|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Православная библиотека
|
||||||||||
Не крадиИз книги архиепископа Иоанна (Шаховского) "Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Любовь создает общность и единство. Все, что имеет Отец, имеет и сын. Любовь стирает границу между «моим» и «твоим», любовь соединяет людей и их имущество, а злоба, эгоизм и тем более разбойническое насилие все время разрушают в мире любовь и границы между собственностью человека и его личностью. Посягая на собственность человека, посягают на его личность. Эгоизм понуждает человека отнимать чужое и не отдавать своего. А любовь влечет человека беречь чужое и свое отдавать другим. Оттого идея материализма, как чуждая нравственного понимания мира и человека, не может создать настоящей общности между людьми; идея материализма противоположна самой сути духовной настоящей общности людей и углубляет разделение человеческое. Общность создается только через духовную область, область любви, доверия, веры, через дух любви, через живую веру и реальность Божьего и своего высшего бытия. Общность людей неосуществима через идею материализма. На горе Синай людям был дан Божий закон и дана была заповедь «не кради». Эта заповедь такая же ясная и понятная, как и заповеди «не убивай», «не прелюбодействуй», «почитай отца своего и мать»... Десятой заповедью своей Божественный закон запрещает даже чего-либо желать чужого и завидовать имуществу ближнего. Злом является все, что нарушает любовь к Богу и к человеку. Таким образом, заповедь Божья кладет основы настоящей человеческой культуры и открывает путь к высшей социальности и человечности. Философски говоря, всякая собственность ценна не сама по себе, а лишь как проекция — выражение и отражение — личности человека. Потому никто из людей и не имеет права самовольно отнимать жизнь или имущество у своего ближнего. Человек имеет право только отдавать свою жизнь и свое имущество другим; отнимать же имущество человек имеет право лишь у самого себя. Образ такого духом высокого человечества Христос показал в притче о милосердном самарянине. Милосердный самарянин своей заботой и жертвенностью спас жизнь израненному разбойниками лежавшему на дороге незнакомому человеку. Если свойства разбойников — отнимать и свободу, и собственность, и жизнь других людей, то свойство истинного человека — помогать другим людям и делиться с ними своим имуществом и своими лучшими душевными чувствами, укрепляя и утешая жизнь окружающих людей. Таков путь настоящей человечности. И наилучшая социальная возможность проявления высших человеческих чувств и дел создается в том обществе, где каждому человеку представляется возможность, не вредя другим, не унижая, не насилуя никого, свободно проявлять свои таланты на пользу окружающих, своего народа и всего мира. Только на этих принципах может создаться высшее единство людей, детей единого Отца Небесного, Бога. Создается личность на этих основах: здоровая семья, мирное общество свободных людей и мирное общение народов. Эгоизм же — во всех его формах — разрушителен. Самый же худший эгоизм — это организованный эгоизм, когда люди специально соединяются друг с другом, чтобы проявлять эгоизм коллективно. Если один эгоист плох, то миллионы объединенных эгоистов будут в миллионы раз хуже и зловреднее. Оттого в правовом обществе ограничиваются законами и усмиряются не только отдельные личности, но и целые организованные коллективы людей. Несправедливость в отношении хотя бы одного человека гибельно отражается на всех, потому что человечество есть один организм. Рабовладельческое общество было гибельно не только для рабов, но еще более — для самих рабовладельцев. Антирелигиозная мысль неверно говорит о том, что христианство будто бы оправдывало рабовладельчество или господство богатых. Все Священное Писание полно обличением неправедного и немилосердного богатства, эгоизма и хищничества людей. Имущественный достаток человека может быть благословением, только если он сопровождается милосердием и справедливостью. Пророки и апостолы учат человечество высшему братству, высшей общности. Все люди братья в Боге, так как сотворены одним Небесным Отцом, и во Христе, в евангельском духе это братство осуществляется. Христова любовь и милосердие — единственно реальная сила настоящего (не фиктивного) единения людей. В Первом своем послании апостол Петр говорит верующим людям: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий, почивает на вас... Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или посягающий на чужое» (1 Пет 4, 14—15). Конечно, бывали в истории люди, называвшие себя верующими, даже пастырями, которые не были верны Христу, а льстили, угождали богатым, потворствовали сильным и не помогали бедным, не спасали порабощенных, но в этом они яро шли против учения Церкви и Христовой веры. Истинные представители Христовой Церкви и веры в истории бывали всегда и служителями евангельской правды. Русский проповедник ХIII века, епископ Серапион, так обличал нравы сильных людей своего времени, говоря им, что они «как зверье... несытством имения порабощали, не миловали сирот, не знали человеческого естества...» В рукописи ХV века «Измарагд» церковный проповедник обращается к немилосердным богачам, говоря: «Богач! Ты зажег на светильниках Церкви свои свечи. Но вот сюда пришли обидимые тобою рабы, сироты и вдовы с воздыханиями на тебя. Они слезами погасят твою свечу...» Архиепископ Великого Новгорода Ефрем запрещал священникам принимать дары для храма от людей немилосердных, которые «налагают работу не по силе... морят голодом, томят наготою...» Исторические памятники говорят об истинных пастырях всякого времени: «Должникам освобождение подавал и сам отпускал долги, обидимым от насилующих и немилостивых судей заступник был». Пророки, апостолы, пастыри, ученики Христовы во всех народах, следуя слову своего Учителя и Господа, возвещают духовную, то есть самую глубокую, революцию человечества. Ведь какие бы социальные реформы ни совершались и какие революции ни производились бы в мире, они ни к чему счастливому не приведут человечество, если сам человек будет оставаться эгоистом и в нем не будет совершаться духовный процесс борьбы за добро, за правду и любовь, — то есть та истинная революция мира, революция истины и любви, правды и добра, которую принес на землю Свет мира — Христос и по вере человека совершает ее в человеке.
25 / 04 / 2007 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Святой подвижник Руси Карпатской Рождественский Пост Преподобный Феодор Студит об исламе Храм-часовня архангела Михаила при Кутузовской избе в Филях Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Святые отцы о семейных обязанностях христианина «Мы чувствовали в нем что-то очень важное и необыкновенное» Фотогалерея. Дни России в странах Латинской Америки. Сантьяго, Чили, 9-11 ноября 2008 г. Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Исход на Филиппины и в Америку Святитель Агафангел. Часть 1 Монастырь в плену Пророчества Космы Этолийского о современном человечестве |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |