Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version Rambler's Top100
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Апологетика
 

Феодор Абу Курра в защиту иконопочитания. Часть 3

ГЛАВА XVI
 

Из-за непросвещенности ума древних Бог раскрывал для них свои тайны только через такие чудеса, в которых они смогли бы увидеть связь с божественными тайнами. Христиане не нуждаются в подобном. Тем не менее, ради варваров и колеблющихся христиан Бог продолжает являть такие чудеса, чтобы прославить христианские таинства и тех, чьи иконы мы называем чудотворными. Если говорят среди христиан, что следует почитать скрижали Завета, ибо облако Славы Господней спускалось на них, как об этом написано в книге Царств (3 Цар. 8:10-11), и что относительно икон, которые находятся в Церкви, ничего подобного мы не видим, то нам стоит напомнить им, что древние люди никогда высоко не ценили божественные чудеса, если собственными глазами не видели их величия. Поэтому сошел огонь на первые жертвы, принесенные в Ковчеге (Лев. 9:24), и даже на жертву, которую совершили в храме, построенным Соломоном (2 Чис. 7:1).

Мы же, христиане, просвещенные Святым Духом, ни в чем подобном не испытываем необходимости. Потому, когда Господь наш давал Свое Тело и Кровь ученикам в Иерусалимской горнице, Он протянул им только хлеб и вино и сказал: "Сие есть Тело Мое… Сие есть Кровь Моя" (Мк. 14:22-24) (Мф. 26:26-28). Их разум глубоко проник в смысл Его слов, вне чувственного наблюдения какого-либо чуда над Дарами. Так христиане поступают до сего дня: они предлагают Дары, зная, что это истинные Кровь и Тело Христовы, хотя и не видят чувственным зрением никакой разницы между тем, что они положили на алтарь до Преложения и после. Как и в случае других таинств, так и в отношении икон нужно поступать благоговейно, даже если ничто в них не пугает и не наводит священный ужас. Однако мы зачастую слышим от разумных людей правдивые рассказы о том, что Бог демонстрирует силу и величие христианских таинств для неверующих. Св. Афанасий говорил, что видел это на примере мощей и икон святых. Сами мы видели чудесное действие мира, которое истекая от мощей и икон святых, излечивает недуги, превосходя по своим свойствам известные человеку способы исцеления. Многие видели, как бесноватые исцелялись перед раками святых, a демоны изгонялись прочь.

В наше время жил один хорошо известный мученик. Он был родом из знатной мусульманской семьи, и многие знают о его истории. Пусть вспомнит он о нас в молитвах ко Христу! Звали его св. Антоний[1]. Он рассказывал, что стал христианином из-за чуда, которое видел от иконы святого мученика Феодора.

Был случай с иконой Распятого Христа, которую сделали сами иудеи в городе Тиверии, специально для того, чтобы издеваться над ней. Так, один из них пронзил икону копьем, и кровь и вода истекла из тела Спасителя. Слепец же, находившийся поблизости, подошел к распятию с благим намерением, ибо Дух Святой вдохнул веру в его сердце. Он попросил их: "Положите мою руку на место раны, так и я с вами тогда смогу наносить удары". Когда они сделали так, как он просил, то он зачерпнул немного излившихся крови и воды и смочил свои глаза и прозрел. Затем он забрал этот чудотворный образ и понес его по разным местам. В тех местах, где монастыри и церкви принимали его, много чудес происходило от этого образа. Один из монастырей в районе Алеппо носит имя св. Анания, того уверовавшего, который родился там и принес чудотворный образ (al-barakah). История эта хорошо известна во многих христианских церквах.

Не стоит удивляться тому, что мы говорим об иконопочитании, и что рассматривая иконы Христа и святых, мы смотрим на них самих. Св. апостол Павел так же утверждал, что иконы передают знание о первообразе. Так, например, упоминая о скале, из которой забил источник для израильтян в пустыне (Исх. 17:6; Чис. 20:11), он говорит о Христе, Который был прообразом для этого чуда (1 Кор. 10:4). Конечно, Христос не был скалой в прямом смысле, но скала явилась для Него образом. Так же далее, говоря о Христе, Евангелист вспоминает, что написано: "Кость Его да не сокрушится " (Ин 19:36). Так было написано об агнце, которого принесли израильтяне в жертву во время Исхода из Египта (Исх. 12:46). Этот агнец был образом Христа.

