|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Священномученик Иларион
|
|||||||||||||||||||||||
От Академии до Афона. По Востоку и Западу. Путевые наброски. Часть 7. Церковная школа.
Типичной греческой духовной школой нужно признать школу на о. Халки, близ Константинополя; ее мы и будем иметь в виду; другие школы — сколок с халкинской. Но сначала сделаем несколько предварительных замечаний. На православном Востоке нет духовного сословия в нашем смысле этого слова. Все степени иерархии доступны всем людям без различия их общественного положения. Кто умеет читать, писать да петь по нотной церковной книге, окончил курс хотя бы в народной школе или в гимназии, тот может вступить в церковный клир, сделаться диаконом и священником; может, если он обладает дарованиями и нравственно-высоким образом жизни, сделаться и иерархом. С другой стороны, у духовенства деревенского, в материальном отношении обеспеченного весьма скудно, бывают дети, не только не состоящие в клире, но и малограмотные и совсем безграмотные; такие добывают себе пропитание тяжелым физическим трудом; это «аргаты» — чернорабочие или «хамалы» — носильщики тяжелых предметов, вроде наших «крючников» или кавказских «муши»[1]. На Востоке нет такой духовной школы, которая исключительно была бы предназначена для детей духовенства. Там школа церковная, потому что готовит только служителей Церкви.
В полутора часах езды на пароходе от Константинополя, в Мраморном море, лежит о.Халки. Чудный вид имеет остров с моря. Три горные вершины, разделенные долинами, возвышаются к небу. Многочисленные дачи и дома живописно раскинулись по плоскогорью. С севера и запада берега отвесно падают в море, и здесь нет к ним никакого доступа. У самого берега приютился скит Святого Спиридона Тримифунтского. На утесистом крутом берегу виден древний монастырь Святого Георгия. На другом конце — монастырь Богородицы, а в нем коммерческая школа (в монастыре-то!). Есть на острове и турецкая военная школа. На этом-то острове и находится знаменитая Халкинская богословская школа великой Христовой Церкви. Очевидно, в Константинополе предпочитают школы помещать вдали от шума городского и от столичных соблазнов. Халки называют Константинопольским Оксфордом. Хотя остров и густо населен, но школа занимает отдельный холм и совершенно уединена. Она, как орлиное гнездо, белеет на вершине скалы. Уже тяжелый подъем в гору навеял на одного путешественника такие прекрасные размышления: «Любящий созерцать может видеть в таком подъеме символическое изображение того незримого труда, с каким христианский богослов восходит на мысленную гору возможно точного и полного боговедения, особенного труда в такие минуты, когда жизнь какой-либо страсти утомляет нравственные силы благочестивого труженика. Так, Царствие Божие нудится и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12)».
Халкинская школа управляется по уставу, составленному при патриархе Григорие VI в 1867 году. Раннейший устав Халкинской школы был между прочим рассмотрен митрополитом Московским Филаретом, который дал о нем такой отзыв: «Организация училища незавидна, управление училищем не очень достойно подражания, статьи о учении скудны, но в уставе есть примечательные правила относительно благочестия, нравственности, благочиния, хозяйства». Замечания мудрого святителя были приняты с благодарностью при составлении ныне действующего устава. С этим-то уставом мы и считаем долгом познакомить читателя.
Содержится школа на ежегодные взносы Вселенского патриарха, архиереев Вселенского престола и на добровольные приношения христиан — любителей науки. Ученики платят за содержание, тем более что, по словам проф. А. А. Дмитриевского, нашего известного знатока православного Востока, «контингент воспитанников составляют большею частью дети светских лиц, материально обеспеченных, воспитанники и родственники епархиальных архиереев, послушники или докимы состоятельных игуменов, епитропов и тому подобных, влиятельных в штатах Афонских монастырей лиц»[2].
Курс школы семилетний; в старших классах преобладают богословские предметы. При изучении классических языков ученики знакомятся и с церковными писателями. Проповеди воспитанников седьмого класса произносятся в храме в присутствии учеников и преподавателей.
Диплом об окончании курса выдается только тому, кто имеет священный сан, конечно, не в женатом состоянии, а в монашеском. Окончившие курс именуются «дидаскалами православного христианского богословия», что можно переводить даже так: «магистр богословия». Конечно, титул слишком мало соответствует действительности. «Дидаскал православного христианского богословия» по существу дела более соответствует нашей несколько низшей магистра ученой степени, которая именуется «студент духовной семинарии». Но нас интересует гораздо больше другая сторона строя Халкинской школы — ее воспитательный строй.
Являясь к схоларху, воспитанники пред началом своей с ним беседы делают земной поклон («метание») и целуют его руку. То же и по окончании беседы. Ученикам внушается быть правдивыми в сношении со всеми. «Ученики должны относиться друг к другу как брат к брату». Раздоры, партии, тайные сходбища, понятно, совсем неизвестны. Ни один из учеников не имеет права самовольно делать никому никаких замечаний, даже самому последнему слуге. Вполне понятно, что соответственно всему строю школьной жизни воспитанники не носят неприличной и для всех-то православных христиан одежды нашего «духовного» (?!!) юношества, которое по непостижимым судьбам неизвестно чьей воли одеяно рассудку вопреки в полувоенные мундиры с гвардейскими пуговицами и возбуждает большое удивление даже у людей западных, как это было в 1908 году в Московской академии при посещении ее английским епископом Ингрэмом. Нет, воспитанники Халкинской богословской школы одеты в единственно приличную духовному юноше одежду. Их костюм состоит из подрясника, подпоясанного черным кожаным ремнем, и короткой ряски. На голове они носят невысокую камилавку (скуфу), под которую подбирают по восточному обычаю свои длинные волосы. В руках носят четки. Они не боятся, таким образом, и вовне быть духовными; не стесняются своего будущего служения, к чему приучаются наши «духовные» юноши.
Халкинская школа — церковная школа. В ней нет приюта на время для людей чужих и даже враждебных Церкви. Она только для тех, кто желает жизнь отдать одной Церкви. Правда, бывает и там, что окончивший школу снимает ряску и камилавку, стрижет волосы и поступает в Афинский университет на разные факультеты. Но это исключения, да такие люди и не получают никакого диплома. Большая же часть питомцев школы с честью подвизается на служении Православной Церкви. Не напрасно патриарх Анфим VII говорил в 1896 году, что Халкинское училище — «живоносный источник, из которого обильно текли на весь православный народ струи учения Божественной и безупречной веры и из которого достойная соревнования вереница левитов пила и в свою очередь поила жаждущих Божественными учениями священного благовествования». Пред нами лежит список 342 окончивших курс Халкинской школы до 1899 года. И вот мы видим здесь целые ряды имен с добавлениями: μοναχός, μοναχός, ίερομοναχός, ίερομοναχός, διάκονος, διάκονος и т.д.— 225 одних диаконов (то есть иеродиаконов, потому что все неженатые)! А внизу, в примечаниях, видишь: μητροπολίτης, μητροπολίτης, α̉ρχιεπίσκοπος, ε̉πίσκοπος и т. д. Есть и патриархи (четыре)[5]. А возьмешь в руки хотя бы списки окончивших курс Московской духовной академии — редко-редко, не на каждой даже странице, видишь отрадное примечание: «в монашестве имярек». А то все ничего не говорящие имена! Имя и фамилия, имя и фамилия! А что от этих имен для Церкви Божией — неизвестно!
«Если бы, — пишет проф. А. П. Лебедев, — каким-либо волшебством перенести студентов какой-либо из наших академий в запертую ограду Халкинской школы, то никто в мире не уверил бы их, что они обретаются в так называемом “училище великой Церкви”, а не в великой тюрьме. Но греки не мы, и мы не греки. У них, взирающих на Восток, и многое не так, как у нас, устремляющих взоры более на Запад»[6]. Беда, однако, в том, что в вопросе о духовной школе мы и на Запад-то не глядим; ведь и там духовная школа не сословна, а церковна[7]. Мы, православные русские люди, создали такую духовную школу, какой не знают ни Восток, ни Запад, от которой и сами мы не знаем, как отделаться. [1] Проф. А. А. Дмитриевский. Труды Киевской духовной академии. 1891. Т. 3. С. 136-137. [2] Там же. С 138. [3] Здесь заметно влияние митр. Филарета, который писал: "Определение успехов учащихся числами и баллами есть странное превращение умственного в механическое. Нельзя почитать удовлетворительным этого превращения разумных свидетельств о разумных действиях учеников в бессловесные числа, которые и решают судьбу ученика сложением и вычитанием". Митр. Филарет не одобрял и экзамена по билетам. "Науку бросают, - говорил он, - в воздух в беспорядке на изорванных лоскутках. Этот способ сам себя обманывает... Истина лучше открыться может, когда испытатель выйдет из порабощения билетам". [4] Проф. А. П. Лебедев. История Греко-Восточной Церкви. С. 476. [5] Εκκλησιαστική Άλήθεΐ3.1899- ° 47. Σελ. 437-442, ° 50. Σελ. 465-470. [6] Проф. А. П. Лебедев. Цит. соч. С. 460. [7] О западных школах будет впереди особая речь. Но приведем здесь, что говорит о католических студентах профессор нашей академии В. А. Соколов: "Католические семинаристы и студенты ходят по городу стройными вереницами, попарно, в сопровождении кого-либо из своих надзирателей или наставников. Наблюдая этих юношей, я невольно удивлялся царящей над ними дисциплине, их образцовому поведению при богослужениях и их замечательной, как видно, совершенно искренней и пламенной набожности. Попробуйте-ка наших студентов духовных академий одеть в рясы и водить парами по улицам! Трудно даже и представить себе, какой отчаянный протест и какие серьезные затруднения встретила бы эта попытка. А католический студент охотно подчиняется всему этому, потому что он дорожит своим духовным званием и гордится своей сутаной, как офицер своим мундиром... С гордостью носит свою сутану и пойдет в ней, не смущаясь, куда угодно". Поездка в Рим на Пасху юбилейного года. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902. С. 25-26.
08 / 08 / 2005 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Васька: Из жизни одного кота На перекрестке идей Сказка о трёх белых мишках Православие. Том 1 Утвержден план восстановления Сретенского монастыря Вопросы священнику: книга 6 И душа моя трепещет За иконой Верую!: Автобиографическая повесть Презентация книг издательства Сретенского монастыря Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Календарь «Святыни Православия» на 2009 год |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |