12
января 2013 года в Успенском соборе московского
Кремля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
возглавил литургию по древнерусскому чину.
Единоверческие священнослужители и их общины со всей
страны собрались на это, без преувеличения,
историческое богослужение, которое было совершено в
день памяти подвижника эпохи Святой Руси митрополита
Макария Московского и приурочено к столетию Первого
единоверческого съезда.
О сохранении и возрождении традиций древнерусского богослужения и о современной жизни единоверческих приходов порталу Православие.ру рассказал один из участников богослужения, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством священник Иоанн Миролюбов.
–
Отец Иоанн, на литургии в эту субботу Успенский
собор, который вмещает не менее 500 человек, был
переполнен. Богослужение по древнему чину в таком
знаковом месте, как Московский кремль, вызвало
огромный интерес. Как вы можете оценить значение
этого события в жизни Церкви и каковы ваши
собственные впечатления от службы?
– Литургия по древнерусскому чину в Кремле не совершалось с XVII века, то есть со времени раскола. В этом году также исполняется сто лет Первому единоверческому съезду, который проходил в Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 года. Патриарх Кирилл с радостью благословил инициативу единоверческих клириков совершить литургию в Успенском соборе, ведь прошедшее богослужение – самое главное свидетельство того, что наша Церковь едина, что древние и новые обряды одинаково спасительны.
Конечно, здесь, в стенах одного из самых древних и намоленных русских храмов, красота и строгость уставного богослужения воспринимается особенно ярко. Это почувствовали, я думаю, все пришедшие на службу.
Было ощущение соборности, сосредоточенной совместной молитвы, и, казалось, те святые угодники, мощи которых хранятся в соборе, молятся вместе с нами.
После Поместного собора 1971 года, декларируется, что в Русской Церкви приемлются и совершаются два богослужебных чина – древний и новый. Но давайте зададимся вопросом, а много ли людей вообще хоть раз слышали и видели этот древний чин?
Литургии по древнему чину совершаются сегодня в старообрядческих общинах, но они находятся в расколе, а, кроме того, там всегда очень закрытые собрания, на которые не допускаются внешние по отношению к их общинам люди. В единоверческие храмы попасть можно свободно, но таких общин немного, а во многих епархиях их нет совсем. То есть на самом деле возможностей увидеть, каким было богослужение до XVII века, не так много.
–
Но ведь до мельчайших подробностей воссоздать древнюю
традицию не только не представляется возможным, но и,
в целом, уже не так важно для современного человека,
даже воцерковленного.
– Если мы собираемся исключительно ради устава, а не ради молитвы – это уже какое-то обрядоверие. Но для нас, членов Церкви, старый обряд имеет не только историческое, музейное значение. Это ценнейшая часть нашего литургического наследия, одна из возможностей прикоснуться к духовности наших предков, ощутить себя наследником и продолжателем традиции и сделать ее живой частью собственного молитвенного опыта.
Кстати, сама организация богослужения на старообрядном приходе может многому научить. Мы не собираемся возвращаться из XXI века в XVI, но это не значит, что нет такого, что бы мы хотели воспринять от наших предков.
Например, когда вся община хорошо знает устав и приходит именно для совместной молитвы, то ситуация, когда можно забежать посредине службы, поставить свечку, попросить Бога выполнить какое-то заветное желание своими словами и быстро убежать дальше по своим делам, не только нетипична, но и почти невозможна. А это ведь тоже важный опыт для современного человека, особенно для того, кто еще только начал воцерковляться. Приобщаясь к такой сосредоточенной молитве, мы можем и понять психологию средневекового человека – это другой ритм жизни, другая степень погруженности в молитву, уровень понимания молитвы.
Что касается мельчайших подробностей, то всегда должна присутствовать разумная мера: например, в Успенском соборе на торжественной архиерейской службе, когда не время для экспериментов, мы решили исполнять за богослужением более простые и ясные по мелодике одноголосные песнопения второй половины XVII века. В целом образцом для нашей субботней службы была служба, принятая у современных старообрядцев.
Трагическая точка отсчета, когда произошел церковный раскол, направила всю историю Церкви по особому пути. Если в древней Церкви допускалось сосуществование разных обрядовых традиций при единстве догматов веры, то для церковного сознания XVII-XVIII столетий это перестало быть возможным. В дальнейшем, как мы знаем, в Церковь стали активно проникать элементы секулярной культуры. Это наложило отпечаток и на архитектуру храмов, и на живопись, и на музыку… Я не буду подробно останавливаться на этой теме, но, очевидно, что в каждую эпоху верующие люди стремятся возвращаться к своим корням или хотя бы знать, какими они были, найти какую-то основу своей духовной традиции.
Поиск возможностей для преодоления раскола, как вы помните из истории, также был крайне драматичным и сложным. Но одним из путей возвращения старообрядцев во Вселенскую Церковь стало единоверие. Оно было установлено по представлению митрополита Московского Платона (Левшина), 27 октября 1800 года император Павел I подписал соответствующий указ.
–
Перед октябрьским переворотом 1917 года в России
насчитывалось более 600 единоверческих приходов.
Насколько интенсивно, по вашему мнению, развивается
единоверческая традиция сегодня? Насколько
распространены случаи перехода в единоверие из
старообрядчества?
– В начале 80-х годов их оставалось всего два. Сейчас действует около тридцати единоверческих приходов. Кроме того, есть двуобрядные приходы, где богослужения по старому чину совершаются не постоянно, но периодически.
Я не могу сказать, что этого достаточно. Хотя число приходов растет: каждый год открываются по нескольку новых.