Из Ветхого и Нового завета приведено достаточно удовлетворительных свидетельств в защиту иконопочитания, а тому христианину, кто так не считает, было бы лучше не уподобляться косному иудею.

 
ГЛАВА XVII
 
Упрек иудею; тот не в меру усердно заставляет почитать нечто, помимо Бога. Более того, раз он почитает скалу, то он может поклоняться и пяти рекам, которые выходят из рая, a также поклоняться в направлении солнца.

Что же ты, иудей, утверждаешь, что нельзя поклоняться никому и ничему кроме Бога, a сам не понимаешь этого и никогда не поймешь до тех пор, пока будешь оставаться таким, какой ты есть. Что ты скажешь о пророке Давиде? Он приказал вам почитать подножие ног Господних (Пс. 99:5). Так как ты не понимаешь духовного смысла этих слов, то для тебя это означает почитать землю, ибо сказал Господь пророку Исайе: "Небо престол Мой, а земля-подножие ног Моих" ( Ис. 66:1). Значит, в соответствии с этим для тебя возможно даже поклоняться земле. Ты смеешь осуждать христиан за иконопочитание, хотя сам готов почтить любой мусор?

A твое почитание камня в Иерусалиме, куда ты ходишь на поклонение? Кто-нибудь перед твоим приходом, зная что ты целуешь его, как-нибудь осквернит, плюнет на него, а ты, когда придешь, поклонишься этому? Ты вообще можешь поклоняться ему только после того, как тебе было доказано, что поклонение - это один из видов почитания. Расскажи нам вообще о том, что дает тебе основание почитать этот камень[2]? Я знаю, ты скажешь, что он из рая и, следовательно, каждый должен почтить его. Однако это не является доказательством, ведь даже авторитетные книги пророков ничего не говорят об этом. Все же если ты настаиваешь на том, что каждый обязан поклониться этому камню, поскольку, как ты говоришь, он из Эдемского сада, то и мы вменяем тебе это в обязанность. В таком случае, почитай и падай ниц пред Ефратом и Тигром и двумя другими реками, о которых в Писании говорится, что они берут начало в Эдеме (Быт. 2:10-14). Теперь, после всего выше сказанного, ты обязан поклоняться только в направлении востока, ведь Эдем был на востоке, как говорит Тора: "И насадил Бог рай в Едеме на востоке" (Быт. 2:8)

 
ГЛАВА XVIII
 
Объяснение божественного запрета: не поклоняться и не служить изображениям (Исх 20:5)

Возможно, некоторые христиане скажут: "Почему в Ветхом Завете Бог осудил поклонение и приказывал: Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им…" (Исх. 20:4-5; Втор. 5:8-9). Ответим им, что израильтяне в то время до безумия почитали идолов, и если бы Бог разрешил им поклоняться изображениям, то они бы использовали Его слова как предлог, и более бы стали почитать идолов. В такой ситуации Бог скорее обращается с ними, как мудрый отец с упрямым непослушным сыном. Он знает, что если он даст ему меч, то тот убьет своих братьев и всех домашних своих. Царь хотел бы, чтобы его сын научился мастерски владеть этим оружием, чтобы бороться с врагами. Но он знает: стоит только вложить меч в руки этого сына, как он убьет всех ближних своих. Поэтому отец говорит ему, чтобы тот ни в коем случае не прикасался к мечу. Таким же образом поступает Бог, Он знает, что израильтяне не видят разницы в поклонении и служении образу, и потому Он запретил им и то и другое в отношении любого изображения. В Священном Писании Он не явно утвердил почитание образа до тех пор, пока не явятся христиане, которые в этом вопросе будут верно научены Святым Духом. Они поймут, распознают ранее скрытое от иудеев и будут правильно поклоняться образам. Так по этому поводу Ангел говорил пророку Даниилу: "A ты, Даниил, сокрой слова эти и запечатай книгу эту до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение" (Дан 12:4). Вот причина, по которой Бог запретил иудеям поклоняться всякому изображению, но не в прямом смысле слова, который без должного рассуждения не может быть сразу понятен всякому.

Апостолы это понимали и разрешили иконопочитание, которое стало частью христианской традиции убранства церквей. Иконам могли поклоняться, и каждый почитал их, понимая, что христиан не страшит то, чего страшились иудеи.

