RSS

.

- XIVXV

Диакон Владимир Василик

28 , 15 ( ) 1389 . , 2014 625 , , , . . , , .

, , . , , , , [1] .. , , - . .

. XIII (). XIV . , , , -, [2]. , ; [3]. , .

, . : , , , , . , () () [4]. , XII , [5]. , , , .

. .

, - . (, ..), , .. [6], (, ). , . , .., .

, , - , .. [7], , , [8] [9].

, . .. , , [10]. ( - ) - , , , .. [11] , [12].

, . XIVXV , 40- [13]. , , , [14] ( , ) . .

-, , , [15]. -, , , . .

, XIV V , , , . - (13011311) , , [16]. (1314) , . , , . : “ , , ”. , : , [17]. , , , [18]. 1322 . , , , , [19]. , . , “ѣ, , ѣ, ѣ ”. , , , . , , , , : , . , ѣ . , . , , , : “, ѣ, , ѣ , ! , , , , , , . ѣ ѣ ѣ ѣ ѣ , -, -, ѣ : " , ! ѣ ѣ , ѣ ѣ , ѣ "”[20].

1330 , . , , [21]. 1332 . 1355 IV .

, , - , - . IV c : , , ( ) , , , , , , , , , . , [22].

(, , .) [23]. , , , 1445 , II , , , [24].

, , , . :

, () , . , ( ) , , , , (51- )[25].

, , , , , , .

, . (145- )[26], , (144- )[27], (146- )[28].

? (), , . 84- , : , , : . , ; , .

, , [29], . -, , - hybris , . : . , , , : , , [30]. hybris . . , . , , , , .

, . . , , :

, , , , , , . , : “ , . ”. , . . , , , . [31].

, , . -, ; -, , :

ѣ, ѣ ѣ, ѣ ѣ ѣ ѣ , , , , , ѣ , ѣ , , ѣ , . , , , , [32].

, - , . , , , , . , . , : , , :

?
,
!


[33].

, , , 1392 [34]. , - .

, , , , [35].

, , , - . : , , ѣ . ѣ , ѣ, ѣ , [36].

:

.
, ,
.

, , , , , , :

[] , .

,
.
, ,
,
, ,
,
,
,
,
.
, ,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
.
.


,

[37].

: . , : . : , , . , ѣ [38].

13921393 , : , , , , - , . , , , ( ) . . , , , , , [39].

: , , : 1402 , , . . , 1408 , , . . , 1409 , 1410 [40]. , , .

. , .

, . , : , ; , , [41]. , , [42]. , . , : ( )? , [43]. , [44].

. ; . , , [45]. , , , ; , [46]. , :

, , , , , , . , : , , ! , , , : ! , , ! . , , : , ? : , . : , ; . , . , , : , , ; (. 7: 917).

, ; , , . , , , , . . , : [47].

, , : : (. 2: 10), , , , . , . , - .

. , . , : , ( ) , , , .

? . , : , , , , , , . ѣ [48].

, :


.
[49], ,
,
.
, ,
,
[50].

, , , :

, , ,
, ,
,
, ,
, , ,
,

, ,
[51].

Диакон Владимир Василик

28 2013

[1] Новаковић С. Велики челник Радич или Облачи Раде 1413–1435. Београд, 1881; Динић. Хумско-требинска властела. Београд, 1967; Ферjанчич Б. Деспотии у Византиjи и jужнословенскима землама. Београд, 1960; Наумов Е.П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII–XV вв. М., 1975; Благојевић М. Државна управа у српским средњовековним земљама. Београд, 2001.

[2] Чиркович С. История средневековой Сербии. М., 1996. С. 197.

[3] Соловjeв А. Законник цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. Београд, 1980. С. 54.

[4] Наумов Е.П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII–XV вв. С. 75.

[5] История Византийской империи. Т. 3. М., 1967. С. 23.

[6] Понятие литературного этикета разработано Д.С. Лихачевым в одном из его фундаментальных трудов Поэтика древнерусской литературы (М, 1980).

[7] О методе см.: Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. СПБ, 1998. С. 24–142.

[8] О понятиях менталитет и ментальность см., в частности: История ментальностей (Историческая антропология. Зарубежные исследования). М., 1996.

[9] См.: Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. С. 19–21.

[10] См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

[11] См.: Зимичев А.М. Психология политической борьбы. СПб., 1993.

[12] Естественно, пассионарность невозможно объяснить одними материальными причинами – повышенным артериальным давлением (Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. С. 29) или выбросами солнечной энергии (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. С. 56).

[13] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 135–162.

