Что такое брак?

Иеромонах Иов (Гумеров). Что такое брак? — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 64 с. — (Серия «Таинства и обряды»)
Иеромонах Иов (Гумеров). Что такое брак? — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 64 с. — (Серия «Таинства и обряды»)
Опытный духовник, насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов (Гумеров) отвечает на вопросы, касающиеся Таинства брака, которые поступали в течение последних лет на сайт «Православие.ru».

***

Cемейная жизнь берет начало в райском саду. На заре истории человечества Бог установил брак как жизненный союз самых близких людей. Когда Адам увидел Еву, которую Бог со­здал во время его сна, он сказал: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт 2, 23). Христианство возвысило и освятило брак, сделав его благодатным Таинством, в котором благословляется союз между мужем и женой в образ духовного единства Христа с Церковью. Супруги, чтобы их семейный союз был совершенным, должны стремиться к той полноте любви, к которой призыва­ет святой апостол Павел: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя (Еф 5, 28). Супружеская любовь в христианском браке является одной из граней той совершенной любви, которая составляет главное основание то­го высшего и окончательного завета, который Бог заключил с людьми.­ Однако эта любовь не приходит сама после заключения брака и не является лишь проявлением того взаимного влечения, которое приводит к рождению семьи.­ Как и всякая доб­родетель, она требует духовной работы супругов. Как нежное растение, оно требует ухода и заботы. Его надо оберегать от всего вредоносного. Когда оно окрепнет и станет сильным, оно принесет доб­рые плоды. Муж и жена, которых Бог соединил, должны ясно сознавать, что их духовное совершенствование и укрепление семьи­ неразделимы. К сожалению, многие православные супруги, вступив в брак, беспечно плывут по волнам житейского моря, пока для их семейного союза не наступит время опасных испытаний. Иногда они приводят к распаду семьи. Печально, что в большинстве случаев расставшиеся супруги не сознают, что произошла трагедия. Они нарушили обеты, данные Богу в Таинстве венчания. Если есть дети, то трагедия усугуб­ляется. Дети болезненно воспринимают развод: два самых близких им человека стали чужими. Дети не получают полноту родительского общения. Это накладывает особую печать на их психику.

В истории наблюдается печальная повторяемость: в периоды социального и духовно-нравственного упадка общества наиболее разрушительные удары испытывает семья. Отдельному человеку, имеющему твердое желание жить по-христиански, устоять легче, ибо никто не находится в фатальной зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в человеке и совесть, как небесный голос в душе, дают необходимую моральную свободу явить праведность даже тогда, когда общество поражено тяжелым духовно-нравственным недугом. Семья же является сообществом, и она тесно вовлечена в сферу социальных отношений. Ее жизнь гораздо больше зависит от тех нравственных ценностей, которыми живет данное общество. Современное российское общество было подготовлено к нынешнему состоянию семью десятилетиями воинствующего безбожия. Сейчас много говорят и пишут о религии, но лишь малая часть народа ведет духовную жизнь и стремится исполнять Божественные заповеди. Большая часть народа страдает тяжким недугом неверия и стремится удовлетво­рять свои страсти. Такую жизнь святой апостол Павел называет идолослужением: умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол 3, 5). Массовое неверие и жизнь ради удовлетворения страстей приводят к тому, что социальный организм оказывается покрытым болезненными язвами: миллионы женщин убивают через аборты своих детей; массовый блуд и распространившееся корыстолюбие, как кислота, разъедают нравственные ценности общества. Современная семья оказалась буквально раздавленной­ пороками нашего больного общества. 80% заключенных браков распадается. Эта удручающая статистика не открывает всей трагедии: в большинстве оставшихся семей нет мира и любви. Дети не получают христианского воспитания, ибо родители не могут дать то, чего сами не имеют. «Воспитывают» детей Интернет, телевизор, дискотеки, увеселительные заведения. Плоды такого антивоспитания не только очень горьки, но и ядовиты. Уже в школе многие подростки начинают курить, употреблять алкогольные напитки. Некоторые становятся наркоманами. Более 80% теряют чистоту и целомудрие. Распущенная половая жизнь для них становится делом обычным. Одно бедствие рождает другое: 10% абортов из нескольких миллионов в год делают женщины добрачного возраста, т. е. до 18 лет.

«Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога — великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню. Свою область. Свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ни­чего, и естественно, что Родины своей он тоже не любит, потому что Родина — это большая семья­. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждается это состояние расхлябанности» (Паисий Святогорец. Слова. — М., 2002. Т. II. С. 35).

Что делать и где искать выход? Не только 20‑летний пастырский, но и собственный семейный опыт давно убедили меня, что даже в наше время морально­го упадка можно построить духовно-нравственные семьи.­ Но для этого надо, чтобы родители жили не для себя, а для Бога и своих детей, которых Он им дал. Великая радость для родителей исполнить свой долг. Но еще до завершения этого великого труда суп­руги, которые смогли построить семью на началах христианского благочестия, могут наслаждаться семейным счастьем.