Подобным образом Бог наложил ограничения на питание израильтян. Он запретил им брать в пищу то-то и то-то и назвал все это нечистым для них, чтобы подчеркнуть этим названием отвратительные особенности этого с тем, чтобы они еще более брезговали брать это в пищу. Ведь желания чрева часто одерживали над ними верх, они уподоблялись псам, которые не могли контролировать самих себя и сдерживать свои похоти. Так назвал их Бог, говоря пророку Исайе: "И это псы, жадные душою, не знающие сытости… все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего - на свою корысть" (Ис. 56:11). Ясно, что Бог по Своей премудрости и из-за непросвещенности израильтян назвал некоторые из своих творений нечистыми. Он присвоил им это название в заповеди, которую повелел соблюдать иудеям. Однако всем хорошо известно, что творение Божие не может быть нечистым. Так говорит и Тора: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1:31). Хорошее не может быть нечистым. Так св. апостол Павел говорил: "Всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением" (1 Тим. 4:4).

Бог запретил и назвал нечистыми некоторые свои творения ради иудеев, сохранив в тайне их чистоту, которая будет понятна в свое время так же, как и иконопочитание, христианам, которым будет дан Святой Дух, научивший их распознать тайное, в то время как иудеи не имели Его. Так говорит наш Господь в Евангелии: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Это сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин. 7:38-39). Бог удерживал израильтян от иконопочитания и не позволил быть ему всеобщим, как об этом говорится в Писании: "Господа Бога твоего бойся, и Ему одному служи" (Втор. 6:13; Мф. 4:10). Бог хранил в тайне бытие ипостасей Сына и Духа, каждый из них совершенный Бог, и достоин почитания так же как и Он. Ведь иначе такая практика могла бы стать предпосылкой для почитания как из трех разных богов. Он скрыл в Писаниях знание этой реальности, чтобы оно стало очевидным в свое время. Относительно христиан Он ясно сказал им, что Бог имеет Сына и Духа, каждый из них совершенный Бог, Единый по существу и троичный в Лицах. Христиане почитают Святую Троицу, но не почитают трех богов. Они поняли эту божественную тайну, т.к. на них сошел в Своей славе Святой Дух, после распятия и воскресения Иисуса Христа. Никому не следует ссылаться на запрет почитания изображений, данный Богом израильтянам как на всеобщий запрет, ибо Он просветил апостолов разрешить христианам иконопочитание.

Израильтяне почитали даже бронзового змея, которого Моисей сделал в пустыне. Они воскуряли перед ним фимиам, до тех пор, пока царь Езекия не запретил им, как об этом говорится в книге Царств: "Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, - потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли Нехуштан" (4 Цар. 18:4). Моисей и те, кто были после него, оставили его и как напоминание об избавлении от смерти из-за змеиных укусов, ведь стоило только взглянуть на него, и человек исцелялся, и как знак величия силы Божией (Чис. 21:9). Им было позволено прославить Бога, а они ошиблись и поклонялись змею, несмотря на то, что им был дан строжайший запрет не почитать никакого подобия или образа. Что же произошло, если бы им было разрешено поклоняться чему-либо? Священное Писание содержит множество свидетельств домостроительства Божия, которое проявлялось в отношении иудеев, которые не могли на то время вместить все истинное знание, но лишь то которое Бог давал им по Своей воле на соответствующее время. Вот, например, что Он говорит в Евангелии относительно развода, разрешенного ранее Моисеем: "Они сказали: Моисей позволили писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам эту заповедь; В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает " (Мк. 10:5-9).

 
ГЛАВА XIX

Еще одно доказательство из Писания и других аналогичных исследований разума в пользу наших рассуждений.

Указание на то, что Бог часто приказывал израильтянам не то, что хотел, но то, что они бы могли выполнить, содержится в словах пророка Иезекииля: "И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы" (Иез. 20:25). Только перед этим Он говорит: "По заповедям Моим не поступали и уставов моих не соблюдали, не исполняли того, что исполняя, человек был бы жив" (Иез. 20:21). Не очевидно ли тебе, что уставы нехороши, а по приказам никто не живет, но выжить можно только соблюдая и то, и другое?

В отношении к израильтянам Бог очень похож на царя, у которого есть сын, страстно увлеченный разными играми. Он не может остановиться играть не потому, что не в состоянии этого сделать, а потому, что у него мало желания на это. Мальчиком он привык играть с кинжалами, а его отец боялся, как бы тот не убил себя. Но сын не мог терпеть, чтобы ему запрещали игры, поэтому отец сказал ему, чтобы играл не с ножами, а с мячом. После этого он стал в глазах сына превозносить возможности новой игры и попытался сделать ее наиболее привлекательной для него. Кто знает, что на самом деле отец хотел, чтобы сын не играл в мяч, но чтобы вообще бросил играть в какие-либо игры, а стал бы читать, изучать философию и занялся бы более полезными вещами. Такое поведение неправильно отражает реальность, сын поймет это, как только повзрослеет и бросит свои игры. Так поступал Бог и с израильтянами. Поэтому неправильно поступают те из христиан - "скотов", которые не почитают святые иконы и оправдываются словами: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им, не служи им" (Втор. 5:8-9). Этот запрет иконопочитания подобен Его словам о низменности запрещенных животных. Он говорил им, что нечистые животные слишком скверные, чтобы их есть, хотя в Писании ясно сказано, что в Его творениях нет ничего нечистого. Он назвал запрещенное нечистым для определенной цели, а не потому, что оно было таковым на самом деле. Так из Писания ясно следует, что и иконопочитание - это благо и заслуживает уважения, как мы уже доказали. Он называл иконопочитание отвратительным и запрещал его, но не потому, что оно являлось таким по своей сути, а преследуя определенную цель.

Если иудей говорит, что Бог не запрещает разрешенное и не называет разрешенное нечистым, то и мы обвиним его в том же, а именно в отсутствии смысла его действий. Мы скажем ему, разрешенное не следует потом запрещать и не следует запрещенное называть благом. Что он считает дозволенным и что нечистым, если не понимает, что такое "нечистое", о котором мы говорим? Получается, что Бог не последователен и не благ? Он колеблется и в словах и в знании? Как надо быть далеким от Него, чтобы предполагать такое! Но все сказанное - правда: Он назвал некоторых животных скверными и почитание образов грехом, не потому, что они заслужили Его презрительного отношения, но по своему промыслу об Израиле, его детском возрасте. Как и св. апостол Павел говорил в своем послании к ним: "Об этом надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр. 5:11-14). Так израильтяне долгое время оставались детьми, после многих наставлений. Как иначе мог бы Бог беседовать с ними, как ни с детьми пользуясь притчами, чтобы пожаловаться на них? Он как мать, которая хочет отнять ребенка от груди и потому называет молоко отвратительным. Не потому, что оно такое на самом деле, но потому, что ребенок вырос, и оно ему уже не нужно. Так и Бог дает иконопочитанию и запрещенным животным отвратительные имена, ибо израильтяне не вошли в тот возраст и время, когда им это понадобится. Когда пришло им время взрослеть, Господь наш, Иисус Христос, ясно сказал в Евангелии: "Не то, что входит в уста оскверняет человека…" (Мф. 15:11). Он позволил апостолам почитать иконы и открыл простым людям скрытый смысл притч.

Кажется, довольно долго мы приводили свидетельства из Священного Писания в защиту святых икон, одно может быть плохо: если какой-нибудь наш противник найдет что-нибудь, оставленное нами без внимания и будет на это ссылаться, поставив нас, таким образом, в неловкое положение. Тем не менее, каждый христианин должен уяснить, что иконопочитание имеет множество преимуществ и никаких недостатков.

 
ГЛАВА XX

Отпор всякому, кто говорит, что Бог имеет власть приказывать людям то или иное, хотя это и не подходит для них и расходится с божественным словом, но Он и не приказывал им ничего подобного.

В начале мы сказали, что даже когда Бог запретил при всех делать какие-либо подобия, Он приказал Моисею сделать двух херувимов и бронзового змея (Исх. 25:18; Чис. 21:8-9). Таким образом, Он показал, что этот запрет был лишь примером[3] в соответствии с божественным промыслом. Кто-то может считать, что Бог приказывает человеку делать то-то и то-то, и он не может сделать что-нибудь вопреки этому, пока Бог не прикажет так поступить. Такому мы ответим, что Бог открыто приказал не почитать никого, кроме Него. Но пророки оказывали почитание людям без специального божественного разрешения, т.к. они понимали утвердительное значение такого запрета.

