–умынска€

Ѕеседа отца »оанники€ (Ѕалана) со старцем »оилем —ихастрийским

ќтец »оиль ќтец »оиль
ќтцы монастыр€ —ихастри€ (в –умынии) и верующие этой округи с большим благоговением вспоминают им€ протосингела »оил€ (√еоргиу). ќн был опытным духовным отцом, м€гким и снисходительным, с сердцем, чистым пред Ѕогом и людьми. ќн был также образцом беспрекословного послушани€, смирени€ и молитвы. Ћишь немногие из братии монастыр€ так люб€т церковные службы, устав и безмолвие, как возлюбил отец »оиль. Ќо чтобы прийти к этому, понадобилось 50 лет аскетических трудов, послушани€, терпени€, отвержени€ всего временного. » другим путем невозможно ст€жать дух мирный и надежду на спасение.

я с радостью подошел к обиталищу отца »оил€ Ц уединенной келье в фруктовом саду, куда солнечный свет в избытке изливает мир и блаженство. ƒверь его кельи никогда не запиралась, как знак того, что его ум был всегда во внимании, того, что он был в непрестанном ожидании ∆ениха-’риста и в то же врем€ готов прин€ть вс€кого в любое врем€, чтобы подать духовное утешение. ќн сохран€л традицию монахов древности: никогда не запирал ворота монастырские, двери церковные, кухню, трапезу и келью. (ќтцы-пустынники ранней ÷еркви никогда не запирали своих келий, так как не имели пристрасти€ к вещам. Ёто всегда было идеалом монашества, но при разных стесненных обсто€тельствах, таких как турецкое иго на Ѕалканах или коммунистические режимы XX века, монахи были вынуждены запирать монастыри, чтобы избежать пос€гательств фанатиков и хулиганов.)

—тарец коленопреклоненно молилс€ по „асослову. –€дом с ним сто€ла гор€ща€ свеча в подсвечнике, и € почувствовал аромат ладана. я сто€л в сен€х, пока старец творил молитву.  ак прекрасны отцы, несущие нам благочестие ушедших поколений! »еросхимонах »оиль относитс€ не к ученым монахам, он Ц смиренный, с великой любовью и чистотой сердца, а это перед Ѕогом превыше всего.

Ц Ѕлагословите, отец »оиль. ¬ы рады новому паломнику?

Ц √осподь теб€ благословит, отец »оанникий! я очень рад, что ты мен€ не забываешь. √осподь воздаст за твою любовь. ѕока наши тени касаютс€ земли и —паситель благословл€ет нас пребывать в теле, приходи в любое врем€ дл€ духовной беседы!  ак сказано в ѕисании: Ђ—пасение во мнозе советеї; и еще: Ђ“е, у кого нет руководства, падают, как листваї.  огда € покину это тело, никто более не отворит дверь моей кельи.

Ц ¬ каком году вы пришли в монастырь, отец »оиль?

Ц ¬ мае 1932 года. ћне было 24 года. ћо€ мать была вдовой с четырьм€ детьми с 1916 года, потому что отец погиб на ѕервой мировой. ћама была очень стойкой и благочестивой женщиной. ќна много работала, чтобы прокормить и вырастить нас. Ќашим утешением был Ѕог и деревенский св€щенник. ≈го звали √еорге ћиронеску. ¬еликой души был св€щенник. ќн построил каменную церковь в нашей деревне  ат, недалеко от ѕетро-Ќ€мца. я помогал ему в церкви, и он был очень ласков со мной.

Ц  то повли€л на вас так, что вы пошли в монастырь?

Ц ¬нутреннее призвание, отец, вот что вело мен€. √олос сердца был сильнее чего-либо еще. ћать была счастлива, что ее сын в монастыре. ѕоэтому она не преп€тствовала мне стать монахом.

Ц  акой была духовна€ жизнь в —ихастрии 50 лет назад?

Ц Ѕыло очень строго. “огда насто€телем был отец »оанникий (ћорой), пришедший со —в€той √оры. ѕор€док общежити€ хранилс€ благоговейно. Ѕлагословение начать службу не давалось, если кто-то отсутствовал в храме из тех, если не был болен или не трудилс€ на послушани€х. “от, кто не приходил на утреню ночью, оставалс€ без еды на следующий день. “рапеза предлагалась постна€, в три часа пополудни во все дни, кроме воскресень€ и субботы.

