—ербска€

Ќовый архипастырь  осово и ћетохии возведен на кафедру в ѕризрене

‘оторепортаж

ѕризрен Ц древний город на юге ћетохии. Ќекогда, во времена расцвета сербской средневековой державы, здесь была столица сербского государства. ƒо сих пор жив в сербском сознании образ царского града ѕризрена, воспетого в песн€х и стихах.

ƒо 1999 года здесь находилс€ епископский двор –ашко-ѕризренских владык и действовала православна€ семинари€ св€тых  ирилла и ћефоди€. “огда сербское население города составл€ло около 8Ц10 тыс€ч человек. ѕосле войны 1999 года и прихода сил Ќј“ќ больша€ часть сербского населени€ вынуждена была покинуть город, спаса€сь от расправ со стороны албанцев, от которых не мог или не хотел защищать иностранный военный контингент. ќсквернению и разорению подвергались и православные св€тыни.

—ильно пострадали все православные храмы города и во врем€ погрома 2004 года. “огда же пострадали уникальные фрески храма Ѕогородицы Ћевишкой, были сожжены епископска€ резиденци€ и здание семинарии, окончательному разорению подвергс€ весь бывший сербский квартал. –асположенный неподалеку от города монастырь —в€тых архангелов был разорен и сожжен разъ€ренной толпой албанцев, несмотр€ на присутствие немецкого контингента  ‘ќ–, ничем не помешавшего погромщикам.

Ќо, вопроки всему, на прот€жении нескольких лет шло восстановление древних св€тынь.

¬ воскресенье 26 декабр€ 2010 года в древнем ѕризрене прошло торжественное возведение на кафедру новоизбранного епископа –ашко-ѕризренского ‘еодоси€. “оржественный чин состо€лс€ после Ѕожественной литургии, которую ѕатриарх —ербский »риней совершил в кафедральном соборе великомученика √еорги€ в сослужении 14 архиереев и более 70 св€щеннослужителей из разных епархий. —реди св€щеннослужителей были представители греческого и русского духовенства, гости с јфона. ћножество монахов и монахинь из различных монастырей —ербской ÷еркви участвовали в этом торжественном событии вместе с более чем 1500 верующих, среди которых было много косовских сербов, собравшихс€ поздравить своего нового архипастыр€.

«а Ѕожественной литургией пел церковный хор из Ќиша вместе с хором семинаристов ѕризренской семинарии св€тых  ирилла и ћефоди€, временно размещенной в Ќише; семинаристы прибыли в ѕризрен вместе с ректором семинарии протоиереем ћилутином “имотиевичем.

ќбраща€сь к епископу ‘еодосию, ѕатриарх —ербский »риней напомнил о трагической многострадальной судьбе ѕризрена, ÷еркви и сербского народа  осова и ћетохии.

Ц Ёто великий день Ц день интронизации епископа, который будет продолжать жизнь —ербской ÷еркви на просторах  осова и ћетохии, даст новый толчок ее истории, вольет новую благодать. ƒл€ этого великого дела наша ÷ерковь избрала человека, которому мы очень верим, на которого возлагаем большие надежды, и думаем, что он сможет отвечать на вызовы этого т€желого, страшного времени, в которое мы живем, в которое живет сербский народ  осова и ћетохии. ¬се то, что мы знаем о нем, о его мудром управлении ¬ысокими ƒечанами, свидетельствет, что владыка ‘еодосий заслужил, чтобы ему была доверена столь велика€ задача, и прежде всего задача возвращени€ народа и восстановлени€ св€тынь  осова и ћетохии, Ц сказал патриарх »риней, вруча€ епископский жезл новому –ашко-ѕризренскому епископу.

¬ своем слове владыка ‘еодосий подчеркнул, что 19 лет, проведенных в  осове и ћетохии, стали дл€ него величайшей школой жизни.

