Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version Rambler's Top100
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Православная библиотека
 

Письма к М. П. Погодину

Призовите Бога в помощь: Сб. писем / Сост. иерод. Никон (Париманчук). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 800 с.: ил. — (Письма о духовной жизни)Михаил Петрович Погодин (1800–1875), историк, писатель, журналист, профессор Московского университета, академик Петербургской АН (1841). К митрополиту Филарету М. П. Погодин относился с большим уважением и высоко ценил его проповеди. «Это сокровище русской литературы, — писал он, — еще более: это сокровище отечественное, его же ни тля не истлит, ни татие не раскопает».

Из книги Святитель Филарет Московский. "Призовите Бога в помощь", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.


Милостивый государь Михаил Петрович!

М. П. Погодин. В. Перов. 1872 г. ГТГ
М. П. Погодин. В. Перов. 1872 г. ГТГ
Издали мне слышно, что Вы сетуете на меня за неизъявление согласия, чтобы напечатано было известие о Гефсимании[1]. Не имея теперь удобства сказать, пишу Вам мое оправдание. Есть предметы, которые не могут и не должны избежать известности, но есть другие, которым больше свойственно уклоняться от нее. Без сомнения, к сим последним должно принадлежать пустынное жилище, которое Вы называете Гефсиманиею, если только существует учреждение сего имени, потому что начальство не объявляло о сем. Узнав сие изъяснение моего поступка, надеюсь, Вы облегчите меня от мысли, что Вы на меня сетуете.

Призывая Вам Божие благословение и мир, с истинным почтением пребываю Ваш смиренный, почтительный слуга

Филарет, м[итрополит] Московский
4 июля 1846 года[2]

Милостивый государь Михаил Петрович!

Добрые слова выписали Вы мне из письма графини, чтобы в настоящее время[3] приносимы были особенные молитвы за благочестивейшего государя императора, и дом его, и воинство его, и за единоверных страждущих и ожидающих избавления. Могу сказать на сие, что прежде услышания сих слов уже взято за правило, что и сверх повеленных при общем богослужении молитв при мощах преподобного Сергия первый [молебен] о сем совершаем ежедневно пред утренею.

И призванным к оружию и невооруженных подобает вооружить себя молитвою ко Господу сил.

Призываю Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю Вашего превосходительства покорнейший слуга

Филарет, м[итрополит] Московский
9 декабря 1853 года

Милостивый государь Михаил Петрович!

Возвращаю две рукописи[4], к содержанию которых не может быть равнодушен россиянин. Трудно сказать, более ли ненавистно в настоящее время действование турок, врагов христианства, или именующих себя христианами, [но] поддерживающих турок во время самого их неистовства. Господь… уготова на суд престол Свой[5]: надобно подвизаться, чтобы мы были, или сделались, достойны защищать Его дело.

Бог да благословит любовь к царю и отечеству, которая управляла Вашим словом и пером.

Вашего превосходительства покорнейший слуга

Филарет, м[итрополит] Московский
19 января 1854 года

Милостивый государь Михаил Петрович!

Вам угодно было искать меня[6], и я долго не даю ответа, потому что мало могу владеть временем. Можете доставить мне удовольствие беседовать с Вами ныне вечером, если заблагорассудите.

Усердно призываю Вам благословение Божие.

Вашего превосходительства покорнейший слуга

Филарет, м[итрополит] Московский
28 апреля 1857 года

Милостивый государь Михаил Петрович!

Удивили меня и мысль, и выражения Вашего письма, что Вы «считаете себя под гневом моим»[7].

Ничего моего нет над Вами.

Если же как-нибудь увидели Вы мои мысли, что весьма распространившейся ныне обличительной письменности было бы справедливее и полезнее внимательнее наблюдать умеренность и осторожность, чтобы не распространять позиций преувеличенных, не обвинять настоящего за прошедшее, общего за частное, общества и сословий за недостатки некоторых лиц, чтобы одной темной, мало светлой, стороны людей не распространять между ними взаимного недоверия и презрения к расстройству доброго духа общественного; и если Вы подумали, что, может быть, сии мысли касаются несколько и Вас, так как Вы, кажется, иногда принимаете участие в обличительной письменности, смотрите и на сие без преувеличения. Это мысли, а не гнев.

Отцы учат, как отделять от человека его опыт и слово. Можно рассуждать, правильно ли дело и слово, и не судить человека. Душа человека выше и обширнее дела и слова его: и един Сердцеведец видит ее вполне и судит о ней совершенно.