Соломон, сын Давида, множеством изображений херувимов, фруктов, львов и т.д. украсил храм Божий, который он построил в Иерусалиме. В 1-й книге Паралипоменон сказано, что Давид дал Соломону образец храма и необходимых для него предметов (1 Пар. 28:11-19). Более того, он описал эти модели в соответствии с интеллектуальным уровнем и способностями Соломона. Эти два пророка исполнили свое дело только потому, что они понимали значение Божественных слов, а именно, что не творить вообще никаких подобий противоречит желанию Бога. Пророк Давид даже ел хлеба Предложения, которые никто кроме священников не имел права есть, пока Сам Бог не приказал бы кому-нибудь их съесть (1 Цар. 21:5-7). Без разрешения Бога Макковеи сражались в субботу (1 Мак. 2:41). Однако, было бы неверно говорить, что пророк Давид и Макковеи были освобождены от соблюдения божественных заповедей или, что они их нарушали. Антиох, царь греков (Антиох IV Епифан, 175-164 до Р.Х.), замучил семерых Маккавеев и их старшего учителя Елизара. Он подвергал их жестоким пыткам, чтобы заставить их есть свинину, но они отказались и умерли под пытками (2 Мак. 6:18;7:41).

Святые могли не соблюдать правил относительно хлеба и соблюдения субботы только потому, что это было в правилах. Христос подтвердил это, отменив хлеба предложения и субботу.

Суббота для многих иудеев была временем удовольствий, как об этом говорит пророк Исайя (Ис. 58:13). Но пророки Моисей, Илия, Даниил вместо наслаждений постились в субботу, и первый из них постился в течение 40 дней дважды (Исх. 24:18; Втор. 9:25), второй постился 40 дней (3 Цар. 19:8), третий постился 21 день (Дан. 10:2). Таким образом, эти три пророка поступали по-разному с предписаниями закона без какого-либо приказания со стороны Бога. Он сделал Субботу днем наслаждений, из-за их невоздержанности. Соблюдая ее, они познали бы в том своего Бога, Творца неба и земли, и не служили бы больше никому. Как сказано об этом в Торе: "И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым так: субботы мои соблюдайте; ибо это знамение между мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас" (Исх. 31:12-13). И немного далее: "И пусть хранят сыны израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный. Это знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился" (Исх. 31:16-17).

Однажды пророк Илия отошел от буквы Закона, когда устраивал жертвоприношение вне Иерусалимского храма, как это было предписано (3 Цар. 18:30-35), без божественного разрешения поступить таким образом, ибо он понимал смысл Закона. Закон запрещал израильтянам устраивать жертвоприношения в любом месте только потому, что они приносили жертвы демонам, как об этом говорится в книге Левит: "Еще скажи им: если кто из дома Израиля и из пришельцев, которые живут между вами, приносит всесожжение или жертву, и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы совершить ее Господу, то истребится человек тот из народа своего… чтобы они впредь не приносили жертв своим идолам, за которыми блудно ходят они" (Лев. 17:7-9). Тем более Он ограничивал жертвы Израиля во святом городе так, что, когда Он разрушит его руками римлян, после пришествия Мессии, их жертвы станут недействительными и отвратительными перед Ним. Так, пророк Илия, предвидев все это, поступил по-своему без специального божественного разрешения. Потому святые отходили от буквы Закона, создавая образы и подобия (Исх. 20:4-5). Что сказать тому, кто утверждает, что Бог приказывает соблюдать то-то и то-то, а люди нарушают Его повеления без специального божественного разрешения на это? Совершенно ясно, что святые поступали так в соответствии со своим пониманием смысла буквы Закона, причины по которой Бог приказал то-то и то-то. Все вышесказанное подтверждает возможность иконопочитания для всякого, кто имеет истинное знание Священного Писания.

 
ГЛАВА XXI

Отпор всякому, кто говорит "с тех пор, как ты считаешь правильным поклоняться иконе того, кто заслуживает чести, то и меня почти подобным образом, ибо я образ и подобие Самого Бога".

