Храм-часовня архангела Михаила при Кутузовской избе в Филях

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 562 x 750 px. Размер файла 111962 b.
Странствия деревни Фили

За свою историю деревня Фили не раз «кочевала» по разным местностям. Вероятно, ее древнее имя – гидроним. Оно появилось от названия речки Хвильки – в просторечии Фильки, которое означало сырую, болотистую местность. История деревни Фили началась в XVI веке, когда великий князь Василий III пожаловал эти земли в вотчину боярину Ф.М. Мстиславскому. Более столетия Фили оставались владением рода Мстиславских. Последний хозяин, Федор Иванович Мстиславский, приходившийся правнуком Василия III, оказался политическим долгожителем, устояв и при Борисе Годунове, и при Василии Шуйском, потом возглавил знаменитую Семибоярщину – правительство из семи знатнейших бояр в Смутное время, а затем стал приближенным первого Романова.

При нем в Филях появилась деревянная домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанная в память победы над польским королевичем Владиславом, которого призвали на русский престол в «безгосударево время». 1 октября 1618 года, в праздник Покрова, войска гетмана Сагайдачного в последний раз штурмовали стены Москвы и были разбиты и отброшены от русской столицы. В той победе увидели зримое покровительство Царицы Небесной России и Романовым. Тогда в Москве появилось несколько новых Покровских церквей, в том числе и в Филях. Позднее эта церковь оказалась связана и с Кутузовской избой, и с часовней архангела Михаила.

После смерти бездетного Федора Мстиславского и его сестры Ирины, монахини кремлевского Вознесенского монастыря, Фили забрали в казну, и царь Алексей Михайлович подарил их своему тестю Илье Даниловичу Милославскому. По кончине государыни Марии Ильиничны владение ненадолго досталось ее племяннику, знаменитому Ивану Михайловичу Милославскому – одному из зачинщиков стрелецкого бунта 1682 года, возбужденного против Нарышкиных, родственников второй жены покойного Алексея Михайловича. Тогда были убиты два брата вдовствующей царицы, а третий, Лев Кириллович, которому тогда было всего 14 лет, спрятался на женской половине дворца, едва ли не в чулане. По преданию, над дверью этого чулана висела икона Спаса Нерукотворного, и отрок, молясь о спасении, дал обет: если останется жив, построит храм в честь этого образа.

В июне 1689 года Петр I подарил ему Фили, и тот сразу же приступил к исполнению своего обета. Вскоре здесь появилась изумительная, всемирно известная церковь в стиле нарышкинского барокко: нижний ее престол остался в честь Покрова, а верхний был освящен в честь Спаса Нерукотворного. А в 1704 году крестьяне роскошного имения были переселены на Можайскую дорогу, в район Дорогомилова, за версту от прежнего места – подальше от барских хором, где часто гостил царь. За деревней осталось название Фили, а вотчина Нарышкина стала именоваться селом Покровским. Переселенные крестьяне не заимели собственной приходской церкви и оставались причисленными к нижнему Покровскому храму, тогда как верхний Спасский храм оставался домовым для господ. Церковь сделала знаменитыми старые Фили, а деревеньку прославили совсем другие события.

«Иди, спасай! – Ты встал и спас»

Загрузить увеличенное изображение. 752 x 414 px. Размер файла 76346 b.
 Кутузовская изба. Фото XIX в.
Кутузовская изба. Фото XIX в.

Новая деревня Фили оказалась близ Поклонной горы, которая издревле почиталась святым местом: здесь путники кланялись Москве на прощение или перед встречей. Хотя есть и иное мнение: на этой горе встречали с поклоном государей, иностранных послов и важных гостей.

Отсюда было недалеко до Воробьевых гор, где и сейчас (близ смотровой площадки) кроется маленькая Троицкая церквушка, в которой молился Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, Воробьевы горы издревле были связаны с родом Кутузовых. Поблизости располагалось митрополичье, а потом и патриаршее село Голенищево, тоже с Троицкой церковью (в районе современной Мосфильмовской улицы). Именно там, как гласит легенда, предок полководца боярин Василий Кутуз (фамилия произошла от прозвища; кутузом называлась подушка) получил чудесное исцеление от святителя Ионы, митрополита Московского. Как известно, он стал первым митрополитом Московским, поставленным в Москве собором русских епископов, а не патриархом в Константинополе, вместо низложенного собором митрополита Исидора, подписавшего Флорентийскую унию. Боярин долго не признавал законность власти митрополита, «неканонично» поставленного. Но вот однажды разболелись у боярина зубы. Мучительную боль ничем не удавалось унять. В праздничный день святитель Иона совершал богослужение в Троицком храме. По окончании литургии он сам подозвал страдавшего боярина, благословил его, дал просфору и вдруг с силой ударил его по щеке. Боярин вскрикнул от боли, но… почувствовал, что зубы его уже не болят. С того дня он стал особо почитать святителя. С тех пор при зубной боли часто обращаются с молитвами к святителю Ионе. В Троицкой церкви хранился образ святителя Ионы с деяниями, где среди житийных клейм усматривали чудо о боярине Кутузе. По легенде, именно после этого чудесного исцеления потомки боярина стали именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.

Это был славный воинский род России. Их родоначальник «честный муж Гавриил» выехал, как говорит предание, из Пруссии в Новгород служить великому Александру Невскому. Иван Иванович Голенищев-Кутузов, прадед прославленного героя 1812 года, был адъютантом у графа Бориса Пет­ровича Шереметева, петровского генерала. А отец, Илларион Матвеевич, военный инженер, разработал для защиты от наводнений знаменитый Екатерининский канал в Петербурге, за что получил из рук Екатерины II золотую с брильянтами табакерку. Михаил Илларионович Кутузов воевал под командованием Румянцева и Суворова, был дважды ранен – при Алуште и при Очакове – в голову навылет, причем в одно и то же место: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза, отчего М.И. Кутузов потерял зрение. Врач, осмотревший его после второго ранения, сказал, что, вероятно, «Провидение сохраняет этого человека для чего-то великого, ибо он остался жив после двух ран, каждая из которых – смертельная». Екатерина II приказала беречь Кутузова, предсказав, что он будет великим генералом. Когда же в августе 1812 года Кутузов был назначен главнокомандующим, его спросили: «Неужели вы надеетесь победить Наполеона?» «Победить не надеюсь, обмануть попробую», – ответил Кутузов.

А.К. Саврасов. Кутузовская изба
А.К. Саврасов. Кутузовская изба

Деревня Фили лежала на пути отступавшей русской армии. Здесь она остановилась и заняла боевые позиции на участке от Поклонной горы до гор Воробьевых, ожидая генерального сражения под Москвой. Оттого главная квартира фельдмаршала расположилась в Филях. Деревня Фили насчитывала менее десятка изб. Для Кутузова выбрали самую просторную, принадлежавшую крестьянину Андрею Фролову, с тремя окнами на улицу и большим крыльцом. Днем 1 сентября Кутузов сам осмотрел позиции русской армии с Поклонной горы и нашел, что в случае боя армия может попасть в окружение, ибо условия для нее крайне невыгодны – именно там фельдмаршал принял решение оставить Москву, чтобы спасти армию. Вместе с ним диспозицию рассмотрели и генералы, которые пришли к такому же выводу. Историки отметили, что фактически военный совет провел первое заседание на Поклонной горе. Кутузов отличался жесткостью характера и нетерпимостью к дискуссиям в столь ответственное время, но решение о дальнейших действиях следовало принять на военном совете. По преданию, Кутузов отправился в Фили со словами: «Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого». Он назначил военный совет на 5 часов вечера. К этому времени в горнице избы собрались генералы М.Б. Барклай-де-Толли, Н.Н. Раевский, А.И. Остерман-Толстой, К.Ф. Толь, Д.С. Дохтуров, Ф.П. Ува­ров, П.П. Коновницын, А.П. Ермолов и Л.Л. Беннигсен.

