|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Православная библиотека
|
||||||||||
Письма к А. П. ТолстомуАлександр Петрович Толстой (1801–1873), граф, обер-прокурор Святейшего Синода (1856–1862), член Государственного совета. Публицист Никита Гиляров-Платонов так отзывался об Александре Толстом: «Трудно найти человека, более преданного Церкви, более готового на всякое улучшение и в то же время менее склонного проводить какие-нибудь личные расчеты в управлении столь важною частию. <...> Он принадлежит к разряду тех людей, которых я не умею иначе охарактеризовать, как назвать их оптинскими христианами. Это люди, глубоко уважающие духовную жизнь, желающие видеть в духовенстве руководителей к духовной высоте жизни, жаждущие, чтобы православное христианство в России было осуществлением того, что читаем в Исааке Сирине, Варсонофии и проч. И он сам в своей жизни именно таков. Никто менее не способен мириться с казенностью, с формализмом и с мирскою суетой в деле Христианства»[1]. Из книги Святитель Филарет Московский. "Призовите Бога в помощь", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
25 января 1859 года
Тем, которых кротость и воздержание Онуфрия Крайнева[3] сильно расположили в его пользу, надобно удерживаться от решительного заключения о его сновидениях. Сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и наконец от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание. Не отлагаю далее — возвратить записку о вдовце, вступившем в брак с двоюродною сестрою умершей жены. Это есть точно четвертая степень родства по правилам исчисления, преподанным в Кормчей книге. […] Полагаю, что Вы, блюститель закона при Св[ятейшем] Синоде, поступите согласно с характером Вашего служения, если оставите сие дело в его законном течении. Мать говорит: у меня дети. Правда скажет на это: вы за семь лет, при начатии дела, знали, к чему оно ведет по закону; и потому должны были вести себя, как жених и невеста, в ожидании, позволит ли вам закон быть супругами и иметь детей. Человеколюбие мимо закона не так надежно, как на пути закона. 3 октября 1860 года
Не излишне было бы Святейшему Синоду рассудить, полезно ли для Церкви печатать новосоставляемые службы и акафисты, в которых много слов и мало духовных мыслей, и занимать сими неразборчивых, тогда как не находят довольно времени и усердия в точном исполнении богодухновенными отцами преданные существенные службы. 18 ноября 1860 года
Справедливо желаете мне утешения. Великая в нем нужда, потому что много скорбных видов представляется для Церкви и Отечества. Нахожу утешение, встречая души, ходящие в вере, благоделании и смирении, в охранении от суеты века сего; но и сие утешение растворяется скорбью при мысли, что и сим угрожают то соблазны, то скорби от умножающегося нестроения мира сего. […] 6 декабря 1861 года
Мне приходит на мысль предложить Вашему размышлению слово Господне: аще гонят вы во граде, бегайте в другой[4]. Видите, оно позволяет удаляться только тогда, когда гонят, а когда еще не гонят, надобно стоять и, несмотря на прекословия, свидетельствовать о истине. 24 декабря 1861 года
Пришедший на землю возвестить человекам лето Господне приятно[5] да дарует А мне и вечерняя заря нынешнего, и утренняя наступающего года не покажется светлой. Облака темнеют, наносится дальний гул грома, громоотводов или нет, или их ломают. Волны восходят, Иисус же спаше[6]. Восстани, Господи, запрети волнам и разжени тучи! […] 30 декабря 1861 года
Доброе правило, чтобы в случае недоумения и затруднительном предать себя Господу, «да якоже хощет» устроит о нас. Господь да оправдает веру Вашу добрыми последствиями. […] Истину, хотя и печальную, надобно видеть и показывать и учиться от нее, чтобы не дожить до истины более горькой, уже не только учащей, но и наказующей за невнимание к ней. […] 8 января 1862 года [1] Письмо Никиты Гилярова-Платонова к протоиерею Александру Горскому. [2] Даниель Юм (Hume), шотландец, известный в то время спирит, которым увлекались в Петербурге.— Прим. сост. [3] Онуфрий Крайнев, отставной солдат, утверждавший, что в сонном видении ему открылось место, где скрыты мощи митрополита Крутицкого Феодора.— Прим. сост. [4] См.: Мф. 10, 23.— Прим. сост. [5] Ис. 61, 2.— Прим. сост. [6] См.: Мк. 4, 37; Лк. 8, 23.— Прим. сост.
07 / 07 / 2006 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Фотогалерея. Дни России в странах Латинской Америки. Сан-Пауло, Бразилия Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Эвакуация из Шанхая Православная церковь Панагии Мухолиотиссы (Марии Монгольской) в Стамбуле Святитель Агафангел. Часть 2 Святитель Агафангел. Часть 1 Святоотеческое отношение к болезни Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |