Об авторе: Геннадий Анатольевич Калябин родился в 1947 году в Куйбышеве. Окончил Московский физико-технический институт. Специализация — математика (анализ, дифференциальные уравнения). Доктор физико-математических наук. Автор более 50 научных трудов. Профессор Самарского аэрокосмического университета, где работает с 1973 года. Читает в Самарской Духовной Семинарии курс по естественной апологетике.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Содержатся ли в Библии какие-либо сведения об окружающей нас природе, и согласуются ли они с теми данными, которые получены естественными науками? Или же научные исследования «делают ненужной гипотезу Бога», как это утверждают материалисты и атеисты? Необходимо ли отказаться от своих умственных способностей для того, чтобы прийти к христианской вере? Лет четыреста назад у образованных людей в европейских государствах вопросы такого рода не возникали, поскольку и самих ученых было мало, и объем их знаний был небольшим, в силу чего данное в первых главах книги Бытия описание сотворения Богом мира «из ничего», грехопадения первых людей и изгнания их из Эдема (что привело и к катастрофической деградации всей первоначально совершенной природы), дальнейшего развращения человечества и почти полной гибели жизни во время Всемирного потопа, наведенного Господом за нечестие живущих на Земле, вполне удовлетворяло пытливые умы того времени.
Бурное развитие естественных наук, начавшееся в XVII веке и со все возрастающей скоростью продолжающееся до сих пор, привело к открытию основных законов природы и к созданию на их базе множества технических изобретений (машинное производство, средства транспорта и связи, смертоносные виды оружия, о которых люди прошлых столетий могли прочесть только в пророческих книгах), что резко изменило условия жизни людей и самый облик земли. Помимо бесспорно огромного чисто практического значения (в смысле облегчения существования, расширения возможностей и повышения комфорта) научные достижения оказали большое влияние и на духовный мир человека. Хотя сами основатели науки (Паскаль, Ньютон, Ломоносов) были глубоко верующими людьми и относились к своим научным занятиям с поистине религиозной ревностью, видя в изучаемой природе величие и мудрость ее Творца и Вседержителя, большие успехи в познании окружающего мира дали повод для заявлений о самодостаточности и саморазвитии природы, что выразилось в появлении материалистических лжеучений, таких как теория эволюции.
Следует отметить полное отсутствие серьезных обоснований у этих атеистических доктрин, которые якобы «научно объясняют» возникновение Вселенной и Солнечной системы, происхождение и развитие жизни, появление мыслящих существ. Напротив, исследования последних десятилетий показывают, что бодрый оптимизм материалистов прошлого века относительно скорого разрешения имевшихся в то время проблем должен уступить место трезвому признанию необъяснимости принципиальных фактов, наблюдаемых как в неживой, так и в особенности в живой природе. Совокупность исследований, посвященных выявлению научных фактов, указывающих на прямое участие Бога в творении мира и последующей истории человечества, в западном христианстве получило название «научный креационизм» (от лат. «creatio» — создаю). В Православии эти же вопросы рассматриваются в естественной апологетике — одной из частей Основного Богословия. В силу исторических причин креационные исследования на Западе получили гораздо большее развитие, чем в Православии, отчасти также и потому, что православное мышление придает меньшее значение логическим аргументам и различным «доказательствам бытия Божия» в сравнении с авторитетом Священного Писания и учения святых отцов Восточной Церкви, а также непосредственными Божественными откровениями, являемыми в чудесах по молитвам Его угодников.
В школьном обучении — и у нас в стране и за рубежом — целиком принимаются материалистические трактовки в преподавании биологии, астрономии, геологии и других наук. Поэтому «образованный человек» с самого раннего возраста усваивает эти ложные концепции и лишается возможности узнать и осознать подлинные научные достижения, которые и составляют современную науку о природе. Фактически происходит тотальная дезинформация, когда сущность научных результатов чудовищно искажается, чтобы создать впечатление объективности навязываемой материалистической картины мира, из которой изгнан Творец.
Поэтому полезно дать читателю представление о действительном соотношении науки и христианства, о научных исследованиях, подтверждающих правоту библейского учения о творении и опровергающих атеистический обман. Конечно, невозможно иметь полное, стопроцентное соответствие между неизменным Словом Божиим и постоянно сменяющими одна другую и весьма зыбкими «научными парадигмами», так что, возможно, лет через пятьдесят будет больше ученых, осознающих абсурдность идеи «самотворения» (сейчас, по результатам опросов в разных странах, христианство исповедуют около 8% активно работающих ученых, причем среди математиков доля христиан составляет 14%). Разумеется, глубинные причины неверия, общие и для «простых людей» и для «ученых», состоят вовсе не в наличии или отсутствии какой-то научной информации, а в порожденном грехопадением нежелании человека признать свою моральную ответственность и смирить себя перед Господом Богом и Его Церковью.
Представленные в настоящем сборнике заметки лишь кратко обрисовывают проблематику естественной апологетики. Предполагается в дальнейшем составить более подробные тематические обзоры отечественной и зарубежной литературы по различным разделам (микро- и макромир, науки о Земле, загадки растительного и животного мира, проблемы теории эволюции, человеческие аспекты научного творчества, история науки и т. д.).
Отзывы, замечания и пожелания читателей будут очень способствовать подготовке таких научно-христианских сборников.
Автор
CОДЕРЖАНИЕ
открыть в отдельном окне
|