Православный календарьПравославный календарь
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.

Видовдан: торжество скорби

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

28 июня сербы отмечают Видовдан – день Косовской битвы – главный национальный сербский праздник. Историк иеромонах Игнатий (Шестаков) рассказал корреспонденту портала «Православие и мир» о смысле праздника, том, как прошел праздник в этом году и о современном положении дел в Косово.

***

Для начала хотелось бы сказать о самом названии – Видовдан. Почему, собственно, Видовдан и что это означает? Действительно, для нас это название звучит несколько непонятно и каких-то определенных ассоциаций не вызывает.

На самом деле объясняется это довольно просто. 28 июня – это помимо даты Косовской битвы, еще и день памяти святого мученика Вита, пострадавшего при Диоклетиане. По-сербски – Видовдан – буквально день Вита.

Подобного рода названия церковных праздников и дней памяти святых характерны для сербской церковной традиции. У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (святителя Николая), Митровдан (великомученика Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (великомученика Георгия) и так далее.

Видовдан на протяжении веков ассоциируется именно с Косовской битвой, эти два понятия фактически стали синонимами. Они в равной степени встречаются в сербской богословской, философской и исторической литературе, звучат в проповедях.

Если говорить о современном значении этого дня, то это одновременно и праздник, и день скорби. Скажем, день скорби и торжества одновременно.

Загрузить увеличенное изображение. 912 x 610 px. Размер файла 151221 b.
 Божественная литургия в монастыре Грачаница. 28 июня 2010 г.
Божественная литургия в монастыре Грачаница. 28 июня 2010 г.

С одной стороны, в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия – поражение в Косовской битве, которое считается отправной точкой, с которой началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Как говорят сами сербы, «турецкого рабства». (Хотя, конечно, порабощение турками сербских земель было более сложным, постепенным процессом и в основном закончилось только во второй половине XV века.) Поэтому для сербов – день гибели земного «Сербского царства».

Но вместе с тем – это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным. Победа вечной жизни над этим преходящим миром. Победа жертвенной любви над законами тленного мира.

Можно сказать, что Косовский бой никогда не прекращался для сербов и продолжается и сейчас  и в прямом, и в переносном смысле.

– Как обычно проходят торжества?

Этот день сербы отмечают не только в Косово, но и по всему миру, повсюду, где только они живут.

Обычно в этот день проходят торжественные богослужения, Божественные литургии, панихиды. К этому дню приурочены культурные мероприятия, концерты, благотворительные акции. Для сербов это и день воинской славы, поэтому обычно, особенно в последние годы, в торжествах принимают участие и военные.

Святейший Патриарх Сербский Ириней, посол Российской федерации в Сербии А.В. Конузин и русские кадеты после литургии в Грачанице
Святейший Патриарх Сербский Ириней, посол Российской федерации в Сербии А.В. Конузин и русские кадеты после литургии в Грачанице

.

Особые торжества проходят на самом Косовом поле, на Газиместане – это такой мемориальный комплекс. Здесь ежегодно в этот день собирается множество сербов практически со всех концов света.

В этом году торжества возглавил Святейший Патриарх Ириней. В монастыре Грачаница была совершена Божественная литургия, а затем состоялось заупокойное поминовение на Газиместане. Особенно важно, что в этом году там присутствовал посол России Александр Васильевич Конузин вместе с русскими кадетами, чей съезд в эти дни проходит в Сербии. Этот факт сам по себе очень значим для сербов.

Загрузить увеличенное изображение. 1025 x 660 px. Размер файла 383119 b.

По сообщениям СМИ на Газиместане в этом году собралось около полутора тысячи человек, а когда-то на юбилейных торжествах здесь собиралось по нескольку сотен тысяч.

Загрузить увеличенное изображение. 912 x 608 px. Размер файла 108195 b.
 На Косовом поле. Газиместан. 28 июня 2010 г.
На Косовом поле. Газиместан. 28 июня 2010 г.

– Какие задачи и проблемы сейчас стоят перед сербским государством и Церковью в Косово и Метохии?

Если говорить о государстве, то безусловно главная задача – сохранить край как неотъемлемую часть Сербии, что само по себе сейчас выглядит весьма проблематичным. Одно дело декларировать это на словах и бумаге, а другое реально контролировать ситуацию или, по крайней мере, иметь действующие механизмы по защите прав всех жителей Косово и Метохии, считающих себя гражданами Сербии, а не некого «независимого Косово».

Что же касается Сербской Церкви, то для нее сейчас жизненно важно не только физически спасти свои святыни, но и сохранить монастыри и храмы как очаги духовной жизни и молитвы. К сожалению, именно в Косово и Метохии недавно возникли определенные проблемы, на какое-то время поколебавшие единство и вызвавшие разногласия внутри церковного народа, что может сказаться и на положении всего православного населения края. Будем надеяться, что эти нестроения скоро будут окончательно преодолены.

Но есть и другие, не менее серьезные проблемы. Сейчас Сербская Церковь стоит перед опасностью того, что международные силы КФОР начинают передавать, а в некоторых местах уже передали, охрану сербских святынь в руки Косовской полицейской службы (КПС), состоящей в подавляющем большинстве из албанцев, многие из которых были участниками вооруженных формирований, изгонявших сербов из края.

Возникает вопрос: если во время мартовских погромов 2004 года прекрасно вооруженный иностранный контингент КФОР и полиция УНМИК не смогли (или не захотели) защитить от разрушения десятки сербских святынь и показали неспособность контролировать ситуацию, то смогут ли и, вообще, захотят ли этим заниматься албанские полицейские, в случае начала очередных погромов.

Сейчас представители Сербской Церкви убеждают руководство НАТО и КФОР не оставлять охрану сербских святынь, предупреждают о пагубности подобного шага. Возникает впечатление, что трагическая история сербского Косово и Метохии повторяется. В свое время сербским священнослужителям приходилось искать защиты от произвола местных грабителей у турецкого султана. А сейчас на место этого султана, встало НАТО и КФОР и именно в их воле помиловать сербов или оставить на произвол завоевателя.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Источник: Православие и мир

29 июня 2010 г.

Рейтинг: 7.9 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Другие статьи автора Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Новые материалы

Выбор читателей

×