«Как можно спрашивать, богаты ли тот или та, которых Сам Бог взялся наделить имуществом? Как описать счастье брака, советуемого Церковью, освя­щаемого ее молитвами, возвещаемого Ангелами на небесах, благословляемого Богом Отцом? Ведь на земле дети не женятся без согласия отцов. Как же приятно должно быть соединение двух сердец в одинаковой на­дежде, служении и вере! Поистине, они двое в единой плоти: где одна плоть, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно одобряют и поддерживают друг друга. Они равны в Церкви Божьей и на трапе­зе Божьей, равно делят гонения и отдых, ничего друг от друга не скрывают, друг другом не тяготятся...­ Гос­подь радуется, видя их единодушие, посылает мир в их дом и пребывает с ними вместе; а где Он находится, туда не войдет дух злобы» (Тертуллиан. К жене. 9).

Данная брошюра составлена из ответов на вопросы о семейной жизни.

Иеромонах Иов (Гумеров)

18 февраля 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Анастасия29 июня 2016, 23:00
Здравствуйте ! Помогите пожалуйста развееть сомнения, мы мужем уже 5 лет живем в гражданском браке , есть ребенок 2,6 года. Муж даже и не думает жениться , считает что это просто штамп в паспорте, и это совсем не к чему , если и так все хорошо. Про венчание даже и говорить боюсь . Я верующий человек , насчет мужа могу сказать тоже верующий
Мария17 марта 2013, 22:00
Павлу. Спасибо Вам! Прошу прощения, Вы о. Павел или прихожанин?
павел23 октября 2012, 14:00
да всегда можно построить нормальную семью если соблюсти всего две вещи. 1. в брак должны вступать люди одной веры.Но вера без дел мертва и поделам их судите их. можно ли считать одной веры двух крещенных супругов один из которых из ночных клубов не вылазиет и сменил несколько партнеров а другой из которых до брака не вступает в интимную близость и умерен в развлечениях? Однозначно НЕТ, вне зависимости от пола. Бог равнозначно никому не блуд, не распутсво праздной жизни. И это не просто вежливая рекомендация, это Закон. и тот кто верит в Него тот его исполняет, а тот кто не исполняет тот не верит. И конечно покаяние залечивает раны, но вовсе не делает бывшее не бывшим и значит каждый по себе ищи. есть рана? вот с такой же и ищи и не смей посягать на нераненное. Потому как если одной с тобой веры человек то и понимает разницу между тобой и собой и действует сообразно, а если не понимает то значит и веры другой. 2.носите тяготы друг друга. да в брак несомненно должны вступать люди которые нравятся друг другу . Но вступать в брак они должны не по этой причине а для создания православной семьи. Именно семья а не желание быть рядом и испытывать близость должно быть главным, хотя оно должно быть. И тогда и жизнь будет строиться ради семьи, а не ради удовольствия в браке. тогда и беды и проблемы в характерах супругов не будут тем что разрушит семью.остальное же ... или крест или вязанка дров, а не как не семья.
Мария 2 января 2012, 01:00
Здравствуйте! Простите меня за вопрос. Помогите, пожалуйста. меня мучают неразрешенные, крайне важные для меня моменты.Я очень хочу построить настоящую семью, встретить свою любовь, вторую половину. Как быть - ждать большой любви всей жизни, когда с человеком совпадаешь очень сильно (практически во всем); или пробовать узнать лучше человека, который мне нравится, но сейчас мне кажется, что, возможно, он не "та моя любовь, которую я жду"? Для меня очень важно совпадать с человеком в основных представлениях о жизни, но "мелочи" для меня тоже важны. Конечно, самое главное, чтобы человек был добрым, хорошим, любил тебя,понимал, уважал (и я его!).но, например, для меня имеет значение, чтобы человек грамотно писал. Мне надо следовать моим "внутренним ощущениям", или это бред и мне надо смотреть на главные вещи? Скажите пожалуйста, какая допустимая разница в возрасте? Мне 30 лет. Если мужчине 40? Как Церковь смотрит на то, если мужчина младше (28)? Спасибо!
Наталья 6 марта 2011, 11:00
Я была замужем, вышла замуж в 22, сейчас мне 30, 4-й год как развелись. Отношение к браку, семье вкорне поменялось... Брак который был тогда и если я когда-либо ещё выйду замуж-абсолютно разные вещи... И внешне и внутренне. Так у меня в сознание, в душе залегло... Спасибо Вашему сайту. Спасибо БОГУ.
Василий23 февраля 2011, 20:00
Спасибо за разъяснение. Просто очень часто вопросы брака, интимных отношений пр. берутся разбирать люди, никогда семьи не имевшие и явно незрелые. Например, игумен Феогност (Пушков). К тому же тоном совершенно недопустимым, по большому счету - хамским.
Православие.Ru23 февраля 2011, 17:00
Василию Иеромонах Иов Гумеров принял монашество несколько лет назад, став насельником московского Сретенского монастыря. До этого он более 15 лет прослужил как обычный женатый священник и вырастил с матушкой трех детей. Двое его сыновей сейчас священники, и у отца Иова есть много внуков.
Вася23 февраля 2011, 14:00
Мне кажется, это не монашеское дело - рассуждать о и тем более учить браке. Как может учить жить в браке человек, для которого все это является недоступным и совершенно отстраненным? У которого нет опыта, которому многие переживания просто недоступны, не вызрели? Человек, у которого нет, не было и не будет детей, будет учить меня, как их воспитывать? Такое "обучение" превращается в простое менторство, начетничество, пересказ и формальность.
Юрий22 февраля 2011, 08:00
Спаси Господи!
Валерий22 февраля 2011, 07:00
1.Что есть православное семейное счастье? 2.Что понимается под "укреплением семьи"? 3.Каков идеал православной семьи? Примеры таких семей.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке