Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 23 - 30 сентября. Воздвижение Креста. - Религия и СМИ. - Религия и выборы. - Парадоксы информационной политики. - Проект запрета убийств. - Цивилизованный фашизм. - Реабилитация наркоманов. - "Диснейлэнд" в душах.
|
27 сентября Православная Церковь отмечала праздник Воздвижения Креста Господня. На сайте РИА-Новости об этом размещена краткая информация. В сообщении изложена предыстория праздника: "В 323 году исповедавший христианство римский император Константин Первый пожелал найти Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Для этого он направил в Иерусалим свою мать, Елену, которой помогал в поисках патриарх Иерусалимский Макарий. Долгое время их усилия были безуспешными, пока, наконец, старик-иудей по имени Иуда не сообщил, что нужное место находится под капищем /языческим храмом/ Венеры. Как гласит предание, храм разрушили и под обломками нашли Гроб Господень, а неподалеку - три креста, дощечку с надписью "Царь Иудейский" и четыре гвоздя. Патриарх Макарий поочередно возлагал все три креста на покойника (поблизости проходила похоронная процессия), который ожил, когда его коснулся Крест Господень".
Подробная статья, рассказывающая о празднике Воздвижения Честного И Животворящего Креста Господня размещена на сайте "Православной газеты". В статье, кроме предыстории праздника, говорится и о том, что на месте страданий Спасителя святые Константин и Елена построили большой храм в честь Воскресения Христова. "Часть святого Креста царица привезла сыну в Константинополь, а часть оставила в Иерусалиме. Эта часть, как драгоценность, и поныне хранится в храме Воскресения Христова". Также в статье объясняется и значение этого праздника для верующих, говорится о том, почему христиане поклоняются Кресту: "Как же нам не благодарить Господа в этот праздник, воздавая чествование Кресту Его, который открыл для нас доступ в Царство Небесное, к вечному блаженству... Вот чем является для нас Крест Христов, вот почему мы свято и благоговейно почитаем его. Каждый из нас всю свою жизнь освящает крестом и крестным знамением. С младенчества и до самой смерти каждый христианин носит на груди крест, как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и заканчиваем крестным знамением, делая его во славу Христову. Как защиту и охрану начертываем мы знамение креста на всем для нас значимом и необходимом. Крестным знамением мы начинаем день, и с ним же погружаемся в сон, заканчивая день. Крест - наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким сделал его для нас Христос своими крестными страданиями и смертью".
Информация о празднике Воздвижения Креста Господня также опубликована на сайте РТР. В сообщении говорится о том, что в день праздника "Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершил Божественную литургию в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя". Также в статье изложена история праздника и объясняется происхождение его названия: "Множество христиан пришли поклониться святыне. Чтобы все они могли хоть издали увидеть Животворящий Крест и поклониться Ему, патриарх Макарий стал высоко поднимать, "воздвигать" Крест. Отсюда и происходит название праздника - Воздвижение Креста Господня".
Справочно-информационный портал "Религия и СМИ", созданный по инициативе Гильдии религиозной журналистики "Медиасоюза" при финансовой поддержке Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, публикует статью "Особенности религиозной статистики и рейтингов Рунета". Коротко о новом сайте: по сообщению руководителя проекта Александра Щипкова, основной целью портала является "оказание помощи журналистам, работающим с религиозной тематикой". Главным редактором портала "Религия и СМИ" стал научный секретарь Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Александр Кырлежев.
