Миссия архиерея
«Нынешний Собор стал самым представительным за всю историю Русской Православной Церкви. Никогда еще такого количества архиереев не собиралось вместе ни на богослужение, ни для обсуждения вопросов церковной жизни», – особо отметил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, выступая перед журналистами на пресс-конференции в среду.
По его мнению, разница не только в количестве участников дискуссии, но и в ее качестве. «Собору предшествовала большая подготовительная работа, поэтому дискуссии на Архиерейском Соборе были сфокусированы и приводили к конкретным результатам», – сказал митрополит Иларион.
Он напомнил, что по образцу предсоборного присутствия, которое предшествовало подготовке Поместного Собора 1917-1918 годов, было создано Межсоборное присутствие – дискуссионный орган, каждая из комиссий которого разрабатывает документы, регулирующие важнейшие стороны жизни Церкви. «Имея в основе результаты этого длительного обсуждения, Архиерейский Собор смог утвердить такие важные темы, как, например, отношение Церкви к ювенальной юстиции и реформе семейного права, позицию по вопросам экологии, позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», – добавил владыка.
Из Постановлений Архиерейского Собора:
…Каждый сельский населенный пункт, где не может быть открыт храм и назначен постоянно пребывающий при нем настоятель, должен быть приписан к определенному храму и священнику. При этом, в случае малочисленности населенного пункта, его община может быть приписана к приходу, где служит ответственный за нее священник, а при необходимых условиях может быть и зарегистрирована. Подобным общинам необходимо иметь приспособленное для молитвы помещение. Священник должен посещать населенные пункты, за которые он несет ответственность, с регулярностью, определенной епархиальным архиереем или благочинным...
Еще один участник пресс-конференции, митрополит Бориспольский Антоний, подчеркнул важность прозвучавшего на Соборе доклада Митрополита Киевского и всея Украины Владимира о жизни Церкви на Украине. «Основным посылом доклада было то, что настоящий статус нашей Церкви – это статус самоуправляемой Церкви широкой автономии, который дает ей возможность успешно вести свою миссию в украинском обществе», – сказал митрополит Антоний.
Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) обратил внимание участников встречи на три документа, принятые Собором: новую редакцию Устава Русской Православной Церкви, Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора.
«Ранее, а именно с середины XX века и до сих пор, состав Поместного Собора и процедура избрания Патриарха не были зафиксированы: каждый раз порядок этих деяний устанавливался заново. На прошлом Поместном Соборе 2009 года многие делегаты говорили о том, что правильно было бы определить некие общие правила», – отметил отец Савва.
Из Положения об избрании Патриарха Московского и всея Руси
Архиерейский Собор тайным голосованием избирает кандидатов на Московский Патриарший престол (…) Избранными кандидатами считаются три архиерея, набравшие наибольшее количество голосов (...) Члены Поместного Собора могут выдвинуть дополнительного кандидата на Московский Патриарший престол заявлением не менее чем 1/4 своих членов.
«Изменения в Уставе Русской Церкви также не являются новаторскими и лишь зафиксировали новые явления, возникшие за прошедшие два года», — продолжил отец Савва. Например, это такие формы церковного управления, как митрополия и викариатство. «Митрополия — это некая форма организации епархий в составе одного субъекта федерации, которая объединяет несколько епархий и позволяет, например, осуществлять координацию со светской властью; второе – подразделение епархии, когда правящий архиерей делегирует часть своих полномочий викарному архиерею», — пояснил священнослужитель.
«Что касается довольно обсуждаемой темы уточнения полномочий Архиерейского и Поместного соборов, то и здесь нет особых новшеств, — подчеркнул отец Савва. — В целом, зафиксирована та ситуация, которая существовала со времени принятия Устава 1988 года». «Если было некоторое расхождение между жизнью и документами, то сейчас оно сглажено», – заключил он.
Из Устава Русской Православной Церкви
Из Главы II: Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви
Из Главы III: Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом.
Проблема выбора и свободы
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул, что многие темы, которые обсуждались Собором, были представлены священноначалию самим церковным народом. В частности, это документы, выражающие позицию Церкви по отношению к реформе семейного права и информационным технологиям контроля над личностью.
«Обсуждение этих тем показывает, что Церковь слышит людей и откликается на их вопросы», — заявил отец Всеволод журналистам.
«В документе говорится о том, что Церковь не входит в подробный разбор мотивов людей, которые отказываются от электронных идентификаторов. Кто-то говорит, что это религиозные мотивы, кто-то имеет другие мотивации, но Церковь слышит голос людей, которые говорят государству: мы не хотим принимать эти идентификаторы, а хотим оставаться с привычными документами. И вот дальше возникает очень серьезный вопрос о том, насколько технические средства могут быть связаны с ограничением духовной, мировоззренческой, религиозной свободы человека. Это вопрос, который долго обсуждался и на Межсоборном присутствии, и на Архиерейском Соборе», – сказал отец Всеволод.