Ц Ѕолее шести лет назад ѕромыслом Ѕожиим € был удостоен епископского чина как викарный епископ Ћипл€нский. Ёто св€щенное достоинство прин€л € с радостью и страхом, осознава€, что мое прежнее служение Ѕогу Ц как игумена царской лавры ¬ысоких ƒечан Ц должно быть еще более преданным и ревностным, чем когда-либо. —ейчас, когда € вступаю в должность епархиального архиере€ –ашко-ѕризренской епископии, ответственность возлагаетс€ на мен€ несравнимо больша€. ќсознаю, что мне доверена одна из наиболее значимых епархий нашей ÷еркви. «наю, что не могу ничего делать самовольно, но только в единстве с собрать€ми моими св€щенниками и верным народом, ибо вс€ка€ епархи€ Ц ÷ерковь, в которой соборно живем и действуем, служа одни другим в смирении и любви, а не ожида€, чтобы нам служили другие, Ц отметил владыка ‘еодосий.

¬ этот день произошло и возвращение центра –ашко-ѕризренской епархии в ѕризрен Ц спуст€ 11 лет. ¬ насто€щее врем€ восстановлены кафедральный собор, епархиальное здание и приходской дом, где уже поселилс€ приходской св€щенник —лободан „орич со своей семьей. ¬озвращение епархиального центра в ѕризрен и назначение сюда посто€нного св€щенника должно укрепить сербов, бежавших из города, в желании вернутьс€, а также еще раз указать на значение южной части  осова и ћетохии, котора€ в прошедшие годы была покинута большей частью сербского населени€.

ѕредлагаем вниманию наших читателей небольшой фоторепортаж об этом событии. ћатериал подготовлен совместно сайтом ѕравославие.Ru и »нформационной службой –ашко-ѕризренской епархии.

***

***

Ѕиографическа€ справка:

Eпископ –ашко-ѕризренский и  осовско-ћетохийский ‘еодосий (Ўибалич)

≈пископ ‘еодосий, в крещении ∆ивко Ўибалич, родилс€ 29 июн€ 1963 года в „ачке в семье ћилана и Ѕил€ны (в монашестве монахини ћарфы) Ўибаличей. ѕосле окончани€ начальной и средней школы в √орь€нах и ”жице училс€ на Ѕогословском факультете в Ѕелграде, где защитил диплом. — юных лет питал большую любовь к ÷еркви и богослужению. ¬ 17 лет впервые посетил монастырь ¬ысокие ƒечаны, где его с отеческой любовью прин€л блаженно почивший игумен св€той лавры архимандрит »устин. ћолодой ∆ивко еще тогда прин€л решение вступить на стезю монашеской жизни и посв€тить себ€ служению Ѕогу. Ѕудучи студентом Ѕогословского факультета, слушал лекции известных сербских богословов, которые своим духовным и богословским трудом оказали глубокое вли€ние на молодого ∆ивко и целое поколение тогдашних студентов.

—ердце будущего архиере€ стремилось к монашескому подвигу, и 6 €нвар€ 1987 года он прин€л решение стать послушником в монастыре ÷рна –ека под Ќови ѕазаром и продолжить духовное возрастание под руководством тогдашнего игумена, будущего епископа –ашко-ѕризренского јртеми€. ѕослушник ∆ивко с первых дней выдел€лс€ трудолюбием и смирением, не жалел себ€ на всех поручаемых ему монастырских послушани€х. 21 но€бр€ 1989 года, на монастырский праздник —в€тых архангелов, он был пострижен в малую схиму с именем ‘еодосий, в честь св€того ‘еодоси€ ¬еликого, родоначальника монашеского общежити€. Ќовое монашеское им€ указало на дальнейший монашеский путь и служение, которое было посв€щено духовному строительству одного из самых больших сербских общежительных монастырей Ц ¬ысоких ƒечан.