На совете должен был решиться главный вопрос – принимать ли новое сражение в столь опасных условиях, рискнув потерять войско, или отступить без боя, оставив Москву, но сохранив армию? Мнения разделились: одни, как Дохтуров и Ермолов, выступали за сражение у стен Москвы, чтобы не предавать врагу священную столицу и не повергать в панику русский народ. Другие, как Барклай-де-Толли и герой Бородина генерал Н.Н. Раевский, считали самым важным сохранение армии для последующих сражений и изгнания врага. Совет длился три часа. Кутузов после прений принял решение самостоятельно, взяв на себя всю ответственность: «С потерею Москвы не потеряна Россия, а с потерею же армии Россия потеряна. Приказываю отступать». В журнале военных действий от 1 сентября 1812 года было записано: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России».

Кутузов предсказал, что Москва будет для Наполеона западней – губкой, которая всосет его войско. Потом в письме он ободрял и свою дочь Анну, убеждая ее, что полон надежды, и просил не удивляться отступлению – «это для того, чтобы укрепиться как можно больше». Но тяжелее момента для Кутузова за всю его военную биографию не было. Ночь на 2 сентября он провел без сна, адъютанты слышали его плач. Утром армия начала отступление, и сдачу Москвы восприняли с ужасом. Тогда на московской заставе Кутузов молвил народу, что головой ручается за гибель Наполеона в Москве. Дальнейшая история доказала верность его замысла: сохранив армию, Кутузов не только смог освободить Москву, но и изгнать неприятеля из России и даже преследовать его в Европе. Наполеон назвал фельдмаршала старой лисицей. Кутузов, и вправду, обманул его, совершив знаменитый тарутинский маневр, а потом заставив отступать деморализованное французское войско по выжженной французами же Смоленской дороге до самого Березина.

За спасение Отечества Кутузову воздали великие почести: он стал первым в русской истории полным Георгиевским кавалером. А прощание с почившим фельдмаршалом было только первой вехой его посмертного почитания. Как известно, он скончался от инсульта утром 16/28 апреля 1813 года в силезском городке Бунцлау (Болеславец), где была его очередная штаб-квартира. Незадолго до смерти его навестил Александр I, попросивший прощения. Несколько дней от армии скрывали смерть полководца, дабы не повергать ее в уныние.

Упокоить Кутузова надлежало в России. Чтобы везти тело на родину, его пришлось бальзамировать – оттого и родилась легенда, будто бы сердце фельдмаршала было погребено в Европе на месте смерти. На самом же деле его в серебряном сосуде привезли в Петербург и захоронили в той же могиле, что и тело. Траурная процессия достигла столицы к концу мая, и когда она пересекла границу Петербургской губернии, над гробом вдруг воспарил орел, неизвестно откуда появившийся. Встречать Кутузова вышел весь город.

Похоронили полководца, по его последней воле и с согласия императора, в Казанском соборе, где он в августе 1812 года на коленях молился у Казанской иконы Божией Матери перед отъездом в действующую армию. День погребения 13 июня выдался пасмурным, но когда гроб принесли в Казанский собор, лучи солнца ярко осветили могилу. Больше всего всех тронуло знаменитое слово архимандрита Филарета, будущего митрополита Московского, произнесенное над гробом Кутузова. Отозвавшись о покойном полководце как о человеке, который никогда не жил для себя, но всегда для Отечества и Провидения, который и умер по-христиански, святитель закончил свое слово так: «Россияне! Вы все единодушно желаете, чтобы дух, данный Смоленскому, не переставал ходить в полках наших и почивать на вождях наших. Нет лучшей сего похвалы для отошедшего, нет лучшего наставления для оставшихся сынов Отечества. Аминь».

Кутузовская изба

И.И. Левитан. Кутузовская изба
И.И. Левитан. Кутузовская изба

Благодарная Москва на забыла Кутузова. В ней возводили мемориалы, посвященные Отечественной войне, и в них, конечно же, отводилось место для увековечения памяти полководца. Так, на южном фасаде благодарственного храма Христа Спасителя помещен горельеф «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Он напоминает о знаменитой победоносной битве за древний город Иерихон, свидетельствуя о Божественной помощи верным, и аллегорически связан с Отечественной войной: архангел Михаил был не только главой небесных сил, помогавших русским ратникам, но и небесным хранителем главнокомандующего М.И. Кутузова.