Из Послания Архиерейского Собора чадам Русской Православной Церкви:
Стоя на страже человеческой свободы, Церковь призывает государство не принуждать людей к принятию тех технологий, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Согласие христиан с различными законодательными, политическими или идеологическими актами также зависит от их совместимости с христианским образом жизни.
Также он отметил, что постановления Собора посвящены ключевым практическим вопросам жизни Церкви, ее взаимоотношению с государством и обществом. В частности, Собор высказал важные суждения по поводу автономных и самоуправляемых Церквей, а также по поводу ситуации в отдельных государствах: на Украине, в Киргизии, отношений между Церковью и государством в России.
Из Постановлений Архиерейского Собора:
(…) Собор поддерживает Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и епископат Украинской Православной Церкви в их трудах по сохранению церковного единства и преодолению раскола, вознося молитвы о возвращении в ограду Церкви всех отступивших от нее.
Члены Освященного Собора с благодарностью Господу отмечают стойкость в испытаниях и успешное развитие Японской Автономной Православной Церкви, вступившей во второе столетие по кончине ее равноапостольного основателя святителя Николая Японского.
Собор приветствует развитие процесса нормализации положения Китайской Автономной Православной Церкви.(…)
Собор подтверждает необходимость урегулирования проблемы, порожденной неканоническим характером деятельности «Бессарабской митрополии», наносящей ущерб церковному единству.
Положительно оценивая развитие внутренней жизни Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, члены Собора выражают сожаление в связи с сохраняющимся имущественным неравноправием многих ее приходов по сравнению с общинами Константинопольского Патриархата, что до сих пор осложняет взаимоотношения двух Церквей. Данная проблема нуждается в справедливом разрешении.
Члены Собора с удовлетворением отмечают пятилетие подписания Акта о каноническом общении, в результате которого восстановлена полнота единства Русской Православной Церкви(…)
Из Постановлений Архиерейского Собора:
(…) Отдавая должное усилиям государственной власти Украины по сохранению межконфессионального мира, члены Собора отмечают необходимость получения Украинской Православной Церковью как религиозным объединением статуса юридического лица, придания прозрачности и эффективности системе государственной регистрации религиозных организаций, законодательной поддержки возвращения церковной собственности, лицензирования и аккредитации духовных учебных заведений, введения в Вооруженных Силах Украины института военного духовенства. Члены Собора с беспокойством отмечают принятие в Украине закона, предполагающего создание единого государственного демографического реестра, содержащего персональные и биометрические данные граждан Украины, в связи с которым в адрес Украинской Православной Церкви поступают многочисленные критические обращения верующих. (…)
(…) Отмечая достойный уровень взаимоотношений Церкви и власти в Республике Кыргызстан, члены Собора выражают озабоченность отсутствием положительного решения вопроса о государственной регистрации епархии как религиозного объединения, высший руководящий орган которого находится за пределами страны, что соответствует многим случаям в общепринятой мировой практике(…)
Государство не может ставить себя выше семьи
Анализируя проблему реформы семейного права в России, митрополит Волоколамский Иларион особо отметил: «С одной стороны, мы понимаем, что дети нуждаются в защите, а ситуация в некоторых наших семьях очень неблагополучная. Конечно, какие-то формы контроля над семьей и воздействия могут быть необходимы и в некоторых случаях неизбежны со стороны государства. Но мы не должны забывать о том, что у семьи есть первичная ответственность за воспитание ребенка».
Семья обладает первичным правом разрешения внутренних конфликтов и проблемных ситуаций, а потому государство не может ставить себя выше семьи в решении этих вопросов, – особо подчеркнул председатель ОВЦС.
В свою очередь глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что у Церкви имеется большой опыт взаимодействия с проблемными семьями и священники готовы предложить свои знания государству и обществу. «Мы надеемся, что позиция Церкви, выраженная в максимально авторитетном виде, будет услышана. Мы не можем это комментировать, потому что мы не власть и не хотим быть властью. Мы можем только просить и предлагать учесть мнения людей, которые попросили Собор заявить об этом. И мы будем это делать», – сказал отец Всеволод.
Из Постановлений Архиерейского Собора:
Неприемлемой является ситуация, когда церковная социальная работа, особенно направленная на помощь детям, лишенным попечения родителей, не воспринимается как органичная часть российской социальной системы и сталкивается с препятствиями, в том числе с нежеланием отдавать детей, оставшихся без родительского попечения, в церковные приюты, основной задачей которых является реабилитация, воспитание этих детей, а также подготовка их к усыновлению и подбор для них приемных семей.