В статье Кирилла Михайлова предпринята попытка анализа религиозных интернет-ресурсов рунета. Во-первых, автор сравнивает статистику посещаемости религиозных и других сайтов, и делает вывод: "Несмотря на довольно динамичное развитие русского интернета, религия как одно из тематических направлений вряд ли входит в первую десятку наиболее популярных разделов... Совокупность суточных посещений наиболее известных религиозных сайтов не идет ни в какое сравнение с посещаемостью сайтов, например, развлекательных или информационных". Причины такого положения, по мнению автора, объясняются "в первую очередь спецификой развития интернета в России. В то время как вопросы духовной и религиозной жизни волнуют значительное количество россиян, а о своей религиозности заявляет подавляющее большинство участников различных социологических опросов, вкусы и предпочтения российской интернет-аудитории не отражают истинного положения вещей". Далее автор подробно останавливается на методике подсчета посещаемости, после чего сравнивает счетчики таких крупных поисковых систем как Рамблер и Яндекс: "Позиция в рейтингах Рамблера достаточно показательна для оценки успеха того или иного проекта, но если сравнивать статистику Рамблера с другими подобными порталами, иногда можно наблюдать довольно неожиданную разницу - счетчик Рамблера, как правило, приводит более скромные цифры... Лучшая российская поисковая машина Яndex предлагает пользователям каталог, где в отделе "Общество и политика" есть подраздел "Религия". Однако этот каталог формируется на основании рейтинга цитируемости, то есть популярности веб-страницы или веб-сайта среди создателей других веб-страниц". Автор считает, что "эти два ведущих портала представляют два принципиальных метода формирования рейтинга интернет-ресурсов". Далее анализируются первые 25 пунктов рейтинга Рамблера (по состоянию на 13.09.2002): "Интересы и предпочтения пользователей свидетельствуют о том, что наиболее востребованным в этот день ресурсом оказался портал "Православие.ru". Традиционно одно из первых мест занимает официальный сайт РПЦ (2 место). Довольно неожиданно на 4 месте оказался сайт храма Рождества Христова в селе Рождественский Майдан Нижегородской области... Магия и медитация, ислам, протестантский сервер христианского общения, буддисты и индуисты опережали в этот день форум "Человек и его вера" диакона Андрея Кураева (10 место), но и эта позиция свидетельствует о высокой потребности православных "сёрфероф" в общении. Далее почти подряд следуют ресурсы консервативного направления... Ресурсы либеральные ("Библиотека Якова Кротова" - 19 место) или нейтральные (библиотека, православный календарь, приходской сайт) заметно уступают ресурсам консервативного характера, но опережают "портал душевного общения" "Белые облака" (20 место) и "Любимые гороскопы" (22 место). Между ними оказался сайт православного общества "Радонеж". Замыкает список христианский (протестанты) портал "Евангелие".
Вопрос взаимоотношения местной власти и религии, а точнее, использование религии в политике, поднят на другом новом сайте "Религиозная свобода в Нижегородском регионе". Редактором сайта стал известный в Приволжском федеральном округе (ПФО) специалист по конфессиональным вопросам и чиновник администрации Нижнего Новгорода Игорь Симонов. Сайт позиционируется как внеконфессиональный, то есть открытый "всем ветрам" и религиозным мнениям. Вышеупомянутая статья носит название "Религия и первый тур выборов главы города Нижнего Новгорода (сентябрь 2002 г.)".
Автор Григорий Котошихин ставит перед собой цель: сравнить две кампании по выборам губернатора в 2001 году и мэра 2002 году с точки зрения участия в кампании религиозных организаций и использования "религиозного фактора". Его материал разделен на две части. Первая называется "Летом 2001 года…". Она посвящена анализу прошлогодней кампании по выборам губернатора: в статье отмечаются факты поддержки духовными лицами политических кандидатов, попытки использования организационных ресурсов протестантских религиозных объединений, для которых характерен принцип прямого членства, и прочее: "Порой при использовании религиозного фактора в губернаторской кампании нижегородские политехнологи проявляли аморальные подходы. Противниками кандидата Г.Ходырева (в то время состоявшего в КПРФ) практиковалось запугивание верующих тем, что при победе коммуниста начнутся, как в советское атеистическое время, закрытия храмов и нарушения принципы свободы совести. Для предвыборной пропаганды цинично была использована даже кончина митрополита Николая (владыка скончался в июне, в самый разгар предвыборной борьбы): целенаправленно распускались слухи, что, якобы, последней волей архипастыря была победа на выборах И.Склярова".
Во второй части статьи, названной "Осенью 2002 ...", речь идет о недавней кампании по выборам мэра города. Автор отмечает, что "попыток использования религиозного фактора в таких масштабах, как на губернаторских выборах, не прослеживалось. Не было каких-либо публичных агитационных обращений представителей Православной Церкви, мусульман и старообрядцев. Православные храмы не фигурировали на предвыборных плакатах. По сведениям автора данного материала, были оставлены в покое и протестантские организации". При этом, правда, "нельзя говорить о полном забвении религии избирательными штабами". Меньшее внимание политтехнологов к религии в текущей выборной кампании автор объясняет двумя причинами: "Первая состоит в том, что религиозные деятели всех конфессий, в связи с глубоким расколом в Нижегородской политической элите и постоянно растущей степенью ожесточенности и "нечистоты" нижегородской политической жизни, попросту опасаются оказаться дискредитированными прямым участием в политической борьбе, испортить отношения с какой-либо политической силой и отвергают предложения организаторов политических кампаний. Однако более важной представляется другая причина: политтехнологи реально оценили степень эффективности использования религиозного фактора в политической борьбе... При этом речь идет не только о том, что верующие не склонны видеть в религиозных организациях политических советчиков, и участие религиозных объединений в политике, имеющей репутацию грязного дела, вызывает отторжение у верующих. Влияет и неглубокий характер современной массовой религиозности, и своеобразие сознания современного верующего человека".