Есть люди, которые считают, что их можно так же почитать, как святых, ибо, по их словам, они имеют образ Божий. Мы же на это можем сказать, что они из тех, кто испортил в себе этот образ. Этот образ сейчас похож на царскую дочь, которая была самой прекрасной девушкой, а ее образ самым прекрасным образом. Затем человек завладел им и надругался над ним: выколол глаза, обрезал уши и нос, отрубил ступни и пальцы, затемнил все краски и совершенно его испортил. После всего совершенного человеком, ее образ стал самым безобразным и отталкивающим изображением. Или же подойдет другое сравнение. Нынешний образ человека напоминает восковую печать с изображением царской дочери, который человек превратил в образ свиньи. Как воск позволяет меняться изображению на нем, так и человеческая природа в соответствии со свободой человека позволяет тебе уподобиться Богу или сатане и зверю, если ты этого захочешь.

Скажи мне, после опознания царской дочери, если бы тебе были показаны другие признаки, не сказал бы ты, что они не являются ее особенностями? То же самое и с тобой: если тебя не принуждать, ты действуешь вопреки тем своим чертам, в которых у тебя осталось сходство с божественным образом. Отказываясь от таких добродетелей, как терпение, самообладание, щедрость, доброта, милосердие, справедливость, ты отказываешься быть достойным того почитания, о котором мы говорили, и становишься приверженным к противоположностям этих добродетелей, приобретая сходство с сатаной или зверем. Так поступая, ты не являешься образом Бога, и потому мы не оказываем тебе того почтения, которое достойно святых и их икон.

Есть также среди людей и такие, кто в самих себе восстанавливает образ Божий, отложив и отвергнув ветхого человека с его непостоянством, как говорит св. апостол Павел: "Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол. 3:9-10). О святых можно сказать, что мы почитаем даже их мощи после того, как они умерли, потому что они стали сосудами Святого Духа, Который не оставляет их ни в жизни ни после смерти.

Пророк Елисей свидетельствовал об этом. После его смерти его останки воскресили умершего человека (4 Цар. 13:21). До сего дня они остаются у христиан; миро, которое они источают, исцеляет проказу, как и сам я был тому очевидец. Его святые мощи находятся в местечке Салкин (Salqin) в районе Антиохии и еще где-то[4]. Это вполне соответствует тому, что мы уже рассказали о чудесах, происходящих от мощей святых, которые мы можем наблюдать даже в наши дни. Разумные из вас понимают, что это происходит потому, что Святой Дух сошел на святых.

 
ГЛАВА XXII

Утверждение того, что статус иконы до того, как она подписана, отличается от статуса после придания присущего ей имени.

Далее мы полностью отказываемся от тех предлогов, которые люди по своему невежеству предлагают нам в качестве аргументов из Священного Писания.

В этой связи исследователи должны найти ответ на вопрос: является ли икона нарисованная или напечатанная на материальной субстанции той же самой вещью в глазах людей, будучи подписанной или нет. Посмотри на доказательство - вещество, на которое царь кладет свое клеймо, чтобы пометить тебя среди огромного количества равных между собой сотен тысяч людей, против которых вынесен смертный приговор. Действительно, вещество само по себе ничего не значит. Когда царь ставит на него печать ради искупления всех этих людей, то его ценность возрастает в геометрической прогрессии. То же самое происходит и с бумагой, на которой царь оставит свою подпись по уже вышеупомянутой причине. Если кто-то сомневается в таких аргументах, пусть извлечет урок из изображений двух скрижалей Завета Господня. Они представляют собой два камня, но поскольку письмена на них были начертаны рукой Господа, то они заслуживают почтения со стороны Бога и человека, превыше которого никакого более почтительного отношения не существует.

Книги Торы и Евангелия просто написаны на кусках пергамента. До того, как на них было начертаны слова Господа, они не имели никакого значения и ценности в глазах любого. Но как только Слово Божие было начертано на них, они стали достойны величайшего поклонения, так что сжечь или испортить их мог только тот, кто не верил в то, что в них было написано. Он мог презрительно к ним относиться и заслуживал бы смерти в глазах верующих в Священное Писание, и об этом известно каждому.

 
ГЛАВА XXIII
 
Упрек всякому, кто говорит о почестях или презрении, с которым относятся к образу Христа, нашего Бога, как о не достигающих Христа, подобно тому, как если бы также относились к изображению матери или отца.

Среди всех икон мы упомянули образ Господа нашего Иисуса Христа, воплотившегося от Девы Марии, поскольку в нашем городе Едессе Убрус особенно почитается в дни праздников и паломничеств.