Ќа —ветлую среду 1990 года тогдашний епископ –ашко-ѕризренский ѕавел рукоположил отца ‘еодоси€ в сан иеродиакона в кафедральном соборе великомученика √еорги€ в ѕризрене. ¬ид€ его труды, старание и духовные даровани€, епископ –ашко-ѕризренский јртемий рукоположил его в иеромонахи на праздник —ретени€ √осподн€ в 1992 году в монастыре „елие под ¬альево. Ёто еще больше укрепило духовную св€зь отца ‘еодоси€ со св€тым аввой »устином „елийским (ѕоповичем), творени€ которого будут долгие годы учить будущего архиере€ любви и страху Ѕожиему.

— ма€ 1991 по март 1992 года отец ‘еодосий несет послушание в ≈пархиальной резиденции в ѕризрене как диакон и водитель епископа јртеми€. ¬ марте 1992 года несколько монахов из монастыр€ ÷рна –ека переход€т в монастырь ¬ысокие ƒечаны, где 22 окт€бр€ 1992 года епископ –ашко-ѕризренский назначает отца ‘еодоси€ насто€телем и возводит его в чин игумена. 29-летний игумен славной царской ƒечанской лавры с ревностью приступил к духовному и материальному обновлению этой обители, где за несколько лет собралось 30 молодых монахов. — момента обновлени€ общежити€ в 1992 году в монастыре развивались различные виды послушаний и де€тельности: резьба по дереву, иконопись, производство свечей, книжное издательство. ”хоженные пол€, сады и огороды свидетельствовали о том, что монастырь стал хорошим хоз€йством. ћонастырска€ винодельн€ в ¬еликой ’оче под ќраховцем производила традиционное дечанское вино и ракию, что также продолжает многовековую традицию дечанских монахов.

”правление ¬ысокими ƒечанами было нелегким крестом дл€ молодого игумена и его братии. ¬ это врем€ резко обострились межнациональные отношени€ в  осове и ћетохии, началось открытое вооруженное столкновение, которое принесло муки и страдани€ и еще больше углубило €зву недовери€ между этническими общинами в южном сербском крае. — первого дн€ этих событий игумен ‘еодосий, регул€рно провод€щий богослужени€ и исполн€вший все правила монашеской жизни, стремилс€ установить самый непосредственный контакт с верующим народом и помочь всем, кому была необходима помощь в эти т€желые дни.

”же в середине 1998 года монастырь прин€л первых сербских беженцев, а после эскалации конфликта, начала военных действий и бомбардировок —ербии Ќј“ќ в начале 1999 года обитель организует активную гуманитарную помощь дл€ мирных жителей. »гумен ‘еодосий и его брати€ посещали близлежащие ƒечаны и окрестные села, привозили еду и средства гигиены, не дела€ разницы между страждущими по национальному признаку. —ама обитель принимала беженцев, невзира€ на их этническое происхождение и вероисповедание. »гумена и братию ƒечан и сербы, и албанцы запомнили как людей, всегда готовых помочь и прот€нуть руку помощи. Ётой де€тельностью было продолжено свидетельство богатой христианской и монашеской традиции ƒечанского монастыр€, хран€щего непрерывное предание монашеской жизни от средневековь€ и до сего дн€. Ќесмотр€ на то, что монастырь и сам подвергс€ бомбардировкам Ќј“ќ, а потом и вооруженным нападени€м албанских экстремистов, заступлением св€того корол€ —тефана ƒечанского, чьи мощи почивают в обители, он осталс€ невредим, а брати€ во главе с игуменом ‘еодосием сумела пережить эти трагические дни и продолжить свою миссию в полные неизвестности послевоенные годы.