Ц  акими добродетел€ми обладал ваш духовный наставник отец »оанникий?

Ц ќн был строг к себе и любил аскетические труды. ќн много постилс€, много молилс€, много читал ѕсалтирь, не пропускал церковные службы. ќн имел великую любовь ко всем и во врем€ трапезы всегда произносил поучение.
20 лет он ежедневно служил Ѕожественную литургию, так как был единственным св€щенником. ¬о врем€ четырех постов он вкушал пищу только в субботние и воскресные дни, но благодать Ѕожи€ укрепл€ла его.

я знаю его жизнь лучше всех, потому что был его келейником со дн€ своего поступлени€ в монастырь и до его смерти в 1945 году. ќн всегда делал сто поклонов за ночь и хранил безмолвие: нерассе€нно творил сердечную молитву Ђ√осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€ грешногої. ќн носил обувь на босу ногу зимой и летом и давал пищу всем паломникам, приходившим в монастырь.

Ц ј какие поучени€ произносил дл€ вас отец »оанникий?

Ц Ѕолее всего он советовал нам сохран€ть страх Ѕожий, бодрость ума (хранить его чистым от злых помыслов и образов) и не забывать »исусову молитву. “акже он наказывал каждому из нас об€зательно вычитывать наше молитвенное правило и творить поклоны в келье и избегать разговоров с женщинами, пити€ большого количества вина, ст€жани€ денег и имущества.

ќднажды € вошел в келью отца, когда он молилс€, и как только он мен€ заметил, он сказал: Ђѕоклонись до земли, потому что ћатерь Ѕожи€ €вилась мне и сказала, что будет заботитьс€ о нашем монастыре от сего дн€!ї. ј когда € изнемогал от искушений и унывал, старец утешал мен€ такими вот словами: Ђ¬озлюбленный, имей терпение, будь в мире и не заботьс€ о мелочах!ї.

 огда € возвращалс€ с моего послушани€, он поддерживал мен€ словами: ЂЅрат »оанн , ты голоден, ты жаждешь, ты устал! ’рани надежду, ћатерь Ѕожи€ укрепл€ет нас! ѕомолись немного и иди спать, чтобы мы смогли пойти на утреню!ї. » если € ошибалс€, он говорил мне кротким голосом: Ђ¬озлюбленный, позволь мне укорить теб€ї. ќн был нам очень близок. ќн в любое врем€ открывал свои двери и сердце, и ему можно было поверить все без опаски. “аков был отец »оанникий. ќн умер в большой нужде земных вещей. ќн знал и час своей кончины.

Ц ј какое было расписание богослужений и послушаний 50 лет назад?

Ц  олокол будил нас в 5 утра.  аждый совершал свое правило и епитимию в келье до 7 часов. — 7 до 10 мы все присутствовали на часах, акафисте и Ѕожественной литургии. ѕотом мы шли на монастырские послушани€ (и игумен был нашим первым примером), в 14:30 колокол звал нас на дневную трапезу. ¬ 15 часов мы шли на вечерню. ѕосле этого мы расходились по кель€м и читали книги, вечерние молитвы, канон Ѕогородице, канон јнгелу-’ранителю и другие. ¬ 19:30 колокол звонил семь раз, и каждый возвращалс€ в свою келью, и никто не должен был разговаривать. ћы отдыхали до утрени Ц кто в кровати, другие сид€, а некоторые вообще не спали. ¬ 23:30 колокол звонил к утрене, и особый брат будил нас и созывал в церковь.  ак была прекрасна монашеска€ жизнь в —ихастрии!

Ц „то в годы вашей молодости было дл€ вас величайшей духовной радостью?

Ц “о, что ћатерь Ѕожи€ вывела мен€ из мира в это благословенное место, и то, что € был учеником и келейником моего наставника и игумена отца »оанники€ (ћоро€). Ёто было величайшей радостью в моей жизни Ц то, что у мен€ был такой пример монашеской жизни. ќн научил мен€ многому доброму, и € много увидел и услышал.