Если и есть такой христианин, который не расположен к почитанию этого образа, то я бы предложил нарисовать портрет его отца на вратах церкви Убруса и приглашал бы всякого, кто почитает святой Убрус, плевать в лицо отца, изображенного на портрете, особенно, если именно он научил своего сына не почитать святые иконы. Цель, которую я преследую в данном случае - посмотреть, рассердится ли тот человек на это или нет. Не может быть никакого сомнения: этот человек был бы счастлив отплатить с лихвой всякому, кто позволит себе такое отношение к портрету его отца вплоть до лишения того жизни. Поэтому мы говорим ему: если ты разгневался за оскорбление образа твоего отца, пойми, что и радость почитания достигает Христа. Он воздаст более каждому кто почитает Его образ, нежели ты собираешься повредить всякого, кто оскорбляет образ твоего отца, и даже более этого, ведь степень Его благости невозможно представить.

Предположим, что живет какой-нибудь царь, чья мать была оклеветана простолюдинами, будто бы царь имеет в себе черты какого-то бродяги, с которым она согрешила. Затем некто нарисовал на доске портрет царской матери, изнасилованной этим бродягой и распространил его по всему городу, с тем, чтобы каждый смог бы надругаться над этим изображением. Что, ты думаешь, сделает тогда царь? Не расчленит ли он такого преступника? Не сомневайтесь, даже если тот будет взят с намерением покаяться в своем злодеянии, говоря: "Я ничего не делал твоей матери; я делал только что-то с доской и красками! "- то царь только еще сильнее рассердится на него.

Сказанного достаточно для того, чтобы понять, что Христос, наш Господь, Царь Небесный, почтит всякого, кто воздает славу Его Образу. Точно также Он отвергнет и лишит своего Царства любого, кто из-за надменности своего ума отказывается почитать Его.

 
ГЛАВА XXIV

Христиане, украшающие храмы иконами Христа и святых и поклоняющиеся им, достойны наилучших наград от Бога, те же, кто отвергает иконопочитание, сами себя отсекают от того, что заслуживают иконопочитатели.

Поймите, братья мои, что христиане не поступают снисходительно ко Христу в тех случаях, когда они вроде бы из милости устанавливают его иконы и поклоняются им в церквах, особенно в отношении Его Распятия.

Это похоже на историю царя, который правил всем миром, мудрость которого не идет ни в какое сравнение с мудростью всех мудрецов. Он был сильнейшим из людей. Одетый в самые роскошные пурпурные одежды, увенчанный царским венцом. Его красота превосходила все прекрасное в мире, и те, кто смотрел на него, отворачивались от его лица, так оно было прекрасно. Многие почитали его и получали удовольствие, воздавая ему величайшие почести. Однажды царь захотел осуществить одно дело, которое он задумал, и для этого он по мудрости своей скрылся от своего окружения. Он нанес грим, снял свою порфиру, царский венец, оставил трон и оделся в жалкие лохмотья. Затем он открыл свое положение перед врагами, и они били его и терзали, подвергая различным мучениям. Они по-всякому издевались над ним, насмехались над его страданиями, выкрикивали хулу и поносили его. Когда большинство тех, кто раньше любил его, предали его, и только немногие остались с ним. Они твердо терпели вместе с ним унижения, следовали за ним, когда чинили ему враги мучения и оскорбления, несмотря на то, что говорили им его враги: "Позор вам! Не стыдно вам иметь такого царя?" Те же кричали им в ответ: "Нет у нас другого господина, другой радости, кроме этого человека!" Итак, они были распяты вместе с ним, перенося те же унижения, что и он до тех пор, пока он не воплотил задуманное и не вернулся в свое царство.

Когда это произойдет, не воздаст ли царь каждому по делам его? Он разделит свое царство между верными, говоря: "Только вы разделили со мной мой позор и беду, поэтому и мое богатство принадлежит вам. Вы мои друзья, ведь ваша любовь нелицемерна, и любое из моих сокровищ принадлежит вам".