Имя Кутузова запечатлено и в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, выстроенного на месте старого, опоганенного Наполеоном. Георгиевский зал – самый большой во дворце – явился первым мемориалом славы героев 1812 года: на настенных мраморных досках, как и в храме Христа Спасителя, вычеканены имена Георгиевских кавалеров.

В 1814 году для торжественной встречи победителей была установлена деревянная Триумфальная арка у Тверской заставы. Николай I приказал воздвигнуть на ее месте каменную, по образу древнеримских арок: торжественная закладка с участием святителя Филарета состоялась 17 августа 1829 года. Она возводилась не только «в знак воспоминания торжества российских воинов» при взятии Парижа, но и в «знак возобновления исторической Москвы, сожженной Наполеоном». В советское время после долгих мытарств Триумфальная арка была перенесена к Поклонной горе, которая оказалась для нее более подходящим местом. Ведь именно там в дореволюционное время сложился главный мемориал Кутузова, центром которого была часовня архангела Михаила, а рядом располагались музей полководца, Кутузовская изба и Дорогомиловское кладбище, где были захоронены 300 воинов Бородина, умерших от ран: в 1849 году на средства мануфактур-советника Прохорова над их могилой был сооружен памятный обелиск. Местным мемориальным храмом была Покровская церковь в Филях, освященная после восстановления святителем Филаретом. Каждый год 31 августа в ней совершалась заупокойная всенощная за русских воинов, павших на полях сражений Отечественной войны, а 1 сентября, в день военного совета в Филях, – литургия и панихида, на которой поминались Александр I, фельдмаршал М.И. Кутузов и их сподвижники. Затем из Покровской церкви отправлялся крестный ход к Кутузовской избе.

До середины XIX века изба не была музеем. Она по-прежнему принадлежала крестьянину Фролову, потом перешла к его сыну Ивану (или другому крестьянину), но хозяева старались сохранить обстановку в горнице такой, какой она была во время исторического военного совета, и берегли вещи того времени: иконы, деревянный стол, чернильницу, скамью, на которой сидел Кутузов. В дни памяти героев Отечественной войны сюда стекались толпы паломников, но и в остальное время было немало желающих посмотреть на историческую реликвию.

В 1850 году владелец Филей Э.Д. Нарышкин совершил новый перенос деревни Фили – ближе к родовому имению, поскольку малонаселенная и отдаленная деревенька не приносила доходов, но его упросили оставить Кутузовскую избу на прежнем месте. Тот согласился и велел отремонтировать ее, окружить земляным валом, повесить в горнице портреты участников военного совета, карты – то есть создал подобие музея. Он же назначил сторожа – отставного солдата, который жил в одной из комнат избы и исполнял роль экскурсовода. В мае 1856 года здесь побывал Лев Толстой.

Далее версии историков серьезно расходятся. По мнению одних, в 1864 году Э.Д. Нарышкин продал часть своих земель у Поклонной горы вместе с избой Козьме Терентьевичу Солдатенкову. По другим, более достоверным данным, Нарышкин в 1867 году подарил избу городу. Сторож был уволен, нового не назначили. Решали, что делать с памятником. Избу на время заколотили, и в том же 1867 году ее ограбили через окно. Как докладывал пристав Хамовнической части, оттуда было вынесено почти все. А 7 июня 1868 года «бесхозная» изба сгорела – успели вынести только икону архистратига Михаила и кутузовскую скамью (их не взяли воры, ограбившие музей год назад). Эти реликвии передали на хранение Московской городской думе. И именно после пожара, как считают третьи историки, Нарышкин пожелал подарить остатки избы вместе с земельным участком городу или же Дума сама изъявила желание приобрести этот мемориал. Однако принять памятник в дар оказалось делом сложным, и во избежание бюрократической волокиты обгорелые руины избы были выкуплены у Нарышкина за символическую сумму в 200 рублей, которую он тут же передал на сооружение памятника Кутузову.