—тав свидетелем великих страданий сербского народа и ситуации, при которой на просторах ћетохии осталось не больше 2 тыс€ч сербов, игумен ‘еодосий прилагал особые усили€ дл€ возвращени€ изгнанных сербов и помощи тем, кто, несмотр€ ни на какие опасности, осталс€ в родных селах и домах. ќдновременно ƒечаны стали серьезной опорой дл€ ближайших женских монастырей Ц ѕечской ѕатриархии, √ориоча и ƒевича, где дечанские монахи регул€рно служили и помогали сохран€ть св€тыни. ѕонима€, в какой мере сильные монастыри €вл€ютс€ важным фактором дл€ сохранени€ сербского народа на этих просторах, игумен ‘еодосий вместе с монашеством из других обителей прилагал посто€нные усили€ дл€ того, чтобы стимулировать возвращение беженцев и помочь им начать новую жизнь у опустошенных родных очагов. ¬озвращением сербов в село ќсо€не в 2002 году началс€ процесс возвращени€ сербов в ћетохию, продолжающийс€ и по сей день.

ќдним из т€желейших испытаний дл€ игумена ‘еодоси€, братии ƒечан и всей –ашко-ѕризренской епархии был мартовский погром 2004 года, когда в течение двух дней было подожжено 35 православных св€тынь (среди которых монастыри ƒевич и —в€тых архангелов) и изгнано более 5 тыс€ч православных сербов. ¬ св€зи с необходимостью активизации де€тельности ÷еркви на этой территории —в€щенный јрхиерейский —обор на своем рабочем заседании 10Ц19 ма€ 2004 года прин€л решение об избрании насто€тел€ монастыр€ ¬ысокие ƒечаны игумена ‘еодоси€ епископом Ћипл€нским, викарием –ашко-ѕризренской епархии.

Ѕожественную литургию, на которой была совершена епископска€ хиротони€ избранного и нареченного епископа ‘еодоси€, совершил ≈го —в€тейшество ѕатриарх —ербский ѕавел в сослужении 17 архиереев, 2 новоизбранных и нареченных викарных епископов, множества св€щенников и диаконов. ѕеред началом литургии нареченный епископ ‘еодосий прочитал »споведание веры и јрхиерейскую кл€тву перед патриархом, епископами, духовенством и народом. ѕосле епископской хиротонии владыка ‘еодосий преподал свое первое архипастырское благословение народу, наполнившему монастырский храм в ¬ысоких ƒечанах.

¬ год т€желейшего страдани€ сербского народа  осова и ћетохии хиротони€ епископа ‘еодоси€ стала событием, которое послужило стимулом и придало новые силы епархии и всему верующему народу этого многострадального кра€. ¬ладыка ‘еодосий стал носить титул епископа Ћипл€нского по древней епископии города ”лпи€не (или ёстиниана —екунда), позднее известной под именем епископии Ћипл€нской Ц одной из древнейших православных епархий на этой территории.

 ак викарный епископ Ћипл€нский и насто€тель ƒечанского монастыр€ владыка ‘еодосий еще больше умножил свои труды и подвиги в служении Ѕогу и ÷еркви. ќн удел€л особое внимание помощи народу, особенно на территории ћетохии. –ешением —в€щенного јрхиерейского —обора в мае 2005 года владыке ‘еодосию была доверена забота о восстановлении храмов и монастырей, уничтоженных во врем€ мартовского погрома 2004 года. — осени 2004 года началс€ процесс восстановлени€, проводившийс€ в сотрудничестве с ќбществом защиты пам€тников культуры —ербии и временными косовскими институтами под наблюдением ћиссии ќќЌ и —овета ≈вропы, согласно ћеморандуму о восстановлении, который в марте 2005 года от имени —ѕ÷ подписал —в€тейший ѕатриарх ѕавел. ¬ течение последующих п€ти лет было восстановлено около 20 объектов —ѕ÷, среди которых соборна€ церковь великомученика √еорги€ с епископским двором и старым зданием семинарии в ѕризрене, храм св€тител€ Ќикола€ в ѕриштине, церкви в ѕечи, ¬учитрне, ѕодуево, »стоке и др. ¬осстановление разрушенных св€тынь осуществл€лось при посто€нной поддержке ≈го —в€тейшества ѕатриарха —ербского ѕавла и —в€щенного јрхиерейского —инода —ѕ÷ с тем, чтобы после восстановлени€ разрушенных объектов последовало духовное восстановление приходской и богослужебной жизни. — 2005 года владыка ‘еодосий активно участвует и в работе  осовского совета —в€щенного јрхиерейского —обора —ѕ÷ в качестве заместител€ председател€ совета. ќдновременно по решению —в€щенного —инода он был задействован как один из представителей —ѕ÷ в переговорах о статусе  осова и ћетохии, особенно в 2007 и 2008 годах, когда внес особый вклад в определение мер по защите сербского духовного и культурного досто€ни€ и сохранению св€тынь —ербской ÷еркви. ¬ладыка ‘еодосий провел р€д встреч с многочисленными международными представител€ми, посто€нно указыва€ им на т€желую ситуацию, в которой находитс€ сербский народ  осова и ћетохии.