[14] К их числу относится битва при Черномене (1371), где, по некоторым подсчетам, может быть преувеличенным, погибло около 60 000 сербов; битва при Билечи, или Топлице (1388), где сербские войска под предводительством князя Лазаря впервые разгромили турок, и, наконец, Косовская битва 15 июня 1389 г., которая по своей ожесточенности и количеству участников, пожалуй, не имела равных среди битв XIV в. на Балканах. Показательно, что первоначально Косовская битва ее уцелевшими участниками – банном Твртко и князем Вуком Бранковичем – осознавалась как победа, в результате чего в соборе Парижской Богоматери даже отслужили благодарственную мессу за победу христиан. См.: Иречек К. История на българите. София, 1978. С. 382, 391–393.

[15] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 197. Однако он сам оговаривает причины подобного явления, которые лежали не в общественной психологии, а скорее в социальной структуре общества и экономике: наличие свободных людей, способных приобрести коня и вооружение.

[16] Даничич. Животи кральева и архиепископа српских, написао архиепископ Данило и други. Београд-Загреб, 1868. С. 358.

[17] Там же. С. 124.

[18] Там же. С. 370

[19] Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983. С. 74–76.

[20] Там же. С. 76.

[21] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 136.

[22] Joannes Сantakuzenus. Historiae / Ed. L. Schopen // Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri iv. 3 // Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Vol. 3. Bonn,1832. P. 315.

[23] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 165–185.

[24] См. о причинах подобного поведения, в частности: Борисов Н. Иван III. 2006. С. 79–87.

[25] Соловjeв А. Законник цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. С. 87. Перевод дается по изданию: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. М., 2000. С. 472.

[26] Если властелин или властеличич будет уличен как перебежчик или как другой какой (преступник) моего царства и если окрестные села и жупа восстанут на грабеж его дома и его имущества, что он оставил, те, которые это сделают, да будут наказаны как изменники моего царства (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. С. 482).

[27] О разбойнике: И если окажется, что разбойник перешел через владения пограничного властелина и ограбил где-нибудь и снова воротился с добычею, да платит пограничный властелин всемеро (Там же).

[28] Повелевает мое царское величество по всем землям и городам и по жупам и по украйнам: да не будет разбойника и вора ни в коем пределе, и таким образом да укротится воровство и разбой: в котором селе найдется вор или разбойник, то село да будет разграблено, а разбойник да будет повешен головою вниз, а вор да будет ослеплен, а господин того села да будет приведен связанным к моему царскому величеству и да платит за все, что натворил (зла) разбойник и вор с исперва, а вдобавок да будет (он) наказан как вор и разбойник (Там же).

[29] Свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. См.: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1. М., 1991. С. 369. Ощущение баштины как своей земли, безусловно, должно было способствовать воскрешению этого древнего архаического комплекса.

[30] Соловjeв А. Законник цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. С. 189. Перевод дается по: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. С. 477.

[31] Historia Turcobyzantina / Ed. V. Grecu // Ducas. Istoria Turco-Bizantina (1341–1462) [Scriptores Byzantini 1. Bucharest: Academia Republicae Popularis Romanicae, 1958].

[32] Jагиh В. Константин Философ и ньегов живот Стефана Лазаревича деспота Српског // Гласник српског ученог друшства. 1875. Кн. XLII. С. 260.

[33] А што питаш за проклетог Вука,
проклет био и ко га родио!

Проклето му племе и кољено!
Он издаде цара на Косову
и одведе дванаест хиљада,
госпо моја, љутог оклопника – Караджич В. Српске народне пjесме. Кн. 1. Београд, 1958. С. 154.

[34] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 188.

[35] Подобный вывод можно сделать на основе песен Погибель царства сербского и Вук клевещет на Милоша.

[36] Jагиh В. Константин Философ и ньегов живот Стефана Лазаревича деспота Српского. С. 261.

[37] Списи о Косову. Београд, 1993. С. 225.

[38] Русский хронограф. М., 2005. С. 299.

[39] Jагиh В. Константин Философ и ньегов живот Стефана Лазаревича деспота Српского. С. 269.

[40] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 191.

[41] Jагиh В. Константин Философ и ньегов живот Стефана Лазаревича деспота Српского. С. 283.

[42] Ibid.

[43] Ibid. S. 284.

[44] Ibid. S. 284-285.

[45] Ibid.

[46] Ibid.

[47] Колпакова Г. Искусство Византии XIII–XV вв. М., 2004. С. 190.

[48] Русский хронограф. С. 409.

[49] В оригинале – великаши.

[50] Петр Негош. Горный венец. М., 1955. С. 35.

[51] Там же. С. 140.

. .Ru.

:
:
e-mail:
( )
,

: