Благосклонному вниманию читателей предлагается древнейшая из известных православных служб Пятидесятницы, сохранившаяся в богослужебном грузинском сборнике «Иадгари». Напомним, что он содержит грузинский перевод с греческого служб иерусалимской соборной традиции, складывавшихся с V по VIII века. Древнейшая рукопись первой редакции «Иадгари» датируется 820 годом; естественно, ее текст должен быть несколько древнее.
Чем для нас интересна эта служба?
Во-первых, она свидетельствует о древности некоторых современных богослужебных текстов, например стихиры на стиховне Вознесения, которая в службе называется «Охитаи», то есть Моление.
Охитаи (стихира)[1]
Родился еси,
яко восхотел еси;
явился еси,
яко изволил еси;
пострадал еси плотию,
Христе Боже наш,
из мертвых воскрес еси,
поправ смерть;
вознеслся еси во славе,
исполнивый всяческая,
и послал еси Духа Святаго.
Однако эта стихира важна и в другом отношении: она свидетельствует о неразрывной связи праздников Вознесения и Пятидесятницы и о происхождении первого празднества от второго.
Далее, эта служба отчасти дает нам возможность проникнуть в процесс создания богослужебных текстов, в частности использования Священного Писания и в особенности – Евангелия. Приводимый ниже текст является почти дословной цитатой из Евангелия от Иоанна – 14: 27–28 – из прощальной беседы Господа с учениками:
Мир Мой дарую вам,
мир Мой оставляю вам;
не так, как дарует мир,
я оставляю вам.
Не оставлю вас сирыми,
приду к вам.
Ибо Я со Отцом,
и вы со Мной,
и Я есмь в вас.
В этой стихире важно учение о неразрывном единстве Христа со Отцом и со всеми верными в Церкви.
В стихире важно учение о неразрывном единстве Христа со Отцом и со всеми верными в Церкви
В богословском отношении эта служба важна для нас прежде всего учением о просвещении и исполнении апостолов Святым Духом:
Духом Святым
Ты апостолов
исполнил днесь.
Огненными языками
Слову научил.
(1-я песнь, 2-й тропарь)
Отметим, что огненные языки, вслед за святителями Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, истолковываются как символы и указание на слово Божие и слово проповеди.
Апостолы получают Святаго Духа, чтобы идти и проповедовать язычникам и даровать им богопознание и обожение:
Господи, Всесвятаго Твоего Духа
чрез апостолов Твоих
даровавший миру
и язычников просветивший богопознанием,
в песнях величаем.
(9-я песнь, 1-й тропарь)
Воссиял благодать
для язычников
через апостолов
Христос Спаситель,
и все воспеваем Тебя,
ради нас воплотившегося.
(на Хвалитех, 3-й тропарь)
Апостолы отправляются проповедовать язычникам покаяние
Отметим покаянные нотки в этой службе. Апостолы отправляются проповедовать язычникам покаяние:
Видите, видите,
Господь Бог наш,
святых апостолов
исполнивший Духом Святым
и направивший их[2]
проповедать покаяние.
(2-я песнь, 4-й тропарь)
Далее, дарование Духа Святаго дарует святым апостолам и всему человечеству богопознание Единосущной Троицы:
Радостью
Ты исполнил, Христе,
Твоих апостолов
и просветил
неизреченными [тайнами]
Духом Божества Твоего
проповедать Божество Троицы.
(3-я песнь, 2-й тропарь)
Исполнившись Духом Святым,
святые апостолы
поведали язычникам
о Троице единосущной,
чтобы поклоняться
Единому Божеству.
(на Хвалитех, 4-й тропарь)
При этом каждая ипостась Святой Троицы заключает в себе особенную сторону домостроительства спасения:
Милость Отца
и Сына человеколюбие,
Духа Святаго Утешителя
восхваляем на всякий час.
(на Хвалитех, 1-я стихира)
Пятидесятница – явление Нового Завета
Наконец, в службе содержится глубокая мысль: Пятидесятница – в некотором смысле явление Нового Завета.
Ныне преподан апостолам
Дух Святой образом Завета,
и проповедали миру
Троицу единосущную.
(6-я песнь, 2-й тропарь)
Перевод выполнен по изданию: Древний Иадгари. Тбилиси: Мецниереба, 1980. С. 245–249.
Служба Пятидесятницы из «Иадгари»
На «Господи, воззвах»
Отца и Сына воспоем,
Духа Святаго благословим
и исповедуем беззакония наши.
Духа Святаго
в виде языков
ниспославшему апостолам,
научившим язычников
познанию истины,
возопием к Нему:
«Господи, просветивший весь мир».
Твой мир дай нам,
Христе, Сыне Божий,
ибо Ты подал ученикам
Духа Святаго,
и помилуй,
яко человеколюбец.
Мир Мой дарую вам,
мир Мой оставляю вам,
не так, как дарует мир,
я оставляю вам.
Не оставлю вас сирыми,
приду к вам.
Ибо Я со Отцом,
и вы со Мной,
и Я есмь в вас.
Я со Отцом, и вы со Мной, и Я есмь в вас
Прокимен[3]
Дух Твой Благий наставит мя (на землю праву). – Пс. 142: 10
Стих[4]
Господи, услыши молитву мою. – Пс. 142: 1.
[Канон]
[Песнь 1]. Воспоим
Колесницегонителя фараона…
Как Ты рекл,
Господи, апостолам,
Духа Святаго
Ты ниспослал,
Спасе,
вопием и глаголем:
«Поим Господеви,
славно бо прославися».
Духом Святым
Ты апостолов
исполнил днесь.
Огненными языками
слову научил.
Поим Господеви,
славно бо прославися.
[Песнь 2]. Вонми, небо
Вонми, небо,
и возглаголем
и воспоем
Единого Бога.
Утверди, Господи,
на Тебя уповающих
и Духом Святым
освяти, Христе Боже.
Истинен и праведен
еси, Господи,
ибо святые апостолы
просветились
Духом Святым.
Видите, видите,
Господь, Бог наш,
святых апостолов,
исполнивший Духом Святым
и направивший их[5]
проповедать покаяние.
Слава Тебе, слава Тебе,
Царю славы,
осиявший память
славных апостолов
дарованием Духа Святаго,
Христе, Боже наш.
[Песнь 3]. Утверди
Утверди, Христе,
апостолам ниспославший
с небес Духа Святаго,
и помяни нас,
многомилостивый.
Радостью
Ты исполнил, Христе,
Твоих апостолов
и просветил
неизреченными [тайнами]
Духом Божества Твоего
проповедать Божество Троицы.
Днесь огненными языками
глаголали апостолы.
Чрез них же все услышали
Единосущное Слово,
проповедавшее тайну.
[Песнь 4] Господи, услышах [слух Твой]
Исполнены апостолы Твои,
Вседетелю,
Духа Святаго,
воспевали Тебе:
Слава Тебе,
света Подателю, Господу.
Ныне услышали апостолы
ужасающий шум,
Духом Святым просветились
и подобны огню явились.
Всецелой радостью
исполнились, Христе,
Твои апостолы –
Святаго Духа пришествием –
и прославили Святую Троицу.
Молитвами апостолов
молим Тебя,
Христе Спасе:
прощенье грехов
даруй певцам Твоим,
Едине Многомилостиве Господи.
[Песнь 5]. От ночи [утреннеем]
От ночи утреннеем,
Тебе славу возносим, Господи,
просветившему днесь
Твоих верных Духом Святым,
чтобы утвердить все концы.
Свет воссиял нам спасения,
Дух Святой,
ибо освятил Твоих верных,
и все воспеваем Тебе,
плотию ради нас [явившемуся].
Ныне воссиял свет
апостолам Твоим,
Господи, Боже наш,
дарованием Духа Святаго,
ибо научили нас
хвалить Тебя
со Отцем и Духом Святым.
[Песнь 6]. Возопих
Возопих в скорби моей…
Ныне огненными языками
умудрились апостолы
от Духа Святаго
и просветили вселенную.
Ныне преподан апостолам Дух Святой образом Завета, и проповедали миру Троицу единосущную
Ныне преподан апостолам
Дух Святой образом Завета,
и проповедали миру
Троицу единосущную.
Ныне утвердились апостолы
Духом Святым Божества Твоего,
чтобы просветить
все концы вселенной.
[Песнь 7]. Благословен [еси, Господи Боже отцов наших]
Ниспославший, Христе,
святым апостолам
Духа Святаго Твоего,
чтобы просветить мир.
Благословен еси,
Господи Боже отцов наших.
Ныне апостолам
воссиял Дух Святой,
и человеками
вера в Троицу Святую
познана была.
Благословен еси,
Господи Боже отцов наших.
Огненными языками
умудрились апостолы,
услышано сие верными.
Славословиями вопиют и глаголют:
«Благословен еси,
Господи Боже отцов наших».
[Песнь 8]. Благословите
Возрадовались апостолы
блистаниями
Всесвятаго Духа Твоего, Господи,
и в песнях изрекли:
«Благословите, все дела Господни, Господа»
Песнь Тебе приносили апостолы,
огненными языками умудрились
и Духом Святым глаголали:
«Благословите, все дела Господни, Господа».
Тебя, Троице, благословим
и поклоняемся Божеству Твоему.
Духа Твоего Святаго не отыми от мене,
Христе, Сыне Божий,
да все вопием:
«Благословите, все дела Господни, Господа».
[Песнь 9]
Господи, Всесвятаго Твоего Духа
чрез апостолов Твоих
даровавший миру
и язычников просветивший богопознанием,
в песнях величаем.
Спасителя, апостолам
мир даровавшего
и нам спасение подающего
Духом Всесвятым,
в песнях величаем.
Благословен еси, Господи,
укрепивший апостолов
силою [Духа Святаго]…
Тебя, Богородице Дево,
гласами песней
непрестанно величаем.
На «Хвалите»
Милость Отца
и Сына человеколюбие,
Духа Святаго Утешителя
восхваляем на всякий час.
Призрел на святых апостолов
Дух благодати
и светом безвременным
осиял их.
Воссиял благодать
для язычников
через апостолов
Христос Спаситель,
и все воспеваем Тебя,
ради нас воплотившегося.
Исполнившись Духом Святым,
святые апостолы
поведали язычникам
о Троице единосущной,
чтобы поклоняться
Единому Божеству.
Просветивший ныне
апостолов дарованием
Святаго Духа,
Христе, Боже наш,
со Отцом и Святым Духом,
верные, величаем.
Стихира[6]
Родился еси,
яко восхотел еси;
явился еси,
яко изволил еси;
пострадал еси плотию,
Христе Боже наш,
из мертвых воскрес еси,
поправ смерть;
вознеслся еси во славе,
исполнивый всяческая,
и послал еси Духа Святаго.
Пение и слава Божеству Твоему.