Случаи, когда в единоверие приходят из раскола, есть. Например, на Урале из старообрядчества несколько лет назад к нам перешли целые общины. Кстати, их представители приезжали на субботнее богослужение в Кремль. Есть такие случаи и в Белоруссии. Но подобных примеров могло быть и больше, эта тенденция сегодня нуждается в особой поддержке. Мы должны быть более притягательны для старообрядцев. В ряде епархий преосвященные проявляют заинтересованность в открытии новых приходов, но ведь далеко не везде правящий архиерей имеет время и желание думать о единоверцах. Я считаю, что пришло время, когда нам необходима большая централизация.
Вопрос о возможности рукополагать единоверческих епископов был решен на Поместном соборе 1917-1918 гг. Но в 1930-е годы этих архиереев, как и многих других служителей Церкви, советская власть репрессировала, их уничтожили физически. В связи с этим Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Старогородский) управление единоверческими приходами поручил епархиальным преосвященным. Сегодня уже такое число единоверческих приходов, что для них можно было бы иметь собственного архиерея.
–
Какие люди пришли на службу в Успенский собор? Были
ли там представители старообрядцев или только те, кто
являются прихожанами единоверческих церквей?
– Знакомых старообрядцев я там не видел, но, скорее всего, кто-то из них там был. А вот людей из обычных православных храмов, которые интересуются стариной, было много. Также очень много было священников. Много молодых людей. Вообще, есть современная особенность – единоверием сегодня часто интересуются молодые образованные люди, которые только ищут свой путь к вере. Их привлекает аскетическая строгость и красота нашего богослужения.
Что касается старообрядцев, то мы их приглашали на богослужение, нам выразили признательность и пообещали, что несколько представителей от них действительно посетят его.
В целом, тем, что мы восстанавливаем древнюю литургическую традицию, мы можем ясно показать людям, воспитанным с детства в старообрядческой традиции и другой молитвы кроме как по древнему чину не приемлющих, что старый обряд живет в Русской Православной Церкви. Поэтому им вполне возможно найти для себя приход и в лоне Матери-Церкви.
ва ~святая мученица! Миролюбов не почитает старую веру!
,
Однажды пришли к нему четыре человека из ревнителей старообрядства, жители села Павлова Горбатовского уезда, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они порог келий, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от святых Апостолов; а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь Грекороссийскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее - учители Церкви, архипастыри - суть преемники апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю».
"Патриаршествование Никона составляет эпоху в истории нашей Церкви. При нем началось соединение двух бывших митрополий, Киевской и Московской, и Никон первый начал называться Патриархом Московским и всея Великия и Малыя и Белыя России и всех земель северных и помория и многих государств. При нем и его главном участии действительно началось вполне верное и надежное по своим основам исправление наших церковных книг и обрядов. Никоном сделана была самая смелая из всех когда-либо у нас бывших и решительная попытка отстоять самостоятельность и независимость Русской Церкви от светской власти, хотя и кончившаяся для него неудачно..."(митрополит Макарий)
Выступая на Поместном Соборе 1917 года в защиту Патриаршества, архимандрит Иларион (Троицкий), ныне священномученик, назвал Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича: «два великих друга, две красы XVII века»
Был на этом чудном богослужении, все очень понравилось. Служба спокойная, чинная, никто по храму не ходит. Длилась 3,5 часа. У себе в храме тоже поем знаменным распевом, так что было привычно. Одно из главных преимуществ знаменного пения - прекрасная воспринимаемость текстов ( до этого был в Троице Сергиевой Лавре на партесе, ничего не понял, хотя сам певчий). Старые тексты во многом не хуже, а лучше передают смысл богослужебных тестов...
Генадий, вы так рассуждаете, потому что видимо мало интересовались историей раскола и старыми обрядами."
Александр, мне поневоле пришлось очень плотно изучить историю раскола - сам из бывших раскольников. Слава Богу, что Он открыл мне глаза. Люто, как и все они, ненавидел патриарха Никона. Пока, действительно, не узнал много о нем и о расколе. Поэтому хорошо знаю что делается у старообрядцев и как они к нам относятся. А благодать - она только под покровом Вселенского Православия. Хотите побольше узнать о патриархе Никоне и расколе - поезжайте в Ново-Иерусалимский монастырь, для начала.
Не знаю в чем у нас разница со старообрядцами, когда читаешь как им жилось в Российской империи - как сироты у злой мачехи? Спаси Бог.
В "старообрядческих" храмах в т.ч. и единоверческих нас, православных, называют "никонианами" и "щепотниками". Единоверцы гонят из "своих" храмов (например из храма свт.Николая на Таганской ул.в Москве). Отношение напоминает - евреев к гоям. А патриарх Никон - замечательный человек, достойный святитель. Молитвенник. Милостивый и сострадательный. Если бы Алексей Михайлович не удалил его с Патриаршества - не было бы никакого раскола. А раскольников гнала светская власть - царь.
Старообрядчество...Это ценнейшая часть нашего литургического наследия, одна из возможностей прикоснуться к духовности наших предков, ощутить себя наследником и продолжателем традиции и сделать ее живой частью собственного молитвенного опыта....
Кстати, сама организация богослужения на старообрядном приходе может многому научить. Мы не собираемся возвращаться из XXI века в XVI, но это не значит, что нет такого, что бы мы хотели воспринять от наших предков....
Патриарх Кирилл с радостью благословил инициативу единоверческих клириков совершить литургию в Успенском соборе, ведь прошедшее богослужение – самое главное свидетельство того, что наша Церковь едина, что древние и новые обряды одинаково спасительны....
У меня, грешного Сергия, вопрос к сказавшему вышеизложенные слова: "А как вами сказанное и написанное соотносится с постановлениями вселенских соборов (7-го и пр.), апостольскими правилами?"
Уж поясните мне неразумному. Спаси Господи.