, но я рискну предположить, что искусство здесь шло впереди». «Например, авангард начала века сопровождал катастрофу русской революции, он ее обслуживал и неразрывно с ней связан», - также отметил Андрей Яхнин.

Протоиерей Борис Михайлов, в свою очередь, подчеркнул, что всегда, даже во времена богоборчества, в русской культуре можно было найти образцы действительно духовного искусства. Таким примером, по его мнению, могло служить творчество монахини в тайном постриге Иулиании (Соколовой), которая не только не дала погибнуть искусству иконописи в советское время, но и создавала иконы, которые были замечательными и талантливыми произведениями с художественной точки зрения. «Но это искусство развивалось вопреки всему, было противостоянием демонизму», - особо отметил отец Борис. «Однако вся наша сегодняшняя жизнь находится во власти тех технологий, которые распространил conterporary art. Телевидение, мультипликация, реклама – вот преобладающие явления в культуре», - также добавил он.

Участники встречи, среди которых были преподаватели ПСТГУ, разделились во мнениях, может ли быть использована книга Андрея Яхнина «Антиискусство» как подспорье в курсе изучения истории искусства студентами. Кто-то, исходя из своего лекторского опыта, считал, что студентам православных вузов просто незачем знать то, что выходит за рамки христианского искусства, да и сами студенты просто не захотят это изучать, напрямую заявив, что «лично им это не нужно». Интересное мнение выразил диакон Георгий Малков, который имел опыт преподавания на факультете дополнительного образования ПСТГУ. «Люди хотят иметь достаточно широкое представление о ценностях христианства, понять, как можно смотреть на окружающий мир с точки зрения христианина», - рассказал он. Как с позиций православия говорить о культуре в целом, говорить не только о богословской практике, но и в целом об отношении Церкви к современному бытию? Такие вопросы студенты не раз задавали отцу Георгию. «Церковь обязана удовлетворить эти пожелания», - подчеркнул священнослужитель. «Сегодня в нашей церковной культуре сколько угодно профанаций искусства. Это проявляется и в украшении храмов, и в иконописании», - сказал отец Георгий. По его мнению, если раньше не было возможностей для просвещения, не только для самих художников, работающих в Церкви, но и для батюшек, и для прихожан, то теперь такие возможности появились, и дальнейшее замалчивание или отведения на второй план в церковной среде вопросов эстетики искусства, преемственности и развитии традиций, является антикультурной тенденцией и наносит прямой духовный вред. Церковные люди, которые интересуются современной культурой, творчеством, как правило, не имеют прежде всего знаний и ориентиров, а потому увлекаются легкими для восприятия произведениями массовой культуры, которая часто позиционирует себя как альтернативно интеллектуальная, наполненная некими внешними чертами смыслов, на самом деле ей не свойственных. «Этой проблемой нужно заниматься, причем не в арт-клубах, а в личном общении. Только тогда те, кто смогут преобразить свои души, смогут преобразить и свое искусство», - заметил диакон Георгий Малков

Именно в этих условиях появление книги, которая рассматривает течения современного искусства с точки зрения христианина, причем это исключительно личный, пережитый самим автором книги опыт, не просто актуально, а своевременно и необходимо. Отходя от принципов классического искусства, устоявшейся традиции, художники ищут новые формы, чтобы глубже проникнуть в суть вещей, найти подлинное основание явлений. Этот духовный поиск может привести к разным результатам, ведь искусство – это не только путь самовыражения, но и путь самосовершенствования.

Антон Леонтьев

16 февраля 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Василий Н.25 июня 2014, 18:11
Елене Ассеевой

Елена, спасибо большое за ваш комментарий. Полностью согласен с вами.
Не хотелось бы, чтобы позиция Андрея Яхнина стала официальной церковной позицией в отношении искусства.
Василий Н.25 июня 2014, 16:35
Диакону Андрею Г.

Отец Андрей, если чье-то творчество не созвучно православию, это не значит, что оно не имеет права на существование.
Василий Н.25 июня 2014, 14:04
Диакону Андрею Г.

