Сретенский монастырь в 1919 году

Сретенский монастырь встретил 1919 год без настоятеля. Всеми делами в обители временно управлял игумен Сергий (Плаксин), ризничий монастыря, который уже в течение 15 лет проживал в обители. В это время ему было 52 года.

С 1918 года на территории монастыря по указанию советской власти стали проживать, помимо братии, посторонние жильцы, совершавшие разные беспорядки в обители. 17 января 1919 года исполняющий обязанности настоятеля Сретенского монастыря игумен Сергий и благочинный обители иеромонах Нектарий обратились за разъяснением в юридический отдел Моссовета: «Живущие по ордеру советской власти, по соглашению с администрацией, платили за квартиры монастырю. Администрация монастыря платит за электрическое освещение, водопровод, канализацию, вообще по всем представленным счетам, постоянно заботясь об удобствах живущих жильцов. С 1 ноября 1918 года стали некоторые жильцы уклоняться от платы, требуя на это от жилищной комиссии указаний и форменной бумаги, а также занявшие часть монастыря китайский комиссар по формированию китайских отрядов, по распоряжению военного начальства. Посему администрация монастыря просит дать разъяснение, должны ли они платить за занимаемые помещения, а также оплачивать за пользование электрическим светом и водопроводом и другими удобствами и за порчу имущества ими в занимаемых помещениях»[1].

На это 23 января 1919 года последовал ответ: «…ввиду предоставления монастырских помещений в распоряжение Комиссариата народного просвещения, плата за пользование помещениями должна производиться последним… Пред ним же ответственны виновные в порче принадлежностей помещений. Пользование же электрическим освещением и водопроводом должно быть оплачиваемо занимающими бывшие монастырские помещения лицами и учреждениями по надлежащему»[2].

Бывший настоятель Сретенского монастыря архимандрит Афанасий (Самбикин) выехал из монастыря в августе 1918 года и по неизвестным причинам не возвращался в монастырь. До его возвращения в обитель с февраля 1919 года Московское епархиальное управление стало назначать управляющих монастырем. Первым управляющим Сретенским монастырем стал архимандрит Леонид (Скобеев), сыгравший впоследствии одну из решающих ролей в становлении обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. До Сретенского монастыря архимандрит Леонид был наместником нескольких монастырей и нигде «не мог установить спокойного течения монастырской жизни».

8 февраля 1919 года последовал указ Московского епархиального совета бывшему настоятелю Коломенского Старо-Голутвина монастыря архимандриту Леониду: «На прошении Вашем о назначении Вас настоятелем московского Сретенского монастыря, за неявкой из отпуска настоятеля его архимандрита Афанасия, резолюция Его высокопреосвященства от 30/17 января за № 310 последовала таковая: “В Епархиальный совет. Архимандрит Леонид, с благословения Святейшего Патриарха, назначается управляющим московским Сретенским монастырем. Архиепископ Иоасаф”. О чем Епархиальный совет сообщает Вам на предмет принятия монастырского имущества от управляющего Сретенским монастырем ризничего монастыря игумена Сергия со старшею братией в присутствии благочинного Московских монастырей архимандрита Феодосия»[3].

11 марта 1919 года Московский епархиальный совет в дополнение к указу от 8 февраля этого года за № 504 давал знать архимандриту Леониду, что последний «со времени вступления в управление Сретенским монастырем должен получать братскую кружку в части, причитающейся на долю настоятеля сего монастыря, впредь до возвращения архимандрита Афанасия»[4]. Архимандрит Леонид управлял монастырем в течение полугода.

Архимандрит Гурий (Степанов)
Архимандрит Гурий (Степанов)
Следующим управляющим Сретенским монастырем, а впоследствии и настоятелем стал архимандрит Гурий (Степанов), бывший инспектор Казанской духовной академии, автор многочисленных научных трудов по миссионерству, активный участник Поместного Собора 1917–1918 годов, духовный сын преподобного Гавриила (Зырянова), архиепископа Феодора (Поздеевского), будущий архиепископ[5]. Он приступил к управлению обителью в июле/августе 1919 года.

А в октябре начались первые аресты настоятелей обители. 3 октября был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму и архимандрит Гурий.

