.- XIVXV
28 , 15 ( ) 1389 . , 2014 625 , , , . . , , . , , . , , , , [1] .. , , - . . . XIII (). XIV . , , , -, [2]. , ; [3]. , . , . : , , , , . , () () [4]. , XII , [5]. , , , . . . , - . (, ..), , .. [6], (, ). , . , .., .
, . .. , , [10]. ( - ) - , , , .. [11] , [12]. , . XIVXV , 40- [13]. , , , [14] ( , ) . . -, , , [15]. -, , , . . , XIV V , , , . - (13011311) , , [16]. (1314) , . , , . : “ , , ”. , : , [17]. , , , [18]. 1322 . , , , , [19]. , . , “ѣ, , ѣ, ѣ ”. , , , . , , , , : , . , ѣ . , . , , , : “, ѣ, , ѣ , ! , , , , , , . ѣ ѣ ѣ ѣ ѣ , -, -, ѣ : " , ! ѣ ѣ , ѣ ѣ , ѣ "”[20]. 1330 , . , , [21]. 1332 . 1355 IV . , , - , - . IV c : , , ( ) , , , , , , , , , . , [22]. (, , .) [23]. , , , 1445 , II , , , [24]. , , , . : , () , . , ( ) , , , , (51- )[25]. , , , , , , . , . (145- )[26], , (144- )[27], (146- )[28]. ? (), , . 84- , : , , : . , ; , . , , [29], . -, , - hybris , . : . , , , : , , [30]. hybris . . , . , , , , .
, , , , , , . , : “ , . ”. , . . , , , . [31]. , , . -, ; -, , : ѣ, ѣ ѣ, ѣ ѣ ѣ ѣ , , , , , ѣ , ѣ , , ѣ , . , , , , [32]. , - , . , , , , . , . , : , , :
? , , , 1392 [34]. , - . , , , , [35]. , , , - . : , , ѣ . ѣ , ѣ, ѣ , [36]. :
. , , , , , , :
[] , . : . , : . : , , . , ѣ [38]. 13921393 , : , , , , - , . , , , ( ) . . , , , , , [39]. : , , : 1402 , , . . , 1408 , , . . , 1409 , 1410 [40]. , , . . , . , . , : , ; , , [41]. , , [42]. , . , : ( )? , [43]. , [44]. . ; . , , [45]. , , , ; , [46]. , : , , , , , , . , : , , ! , , , : ! , , ! . , , : , ? : , . : , ; . , . , , : , , ; (. 7: 917). , ; , , . , , , , . . , : [47]. , , : : (. 2: 10), , , , . , . , - . . , . , : , ( ) , , , . ? . , : , , , , , , . ѣ [48]. , : , , , :
, , , [1] Новаковић С. Велики челник Радич или Облачи Раде 1413–1435. Београд, 1881; Динић. Хумско-требинска властела. Београд, 1967; Ферjанчич Б. Деспотии у Византиjи и jужнословенскима землама. Београд, 1960; Наумов Е.П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII–XV вв. М., 1975; Благојевић М. Државна управа у српским средњовековним земљама. Београд, 2001. [2] Чиркович С. История средневековой Сербии. М., 1996. С. 197. [3] Соловjeв А. Законник цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. Београд, 1980. С. 54. [4] Наумов Е.П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII–XV вв. С. 75. [5] История Византийской империи. Т. 3. М., 1967. С. 23. [6] Понятие литературного этикета разработано Д.С. Лихачевым в одном из его фундаментальных трудов Поэтика древнерусской литературы (М, 1980). [7] О методе см.: Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. СПБ, 1998. С. 24–142. [8] О понятиях менталитет и ментальность см., в частности: История ментальностей (Историческая антропология. Зарубежные исследования). М., 1996. [9] См.: Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. С. 19–21. [10] См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. [11] См.: Зимичев А.М. Психология политической борьбы. СПб., 1993. [12] Естественно, пассионарность невозможно объяснить одними материальными причинами – повышенным артериальным давлением (Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. С. 29) или выбросами солнечной энергии (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. С. 56). [13] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 135–162. [14] К их числу относится битва при Черномене (1371), где, по некоторым подсчетам, может быть преувеличенным, погибло около 60 000 сербов; битва при Билечи, или Топлице (1388), где сербские войска под предводительством князя Лазаря впервые разгромили турок, и, наконец, Косовская битва 15 июня 1389 г., которая по своей ожесточенности и количеству участников, пожалуй, не имела равных среди битв XIV в. на Балканах. Показательно, что первоначально Косовская битва ее уцелевшими участниками – банном Твртко и князем Вуком Бранковичем – осознавалась как победа, в результате чего в соборе Парижской Богоматери даже отслужили благодарственную мессу за победу христиан. См.: Иречек К. История на българите. София, 1978. С. 382, 391–393. [15] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 197. Однако он сам оговаривает причины подобного явления, которые лежали не в общественной психологии, а скорее в социальной структуре общества и экономике: наличие свободных людей, способных приобрести коня и вооружение. [16] Даничич. Животи кральева и архиепископа српских, написао архиепископ Данило и други. Београд-Загреб, 1868. С. 358. [17] Там же. С. 124. [18] Там же. С. 370 [19] Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983. С. 74–76. [20] Там же. С. 76. [21] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 136. [22] Joannes Сantakuzenus. Historiae / Ed. L. Schopen // Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri iv. 3 // Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Vol. 3. Bonn,1832. P. 315. [23] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 165–185. [24] См. о причинах подобного поведения, в частности: Борисов Н. Иван III. 2006. С. 79–87. [25] Соловjeв А. Законник цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. С. 87. Перевод дается по изданию: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. М., 2000. С. 472. [26] Если властелин или властеличич будет уличен как перебежчик или как другой какой (преступник) моего царства и если окрестные села и жупа восстанут на грабеж его дома и его имущества, что он оставил, те, которые это сделают, да будут наказаны как изменники моего царства (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. С. 482). [27] О разбойнике: И если окажется, что разбойник перешел через владения пограничного властелина и ограбил где-нибудь и снова воротился с добычею, да платит пограничный властелин всемеро (Там же). [28] Повелевает мое царское величество по всем землям и городам и по жупам и по украйнам: да не будет разбойника и вора ни в коем пределе, и таким образом да укротится воровство и разбой: в котором селе найдется вор или разбойник, то село да будет разграблено, а разбойник да будет повешен головою вниз, а вор да будет ослеплен, а господин того села да будет приведен связанным к моему царскому величеству и да платит за все, что натворил (зла) разбойник и вор с исперва, а вдобавок да будет (он) наказан как вор и разбойник (Там же). [29] Свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. См.: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1. М., 1991. С. 369. Ощущение баштины как своей земли, безусловно, должно было способствовать воскрешению этого древнего архаического комплекса. [30] Соловjeв А. Законник цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. С. 189. Перевод дается по: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. С. 477. [31] Historia Turcobyzantina / Ed. V. Grecu // Ducas. Istoria Turco-Bizantina (1341–1462) [Scriptores Byzantini 1. Bucharest: Academia Republicae Popularis Romanicae, 1958]. [32] Jагиh В. Константин Философ и ньегов живот Стефана Лазаревича деспота Српског // Гласник српског ученог друшства. 1875. Кн. XLII. С. 260. [33] А што питаш за проклетог Вука, Проклето му племе и кољено! [34] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 188. [35] Подобный вывод можно сделать на основе песен Погибель царства сербского и Вук клевещет на Милоша. [36] Jагиh В. Константин Философ и ньегов живот Стефана Лазаревича деспота Српского. С. 261. [37] Списи о Косову. Београд, 1993. С. 225. [38] Русский хронограф. М., 2005. С. 299. [39] Jагиh В. Константин Философ и ньегов живот Стефана Лазаревича деспота Српского. С. 269. [40] Чиркович С. История средневековой Сербии. С. 191. [41] Jагиh В. Константин Философ и ньегов живот Стефана Лазаревича деспота Српского. С. 283. [42] Ibid. [43] Ibid. S. 284. [44] Ibid. S. 284-285. [45] Ibid. [46] Ibid. [47] Колпакова Г. Искусство Византии XIII–XV вв. М., 2004. С. 190. [48] Русский хронограф. С. 409. [49] В оригинале – великаши. [50] Петр Негош. Горный венец. М., 1955. С. 35. [51] Там же. С. 140. |
|