Память преподобного Анфима Хиосского[1]
Св. Анфим родился в 1869 г. в крестьянской семье на о. Хиос. Воспитанный в благочестии, он в детстве удостоился видений Божией Матери, обещавшей ему в будущем Свое покровительство. Мальчику рано пришлось отказаться от учебы в школе и выучиться на сапожника.
Когда Анфиму было девятнадцать лет, мать однажды попросила его отнести старую икону Богоматери «Скоропос- лушница» для поновления в монастырь Святых Никиты, Иоанна и Иосифа [20 м.]. Эта обитель была незадолго до того основана на горе Проватий святым монахом Пахомием, бывшим духовным наставником свт. Нектария Эгинского [9 н.].
Вернувшись в деревню, Анфим, вдохновленный Небесной жизнью монахов, построил себе хижину на окраине и предался подвигам, забыв обо всех заботах этого мира. Живя в хижине, он строго выполнял предписания Пахомия. Духовный отец, восхищаясь его послушанием, молчанием и стремлением к молитве, говорил своим монахам: «Этот юный послушник уже настоящий монах, ему уготовано стать великим отцом». Икона Божией Матери, которую Анфим хранил у себя всю жизнь, была его единственной помощницей, вдохновительницей на богоугодную брань, утешением в испытаниях и искушениях. От нее совершались чудеса для тех, кто навещал святого в уединении. После он удалился в монастырь Святых Отцов и принял малую схиму.
Движимый любовью к Богу, святой предавался умерщвлению плоти. При этом он мог выполнять любую работу, трудясь, в том числе, на строительстве обители Святого Константина. Вскоре он заболел, и игумен отправил его к родителям для лечения у врачей. Анфим продолжил подвиги, как будто жил в монастыре, и зарабатывал сапожным ремеслом на хлеб себе и престарелым родителям, раздавая еще милостыню нуждавшимся.
Несмотря на болезнь, любовь к Богу помогала ему в аскетическом подвиге. Это вызывало ярость бесов, которые ополчались на него во время ночных молитв, поднимая страшный грохот. Молиться ночью он любил сидя в дупле старой оливы, что росла рядом с его кельей. Как позже говорил сам св. Анфим, он не давал себе «ни минуты отдыха». С помощью
Богородицы ему удалось провести девятнадцать дней и девятнадцать ночей без сна, раз в два дня съедая краюшку хлеба и выпивая немного воды. В конце этого подвига он пришел в состояние восхищения и его дух пребывал вознесенным в раю, среди ангельских хоров, и все это время Анфим не переставал повторять: «Господи, помилуй!»
Добродетели святого подвижника и чудеса от иконы Бо- жией Матери стали привлекать к его жилищу большое число посетителей. Поэтому в ответ на просьбы народа через год после того, как Анфим принял великую схиму, было решено рукоположить его в священника (1910). Но поскольку епископ Хиосский все же отказывался рукополагать человека без образования, крестный отец пригласил Анфима в Смирнскую епархию. Во время рукоположения землетрясение, громы и молнии засвидетельствовали Божие благоволение, а вскоре после этого прп. Анфим исцелил одержимого. Однако его добродетели и чудеса вызвали зависть некоторых священников, и святому пришлось уехать.
После паломничества на Афон он вернулся на о. Хиос. Ему дали послушание собирать милостыню для лепрозория. Через некоторое время он превратил это заведение, где нищета человеческая развращала души, в настоящий образ рая. Насельники там вели общинную жизнь, как в монастыре. Он сам лечил больных, заботился о самых отталкивающих из них, теплотой и добрым советом обращая их к Богу, поэтому многие стали монахами и монахинями. Через св. Анфима Божественное милосердие изливалось и на тех, кто приходил из мира, нуждаясь в заступничестве и наставлении человека Бо- жия. Тридцать восемь одержимых были освобождены его постами и молитвами перед иконой Божией Матери.
В то время в Малой Азии греческое население подвергалось преследованиям, что привело к эмиграции в 19221924 гг. Многие беженцы высадились на Хиосе, особенно монахини и девушки, которые, лишившись защиты, вынуждены были скитаться в нищете. Св. Анфим с молодых лет лелеял мечту основать монастырь в облюбованном им пустынном, скалистом месте. Желая наконец осуществить этот замысел, он, поддержанный в видении Божией Матерью, объединил вокруг себя сорок женщин. Чтобы увериться в том, что место для обители выбрано правильно, св. Анфим три раза бросал жребий в конце Божественной литургии. В 1927 г. он получил разрешение основать обитель на месте, избранном Богом. Святой сам составил план, предусмотрев все, что необходимо для жизни большого монастыря. Ценой его трудов, слез и молитв строительство началось, несмотря на противодействие тех, кто считал бесполезным и несвоевременным такое начинание[2].
Не прошло и двух лет, как икона Божией Матери «Ско- ропослушница» была торжественно перенесена в монастырскую церковь, получившую то же имя. Здесь сразу поселились тридцать монахинь. Обитель стала жить по установлениям святых отцов, которые ввел здесь св. Анфим. Он сам провел остаток дней именно в этом монастыре. Вскоре обитель насчитывала восемьдесят монахинь и быстро сделалась лучшим женским монастырем в Греции.
Святой был духовным отцом, утешителем и заступником всего населения Хиоса. Ни одного посетителя, больного или кающегося он не оставлял без утешения: кого лечил духовным наставлением, кого — целебными травами, но прежде всего — слезной молитвой перед иконой Божией Матери. Иногда за
день до шестидесяти-семидесяти больных приходили в монастырь просить помощи святого и Пресвятой Богородицы.
Более тридцати лет св. Анфим служил спасению душ и исцелению телес. Когда подвижник стал слишком стар, чтобы заниматься ручным трудом, он затворился в келье и умолял Господа даровать ему возможность помогать ближнему любым способом до последних мгновений жизни.
Дав общине полные божественной мудрости наставления, он отошел ко Господу 15 февраля 1960 г. в возрасте девяноста одного года. Весь остров оплакивал святого. Прп. Анфим и теперь пребывает с верующими, изливая на тех, кто прибегает к его заступничеству, Небесное утешение и исцеляя от болезней.
[1] Его почитание было признано Константинопольским Патриархатом в 1992 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[2]В это время происходил так называемый обмен населением между Грецией и Турцией после преследований греков в Малой Азии. Огромное количество переселенцев необходимо было устроить. Именно на этом фоне больших практических забот попечение о духовном, т. е. строительство монастыря, могло казаться несвоевременным. — Прим. ред.