Иеромонах Симеон (Томачинский) На перекрестке идей. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 176 с. — (Кафедра). |
Приводим отрывок из книги.
ПРОПОВЕДЬ НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Внимательно изучая русскую историю, мы видим, что все ее главные вехи особым образом связаны с покровительством Божией Матери, а ключевые события нашей истории — с праздниками Царицы Небесной. Именно в этом смысле Россию называют Домом Пресвятой Богородицы.
Так, сегодняшний праздник Рождества Пресвятой Богородицы вошел в историю как день рождения русского национального самосознания. По мнению большинства наших историков, оно зародилось именно в битве на Куликовом поле, 625 лет назад.
Подобные сражения, решительным образом повлиявшие на формирование национального духа, известны в истории каждого народа. Так, для многострадального и жертвенного сербского народа это была битва на Косовом поле, о которой сложено множество песен и легенд. Святой царь Лазарь в своем видении накануне сражения предпочел Царство Небесное земным успехам. Для французов это была битва при Пуатье, когда Карл Мартель остановил экспансию арабов-мусульман. Примеры можно продолжать.
Куликовской битве, как мы знаем, предшествовало многолетнее татаро-монгольское иго, вызванное слабостью и раздробленностью страны. Но настало время, когда весь русский народ возжелал освобождения и стал готовиться к решительной битве. «Каждый ревновал служить Отечеству: одни мечом, другие молитвою и делами христианскими», — пишет Карамзин. Необыкновенное воодушевление охватило русских, которые шли на бой под предводительством великого князя святого Димитрия Донского, укрепляемые молитвой и благословением преподобного Сергия Радонежского.
Карамзин пишет об этом так:
«Димитрий, стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых осенним солнцем, — слыша всеобщие громогласные восклицания: “Боже! даруй победу Государю нашему!” и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут чрез несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, Димитрий в умилении преклонил колена и, простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на черном знамени великокняжеском, молился в последний раз за христиан и Россию; сел на коня, объехал все полки и говорил речь к каждому, называя воинов своими верными товарищами и милыми братьями, утверждая их в мужестве и каждому из них обещая славную память в мире, с венцом мученическим за гробом».
И вот битва началась. Князь Димитрий, «громогласно читая псалом: Бог нам прибежище и сила, первым ударил на врагов и бился мужественно, как рядовой воин». Народ же в это время «денно и нощно молился в храмах».
Но не все проявили себя достойно в исторический момент: среди русских нашлись изменники — им оказался князь Олег Рязанский, «жестокосердый в юности и зрелым умом обученный лукавству», как характеризует его Карамзин. Однако это предательство нимало не помогло Мамаю. Укрепляемые Божией помощью, русские войска самоотверженно сражались до победы. Сам князь Димитрий в битве был оглушен сильным ударом и лежал под срубленным деревом, но татарские войска бежали.
«Мамай, с высокого кургана смотря на кровопролитие, увидел общее бегство своих; терзаемый гневом, тоскою, воскликнул: “велик Бог христианский!” и бежал вслед за другими», — описывает эту битву Карамзин.
Это была блистательная победа — пусть и не закончилось на ней сразу ненавистное иго. Ключевский говорит, что государство Московское «родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты». В этой битве сформировалось национальное самосознание…
У каждого из нас бывает своя Куликовская битва. В своей душе мы видим безжалостное иго страстей, мы ведем непрестанную борьбу с «духами злобы поднебесной», исполняясь веры и надежды, что однажды нам удастся победить. И вот приходит время решительной битвы, когда необходимо собрать все душевные силы, чтобы дать решительный бой врагу. Но… сердце наше, сердце, как бывает почти всегда, сердце наше — предатель, готовый в самый ответственный момент сдаться неприятелю. Оно так долго уступало его лукавым внушениям, что в нем нет мужества стоять до конца. И только непреклонная воля к победе может пресечь эту измену. Но даже в этом случае победа возможна только с помощью Божией.
«Победа делает сердце героем», — говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). Пусть даже после нее продолжается иго — зато теперь мы знаем: враг силён, но не всесилен, а всесильны помощь Божия и заступничество Богородицы. Так происходит в нас рождение нового человека. Аминь.