Ц  ак может обновитьс€ духовна€ жизнь в монастыр€х и приходах?

Ц ƒуховна€ жизнь может обновитьс€ через многие молитвы, добрых духовных пастырей, через отвержение земных забот и многую борьбу за св€тость, через прошение благодати и милости Ѕожией. Ќо там, где цар€т гордость, забота о земном, ст€жательство, там обновление невозможно, пока не будут пресечены корни этих грехов. “акже обновление духовной жизни невозможно без определенных наставлений, исход€щих из сердца и доход€щих до сердец. Ќо будем наде€тьс€, отец.

Ц ѕочему нынешние люди не могут молитьс€ с терпением и упорством, так, как в прошлом?

Ц ÷ерковное песнопение говорит: Ђѕечали житейские извели нас из ра€ї. ћы обольстились преход€щими заботами и алчностью накоплени€, пресыщени€, жизни по плоти и не имеем более терпени€ в молитве. Ёто потому, что угасли наш дух и рвение сердечное и мы пребываем в рассе€нии и развлечении ума из-за земных предметов. » мы более не молимс€ упорно, со слезами, потому что мы забыли час смертный и суд; мы забыли то, что мы обещали при постриге и в крещении. ћы даже забыли о больных, лежащих в великих страдани€х.  ак сильно они желают быть на нашем месте и молитьс€ день и ночь со слезами, только бы быть здоровыми! ƒавайте больше молитьс€, даже с некоторым усилием над собой, потому что ƒух согреет наши сердца.

Ц „то делать, чтобы молитьс€ со вниманием? » кака€ молитва наиболее подходит нам?

Ц ≈сли мы станем посто€нно размышл€ть о смерти и о суде, если будем посещать больных, если станем больше читать св€тых отцов и —в€щенное ѕисание, тогда мы начнем больше молитьс€, будем освежать себ€ даром молитвы, и нас осенит дар слез, и наша вера возрастет вместе с ревностью к молитве. “акже не стоит пренебрегать силой поста, потому что без поста мы не сможем молитьс€. » не стоит пропускать церковные богослужени€, и особенно Ѕожественную литургию, если только мы не больны или не выполн€ем послушание. я очень люблю церковные службы. ќни приближают мен€ к Ѕогу больше, чем что-либо иное.  огда € выполн€л послушани€ или путешествовал, € всегда произносил »исусову молитву, и в келье чаще всего € читаю ѕсалтирь и „асослов. ѕусть каждый читает те книги, которые наиболее вдохновл€ют его, так они принесут ему больше пользы. ѕусть каждый молитс€ таким образом, как ему советует духовный отец, но пусть никогда не оставл€ет церковной службы. ѕодумайте над словами: Ђ— гор€щим духом и √осподь служитї. ј когда уже не в силах молитьс€ Ц делайте поклоны, читайте что-либо душеполезное, посещайте больных, упокоевайте братию, подавайте милостыню. » тогда мы все получим равную награду.

Ц  ак нам избежать плотских искушений и всех невзгод, что окружают нас со всех сторон?

Ц ћы можем избежать телесных искушений только через частую исповедь, пост и молитву. Ќет другого пути. “акже надо избегать мест и людей, которые могут сбить с пути, оставить вино и праздность и никого не порицать.

ѕоступайте так во всех невзгодах. ћолитесь больше, особенно ночью, с постом и поклонами. —прашивайте совет духовного отца, читайте духовные книги Ц и так разгрузите себ€. “олько не питайте внутреннюю брань через нечистые помыслы и образы.

Ц ј как нам боротьс€ со страстью своеволи€, котора€ губит множество душ?

Ц ћы читаем в ѕритчах: ЂЅлагоразумный видит беду и укрываетс€; а неопытные идут вперед и наказываютс€ї (ѕритч. 27: 12). » преподобный »оанн Ћествичник говорит: ЂЌачальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объедениеї. (Ћествица. 14. 30) ћолитва и пост Ц вот два оружи€, при помощи которых мы избавимс€ от своеволи€. ¬ол€ человеческа€, упорна€ молитва и милость Ѕожи€ избавл€ют человека от страсти своеволи€ и укрепл€ют нас в духовной борьбе.