Было бы любопытно, если бы автор написал и продолжение своей статьи, обильный материал для которого, как известно, дал второй тур выборов Нижегородского мэра.
Вопросы информационной политики как государства, так и Русской Православной Церкви неоднократно на прошлой неделе попадали в сферу внимания как светских, так и православных СМИ. "Руководство радиостанции "Маяк" решило, что православная радиопрограмма должна выходить в эфир ночью", - сообщает "Радио "Радонеж". "Как сообщил директор православной радиостанции "Радонеж" Е.К. Никифоров, руководство радиостанции "Маяк" приняло решение о переносе времени выхода в эфир православной радиопрограммы, которая дважды в неделю готовится для "Маяка" редакцией Радио "Радонеж". Продолжительность этой программы, составлявшая несколько лет назад 14 мин., постепенно сократилась до 4 мин., а теперь и выпускать ее в эфир "Маяк" намерен ночью - 0.30 по московскому времени". Директор "Радонежа" отметил, что "на протяжении последних лет идет планомерное сокращение православного эфира на государственном радио - на "Радио России", на "Маяке".
Между тем, на прошлой неделе завершился фестиваль теле и радиопрограмм "Радонеж". "В Москве наградили победителей "Радонежа"", сообщает РТР. 19 фильмов и передач отмечены призами Восьмого Международного фестиваля теле- и радиопрограмм, завершившегося в Москве. Его провели Национальная ассоциация телевещателей и просветительский центр "Радонеж". Жюри в составе ученых-киноведов присудило главный приз за лучший полнометражный документальный фильм работе вологодских кинематографистов "Дионисий" о знаменитом иконописце (режиссер Дмитрий Чернецов). Награды получили также авторы радио- и телепрограмм из Санкт-Петербурга, Пскова, Винницы, кинематографисты из Армении и Литвы. Всего в конкурсе участвовали 70 фильмов и программ всероссийских, региональных и национальных компаний разных стран.
На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который большую часть времени говорил именно об информационной политике, о том, что Православие не должно оказываться за рамками информационного поля России, несмотря на то, что его старательно туда "вытесняют". Полный текст интервью можно прочитать на сайте "Отечество".
По сообщению "Отечества", на пресс-конференции также выступил Председатель Общества "Радонеж" Евгений Никифоров, который "констатировал, что в России не прекращаются попытки вытеснить Русскую Православную Церковь на обочину общественной жизни России, что "антицерковное лобби" в стране все более усиливает свое влияние". Его слова были подтверждены ведущим православной программы "Верую" Радио России Владимиром Бруновым, который констатировал тот факт, что на государственном радио православное вещание неуклонно сокращается, в то время как католицизм и ислам вкладывают в информационную политику огромные средства. Выступивший следом председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала "Православная Беседа" Валентин Лебедев считает, "преступно экономить на информационной политике Церкви", так как сегодняшнее общество, характеризуемое как "информационное", живет за счет влияния в информационной среде.
Руководство радиостанции "Маяк" поспешило выступить с официальным ответом на прозвучавшие обвинения. Оно подчеркнуло, что ФГУП ГРК "Маяк" "самостоятельно формирует свою программную политику и впредь также намерен определять время выхода программ и их хронометраж в соответствии с интересами слушателей и логикой вещания". Глава государственной радиостанции особенно отметил, что "в эфире такой крупной системообразующей компании, как "Маяк" присутствуют только радиопрограммы самого высокого качества, способные вызвать неподдельный интерес у радиослушателей".
"Православная газета" опубликовала сразу несколько материалов, посвященных проблеме абортов. Все материалы размещены в "хронологической последовательности". Итак, сначала в материале "Депутат предлагает запретить в России убийство детей" сообщается о том, что в распоряжении "Известий" оказался документ с названием: законопроект "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ, направленные на защиту жизни не рожденных детей". "Защищать жизни не рожденных детей" в нем предлагается, запретив аборты. Автор закона, депутат Государственной Думы Александр Чуев возмущен тем, что в обществе "распространяется взгляд на аборт, как на обычную медицинскую процедуру, единственной отрицательной стороной которой может быть вред, нанесенный здоровью женщины". "Вопрос о праве не рожденных детей на жизнь при этом практически остается вне внимания законодателя", - говорится в пояснительной записке к закону. Суть закона сводится к тому, что "из юридической практики" изымается понятие "искусственного прерывания беременности по социальным показаниям". Кроме того, предлагается запретить рекламу и контрацептивов, вызывающих искусственное прерывание беременности. У женщин остается только право на аборты до 12 недель в коммерческих структурах. В статье сообщается, что "в России женщин детородного возраста - 36 млн. Всего в год производится примерно 4 млн. учтенных абортов. В стране делается до 99 абортов на 1 тыс. женщин 15-49 лет, что оставляет ее на первом месте в мире по этому показателю".