Так и мы, христиане, выражаем свою верность нашему Царю, а не ложное снисхождение, устанавливая в церквях наших Распятие, другие, видя это, осуждают нас, говоря: "Позор вам! Не стыдно вам, что Он ваш Бог?" Тогда мы возвысим свой голос и скажем: "Да, воистину Он - наш Спаситель, наше Упование, Радость наша. Он одарит нас по Своему всемогуществу, наградой, которая не ниже по своей ценности той, что были удостоены мученики, прославившие его Крестную смерть и мучения в присутствии земных царей" (Гал. 6:14; Мф. 10:18). Те, кто отказывается почитать Его образ, умаляют поэтому те ценности, которые мы приобрели, будучи христианами. Их презрительное поведение и отношение к Его Образу заслуживает мучений и не позволяет им иметь все блага жизни со Христом. Никто не в состоянии опровергнуть сказанного нами. Мы поступаем как верные христиане, благотворя Христу. Об этом говорит и Священное Писание: "Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его" (Прит. 19:17). Если кто-нибудь говорит, что неверующие упрекают нас за почитание Распятия, даже ни разу не видев его, то ему следует понять, если бы в наших церквах не было бы ни одной иконы из тех, о которых мы упоминали, то никто из неверующих не зашел бы к нам в храм. Иконы же побуждают их критиковать нас и обвинять. Почитая иконы, мы уподобляемся верным царским подданным, которые во всем последовали ему, т.к. познали его сущность. Они славили его за то, что другие считали величайшим для него падением и, как им казалось, прославляли его царские достоинства. Они восхищались им и в его унижении, подчеркивая это жестами, одеждой. Те, кто предали его, напротив упрекали его и их вместе с ним за это. То пренебрежение, которое они переносят, такое, что многим разумным людям оно может казаться безумным и отвратительным. На самом деле, оно яснее солнца над их головами. Они получат самое совершенное счастье, которым царь может одарить по своему всемогуществу всех людей. Но никто не может сказать, насколько долго они будут стойко держаться вместе с ним.

Итак, каждый, кто почитает образ нашего Господа Иисуса Христа, по вышеуказанным причинам, а также тот, кто почитает и сам пишет иконы святых, получит просимое по их молитвам и будет желать подражать их святой жизни.

Позор всем, презирающим иконопочитание! О Авва Янах, возлюбленный брат наш, прими это послание от меня, грешного и ничтожного раба. Пусть будут твои непрекращающиеся молитвы ко Господу Богу за нас наградой за наше послушание. Молитва ко Христу побуждает наш ум прибывать во Святом Духе. Молю, пусть Он вдохнет в нас вместе с исповеданием единства его божественной и человеческой природы и Ипостасей должное желание поклоняться Его Образу, и образам Его святых. Пусть мы станем поистине Его образом, и в самих себе, как в чистом зеркале, ощутим его очертания. Может быть, Он сподобит нас перейти из этого мира в места, где пребывают его святые, чтобы мы вместе с ними смогли однажды увидеть Его непосредственно, лицом к лицу, неослабно наслаждаясь великолепием Его Лика.

Слава Отцу, Сыну и Святому Духу, поклонение, величание и почитание ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[1] См. Ignace Dick "La passionn arabe de s.Antoine Ruwah, neomartyr de Damas (=25 dec. 799)" Le Museon 74 (1961)

[2] O. Grabar "Kubbat al-Sakhra" EI, new edition,vol.V; Th. A. Busink "Der tempel von Lerusalem von Salomo bis Herodes" Leiden, 1970 v.1,2

[3] at-tadbir (*) B. Studer "Economy" Angelo Di Berardino (ed.) Encyclopedia of the Early Church ( 2 vol. Cambridge, 1992) v.1 p. 262

[4] См. AASS, vol. XXIII, pp.273-275 o Salqin Claude Cahen, La Syrie du nord a l'epoque des croisadeset la principaute franque d'Antioche (Paris,1940) pp. 153-540; Georges Tchalenko, Villages antiques de la Syrie du nord, le massif du Belus a l'epoque romaine (3 vol; Paris, 1953-58), vol. 1, pp.94-96, 421

С. Гриффит
Перевод с английского М. Черняевой

28 / 06 / 2004






 версия для печати

Также в этом разделе:

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

«Малое стадо»: Православие в Стране утренней свежести

21 ноября / 4 декабя
Введение во храм Пресвятой Богородицы


Притча о счастливом человеке

Рождественский пост в вопросах и ответах

Святой подвижник Руси Карпатской

Рождественский Пост

Преподобный Феодор Студит об исламе

Храм-часовня архангела Михаила при Кутузовской избе в Филях

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

Святые отцы о семейных обязанностях христианина

«Мы чувствовали в нем что-то очень важное и необыкновенное»

Трансляция в формате RSS 2.0