Впрочем, прощение, о котором пишете, для всех благопотребно.

Если я каким-либо образом сделался причиною для Вас неудовольствия или смущения, то прошу прощения. Господь же да дарует душе Вашей совершенное прощение, в чем она требует прощения.

Вашего превосходительства покорнейший слуга

Филарет, м[итрополит] Московский
12 февраля 1863 года[8]


[1] Описание скита М. П. Погодин хотел напечатать в издававшемся им в 1841–1856 гг. журнале «Московитянин». Скит при Троице-Сергиевой лавре был основан митрополитом Филаретом в 1844 г. Его строительство было предпринято без благословения Синода. Формальное донесение в Синод о ските было сделано только в 1851 г. Другая причина, по которой митрополит Филарет не хотел огласки существования скита, — сохранение монашеского безмолвия в этой обители. «Скит не для любопытства и молвы», — писал митрополит Филарет архимандриту Антонию 13 октября 1844 г.
[2] НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 3. — Прим. сост.
[3] Речь идет о письме графини А. Д. Блудовой от 25 ноября 1853 г. М. П. Погодину. Это и следующее письмо митрополит Филарет написал в первые месяцы Крымской войны (1853–1856 гг.), в которой Россия противостояла союзу европейских государств. Поводом для войны послужил спор между католическим и православным духовенством из-за обладания Святыми местами в Палестине. Не разделяя оптимистических прогнозов об исходе войны (письмо наместнику лавры архимандриту Антонию от 10 ноября 1853 г.), митрополит Филарет поддерживал возникшее в обществе движение в поддержку единоверцев. НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 5. — Прим. сост.
[4] Возможно, речь идет о рукописи «Политических писем» в защиту Отечества, с которыми, воодушевленный призывами графини А. Д. Блудовой, М. П. Погодин выступил в печати, опубликовав в 1854 году 14 писем. Письма пользовались большой известностью и даже переписывались для распространения. НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 7. — Прим. сост.
[5] Пс. 102, 19. — Прим. сост.
[6] НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 8. Записка — ответ на просьбу Погодина о встрече и благословении в связи с возможным устройством на новое попечительское место в Одессе. (Н. П. Барсуков Кн. 15. С. 139). — Прим. сост.
[7] Участие Погодина в 1863 г. в издании книги Ростиславова «Об устройстве духовных училищ» вызвало со стороны викария Московского митрополита епископа Саввы замечание, что Погодин является «покровителем всех протестующих против существующего порядка». 4 февраля Погодин записал в своем дневнике: «Видел во сне Филарета». 9 февраля историка посетила Н. П. Киреевская, духовная дочь святителя, и беседовала с ним «о Филарете». Результатом беседы было письмо, вскоре после которого Погодин был благосклонно принят на Троицком подворье.
В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится датированный 1863 г. черновик письма М. П. Погодина к митрополиту Филарету (НИОР РГБ. Пог. I, к. 46, ед. хр. 5, л. 1):
На днях я видел во сне В[аше] В[ысоко] П[реосвященство]. Вы благосл[овил]и меня св[ятою] (иконою?). Тотчас хотел я ехать к Вам, но была ночь и было известно о Вашем нездоров[ье]. Прошу теперь письменно, в дни прощения (дни подготовки к Великому посту, который начался в 1863 г. 11 февраля. — Прим. сост.), Вашего архипа[сты]р[ского] благослов[ения], и если позволите, явлюсь лично. Хотя я считал себя, по недоразумени[ю], под гневом Вашим, но никогда не извинялся, а ныне пробил час (прощения?). — Прим. сост.
[8] НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 10–11. — Прим. сост.
Святитель Филарет Московский
Святитель Филарет Московский. "Призовите Бога в помощь"

06 / 07 / 2006





Смотри также:

    Встреча с ПравославиемИнтернет-журнал
     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

    «Малое стадо»: Православие в Стране утренней свежести

    21 ноября / 4 декабя
    Введение во храм Пресвятой Богородицы


    Притча о счастливом человеке

    Рождественский пост в вопросах и ответах

    Святой подвижник Руси Карпатской

    Рождественский Пост

    Преподобный Феодор Студит об исламе

    Храм-часовня архангела Михаила при Кутузовской избе в Филях

    Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

    Святые отцы о семейных обязанностях христианина

    «Мы чувствовали в нем что-то очень важное и необыкновенное»

    Трансляция в формате RSS 2.0