Отношение в среде православных к этой проблеме - однозначное. Далее "Православная газета" приводит мнение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия: "У нас аборты давно запрещены", - говорит он Владыка Викентий напомнил, что общецерковное отношение к этой проблеме четко и ясно изложено в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", принятой на Архиерейском Соборе 2000 года. Этот документ так определяет отношение Церкви к проблеме абортов: "С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах". Архиепископ Викентий также подчеркнул, что "жизнь нерожденного младенца нуждается в даже большей защите, чем уже родившегося человека. Право на жизнь - должно быть свято и охраняться не только законом, но и даже правоохранительными органами". Отметил Владыка и большую роль воспитания в предотвращении детоубийств: "Надо прекратить называть убийство, которое хуже звериного, "хирургической операцией", "прерыванием беременности" и прочими лукавыми терминами. Чтобы в сознании девушки, женщины никогда не возникала даже мысль покуситься на свое дитя".
Однако реакция на вопрос об отношении к законопроекту о запрете абортов светских чиновников оказалась прямо противоположной тому мнению, которое высказал архиепископ Викентий. Инна Абелинскене, пресс-секретарь Екатеринбургского Горздрава, человеколюбиво заявила, что "запрещение абортов - нарушение прав человека". Чиновница считает, что "ни одна цивилизованная страна, несмотря на давление Церкви и общественных организаций, не пойдет на это... До сих пор есть люди, которые не используют современные методы контрацепции. Они всегда находятся под угрозой нежелательной беременности. Дремучести в нашем обществе еще хватает. Поэтому запрещать аборты - значит поощрять рождение незапланированных детей". Подобная цивилизованность и просвещенность уже сегодня сделала Россию вымирающей страной, страной, где дети - не рождаются, потому что у каждого есть право - убить своего ребенка.
Столь же "недремуче" высказалась по этому вопросу и Людмила Берсенева, заведующая отделением екатеринбургского центра здоровья и планирования семьи. "Если маме ребенок не нужен - пусть он совсем не рождается", - сказала она. Логическое продолжение этой фразы может звучать так: если вам надоел ваш ребенок - пусть лучше уж не живет... Людмила Берсенева рассуждает о высоких материях, упрекая депутатов, "предлагающих такие законы", в том, что они "снисходят до обывательского уровня". "Я просто не понимаю, почему депутаты решаются на запретительные меры. Лучше бы принимали законы, направленные на решение социальных проблем. Тогда и рожать станут охотнее. Сейчас ведь не каждая семья может позволить себе ребенка", - сказала она. Но во всех странах с улучшением уровня жизни наблюдается падение рождаемости. Потому что понятие "хорошо жить" в современном обществе совершенно не сочетается с понятием "воспитывать ребенка". Ребенок становится обузой, источником раздражения и проблем. Ведь делают аборты не потому, что не могут прокормить, а потому что - не хочется лишних сложностей в жизни. Надежда же дожить до хороших времена, а там нарожать десятерых детей - выглядит совсем смешно. Кто сказал, что дальше будет лучше? Вот Шукшин, например, считал, что "никогда хорошо не жили, нечего и начинать".
Игумен Димитрий (Байбаков), комментируя высказывания горздравовских чиновниц, говорит: "Человеконенавистничество некоторых медицинских чиновников просто ужасает!". Он сказал: "То, что заявили информагентству две эти женщины, - это настоящий фашизм! "Запрет абортов - нарушение прав человека"! На что? На убийство ребенка? Потому что он мешает жить? Люди, страдающие алкоголизмом или наркоманией, падшие женщины, лица с половыми девиациями, бомжи и нищие, психически больные, инвалиды, просто немощные - они ведь тоже, наверное, кому-то "мешают жить"? Давайте их убьем? Что это, если не фашизм? Я сам по светскому образованию врач… Людям, имеющим такие взгляды, наверное, подошла бы работа врача в концлагере гитлеровской Германии. Но то, что они работают в системе городского здравоохранения - это ненормально. Человеконенавистничество и медицина несовместимы".