–ешением —в€щенного јрхиерейского —инода в феврале 2010 года, подтвержденным јрхиерейским —обором —ѕ÷ на рабочем заседании в мае того же года, епископ –ашко-ѕризренский јртемий освобожден от должности епархиального архиере€ и отправлен на покой. ¬икарный епископ ‘еодосий в это врем€ активно помогал местоблюстител€м епархии епископу јфанасию (с феврал€ по май 2010 года) и митрополиту „ерногорско-ѕриморскому јмфилохию (с июн€ по декабрь 2010 года). ¬месте с этими двум€ архиере€ми владыка ‘еодосий приложил немало усилий к нормализации духовной ситуации в –ашко-ѕризренской епархии.

—в€щенный јрхиерейский —обор —ербской ѕравославной ÷еркви на своем заседании 18 но€бр€ 2010 года по предложению ѕатриарха —ербского »рине€ прин€л решение об избрании владыки Ћипл€нского ‘еодоси€ прав€щим –ашко-ѕризренским епископом.

“оржественный чин возведени€ на трон новоизбранного епископа –ашко-ѕризренского совершен 26 декабр€ 2010 года в восстановленном соборном храме великомученика √еорги€ в ѕризрене. ≈пископа ‘еодоси€ на трон епископа –ашко-ѕризренского возвел ≈го —в€тейшество ѕатриарх —ербский »риней на Ѕожественной литургии, где патриарху сослужили 14 сербских архиереев и более 70 св€щеннослужителей —ербской и других ѕоместных ѕравославных ÷ерквей. ¬есть об избрании епископа ‘еодоси€ епархиальным архиереем –ашко-ѕризренской епархии была прин€та с великой радостью св€щенством, монашеством и верующим народом этой богоспасаемой епархии, что можно было видеть на торжественной интронизации, на которую собралось более 1500 верующих, большое количество монашествующих и весь клир –ашко-ѕризренской и  осовско-ћетохийской епархии.

‘отографии: »нформационна€ служба –ашко-ѕризренской епархии / ѕравославие.Ru / »нформационна€ служба —ѕ÷

31 декабр€ 2010 года

 омментарии читателей
2011-01-11
19:47
ѕорошин:
ќчень интересна€ стать€. » очень позитивный фоторепортаж. Ќо на бочку мЄда есть и ушат дегт€ - не пон€тно как быть с этим http://www.srpska.ru/article.php?nid=16112
и с этим http://www.srpska.ru/article.php?nid=15909

≈сли нет возможности полностью раскрыть свою позицию по этим вопросам и просветить читател€, то может лучше вообще ничего не писать, потому что €сности от таких репортажей не прибавл€етс€ а сомнени€ множатс€.

2011-01-06
05:42
Olga:
I ni slova ( esli ya ne oshibaus') za vse predidushie nedeli na saite ne bilo o vopiushem sobitii v sinagoge i serbskom patriarhe, ni slova v podderzhku vladiki Artemia.
pravoslavie.ru otmalchivaetsya.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


“рансл€ци€ в формате RSS 2.0