Отец Андрей, если чье-то творчество не созвучно православию, это не значит, что оно должно быть под запретом.
Василий 5 июля 2013, 11:39
Надеюсь, эту книгу все же не сделают учебником.
Василий15 апреля 2013, 00:04
И Малевич, и Кандинский, и режиссер Эйзенштейн были, есть и останутся в истории русской культуры как яркие и самобытные художники.
Андрей Яхнин 2 марта 2012, 10:11
Действительно, духовная и интеллектуальная слепота восторженных любителей авангарда поразительна. Малевич, как наиболее яркий персонаж и последовательный теоретик, вполне ясно и полно излагал свою богоборческую позицию в многочисленных сочинениях. Кроме нижеупомянутой книжки можно порекомендовать ознакомиться с пятитомником его работ, вышедшем недавно. Даже бронштейн и ульянов не были столь последовательны в своей онтологической ненависти к христианству. В этой связи устоявшаяся искусствоведческая традиция поисков истоков его "творчества" в иконописи является несусветной дикостью. Однако констатация этого факта вызывает обычно злобное шипение и обвинение в мракобесии.
Диакон Андрей Г. 1 марта 2012, 02:38
Немного о взглядах Малевича о Боге. Цитата из его книги "Бог не скинут" -- "Через шесть раз «Да будет» построил мир. Шесть дней творения и стала вселенная — образец Божеского совершенства (общежитие), в котором человеку, как тоже завершенному земли творению, была предоставлена первенствующая роль над всем в рае. Но оказалось впоследствии, что человек не был совершенным, он согрешил. Грех отсюда ничто иное как результат несовершенства системы — преступность ея последствия. Если бы Бог построил в совершенстве систему, не согрешил бы Адам, а если бы человек построил свой рай-государство, не было бы в нем ни суда ни преступления. В чем же заключается ошибка? вся ошибка в том, что в системе был установлен предел. Система не имеющая предела не имеет дефектов. Бог очевидно как будто для испытания установил предел и испытание его дорого после обошлось. Рай рухнул и вместо того, чтобы в его системе было совершенство через предел, оно стало разрушаться. Итак в запрете лежат греховности и несовершенства. В жизнеустройстве человека, все его области развиваются через запреты, т. е. установленная истина устанавливает запреты для новой же."
Комментарии излишни...
Всю книжку можно найти вот здесь - http://imwerden.de/pdf/malevich_bog_ne_skinut_1922.pdf
elena asseeva24 февраля 2012, 15:45
Хочу добавить несколько слов как искусствовед, посвятивший много лет изучению русского авангарда и послевоенного русского искусства, а не как архитектор, написавший эту книгу. Господа, смотрите своими глазами, своим сердцем искусство и анализируйте. И не нужно читать толкования. Про то, что современное искусство "пустозвон и игра в бисер" не нужно долго дискутировать по той причине, что оно - отражение мира вокруг нас. А вот о том, что русский авангард - это мракобесие, может писать только тот, кто СОВСЕМ не понял русский авангард и то, что стало его продолжением. Русский авангард - это было первое за много веков в нашей стране обращение к народной традиции, к символизму иконы, к фольклору. Я задумалась о вере в первый раз в моей жизни (!) прочитав не Достоевского, отнудь нет. А книгу "Черный квадрат" - собрание текстов Казимира Малевича. "Бог не скинут!" - воскликнул Малевич в 1937!! и написал свой "крестьянский цикл". А Филонов, Ларионов, Гончарова? Это были светящиеся, искренние, высокие люди. Эта плеяда художников своим духом освещает все наше искусство весь 20 век.
Елена17 февраля 2012, 17:35
Прочитала книгу "Антиискусство" - предисловие отца Бориса, конечно, очень жесткое и отталкивает. Но сама книга произвела очень большое впечатление. Искренние размышления художника и никакого мракобесия. Спасибо!
Владимир16 февраля 2012, 17:13
Есть книга Дональда Томпсона "Как продать за $12 млн чучело акулы".Очень интересное чтиво тем кто интересуется современным искусством.Людям почему то свойственно искать смысл там где его нет.Современное искусство это просто бизнес и не больше, как правило.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×