Серия
брошюр под общим названием «Христианский
взгляд» составлена на основе рукописи курса
лекций по нравственному богословию талантливого
церковного ученого и писателя Г. И. Шиманского
(1915-1970). «Христианский взгляд»
— не просто изложение теоретических принципов,
но рассказ о способе жизни, подобающем христианину, о
моральных ориентирах в современном мире.
Шиманский Г. И. Нравственный закон и поступок. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 96 с. — (Серия «Христианский взгляд»)
В брошюре «Нравственный закон и поступок» исследуются начала христианской нравственности и мотивы, побуждающие к исполнению нравственного закона.
Приводим отрывок из книги.
Естественный нравственный закон выражается в совести. Совесть есть у всех людей; ее деятельность состоит в том, чтобы направлять человека на путь добра.
Но совесть, или внутренний нравственный закон, часто, по причине греховной жизни, помрачается в сознании человека, искажается, извращается. И апостол Павел свидетельствует, что после грехопадения первых людей естественный человек под влиянием греха до такой степени исказил свой нравственный закон, что он не иначе узнал свое греховное состояние, как посредством уже откровенного закона (см.: Рим 7, 7).
Естественный нравственный закон в падшем человеке носил на себе отпечаток его страстной греховной природы и по этой причине уже не мог правильно и надежно руководить его к нравственному совершенствованию и истинному богоугождению. Поэтому Господь и дал людям в помощь их немощной и извращенной совести Свой Божественный закон, в котором требования воли Божией предлагаются весьма ясно и положительно. Этот закон называется положительным, или откровенным, нравственным законом.
Необходимость дарования этого откровенного закона, таким образом, вызывается грехом человека. Почему апостол Павел и говорит: Для чего же закон? Он дан после по причине (ради) преступлений, т.е. вследствие грехопадения (Гал 3, 19). Но по существу Бо- гооткровенный нравственный закон не есть что-то совершенно чуждое человеку.
Этот закон в существе своем тот же самый закон, который неизгладимо написан в сердцах людей. Так, древние ветхозаветные праведники — патриархи, говорит священ- номученик Ириней Лионский, имели сами в себе правду и силу закона, написанную в их сердцах и душах. Любили создавшего их Бога и воздерживались от несправедливости к ближнему. «Но когда эта правда и любовь к Богу пришли в забвение и исчезли в Египте, то Бог, по великому благоволению Своему, явил Себя людям посредством голоса... и предустроял человека посредством Десятословия в дружбу Свою и в согласие с ближними»[1]. То же говорит святитель Василий Великий относительно главной заповеди — заповеди любви. Он говорит: «Любовь к Богу, а также и к ближним, не есть что-либо, учением приобретенное... В нас вложено некоторое прирожденное стремление, в себе самом заключающее побуждение к общению любви». И оно — это стремление любви — заповедями Божиими только тщательно возделывается, благоразумно воспитывается в людях и при помощи благодати возводится до совершенства[2].
Таким образом, требования откровенного нравственного закона так сродни и близки человеческому духу, что они составляют как бы требования самой нашей нравственной природы. Поэтому при даровании, например, ветхозаветного закона Господь устами Моисея говорит: Заповедь сия, которую я заповедаю тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Но весьма близко к тебе слово сие, оно (не только) в устах твоих, (но) и в сердце твоем (Втор 30, 11, 14).
Что же такое откровенный нравственный закон?
Под именем откровенного нравственного закона разумеется тот данный Богом закон, который был сообщен людям в разное время через избранных патриархов и святых мужей- пророков в Ветхом Завете и через Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов в Новом Завете. В соответствии с двумя различными периодами в раскрытии этого закона он разделяется на ветхозаветный, или Моисеев, закон и новозаветный, или евангельский.