Ц „то есть истинное пока€ние?

Ц ћы исповедуем наши грехи, мы больше не повтор€ем их, и мы оплакиваем их всю последующую жизнь. ¬от истинное пока€ние. ѕока€ние имеет семь степеней, через них даетс€ оставление грехов кающегос€. ѕерва€ Ц это раска€ние, при котором мы перестаем грешить. ¬тора€ Ц плач над грехами, но не над мирским. “реть€ Ц это милостын€, тайно поданна€ бедным без тщеслави€ и с любовью. „етверта€ Ц прощение грехов заблудшим. ≈сли кто-то согрешит против теб€, прости его и не воздавай злом за зло. ѕ€та€ Ц это иметь любовь ко всем, высшим и низшим, люб€щим и оскорбл€ющим теб€. Ўеста€ Ц это смирение; и оно отпускает все грехи. —едьма€ Ц это никого не упрекать.

Ц  ак должен св€щенник готовитьс€ к служению Ѕожественной литургии?

Ц —огласно “ипикону. —в€щенник, прежде всего, должен исповедатьс€ своему духовному отцу и примиритьс€ со всем миром. “акже он должен прочесть круг молитв и свое правило, согласно “ипикону, с благоговением и великим страхом Ѕожиим.  огда он служит в церкви, он должен быть в непрестанной молитве, со слезами, и ни с кем не разговаривать, так как предстоит √осподу. ¬ св€том алтаре св€щенник молитс€ за весь мир, и он предстоит —в€той “роице. —в€титель »оанн «латоуст говорит: Ђ—в€щенник должен самого себ€ принести в жертву, а не только предлагать жертвуї. » ѕсалмопевец говорит: Ђ–аботайте √осподеви со страхом и радуйтес€ ≈му с трепетомї (ѕс. 2: 11). —в€щеннику, не примирившемус€ с ближним и не исповедовавшемус€ своему духовному отцу, совершенно возбран€етс€ служить эту св€тую службу.

Ц  ак себ€ вести во врем€ Ѕожественной литургии?

Ц  ак перед престолом —в€той “роицы. —о вниманием и разумом, чистым от мирских забот, и с великим страхом Ѕожиим, потому что во врем€ Ѕожественной литургии ’ристос-∆ертва приноситс€ в жертву дл€ нашего спасени€. я вспоминаю одного из братьев отца  леопы (»лие) Ц отца √ерасима, который проводил очень благочестивую жизнь, который, когда болел, просил братию принести его в церковь на носилках, чтобы только не пропустить св€тую литургию. ќднажды € дал отцу √ерасиму почитать духовную книгу, и когда он вернул ее мне, он сказал: Ђ—лова этой книги будут судить мен€!ї.

Ц ¬ы могли бы описать духовную жизнь монастыр€ —ихастри€ в годы игуменства отца  леопы (1945Ц1949)?

Ц ¬ годы игуменства отца  леопы монастырь —ихастри€ духовно возрастал семимильными шагами. Ѕратство выросло до 80 отцов и братий. ¬ церкви служба совершалась согласно установленному пор€дку, со вс€ким благоговением, с прекрасным пением и проповедью на каждый праздник. ѕроповеди отца  леопы наполнили монастырь братией и прихожанами. ќн ввел посто€нное чтение ѕсалтири в церкви всем братством, включа€ игумена.  аждому полагалось читать в течение двух часов, днем и ночью, кроме богослужени€. “акже он ввел всенощные бдени€ на царские праздники (двунадес€тые праздники), как на —в€той √оре. ќтец  леопа Ц человек, облагодатствованный Ѕогом. ќн прекрасно говорил и на практике прошел то, чему учил других.

¬о всем он был первым: в молитве, в посещении церкви, в поучении, в пощении и в пода€нии милостыни. «а что был любим, и все ему повиновались, потому что он учил и словом и делом. ¬о врем€ его игуменства великий мир и спокойствие воцарились у нас в монастыре.

