На этой неделе Церковь празднует память всех святых, от века Богу угодивших. Среди святых в древней Церкви прежде всего чествовали мучеников. Об этом свидетельствует современный тропарь службы всем святым, от века Богу угодившим, возникший, возможно, в IV–V веках:
Иже во всем мире мученик Твоих,
яко багряницею и висом,
кровьми Церковь Твоя украсившися,
теми вопиет Ти, Христе Боже:
«Людем Твоим щедроты Твоя низпосли,
мир жительству Твоему даруй
и душам нашим велию милость».
Их изумленное почитание временами доходило до крайности: так, Тертуллиан считал, что только их души в настоящее время сподобляются созерцания Бога, а остальные до Страшного суда пребывают в некоем месте покоя.
Мы публикуем перевод древнейшей службы святому великомученику Георгию из «Иадгари» – древнегрузинского литургического сборника, греческий оригинал которого может относиться к V–VI векам. Это, пожалуй, древнейший текст, посвященный святому мученику Георгию. Вчитываясь в него, однако, мы с удивлением видим, что здесь нет даже имени святого мученика Георгия, а обращение к мученикам почти везде идет во множественном числе. Кроме того, здесь не упомянуты ни единый факт, ни единая черта, которые можно было бы с уверенностью связать только со святым великомучеником Георгием. Все это заставляет нас предположить, что здесь была использована первоначальная служба всем мученикам, возможно – древнейшая из всех ныне существующих.
Чем для нас интересна и ценна эта служба? Богословием мученичества.
Мученичество осмысляется как бескровная война, в которой мученики действуют оружием Креста
Во-первых, оно осмысляется как бескровная война, в которой святые мученики действуют оружием Креста:
Врагов нападающих
победители в подвиге
низложили
оружием Креста Твоего, Христе.
И Тебя величают
и молят о душах наших.
Четвертая стихира на «Господи, воззвах»
Согласно канону, святые мученики приносят Богу свою страдающую плоть как жертву благоприятную, как кадило благоуханное:
В муках и во огне
мученики плоть свою
в жертву принесли, Спасе,
как каждение
и ныне радуются пред Тобою.
Четверопеснец. Возопих (6-я песнь) 3-й тропарь
Таким образом, горящая плоть страдальцев уподобляется благоуханному ладану, сгорающему в кадиле.
Победа мучеников становится возможной благодаря их сораспятию Христу и силой Его Креста:
Силою Креста Твоего, Господи,
победили святые Твои врага
и превознесли имя Твое:
«Благословен еси, Господи,
Боже отцов наших».
Четверопеснец. Благословен (7-я песнь) 3-й тропарь
Говорится о многочисленных чудесах и исцелениях, исходящих от мучеников:
Даровавший святым мученикам
немощей исцеление
и недугов наших,
благословен еси, Господи,
Боже отцов наших».
Четверопеснец. Благословен (7-я песнь) 2-й тропарь
В результате мученичества святые восходят выше Ангелов:
Святые мученики
в брани диавола одолели,
превзошли Ангелов,
превозносят Крест
и предстоят Христу.
На Хвалитех
Наконец, святые мученики прославляют Святую Троицу в своих телах, достигая высшей ступени обожения:
Троицу Святую достойно
прославили святые
в телах своих плотских
и возопили:
«Благословен еси, Господи,
Боже отцов наших».
Четверопеснец. Благословен (7-я песнь) 4-й тропарь
Перевод с древнегрузинского языка сделан по изданию: Древний Иадгари. Тбилиси: Мецниереба, 1980. С. 233–235.
23 апреля. Память святого Георгия
Господи, воззвах
Мучениче Господень,
моли о нас
и испроси душам нашим
множество милостей
и оставление многих грехов наших,
молимся.
Слава Тебе, Господи,
ибо соделал Ты
венец святым Твоим
и течения жизни исполнил их,
да молят всегда
о душах и телесех наших.
Тобою святые хвалятся,
о Тебе, Христе, радуются,
ибо воссиял Ты свет
славным твоим.
Всякая душа
благословляет Тебя, Господи,
мир Твой подаждь нам.
Врагов нападающих
победители в подвиге
низложили
оружием Креста Твоего, Христе.
И Тебя величают
и молят о душах наших.
Четверопеснец
Возопих (6-я песнь)
В подвиге утвердивший
святых мучеников
и венчавший их,
Святый Боже,
помилуй нас.
Победители Твои
в подвиге, Христе,
на месте казни
величали Тебя
и всякую хитрость
беззаконных
низложили.
Во огне мученики плоть свою в жертву принесли, Спасе, как каждение
В муках и во огне
мученики плоть свою
в жертву принесли, Спасе,
как каждение,
и ныне радуются пред Тобою.
Молитвами, Господи,
всехвальных мучеников Твоих
мир мiрови даруй
и спаси поющия Тебя.
Благословен (7-я песнь)
Явивший святых Твоих
победителями в подвиге,
как светила в мире,
благословен еси, Господи,
Боже отцов наших.
Даровавший святым мученикам
немощей исцеление
и недугов наших,
благословен еси, Господи,
Боже отцов наших.
Силою Креста Твоего, Господи,
победили святые Твои врага
и превознесли имя Твое:
«Благословен еси, Господи,
Боже отцов наших».
Троицу Святую достойно
прославили святые
в телах своих плотских
и возопили:
«Благословен еси, Господи,
Боже отцов наших».
Благословите (8-я песнь)
Царя Христа,
Его же превозносили
сонмы мученические
в страданиях своих
гласами высокими
и восклицали:
«Все дела пойте Господа».
Милостивого Христа,
венчавшего сонм святых мучеников,
Имже они исцеляют
немощи наши,
все дела пойте.
Благого Христа,
укрепившего святых мучеников
на победу в подвиге благом,
все дела пойте.
Муки претерпевали
победители в подвиге мученики
и не устрашились воспевать
всем сердцем,
восклицали и глаголали:
«Все дела пойте Господа».
Троицу Святую
достойно прославили
сонмы мучеников
пред тиранами,
восклицали и глаголали:
«Все дела пойте Господа».
Величит (9-я песнь)
Прославлен Ты в памяти
святых мучеников, Христе,
от Него же произрастили они
исцеление.
Прекрасно Христу
служение исполнившие
на небеса вселились
и на земле достойно вспоминаемые
прославились.
Благодатию многою
в подвиге победившие
источили исцеления
немощам нашим.
Их молитвами подай
мир мiрови, Господи,
и спаси нас.
На Хвалитех
Святые мученики
в брани диавола одолели,
превзошли Ангелов,
превозносят Крест
и предстоят Христу.
Христовы служители,
блаженные,
молитесь о душах наших.