Священник Павел Гумеров. Малая Церковь. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 240 с.: ил. — (Кафедра). |
С самого начала должен предупредить, что не хочу показаться великим специалистом в делах семьи и брака.
Но, как человек семейный и к тому же носящий священный сан, имею некоторые мысли по данной теме, которыми хотел бы с вами поделиться.
Нередко люди задают вопрос: «Возможно ли вообще в наши дни семейное счастье?» Только и слышишь о разводах и нежелании вступать в брак.
Христианскую семью иногда называют малой Церковью. И миссия этой Церкви — нести людям свет, проповедовать истину, что есть крепкие, счастливые семьи, где люди верят в Бога и любят друг друга.
Ни для кого не секрет, что институт брака переживает в наше время глубокий кризис. По результатам исследования, проведенного Всемирной организацией здравоохранения, «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», более 40% подростков в нашей стране в возрасте
Когда люди ведут половую жизнь вне брака, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя все к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели. Когда приходит брачный возраст, эти молодые люди не имеют потребности в семье: с чувственной стороной они уже знакомы, а к ответственности и трудам ради блага семьи не приучены1.
К этому нужно добавить растлевающее действие средств массовой информации, где брачный союз подвергается насмешкам и презрению, пропагандируются «свободные отношения», измены и даже сама мысль о возможности любви в законном браке считается смешной и нелепой.
За время между двумя переписями (1989–2002) на 40% увеличилось количество людей, никогда не состоявших в браке. И такая ситуация не только у нас. Она сегодня типична и для западных стран.
Например, в Швеции 70% населения никогда не имели семью и не собираются ее заводить. Кстати, там же запретили рекламный ролик «Макдоналдс». В нем женщина помогает мужу собираться на работу — подает чашку кофе и завязывает галстук.
Эксперты шведского национального совета по рекламе обвинили производителей в том, что в отношении женщины эксплуатируется стереотипный образ домохозяйки.
Все это, конечно, следствие эмансипации. На Западе такая эмансипация, какая нам в России, слава Богу, не снилась. Вообще, совершенно точно известно: когда женщина начинает бороться за равноправие и равенство с мужчинами, это означает, что у нее неблагополучно в личной жизни. Вся эта борьба — бессильный протест против несложившейся судьбы и тайное желание простого женского счастья.
Однажды протоиерея Димитрия Смирнова известный общественный деятель Екатерина Лахова пригласила выступить в Государственной думе перед женщинами. И вот в зале Думы собралось полторы тысячи женщин-парламентариев, представительниц власти со всей России. Отец Димитрий некоторое время, пока они выступали, думал, что бы им такое сказать?
Тут его осенило, и он обратился к ним:
— Дорогие женщины, вот вы все здесь выступаете за равноправие с мужчинами. — По прическам, по внешнему виду, по фигурам он видел, что это все очень сильные женщины. — Вы говорили о политике, об эмансипации. Но представьте себе на секунду, что через неделю вы встретите мужчину, настоящего рыцаря, который физически, психически и по всем качествам сильнее вас. И он скажет: «Я тебя люблю, бросай все, иди за мной». И уверен, что каждая из вас пойдет.
По залу прокатился стон. А потом из зала пронеслось: «Да!!!»
И тогда отец Димитрий сказал:
— Да, вот видите, это нормально, это правильно. Вы занялись политикой согласно вашим качествам. Но это произошло потому, что у вас не сложилась личная жизнь. Вы либо не замужем, либо разведены, либо муж вам не пара. Вот этим все и объясняется.
Но мы немного отвлеклись. Есть еще одна причина, по которой в нашей, казалось бы, традиционной стране заключается все меньше и меньше браков. Причина эта, по моему мнению, состоит в патологическом страхе, который охватил общество. Люди постоянно чувствуют свою незащищенность. Боятся всего: потерять работу, здоровье, остаться без пенсии, боятся, что не смогут прокормить семью, боятся просто доверять друг другу и даже боятся улыбаться. Конечно, это все объяснимо и понятно: рухнула советская империя, где человек худо-бедно чувствовал социальную защищенность, а взамен ничего не построено. Люди мечутся, как овцы без пастыря. Но, с другой стороны, нельзя так поддаваться страху. Браки заключались и в гораздо более тяжелое для страны время. После Великой Отечественной войны, наоборот, был всплеск рождаемости, люди, которым подчас нечем было кормить своих детей, брали на воспитание детей, родители которых погибли. Вопрос демографического роста никак не связан с благосостоянием страны (тому пример Китай и другие восточные страны). Для верующего человека вопрос неуверенности в завтрашнем дне вообще не должен стоять. На многих и многих примерах из жизни моих знакомых могу сказать: если Господь дает детей, Он дает возможность их прокормить.
И в заключение немного цифр. Только в 1913 году на 95 миллионов православного населения Синодом было зарегистрировано около 4000 разводов. К концу века население выросло примерно в полтора раза, а количество расторгаемых браков — в 240 раз! По сегодняшней статистике, в России в год на каждые 100 заключенных браков приходится 80 разводов.
Жуткая цифра. К сожалению, и в православной среде я замечаю некоторое снижение венчаний среди молодых людей.
Видимо, общая боязнь брака дошла и до Церкви.
Как говорил герой фильма «Кавказская пленница», «плохо мы еще воспитываем нашу молодежь, очень плохо. Удивительно несерьезное отношение к браку».