Ц „то из наследи€ этих двух великих игуменов Ц протосингела »оанники€ (ћоро€) и архимандрита  леопы (»лие) Ц наиболее значимо дл€ братства монастыр€ —ихастри€?

Ц ќтец »оанникий (ћорой), наш игумен, оставил нам общежительный чин в —ихастрии Ц это его начинание. ќставил нам и свой собственный пример. ≈го чиста€ жизнь Ц аскетическа€ и исполненна€ любви ко всей братии Ц очень нас вдохновл€ла. ќтец  леопа завещал нам непрестанное чтение ѕсалтири в храме, свои мудрые поучени€, назидательные дл€ всех нас на пути спасени€, и свою любовь, плен€вшую каждую душу. — отцом  леопой нам не надо было ни о чем заботитьс€, лишь следовать его наставлени€м. Ѕог пребывает с ним, и мы видели и чувствовали реальность этого. ћножество монахов, св€щенников, епископов, любивших его, приезжали послушать его поучени€, даже из-за границы, потому что в нем обитала благодать Ѕожи€. ¬с€ брати€ и монахи желали как можно дольше побыть р€дом с ним, чувству€ его безграничную любовь, которую ощущал каждый, бывший р€дом. ѕовсюду и всегда он был готов дать непревзойденный совет. ѕоэтому мы все стремились к нему и любили его.

Ц ј что вы думаете по поводу перевода отца  леопы игуменом в монастырь —латина?

Ц Ёто была истинное благословение Ѕожие и дл€ —латины, и дл€ буковинской паствы. ќн создал крепкую общину в —латине с таким же монашеским уставом, как в —ихастрии, прекрасные службы, проповеди и трапезу дл€ всех присутствовавших на службе. —воими проповед€ми и поучени€ми он укрепл€л и объедин€л православных в противодействии сектантам, стремившимс€ завербовать их.

Ц — 1949 по 1959 годы вы были насто€телем монастыр€ —ихастри€.  ак вы несли это послушание?

Ц ¬семи силами € старалс€ следовать моим предшественникам, воспитавшим мен€ и направившим на делание добрых дел. я делал все, чтобы достичь того, что € усвоил от двух великих игуменов Ц отца »оанники€ (ћоро€) и отца  леопы (»лие). — помощью Ѕожией и советов отцов € нес это т€желое послушание в течение дес€ти лет. «а это врем€ брати€ возросла до 70 человек, также служилась служба, продолжалось чтение ѕсалтири, послушани€, посты, общие трапезы и другое. Ќикто не запирал дверей келий, и царило великое доверие друг ко другу. я был тогда моложе, у мен€ была сильна€ ревность и силы дл€ трудов, и € служил дл€ монастыр€ от всей души. ћне нечего было скрывать. я творил все с молитвой, советом и благословением. »менно поэтому —ихастри€ возрастала в те годы духовно и материально.

Ц „ем разнитс€, на ваш взгл€д, духовна€ жизнь в монастыр€х сегодн€ от той, что была 30 лет назад?

Ц ƒуховна€ жизнь в монастыр€х 40 лет назад была более напр€женной и более возвышенной. ¬се приходившие в монастырь на жительство думали только об оплакивании своих грехов и служении Ѕогу с верою в смирении и послушании. ¬се выполн€ли свои послушани€ с любовью и подчин€лись чину монастырскому, никто не желал ничего дл€ себ€, кроме спасени€ души. ¬ наши дни ревность, благочестие, вера и послушание ослабли. ѕотому меньше людей приходит в монастырь. ј те, кто приход€т, не обладают достаточным смирением и терпением. “ем не менее, по благодати Ѕожией и молитвам Ѕогородицы надежда остаетс€.

Ц ј какие добродетели наиболее ослабли в сегодн€шних монастыр€х?