Политическим Красным Крестом, который оказывал помощь политзаключенным, через тюремную администрацию арестованным передавались опросные листы, в которых им предлагалось заполнить анкетные данные, а в графах «Особые замечания» и «Чем кончилось дело» по возможности подробнее описать существо предъявляемого обвинения и приговор, если он был. Форма помощи, оказываемая заключенным, могла быть юридическая, материальная, медицинская; она включала в себя: подачу заявлений об изменении условий содержания заключенных, смягчении участи заключенных, приглашение адвокатов в ходе предварительного следствия и разбирательства, снабжение арестованных продуктами, медикаментами, одеждой, книгами и др. Сохранились опросные листы разных лет Политического Красного Креста на архимандрита Гурия. В своем опросном листе от 3 октября 1919 года он писал: «Арестован я как настоятель Сретенского московского монастыря. Между тем я профессор Казанской академии, временно управлял монастырем, не был настоятелем, теперь должен ехать в Казань читать лекции»[6]. В скором времени он был освобожден.

20 сентября / 3 октября 1919 года состоялось заседание Священного Синода Российской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Тихона, на котором рассматривались доклад Московского епархиального совета о согласии его на обращение Сретенского монастыря в миссионерский (пункт 1), об увольнении архимандрита Афанасия от должности настоятеля Сретенского монастыря (пункт 3)[7].

Было постановлено: «Ввиду продолжительного неприбытия архимандрита Афанасия из разрешенного ему в августе 1918 года отпуска, уволить названного архимандрита от должности настоятеля московского Сретенского монастыря. Исполнено 15/28 октября 1919 года»[8]. В документах 1920 года архимандрит Гурий подписывался уже как настоятель Сретенского монастыря.

Обращение Сретенского монастыря в миссионерский связано непосредственно с его настоятелем архимандритом Гурием. Еще в январе 1919 года Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет в соединенном заседании слушали доклад председателя Миссионерского совета при Священном Синоде митрополита Владимирского Сергия (16/29 января, № 206) об увеличении числа членов Миссионерского совета приглашением в его состав представителей от разных областей миссионерского делания. К участию в заседаниях совета на 1919 год на правах полноправного члена был приглашен в то время проректор Казанской духовной академии архимандрит Гурий – в качестве представителя от внешней миссии. Святейший Патриарх также сообщал на заседании, что архимандрит Гурий назначается им и покровителем Православного всероссийского миссионерского общества[9]. В июне 1919 года архимандрит Гурий трудился над учреждением «Общества распространения христианства среди язычников»[10].

Святейший Патриарх Тихон дважды в 1919 году служил в Сретенском монастыре. 23 июня / 6 июля 1919 года Святейший Патриарх возглавил крестный ход из Казанского собора на Красной площади в Сретенский монастырь и совершил литургию в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря[11], а также и 26 августа / 8 сентября совершал литургию в Сретенском монастыре[12].

В 1919 году государство начало подготовку к последующему в 1922 году изъятию церковных ценностей. Был предпринят осмотр имущества храмов и монастырей. 5 июля 1919 года комиссия по охране памятников искусства и старины Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов уведомляла юридический отдел Московского Совета, что церковный отдел произведет осмотр Сретенского монастыря на предмет учета художественно-исторических ценностей, в нем находящихся, 8 июля 1919 года в 11 часов[13].

Гостиница "Билло" на углу Большой Лубянки и Варсонофьевского переулка – временный госпиталь для раненных воинов в 1914 году, где совершал пастырское служение игумен Сергий (Плаксин)
Гостиница "Билло" на углу Большой Лубянки и Варсонофьевского переулка – временный госпиталь для раненных воинов в 1914 году, где совершал пастырское служение игумен Сергий (Плаксин)
В октябре 1919 года один из московских жителей писал: «Накануне сегодняшнего праздника (Покрова) был в нескольких церквях, наблюдал, какие жуткие времена переживают наши храмы и духовенство. Там, где нет архиерейской службы, прославленного хора певчих, там пяток молящихся (в большинстве случаев старушек), скудное освещение (Еще бы! Купит ли кто десяток свечек, когда одна стоит теперь 5–10 рублей?) и душу ущемляющая обстановка службы: во многих храмах нет дьяконов, нет псаломщиков, певчих и службу совершает один только печального вида священник, а на клиросе какой-нибудь богомольный прихожанин, умеющий прочитать что нужно и пропеть положенное. И такое явление не потому, что Покров день, советскими властями за праздник не считающийся, а от духа времени. Как-никак антирелигиозная пропаганда сделала громадное дело: дух безверия коснулся миллионных масс. А что будет дальше, когда станет холоднее? Я думаю, что многие храмы совсем закроются. Да и как тогда служить и молиться, когда там будет так же холодно, как и на улице?! Уж если дров не хватает для советских учреждений и жилья рабочих, то где же тут надеяться на отопление церквей!»[14]

Сведения о братии Сретенского монастыря в этот период удается восстановить благодаря сохранившейся книге расходов денежных сумм на жалование церковнослужителям. Среди братии обители в 1919 году упоминаются[15]:

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Управляющий архимандрит Леонид (Скобеев)

