Епископ Амвросий (Орнатский) |
Для этого отправляет посла к Всероссийскому митрополиту Киприану в Москву, извещая его о злых и пагубоносных предприятиях ордынского хана и о своем благочестивом намерении, чтобы для ограждения первопрестольного града и защищения его призвать в помощь, ограждение и защищение всех правоверных Матерь Божию и чудотворную Ее икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой, принести из Владимира в царствующий град Москву с подобающей честью и заповедать всем людям пост, молитву и покаяние. Архипастырь преосвященный митрополит, получив такое богоугодное соизволение государя, объявляет его всенародно по принесении Господу Богу теплейших молитв и вскоре посылает во Владимир для поднятия и принесения в Москву иконы Божией Матери. Когда посланные приблизились с этим Божественным покровом к граду Москве, тогда иерарх вышел на встречу его со всем освященным собором за градские твердыни[1], к церкви преподобной Марии Египетской, и, сотворив молебное пение, препроводил в соборную церковь Успения Божией Матери, где, по совершении всеми гражданами сердечных молений с умиленной душой, поставлена икона эта в той соборной церкви на уготованном месте.
Тогда как это происходило в Москве, Темир-Аксак быв поражен чрезвычайным, ужасным видением, повелевает воинству своему отступать от пределов Российских и удалиться восвояси, а великий князь Василий Дмитриевич возвращает воинов своих в уделы их и сам шествует на великокняжеский престол в град Москву; великий первосвященник Киприан с крестами и священным собором встречает его в предградии и препровождает в соборную церковь, где, воздав хвалу Богу, по общему совету правителей империи, определяют в незабвенную память такого к России Божия благоволения и чудес, от иконы Божией Матери произошедших, основать обитель на том самом месте, где та икона была встречена; вскоре воздвигается святая церковь в честь имени Божией Матери и честной Ее иконы; сам святитель ее освящает и учреждается каждогодное крестное хождение в обитель эту в 26-й день августа, что и доныне совершается.
В настоящее время в обители этой здание имеется все каменное следующее:
1. соборная церковь во имя Божией Матери честного Сретения иконы Ее Владимирской с приделом в южной стороне во имя Иоанна Предтечи Рождества его. Церковь эта сооружена вместо первоначальной деревянной. В ней иконостас резной золоченый по полименту возобновлен при строителе Феофилакте в 1810 году и стены расписаны живописью;
2. к градской улице теплая церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделами:
в северной стороне – во имя Всех Святых,
в западной – во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, устроенный коштом бригадирши Парасковьи Кариной;
3. у алтаря ее церковь во имя преподобной Марии Египетской, та самая, в которой было Сретение чудотворной иконы Владимирской;
4. настоятельские кельи на южной стороне и при них сад плодовитых дерев; в западной и северной стороне – братские кельи, службы и конюшенный двор; с восточной стороны – градская улица, по монастырю именуемая Сретенка.
В соборной церкви достойны примечания: 1. мощи преподобной Марии Египетской, правой ноги нижняя часть, называемая плюсна; о истинности мощей этих свидетельствует в монастыре имеющаяся Иерусалимского патриарха Досифея грамота, привезенная из Константинополя 1700 года в августе месяце посланником Емельяном Игнатьевичем Украинцовым, что в 1707 году января в 17-й день подтвердил грамотой своей святейшего Патриаршего престола блюститель Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, 2. у северной стены крест резной с изображением при нем Христовых страстей и чудес, деланный около 1751 года купцом Шумаевым.
Монастырь этот, по состоявшимся в 1764 году штатам, оставлен на своем содержании. Настоятельство в нем было игуменское; игумен монастыря этого Ефрем в 1619 году послан был царем Михаилом Федоровичем в Польшу за митрополитом Филаретом Никитичем и находился при нем до возвращения его в Москву. В 1813 строитель Феофилакт пожалован наперсным крестом.
В монастырь этот бывают три ежегодных крестных хода из Успенского собора: первый – мая 21-го дня, в день Владимирской Богородицы, в память поновления ее иконы в 7022 (1514) году; второй – июня 23-го, установленный при царе Иоанне Васильевиче в память избавления Москвы от нападения в лето 6988 (1480) Большой Орды царя Ахмата; третий – августа 26-го в воспоминание спасения Москвы от нападения татарского хана Темир-Аксака.
Из книги: Амвросий (Орнатский), епископ. История Российской иерархии. М., 1815. Ч. 6.