Ц —егодн€ наиболее в монастыр€х умалилась любовь, котора€ вмещает все добрые дела. Ћюбовь в монастыр€х особенно укрепл€етс€ через личный пример старцев. Ќедостаточно сказать подход€щие слова юному. ќн должен видеть отцов утвержденными в добродетел€х, чтобы подражать им. ¬ монастыре вы должны делать все от сердца, с великой любовью и послушанием. “акже нужно всех прощать, чтобы и самому быть прощенным и ст€жать мир. ƒуховные отцы должны заботитьс€ о молодых и поучать их в духе кротости со многим терпением и добротой. ¬ монастыр€х, где есть хороший духовник, много больше молодых Цтак они приобщаютс€ к более напр€женной духовной жизни. ∆изнь игумена и духовника должна быть примером дл€ всех. “олько так возможно подн€ть духовную жизнь на новый уровень.

Ц  ак же монастыр€м возрастать в любви и во всех добродетел€х?

Ц “олько через храм, путем св€той молитвы. ’рам Ц это сердце и душа монастыр€. Ёто корабль нашего спасени€.  ак человек без сердца умирает, так же и монахи и мир€не без храма, без участи€ в Ѕожественной службе умирают, охладевают в вере и порабощаютс€ страст€ми. ≈жедневное хождение в церковь и участие в семи богослужени€х (то есть круге церковных служб), и особенно в Ѕожественной литургии, Ц вот источник всех добродетелей. я в той мере, в какой мог, никогда не оставл€л посещение церкви Ц ни днем, ни ночью. » если € отправл€лс€ куда-нибудь по делам монастыр€, а это приходилось делать, когда € был игуменом, то по возвращении € первым делом шел в церковь на богослужение, и только потом шел в келью. » Ѕог всегда мне помогал.

Ц Ќасколько важны исповедь и причастие дл€ духовного возрастани€ монахов в монастыр€х?

Ц Ёти два таинства Ц краеугольный камень, основание духовной жизни в монастыр€х. Ѕез опытного духовного отца и без частой исповеди всей братии, еженедельно, ни послушники, ни монахи не смогут преуспеть и возрасти духовно. „астое откровение помыслов разор€ет логово диавола, ведущего войну против нас, и грех не может укоренитьс€. ј св€тое причастие, принимаемое с серьезной подготовкой Ц с пощением и молитвой Ц под руководством духовного отца, дарует человеку оставление грехов, спасительную благодать, радость и великую надежду на спасение. ¬ —ихастрии во врем€ игуменства отца »оанники€ мы исповедовались каждый день вечером или, по крайней мере, раз в несколько дней. ѕри отце  леопе исповедь проводилась так же, как и сейчас, Ц раз в неделю, по п€тницам. —химонахи и больные причащаютс€ один раз в неделю, остальные монашествующие Ц каждые три недели или хот€ бы раз в мес€ц, как учит св€титель »оанн «латоуст. „ерез причастие мы принимаем √оспода »исуса ’риста в свою душу. “ак будем желать этого от всего сердца! » кака€ милость может быть выше, какой дар прекраснее?! » что может быть выше всепоглощающей любви, заключенной в св€тых тайнах?!

Ц ќтец »оиль, скажите, исход€ из вашего духовнического и игуменского опыта, каким образом достигнуть наивысшего духовного единства жизни монастыр€?

Ц ≈динство Ц это плод любви. » любовь, и гармони€ возрастают в монастыре через то, что € указал выше: через участие в ежедневных церковных службах и через частую исповедь и причащение св€тых ’ристовых таин. “ак все не будут помнить зла, и каждый будет смир€тьс€ перед братом. јвва ƒорофей говорит, что в той мере, в какой мы довер€ем друг другу и храним любовь, единство и гармони€ будут сохран€тьс€ в братстве; и когда нет довери€, подозрительность и беспокойство по€в€тс€ в монастыре.

Ц  акое лучшее и наиболее подход€щее средство дл€ духовного формировани€ и возрастани€ послушников и монахов в монастыр€х?

Ц Ѕрати€ в монастыр€х радуютс€, что ’ристос избавил их от бездны греха, искушений и всех злых вли€ний, наводимых диаволом. «десь они в гавани спасени€. «десь они в корабле вместе со ’ристом, и им легко совершенствоватьс€ и возрастать на пути спасени€. ѕродолжительные молитвы, пощение, исповедь, св€тое причастие, смирение, чтение св€тых книг, безусловное послушание и терпение Ц вот наиболее важные добрые дела, возвод€щие ко ’ристу. “акже превыше всего личный пример игумена и духовных отцов, который убеждает вести духовную брань и увлекает за собой.

Ц „то нужно, чтобы в монастыр€х и деревн€х возрастали хорошие духовные отцы?

Ц ќднажды один иерарх сказал: Ђƒайте мне хороших духовных отцов Ц и € изменю лицо землиї. ƒуховный отец Ц это душа монастыр€. ’ороший духовный отец закал€етс€ в аскетической брани, в трудах и есть избранный сосуд —в€того ƒуха. Ќа нем почивает благодать —в€того ƒуха в большей мере, чем на других христианах. ƒуховный отец должен больше молитьс€, должен первым приходить в церковь, быть первым на послушани€х, в пощении, в подаче милостыни и во всех добрых делах. ќн должен знать —в€щенное ѕисание, св€тые каноны и учение св€тых отцов очень хорошо, чтобы он мог поучать и врачевать каждого приход€щего. ќн должен соединить с великой мудростью и проницательностью бережливость и щедрость, строгость и м€гкость, каноны и прощение. ¬ противном случае он сам осуждаетс€ и его духовные чада подпадают под осуждение. ƒуховничество Ц это великий дар Ѕожий. я всегда с большим страхом относилс€ к духовничеству; это даже больший страх, чем охватывает мен€ на Ѕожественной литургии, и € с великой заботой принимаю приход€щих на исповедь. Ќо если мы исполн€ем послушание и много молимс€, у нас есть надежда.

Ц ѕочему сейчас нет таких выдающихс€ духовных отцов, просвещенных —в€тым ƒухом, какие были раньше?

Ц ѕотому что наша вера и наша любовь к Ѕогу ослабели, а там, где нет глубокой веры и искренней любви ко ’ристу, не может быть духовной жизни!

Ц  ак игумен должен действовать в соответствии с волей Ѕожией?

Ц »гумен монастыр€ представл€ет собой ’риста. ќн трудитс€ во им€ ’риста и от имени ≈го прав€щего архиере€. » так же, как √осподь поступал во врем€ земной жизни, должен и игумен поступать. ќн должен быть молитвенником, должен любить ’риста и быть готовым на жертву, любить ÷ерковь, своих духовных чад, нищих и всех людей. ќн должен любить пост, безмолвие, чтение духовных книг, службу церковную, послушание, исповедь и смирение.  ак глава братства, игумен должен быть живым примером дл€ всех. Ќе слишком строгим, не слишком снисходительным, не слишком прив€занным к земному, но и не безразличным к материальному, но соедин€ть в себе ћарфу и ћарию, как говоритс€ в св€том ≈вангелии. ћонахам полагаетс€ посто€нно молитьс€ за своего игумена, чтобы Ѕог просвещал его, Ц и тогда всем будет хорошо и будет мир.

Ц ќтец »оиль, какой совет вы дадите вашим ученикам в монастыре и деревенским жител€м?

Ц я напомню моим ученикам совет старца из ѕатерикона, того, которого монах спросил о том, как спастись. —тарец отвечал: Ђ аждый день проводи так, как будто только что пришел в монастырь!ї.

Ц ƒайте мне ваш отеческий совет на прощание.

Ц ќтец »оанникий, прежде всего, давай будем делать все возможное, чтобы не потер€ть свою душу, потому что если это случитс€, все станет тщетным. ƒелай все, что можешь, все, что считаешь благом, во славу Ѕожию и на пользу люд€м, потому что потом ты не сможешь этого делать. “акже ожидай милости Ѕожией и не тер€й надежды. ¬едь так много верных молитс€ за нас, и € думаю, ’ристос помилует нас за их молитвы.

Ц Ѕлагодарю, отче, за ценный духовный совет. ƒа благословит вас √осподь и ћатерь Ѕожи€!

Ѕеседовал иеромонах »оанникий (Ѕалан)

The Orthodox Word. 2008. є 4 (261). P. 169Ц183.
ѕеревел с английского ¬асилий “омачинский

1 июл€ 2009 года

    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0