Управляющий архимандрит Леонид (Скобеев)

Управляющий архимандрит Леонид (Скобеев)

Управляющий архимандрит Леонид (Скобеев)

Управляющий архимандрит Леонид (Скобеев)

Исполняющий обязанности настоятеля игумен Сергий, ризничий

Игумен Сергий, ризничий

Игумен Сергий, ризничий

Игумен Сергий, ризничий

Игумен Сергий, ризничий

Игумен Сергий, ризничий

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Иеромонах Виталий

Иеромонах Виталий

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Настоятель архимандрит Гурий (Степанов)

Настоятель архимандрит Гурий (Степанов)

Настоятель архимандрит Гурий (Степанов)

Настоятель архимандрит Гурий (Степанов)

Настоятель архимандрит Гурий (Степанов)

Игумен Сергий, ризничий

Игумен Сергий, ризничий

Игумен Сергий, ризничий и казначей

Игумен Сергий, ризничий и казначей

Игумен Сергий, ризничий и казначей

Игумен Сергий, ризничий и казначей

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Нектарий, благочинный

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

*

Часовник Василий Шаронов

Гедике Павел Федорович, звонарь

На начало 1919 года в монастыре остается около семи насельников. Один из священников Сретенского монастыря, проживавший в обители с 1909 года, – иеромонах Анатолий (в миру Белянский Дмитрий Николаевич) – оставляет в 1919 году монашество и уходит в мир[16].

Сохранились послужные списки следующих насельников.

Игумен Сергий (Плаксин) (по ведомости 1916 года, ему исполнилось 49 лет) – сын псаломщика Смоленской епархии. В миру именовался Иван Плаксин. Он учился в Учительской Алферовской семинарии Вяземского уезда Смоленской губернии. Указом Московской Святейшего Синода конторы определен послушником Донского монастыря 27 апреля 1893 года. В монашество пострижен в Донском монастыре 12 июня 1899 года. Рукоположен во иеродиакона 4 июня 1900 года. Имеет серебряную медаль на Андреевской ленте за коронование государя императора Николая II. Указом Московской духовной консистории перемещен в Сретенский монастырь 27 декабря 1905 года. Рукоположен во иеромонаха 8 мая 1908 года. Утвержден благочинным монастыря 9 июня 1908 года. За усердное исправление должности благочинного награжден набедренником в 1912 году. Утвержден ризничим монастыря 16 августа 1914 года. По ходатайству заведующего городским госпиталем № 997 больных и раненых воинов в здании гостиницы «Билло» на Большой Лубянке врача В. Дубровина, резолюцией Его высокопреосвященства от 29 ноября 1914 года разрешено совершать богослужения в этом госпитале. За усердное исполнение пастырских обязанностей при госпитале 6 мая 1915 года награжден от Святейшего Синода золотым наперсным крестом. По ходатайству администрации госпиталя больных и раненых воинов, 21 мая 1916 года Его высокопреосвященством разрешено поднести золотой наперсный крест особого образца. Вследствие ходатайства командира 1-го запасного телеграфного батальона от 6 апреля 1915 года за № 3595 за выбытием на театр военных действий настоятеля Благовещенской церкви (в Сокольниках) иерея Василия Слюнина резолюцией Его высокопреосвященства 9 апреля 1915 года назначен исполняющим должность настоятеля означенной церкви. По ходатайству командира телеграфного прожекторного полка и командира 22-й автомобильной роты Его высокопреосвященством возведен в сан игумена 21 декабря 1917 года. Вследствие уехавших настоятеля архимандрита Афанасия и казначея игумена Дамиана управлял монастырем в 1918 – январе 1919 года[17].

Иеромонах Виталий (по ведомости 1916 года – 45 лет) – из крестьян Тамбовской губернии. В миру именовался Василий Антонов Ясаков (или Ясиков?). Обучался в Махровском сельском училище. В 1902 году поступил на курсы бухгалтерские и коммерческих вычислений и прошел полный курс. Поступил в московский Сретенский монастырь на испытание в качестве послушника в 1904 году. Пострижен в монашество в московском Сретенском монастыре 4 апреля 1908 года. Рукоположен во иеродиакона 8 ноября 1908 года. Рукоположен во иеромонаха 16 октября 1911 года. Командирован на театр военных действий в 325-й запасной госпиталь Красного Креста 19 августа 1914 года. По приказанию (9 октября 1914 года) начальника Рижского тылового эвакуационного пункта обслуживал следующие полевые госпитали: №№ 29, 320, 324, 325 и 328. Обслуживал и другие госпитали Северо-западного фронта. Находился под обстрелом неприятельских аэропланов в посаде Новграде Ломжинской губернии 1 апреля 1915 года. Ранен и контужен не был. Был награжден по Военному ведомству орденом святой Анны 3-й степени (6 апреля 1915 года) и 2-й степени (3 апреля 1916 года). Направлен в ноябре 1915 года в распоряжение настоятеля Сретенского монастыря. Представлен Военным ведомством на фронте 27 июня 1917 года и 8 января 1918 года[18].

