Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемый Владыка Герман, многоуважаемый Вячеслав Викторович!
Дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа!
Знаменские чтения - это не какая-то бесплодная говорильня. Как мы знаем, «словом Господним небеса утвердишася», Словом Божиим создан мир. Так и мы своими словами созидаем мир вокруг себя. Главная цель нашей конференции - это прояснение смыслов. Как некогда Адам в раю поручил от Бога заповедь нарекать имена животным, так и мы призваны вернуть словам и понятиям их исконное значение.
Нынешние чтения посвящены историческому выбору святого равноапостольного князя Владимира, в этом году мы празднуем тысячу лет со дня его преставления. Также нынешний год официально объявлен в России «годом литературы».
Собственно, именно из литературы, из древнерусской литературы, мы узнаём о том, как проходило крещение Руси - об этом рассказывает преподобный Нестор Летописец в своей «Повести временных лет». Из литературы мы узнаём и о нашей истории, о наших героях и врагах, узнаём и о самом городе Курске. Как известно, первое упоминание о нем содержится в «Житии Феодосия Печерского» - замечательном памятнике древнерусской литературы.
Древнерусская словесность была всецело наполнена смыслами и ценностями православной цивилизации. Одно из самых ранних литературных произведений Древней Руси - "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона. Он был первым русским, негреческим митрополитом, поставленным на киевскую кафедру.
"Слово о законе и благодати" - это выдающееся произведение отечественной словесности, без которого не обходится ни один курс истории русской литературы. "Слово", не говоря уже о его литературных достоинствах, дает впечатляющую картину мировой истории в свете Промысла Божьего и показывает миссию Киевской Руси и Русской Церкви.
Первым оригинальным русским житием стало «Сказание о Борисе и Глебе». Впоследствиижитийная литература явилась самым популярным в народе жанром и дала множество замечательных произведений. Литература XIII-XV веков носила, главным образом, национально-патриотический характер, поскольку русский народ находился в то время под татаро-монгольским игом. Это и«Слово о погибели Земли Русской», и Повесть о житии Александра Невского, и «Повесть о разорении Рязани Батыем» и другие произведения. Именно литература поддерживала тогда моральный дух русского народа, помогала увидеть духовный смысл происходящего.
Древнерусская литература являлась важнейшей духовно-эстетической скрепой русского народа, выражала его заветные идеалы и чаяния, помогала сбережению русской цивилизации. Преемственно именно от древнерусской словесности происходит и наша великая литература «золотого века»: Пушкин, Гоголь, Лесков, Достоевский и другие.
Литература составляет важную часть культуры, а культура в свою очередь определяет самосознание народа, является наиболее ярким выражением его самоидентичности. Не случайно знаменитый американский социолог Самюэль Хантингтон, который ввел в оборот термин «столкновение цивилизаций», подчеркивал решающую роль культуры в глобальных геополитических процессах нашего времени. «Softpower», «мягкая сила», - так он называл культуру. Культурная идентичность - это решающий фактор в геополитическом противоборстве после окончания «холодной войны».
Ему вторит и другой американский властитель дум, Збигнев Бжезинский. Вот что он пишет в свой книге «Выбор: мировое господство или глобальное лидерство» о значении культуры: «Вдохновляемая Америкой глобальная культурная революция… изменяет социальную мораль, культурные ценности, личные вкусы, сексуальное поведение и материальные запросы молодого поколения почти всего мира… Движимая этой притягательной силой, Америка стала «внеплановым» и политически неуправляемым средством культурного соблазна, который просачивается, захватывает, меняет поведение и, в конечном счете, духовную жизнь все более значительной части человечества».
На мой взгляд, трагедия на Украине произошла именно вследствие потери своей культурной идентичности. А затем и неизбежной утраты понимания православной цивилизации. Украинский народ стал мыслить в категориях национальных, местечковых, забыл о своей принадлежности к православной цивилизации.
А с чего это начиналось? Вначале в школах практически перестали изучать русскую литературу, даже Гоголя проходили кратко в курсе зарубежной литературы. По результатам социологического опроса 2013 года, половина украинцев вообще не читает книг. В Киеве, куда мне приходилось довольно часто приезжать в 2008-2013 годах, книжных магазинов практически не оставалось, а в тех, которые работали, ассортимент был просто ничтожным.
Именно поэтому в 2009 году мы осуществили проект издания Полного собрания сочинений и писем Гоголя в 17 томах, которое параллельно вышло в Москве и Киеве, это было российско-украинское издание, которое выходило по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Но таких усилий было совершенно недостаточно, и Украина, к сожалению, утратила сознание своей принадлежности к великой православной цивилизации. Произошло то, о чем еще за 20 веков до Самуэля Хантингтона говорилось в Евангелии - "конфликт цивилизаций»: «Восстанет народ на народ и царство на царство» (Мк 13:8). И не только конфликт, но и раскол цивилизации: «Предаст же брат брата на смерть и отец - детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк 13:12).
Но в истории Украины такое уже случалось - об этом рассказывает повесть уже упомянутого Гоголя «Тарас Бульба». Ведь в ней казаки, при всех своих недостатках, предстают прежде всего защитниками православной веры, православной цивилизации. А тот самый «культурный соблазн», о котором пишет Бжезинский, воплощается в образе прекрасной полячки, сводящей с ума одного из сыновей Тараса Бульбы, Андрия…
Русская литература - в образах Татьяны Лариной у Пушкина, Лизы Калитиной у Тургенева, Платона Каратаева у Толстого, старца Зосимы и Алеши Карамазова у Достоевского и множестве других - дала нам потрясающие примеры воплощения христианских идеалов в жизни. Ведь если необычайно важно читать о нравственных императивах в Евангелии или святоотеческой литературе, то важно и уметь распознавать их в живой ткани бытия, в наших повседневных встречах и заботах. А здесь незаменимым помощником выступает как раз художественная литература, отражающая жизнь во всем ее многообразии.
Главные христианские качества: жертвенная любовь, смирение, мужество, вера, оптимизм - все это мы находим в героях русской литературы, всему этому мы учимся у них, и они, порой неосознанно для нас самих, становятся нашими героями и образцами. Именно на них, литературных героев: на Алешу Карамазова и Татьяну Ларину, на князя Мышкина и Наташу Ростову, - а не на суперменов из голливудских боевиков, мы ориентируемся, когда хотим поступать по-христиански.
Русская литература оставила нам и глубокое творческое, художественное осмысление евангельских заветов. Например, в эти дни Великого поста мы часто вспоминаем замечательные строки Пушкина из его стихотворения «Отцы-пустынники»:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже,
прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет
осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Русская литература помогала сберечь эти идеалы и в советское время, когда шла безжалостная борьба с Церковью, разрушение традиционной морали, попытка вырастить нового обезбоженного человека. И в наше время русская литература остается одним из главных хранителей христианских ценностей в мире, где все больше царствуют гедонизм, потребительство, пошлость.
Если мы хотим сохраниться как народ, сберечь свою православную цивилизацию, остаться верными евангельской правде, то главным нашим помощником в этом деле всегда была, есть и будет великая русская литература.