Загрузить увеличенное изображение. 770 x 431 px. Размер файла 83072 b.
 А.Д.Кившенко. Военный совет в Филях
А.Д.Кившенко. Военный совет в Филях

Участь Кутузовской избы взволновала москвичей, и Дума назначила комиссию для определения ее дальнейшей судьбы. Потерять такой памятник было нельзя, тем более что после выхода эпопеи «Война и мир» известность Филей еще более возросла. Дума решила увековечить это место. Тогда-то и появилась первая мысль о часовне. Предлагали воссоздать избу в изначальном облике и при ней соорудить часовенку на средства города или собранные по подписке, а рядом устроить военную богадельню для нескольких солдат-инвалидов, которые присматривали бы за часовней и исполняли роль гидов. Каждый год в день военного совета в часовне предполагалось служить панихиду и затем проводить народное гуляние в Филях.

Другие думцы считали целесообразным построить только часовню на месте избы и еще две – на мемориальном Бородинском мосту через Москву-реку, сооруженном в 1847 году в честь 35-й годовщины победы, причем приписать эти часовни к Спасо-Бородинскому монастырю, построенному на Бородинском поле на месте гибели генерала Тучкова. Обсуждалась в Думе и самая простая идея – поставить на месте избы гранитный памятник-обелиск.

Все упиралось в финансирование. Оттого думская комиссия отвергла идею «новодела», считая, что лучший способ почитания памяти Отечественной войны – отдать эти деньги на содержание больниц и школ. Содержать же часовни у отдаленного монастыря не было ни средств, ни возможностей. Дума приняла третье предложение как самое дешевое – поставить памятник на месте сгоревшей избы. Архитекторы представили десяток проектов, причем довольно дорогостоящих, вроде гигантского обелиска, украшенного бюстами генералов военного совета, или даже жертвенника с костром и гербом Москвы, «принесенной во всесожжение». Из всего этого, к счастью, ничего не вышло. Дума так и не нашла средств для кутузовского мемориала, хотя все обсуждаемые идеи были позднее воплощены. А пока памятное место зарастало травой.

И тогда в 1883 году на помощь пришли офицеры Гренадерского полка, побывавшие в Филях на летней полевой практике. Увидев плачевное состояние «святыни для каждого русского сердца», они предложили временное, но толковое решение – перенесли со Смоленской дороги старый верстовой столб екатерининских времен, который был свидетелем и военного совета в Филях, и отступления русской армии. Его водрузили на месте Кутузовской избы, поместили на нем таблички с поясняющими надписями, окружили оградой и подарили Думе. Городские власти ликовали, однако проблема Кутузовской избы оставалась.

Спустя всего три года в Думу поступило прошение от Общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя о воссоздании мемориальной избы на месте сгоревшей за счет средств, собранных по подписке: их забота о московских святынях военного времени была вполне понятна. На сей раз Дума не возражала.

21 июня 1887 года в Покровской церкви в Филях была совершена литургия, а затем крестный ход отправился к месту закладки, где отслужили молебен с водосвятием. Уже через полтора месяца бревенчатая изба была готова: архитектор Н. Струков создал ее по рисунку прежней, вероятно, используя и этюд А. Саврасова, написанный до пожара. Открытие приурочили к 75-летней годовщине Отечественной войны. В день торжества 3 августа епископ Дмитровский Мисаил, викарий Московской епархии, отслужил в Покровском храме литургию, после чего крестный ход отправился к мемориалу, и архиерей освятил Кутузовскую избу. Она открылась как музей. Фасад украшала памятная надпись: «Изба военного совета, бывшего 1 сентября 1812 года». Сама изба состояла из двух комнат, разделенных сенями, как было при Фроловых. В одной половине поселились отставные солдаты Псковского пехотного полка имени М.И. Кутузова, выполнявшие роль сторожей и смотрителей. Мемориальная горница была украшена портретами русских императоров, героев 1812 года и бюстом фельдмаршала, сделанным по его посмертной маске, а место, где сидел Кутузов, было отмечено особой надписью.