В свою очередь председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда напомнил, что в канун Рождества Святейший Патриарх Кирилл заявил о готовности взять под опеку Церкви один из детских домов. «Этот вопрос сейчас самым тщательным образом прорабатывается, и в кратчайшие сроки мы сообщим об итогах», – сказал Легойда журналистам.
Что общество узнает о Церкви?
Отражена в постановлениях Собора и так волнующая современного человека ситуация в мире медиа, который сейчас становится не просто еще одним полем для миссии и просвещения, но и, прежде всего, нелегким испытанием для каждого христианина, который с ним взаимодействует.
Церковь должна не просто включаться в информационное пространство – этого уже не избежать, но создавать собственную информационную повестку дня, считает председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. Он пояснил, что, прежде всего, важно наполнять информационное пространство достоверными сведениями о церковном служении, в центре которого – проповедь о Христе и пастырский ответ на вызовы современности. Владимир Легойда также рассказал, что возглавляемому им отделу, вместе с молодежным и миссионерским, поручено разработать систему новых способов ведения миссии в интернете, в частности в социальных сетях.
Из Постановлений Архиерейского Собора:
Архиерейский Собор напоминает сотрудникам средств массовой информации, именующихся православными, о высокой ответственности за свою профессиональную деятельность перед Богом и людьми, о губительности распрей и вражды, а также о недопустимости для православных СМИ игнорировать общецерковные решения (…)
Клирикам и чадам церковным следует помнить о необходимости с осторожностью избирать формы присутствия в медийной среде. Конечной целью подобной деятельности должно быть убедительное свидетельство об истине Христовой.
Отмечая рост влияния социальных медиа как средства формирования общественного мнения, их образовательный и воспитательный потенциал, Собор считает важной разработку новых подходов к ведению церковной миссии в интернет-пространстве.
Среди других важнейших деяний Собора, журналистов заинтересовал вопрос по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Российских.
Отвечая на вопросы аудитории, Владимир Легойда напомнил, что Архиерейский Собор утвердил создание церковно-общественного совета, который будет заниматься увековечиванием памяти новомучеников, на этот орган, в частности, возлагается ответственность за реализацию определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших».
Во многих епархиях такие меры уже реализуются. Тем же епархиям, где к исполнению соборных указаний еще не приступили, необходимо безотлагательно начать соответствующую работу.
В свою очередь архимандрит Савва (Тутунов) отметил, что школьники должны знать о новомучениках, поэтому эта тема должна быть отражена в учебных программах. По его словам, сейчас Синодальный отдел религиозного образования и катехизации ведет диалог с министерством образования по этому вопросу.
«Насколько этот диалог будет успешен – в первую очередь зависит от нашего светского партнера. Но мы надеемся, что дети будут знать о том, какова была история XX века, и о новомучениках в первую очередь», – сказал отец Савва.
Из Постановлений Архиерейского Собора:
Члены Собора выражают согласие с выводами Синодальной богослужебной комиссии относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве. Освященный Собор определяет установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской:
25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем;
в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды;
в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы.
Отрицательно:
1. Признание и фиксация уже свершивших фактов беспомощности перед "властью" во всемирной апостасии.
2. Бюрократизация Церковного аппарата управления без системной четко сформулированной работы на приходах хотя бы на базе собора 1917 года, а ведь только она способна противостоять "власти" - проверено эпохой мученичества и исповедничества.
Положительно:
1. Что отступаем едино с упованием на Бога и Его заступление.
2. Стратегически важно что пытаемся беречь корни - восточно-христианскую культуру русских.
Но, кроме этого, собор опасается, что в будущем электронные системы учёта станут орудием неслыханного тотального контроля, делая невозможным ИСПОВЕДЫВАТЬ Христову веру. И в этом случае отцы благословляют вступать на путь исповедничества.
Спаси Господи.
Поясните, мне неразумному, что значит -
"Он также сказал, что Архиерейский Собор не поддержал мнение, присутствующее у части верующих, о том, что сам факт принятия новых электронных идентификаторов личности может отразиться на духовной жизни человека или лишить его спасения."
Я правильно понял, что все имеющиеся ввиду новшества можно принимать без сомнений и опасений? Это никак не отразится на моей душе?
Если это так, тогда к чему вообще все обсуждения этой проблемы? Для чего "Церковь призывает государство не принуждать людей к принятию тех технологий, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных."?
Спаси вас Господи!