Таинство крещения. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 32 с. — (Серия «Таинства и обряды»). |
Приводим отрывок из книги.
Введение
В наше время, когда традиции воспитания в вере по большей части утеряны, человек чаще всего приходит к Богу путем скорбей или нравственных исканий. Устав от непрочности материальных ценностей и относительности душевных, мы ищем поддержку во Христе, в Его спасительных заповедях и утешительных обетованиях. Нередко желание креститься возникает у людей, которые не знают православного учения в должной мере, тем не менее признают высокий нравственный авторитет Православной Церкви и хотят приобщиться к ее святыне и благодати.
Вхождение в Церковь, иначе называемое воцерковлением, начинается с Таинства святого крещения — первого из семи Таинств Церкви . Его называют также вторым (духовным) рождением.
Само слово «Таинство» говорит о том, что в этом действии таинственно (невидимо) присутствует Сам Господь, чем оно и отличается от обряда или традиции, а священник только выполняет роль посредника или свидетеля, как говорится в одной из молитв, между верующим и Богом.
В Евангелии Господь заповедует: истинно, истинноговорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти естьплоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3, 5–6). Итак, крещение — это Таинство духовного рождения.
В крещении человек таинственным образом умирает для грехов и страстей (отрекается от служения им) и воскресает вместе со Христом для новой жизни, ведущей в жизнь вечную. Все это говорит о том, что крещение — событие столь же важное, как и появление человека на свет.
Крещение прежде всего очищает человека от всех его грехов, вольных и невольных. Из крещенской купели душа выходит обновленной и просветленной. Для младенца, только родившегося в этот мир, также важно очищение поврежденной грехом природы, которую он, к сожалению, неизменно наследует от родителей.
Таинство крещения берет начало от заповеди Спасителя, данной апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28, 19–20).
Эти удивительные слова Христа дороги каждому верующему сердцу, но одновременно мы слышим и о том, что человеку необходимо знать учение, которое он принимает, и учиться соблюдать заповеди Христовы.
Издревле крещению предшествовало ознакомление со спасительным учением нашей Церкви. В ранней Церкви подготовка к крещению занимала от нескольких месяцев до трех лет. Готовившиеся принять это Таинство постепенно постигали жизнь Церкви, изучали Священное Писание, основы веры, участвовали в общей молитве (но не в церковных Таинствах). Крещение тогда совершалось на Пасху, и впоследствии это приготовление дало начало предпасхальному периоду, который стал называться Великим постом.
Сейчас Таинство крещения совершается в течение всего года, поэтому готовящемуся принять крещение необходимо прежде всего иметь горячее желание следовать за Христом и жить жизнью Церкви, то есть участвовать в церковных Таинствах, в богослужении, в молитве и посте.
Обычно от приходящего креститься требуется знать по крайней мере Символ веры — краткое изложение истин христианства, заповеди Божии — азы христианской жизни и молитву «Отче наш». Нередко при храмах ведутся катехизические, или огласительные, беседы в помощь желающим принять крещение. В любом случае есть возможность обратиться за разъяснением к священнику.
Это безусловно касается только взрослых членов Церкви. Дети еще не могут осознавать принимаемого учения и сознательно сочетаться со Христом, поэтому при совершении Таинства над детьми, родители которых являются верующими людьми и намерены воспитывать своих детей в православной вере, избираются крестные.