Архимандрит Данилова монастыря прислал избе древнюю икону святого Симеона Столпника – в день его памяти состоялся военный совет. Архимандрит Сретенского монастыря подарил Владимирскую икону Божией Матери – в память о Бородинском сражении, состоявшемся в праздник чудотворного образа. Настоятельница Новодевичьего монастыря подарила Смоленскую икону Божией Матери – этим образом благословили русское воинство перед Бородинской битвой.

«Не оружием, а верою народной»

Идея часовни, некогда отвергнутая Думой, тоже не пропала втуне. В канун 100-летнего юбилея Отечественной войны городские власти намеревались ознаменовать его выдающимися сооружениями и деяниями. Одним из них стала грандиозная панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва», открытая на Чистопрудном бульваре и экспонировавшая там до 1918 года.

А 1 сентября 1910 года, в годовщину совета в Филях, на средства московского общества хоругвеносцев рядом с Кутузовской избой была заложена часовня архистратига Михаила, освященная в честь небесного хранителя русской армии и в память именин полководца. Торжество почтили присутствием митрополит Московский и Коломенский Владимир, московский губернатор В.Ф. Джунковский и городской голова Н.И. Гучков. На закладке были сказаны знаменательные слова: «Пусть созидаемый храм будет служить памятником, что Россия спаслась не наукою и не оружием, а верою народною».

Увенчав мемориал в Филях, эта необычная часовня стала главным памятником М.И. Кутузову. Архитектор Н. Литвинов создал ее в историческом русско-византийском стиле, богато украшенной красным кирпичным декором и мозаикой, но с отступлением от канонов, так как часовня имела мемориальный характер. Она называлась музеем-часовней, поскольку при ней имелось отделение для мемориала в честь полководца. Если Кутузовская изба была памятником военного совета в Филях, то этот музей был посвящен лично Кутузову и стал его первым именным музеем в России. Часть экспонатов перенесли из Кутузовской избы, другие музеи предоставили подлинные вещи 1812 года, образцы мундиров, оружия, а потомки полководца передали его личные вещи. Гвоздем экспозиции стал походный экипаж Кутузова, на котором он в августе 1812 года прибыл в действующую армию и разъезжал по полям сражений вплоть до 1813 года. В отдельном зале проводились «патриотические чтения для юношества».

Часовню, приписанную к Покровскому храму, освятили 9 сентября 1912 года при большом стечении народа. Каждый год в праздник архистратига Михаила в ней совершалась панихида по фельдмаршалу Кутузову. Кроме того, ежегодно 1 сентября к ней направлялся из храма Покрова в Филях торжественный крестный ход на молебен. С тех пор сюда начались настоящие паломничества богомольцев и экскурсантов – путеводители сравнивали Фили с Бородинским полем.

Вскоре приступили и к сооружению скульптурных памятников М.И. Кутузову. Один из них должен был встать на площади перед храмом Христа Спасителя вместе с памятниками М.Б. Барклаю-де-Толли и государям-храмоздателям Александру I и Николаю I – тогда перед северным фасадом храма собирались построить музей Отечественной войны, но идею не успели осуществить. Другой памятник Кутузову хотели установить к 100-летию его кончины. В мае 1912 года Кружок ревнителей памяти Отечественной войны просил разрешения создать комитет по сбору пожертвований. Идея получила одобрение государя, но собранных за три года средств оказалось недостаточно, а дальнейшие события в России надолго отложили создание памятника. Он был исполнен только после второй Отечественной войны.