Иеромонах Нектарий (по ведомости 1916 года – 33 года) – из крестьян Воронежской губернии (Павловского уезда деревни Чернавка). Учился в церковно-приходской школе. В миру именовался Никанор Петрович Немчинов. Принят на испытание в качестве послушника в Сретенскую обитель 18 марта 1908 года. В монашество пострижен в Сретенском монастыре 12 сентября 1914 года. Рукоположен в иеродиакона в 1915 году[19], а в иеромонаха – в 1918 году[20]. В 1918–1919 годах исполнял послушание благочинного[21].

Иеродиакон Владимир (по ведомости 1916 года – 38 лет) – из крестьян Воронежской губернии (Павловского уезда слободы Лосевой). В миру именовался Федор Васильевич Клюшников. Обучался в сельской начальной школе. Принят на испытание в качестве послушника в Сретенскую обитель в 1908 году. В монашество пострижен в Сретенском монастыре 16 октября 1916 года[22].

Иеродиакон Гермоген (по ведомости 1916 года – 38 лет) – из крестьян Курской губернии (Путивльского уезда Берюховской волости деревни Мачулища). Получил домашнее образование. В миру именовался Григорий Матвеевич Дегтярев. Принят на испытание в качестве послушника в Сретенскую обитель 8 октября 1911 года[23]. Пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона в 1918 году[24].

Автор благодарит за помощь Аллу Осипову, Галину Степанову.

[1] Центральный государственный архив Московской области (далее – ЦГАМО). Ф. 66. Оп. 18. Д. 60. Л. 93.
[2] Там же. Л. 94.
[3] Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ НИОР). Ф. 845. К. 1. Д (ед. хр.). 21.
[4] Там же.
[5] Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 479–480.
[6] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 8419. Д. 248. Л. 93.; Д. 250. Л. 63.
[7] Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 1. Л. 91–93.
[8] РГИА. Ф. 831. Оп.1. Д. 12. Л. 219.
[9] РГИА. Ф. 831. Оп.1. Д. 22. Л. 27–28.
[10] РГИА. Ф. 831. Оп.1. Д. 23. Л. 120–121.
[11] Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004. С. 315.
[12] Там же. С. 317.
[13] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 70. Л. 38.
[14] Окунев Н.П. Дневник москвича. 1917–1924. М., 1997. Кн. 1. С. 295.
[15] Центральный исторический архив Москвы (далее – ЦИАМ). Ф. 1184. Оп. 2. Д. 13. Л. 231–238.
[16] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 2. Д. 11. Л. 403.
[17] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 281. Л. 182.; ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 763. Д. 134. Л. 14–16.
[18] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 281. Л. 185.; ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 763. Д. 134. Л. 19–21.
[19] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 2. Д. 13. Л. 137.
[20] Там же. Л. 227.
[21] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 763. Д. 134. Л. 25–26.
[22] Там же. Л. 28.
[23] Там же. Л. 29.
[24] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 2. Д. 13. Л. 226–227.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Геннадий19 февраля 2012, 00:19
Я по воле всевышнего лечился трудотерапией в Сретенском мужском монастыре, хочу выразить свою благодарность братии и настоятелю монастыря ,а также завхозу за тёплое участие в моей судьбе, если будет на то Воля Божья посещу монастырь ещё не раз. Геннадий
сергей чернов 5 февраля 2012, 00:02
все будет хорошо!
Алла 1 февраля 2012, 19:31
Пожалуйста-пожалуйста, дорогой батюшка. Жаль, что больше не имею возможности Вам помогать. Это была очень интересная работа.
Александр28 января 2012, 22:22
О.Иоанн, ждем от Вас новых публикаций, Спаси Господи!
Светлана25 января 2012, 22:15
Батюшка, ждем продолжения этой сложной и интересной темы! Спасибо за публикацию!
Мария24 января 2012, 21:31
Спасибо. Очень полезный материал. Хорошо, что такие малоизвестные сведения об истории Сретенского монастыря в период смуты теперь доступны. И не дай Бог, конечно, еще раз пережить такое - превращение монастырей в общежития, утилитарное использование храмов и осквернение святынь. Хотелось бы еще узнать более подробно о судьбе архимандрита Гурия (какая замечательная фотография) и братии. Наверняка ведь были среди них исповедники, мученики.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×