Свыше 3 тысяч наркоманов из России и стран СНГ прошли реабилитацию в "Душепопечительском центре" Русской Православной Церкви", сообщает агентство "РИА-Новости". 80-82 процента из них избавились от наркотической зависимости. Об этом руководитель центра, доктор медицинских наук, профессор-невролог, священноинок Анатолий (Берестов) сообщил в среду на пресс-конференции, приуроченной к состоявшемуся накануне заседанию президиума Госсовета РФ. Метод реабилитации в православном центре /в который, случалось, обращались и мусульмане/ основан на реализации духовно-религиозных возможностей человека. "Главное в нашей работе, - отметил Берестов, - это духовная переориентация личности. Наркомания, в первую очередь, духовная болезнь, результат нездорового, греховного образа жизни". После дезинтексикации и укрепляющей терапии начинается главный этап реабилитации - целенаправленное воздействие на личность наркозависимого. В частности, удаление его "из наркозависимой социальной ниши". Этот этап предусматривает также продолжение поддерживающей терапии и духовной переориентации личности. Он длится от полугода до 1,5 лет. Третий этап - семейно-бытовая и социальная адаптация наркозависимого. "Мы помогаем больным трудоустроится, восстановиться в вузе, вернуться в семью", - пояснил отец Анатолий. По его словам, аналогичные центры открыты в Санкт-Петербурге, Иркутске, Новокузнецке, Тюмени и Минске. Создается межгосударственный центр в болгарском городе Варна. Предполагается открыть православный российско-греческий центр. По оценкам священника, в России сегодня от 3 до 5 млн. наркоманов. В Москве и Московской области их от 600 тыс. до 1 млн., сообщает агентство.
Сайт "Правда.Ру" разместил большой материал иеродиакона Макария из г. Иваново, посвященный деятельности о. Серафима (Роуза). Статья называется "It is later than you think!" Американский просветитель русского народа". В статье немного рассказывается о жизненном пути о. Серафима: "Юджин Роуз родился в Сан Диего, шт.Калифорния, в семье уборщика городского парка, и в молодые годы не имел ничего общего с Православием. Но у него был яркий, сильный ум и честное сердце, горевшее жаждой истины. Этого хватило, чтобы вывести его на верную дорогу. Юджин учится в Сан-Франциско и в Беркли, изучает языки и культуру Древнего Востока, достигает успеха во всем, с чем бы ни пришлось ему столкнуться, - и в то же время осознает, что полной истины на этом пути на найдешь… Обращению Юджина Роуза способствовал целый ряд внешних причин. В Сан-Франциско у него были глубоко верующие друзья среди русской православной общины. А в 1962 г. ее возглавил архиепископ Иоанн (Максимович), которого многие, знавшие его по Шанхаю и Западной Европе, считали святым при жизни (и он в самом деле был причтен к лику святых в 1994 г.) Он принял на себя духовное руководство молодым американцем, и о. Серафим до конца своей жизни сохранил глубочайшую преданность владыке Иоанну. Но это далеко не все. Ведь сколько бы верующих ни окружало владыку Иоанна, никому из них не довелось сравняться с о. Серафимом". Далее в статье говориться о "наследии о. Серафима": новой книге его писем, книге "Православие и религия будущего", журнале "Православное Слово", который о. Серафим издавал с 1965 года, работая по временам почти один. Также в статье приводятся воспоминания об о. Серафиме: "Он был немногословен. Уклонялся от праздных разговоров, не распространялся о своих личных чувствах и ощущениях. Особенно же не любил он ничего поддельного, искусственного, фальшивого, и часто говорил про "Диснейлэнд", который господствует в сознании наших современников и закрывает им дорогу к истине. Его огорчала наша "бессознательность", наше невежество в вере, наша неспособность делиться ею с окружающими. "Очнитесь, прошу вас, - говорил он нам, - интересуйтесь, узнавайте, исследуйте! Не надейтесь, что кто-то другой за вас во всем разберется и растолкует вам Православие. И не прячьте его, будто это клад, а раздавайте всем вокруг!" В конце статьи приводятся выдержки из книги о. Серафима "Когда Бог открывается сердцу" и из писем. Вот одна из цитат: "Я смотрю на старшее уходящее поколение и, глядя на них, чуть не плачу о наших юных всезнайках, которые так ничего и не поняли. Ведь понимание нужно выстрадать, а кто сегодня на это способен?".
Смотри также:
Пресса:
|