Время разбрасывать камни

Загрузить увеличенное изображение. 562 x 750 px. Размер файла 106622 b.
 Вход в храм
Вход в храм

В ноябре 1920 года часовня по просьбе местных жителей была превращена в храм архангела Михаила, который стал для них приходским: Покровская церковь находилась довольно далеко и за рельсами Окружной железной дороги. Почти десять лет под сводами храма в тяжелейшее для страны время совершались богослужения, а потом черные дни настали и для него. В марте 1930 года Моссовет решил удовлетворить просьбу рабочих о закрытии церкви архангела Михаила и передачи его здания под столовую. Вместе с ней закрыли и музей М.И. Кутузова: патриотизм еще был в опале. Храм закрыли, его купол снесли. Неизвестно, что последовало бы дальше, если бы не П.Д. Барановский, входивший в экспертную комиссию по оценке памятника. Он остановил варварское разрушение, так что сохранился даже мраморный иконостас храма и два яруса колокольни. Позднее здесь обосновался рабочий клуб, затем здание было передано в ведение Министерства финансов СССР, а на закате советской эпохи – коммерческому предприятию «Удача».

Кутузовской избе повезло больше. Ее закрыли в 1928 году в связи с жилищным кризисом, и половину отдали под обычную коммуналку, а вторую половину – под диспансер и лыжную станцию Общества пролетарского туризма. Большинство экспонатов было утеряно. Судьба Кутузовской избы решилась в конце 1930-х годов, когда рядом пролегла дорога на ближнюю дачу Сталина в Кунцево, и местность, прежде весьма заштатная, стала превращаться в магистраль, вторую по помпезности и почетности после улицы Горького. В июле 1938 года Киевский райисполком постановил восстановить музей «Кутузовская изба». Обстановка горницы была воссоздана по тексту эпопеи «Война и мир» и по картине А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях». Там же предстали на обозрение археологические находки с Бородинского поля: нательный крест, осколки снаряда. Позднее открылась мемориальная комната М.И. Кутузова. Говорят, после денежной реформы 1961 года билет в музей стоил 1 копейку.

Поскольку могилы героев Бородина на Дорогомиловском кладбище были уничтожены вместе с самим кладбищем, Моссовет поставил новый обелиск близ Кутузовской избы. В конце 1940-х годов скульптор Н. Томский приступил к созданию памятника Кутузову, который был установлен в 1958 году на проспекте, носящем его имя. В 1962 году рядом открылась панорама «Бородинская битва», когда полотну Рубо реставраторы подарили вторую жизнь. В 1968 году здесь же появилась возрожденная Триумфальная арка, и Фили стали главным московским мемориалом 1812 года, ибо храм Христа Спасителя был снесен.

Вечная память

В середине «лихих 1990-х» кто-то ограбил Кутузовскую избу. Такое не раз случалось и до революции, но теперь музей закрыли, а скамью и стол, за которым заседали генералы, убрали в запасник до лучших времен. Кутузовская изба так и не открылась вновь, поскольку ее состояние к началу нашего столетия стало угрожающим. Несколько лет назад власти приняли решение о реконструкции памятника. Работы будут вестись под контролем ГУОП, но деревянное здание сильно повреждено, и возможно, на его месте появится второй новодел, где подлинной останется только печь. В данном случае, это не страшно, лишь бы сохранился образ этого «священного памятника».

А здание часовни в 1989 году было назначено для открытия музея М.И. Кутузова. Потом времена изменились, в мае 1994 года часовню вернули Московской Патриархии, и скоро она обрела свой исконный облик. На средства прихожан и благотворителей нишу алтарной апсиды снаружи украсила мозаичная икона архангела Михаила в «византийском» стиле, в согласии с архитектурным образом храма.

 21 ноября 1998 года здесь была отслужена первая после советской эпохи Божественная литургия. В канун престольного праздника 17 ноября 2000 года патриарх Алексий II совершил великое освящение храма-часовни. По окончании литургии под сводами вознеслась «Вечная память» М.И. Кутузову. Теперь здесь вновь молятся обо всех павших в битвах за Отечество. Символично, что в апреле того же 2000 года на Пасху прошла первая литургия и в церкви Покрова в Филях. Так ознаменовалась неразрывная историческая связь этих храмов.

Елена Лебедева

21 ноября 2008 г.

В статье частично использованы материалы протоиерея Бориса Михайлова, В. Рагозы, А.С. Романова, П.М. Володина и сайта http://felee.narod.ru
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×