Любовь покрывает все... Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского/ авт.–сост. диакон Георгий Малков, П. Ю. Малков. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 400 с. : ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века») |
Старец Михаил провел почти всю свою монашескую жизнь в стенах Валаамской обители — сначала на островном Старом Валааме, а затем и в Новом (в лесах Северной Финляндии). Оказавшись за рубежом, он по милости Божией смог все‑таки в конце концов осуществить то, чего так жаждала душа его на протяжении четырех десятилетий (в период, когда Валаамская обитель в результате большевистского переворота 1917 года была отторгнута от России и Матери — Русской Церкви), — вернулся в 1957 году на Родину и, прожив еще четыре года в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (который называл раем духовным), упокоился от праведных трудов своих в древней земле Святой Руси — в «Богом зданных» монастырских пещерах.
Печерская обитель осталась благодарна ему за доброе научение ее послушников и монахов той поры духовным основам истинного монашества, за поддержание в ней иноческой традиции постоянного творения Иисусовой молитвы, за искреннюю любовь к братии и за мудрый, опытный его подвиг старчества, так много способствовавший делу спасения всех приходивших к нему иноков и мирян.
Изначально будучи на иноческом своем пути склонным к отшельничеству и к исихастскому внутреннему безмолвию[1], старец Михаил со временем стал фактически затворником, наподобие святителя Феофана, Затворника Вышенского (оба одинаково осуществляли свой затворнический подвиг в условиях монастырей с общежительным иноческим уставом, что, естественно, значительно усложняло их задачу).
Более тридцати лет, до самой кончины, старец жил или в отдаленных валаамских скитах, или в одиночной келье, где каждый день (!) служил Божественную Литургию, старясь никуда не выходить и даже не посещая общей трапезы (ел он вообще очень мало; если же ему приносили еду, как это бывало в Ново-Валаамской обители, когда он был уже весьма преклонного возраста, то обычно ее оставляли в коридоре под дверью его кельи).
Стремление к подобному отшельничеству даже в условиях общежительного монастыря было для него вполне естественным, ибо он всегда стремился к тому, чтобы молитвенное делание охватывало его душу целиком (отец Михаил именно это наряду с исполнением заповедей Божиих собственно и считал, вслед за многими великими подвижниками православного иночества, истинным смыслом и содержанием монашества). А такой, по возможности предельный, уход в молитву имел, естественно, своим следствием не только своего рода внутренний затвор души старца Михаила, но и стремление его к максимальному освобождению от «дел плоти» — по слову столь почитаемого и столь любимого им (часто им цитировавшегося) преподобного Исаака Сирина: «Кто возлюбит сии заповеди и воспользуется ими по чину, для того необходимым сделается освободиться от многих человеческих дел, то есть совлечься тела и быть вне его, так сказать, не по естеству, но по потребности»[2].
В то же время старец Михаил всегда ставил во главу всей своей жизни прежде всего евангельскую любовь как основной смысл благой вести Христовой и как единственное Божественное задание любому человеку, по сути, вбирающее в себя все остальные. Именно поэтому отец Михаил порой вполне сознательно нарушал столь дорогое ему затворничество — но единственно ради служения ближним, — когда осуществлял подвиг старческого окормления[3], духовного водительства ко Христу своей паствы — как менявшихся его учеников-послушников, так и постоянных его духовных чад (и мирян, и монашествующих — особенно же инокинь тайного пострига, десятилетиями помогавших своим трудом Валаамской обители не только в России, но и по переезде монастыря в глубь Финляндии).
Преимущественно как раз эти инокини и донесли до нас драгоценные сведения о жизни своего досточтимого аввы — одного из самых замечательных подвижников прошлого века. Но, пожалуй, еще важнее для нас то, что они сохранили в памяти (и даже в свое время записывали, чтобы затем передать и нам) живые слова старца — и о самом себе, и о трагических для Валаама событиях, имевших место во время обновленческой смуты в обители в 1920–1930‑х годах, и о правде Божией, и о спасительных путях христианской жизни в целом, и о путях истинного монашества, утвержденного на непоколебимом завете творения Иисусовой молитвы.
Старец Михаил был подлинным исихастом-безмолвником в истинно древнеаскетическом понимании исихии, то есть не как просто внешнего «молчальничества», безмолвия, но «молчания внутреннего» — как мирного, бесстрастного устроения души и ничем не обуреваемого ума человеческого[4], погруженного во внутренне же звучащие слова молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Все кратко сказанное здесь и позволило тем, кто писал ранее об иеросхимонахе Михаиле, назвать его великим старцем Валаамским и Псково-Печерским. И он поистине был для многих той евангельской свечой Божией, которую никто не покрывает… сосудом, — но чтобы все к нему входящие видели свет (Лк 8, 16) Господней любви, явленной и через него, смиренного раба Божия инока Михаила.
С благодарностью памятуя его дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес 1, 3), предпринимаем ныне наиболее точное и полное на сегодня издание, посвященное жизнеописанию старца, уделяя при том особое внимание и его учительному наследию — духовным советам, которые давал он порой как иночествующим, так и мирянам.
В этой книге впервые публикуются и записи бесед отца Михаила о христианской жизни, изданные ранее на английском языке русским эмигрантом революционной поры (одним из валаамских паломников и почитателей старца), но в России никогда прежде не печатавшиеся.
Все это, безусловно, принесет немалую духовную пользу читателям, познакомив их с правдивым образом еще одного православного подвижника благочестия XX века, но главное — с его духоносным, опытным пониманием самого смысла и цели подлинного христианства, истинно евангельского содержания православного иноческого подвига и смиренной сути благодатного, строгого, но всегда срастворенного любовью Христовой старчества.
Вообще само старчество постоянно являлось как бы второй натурой отца Михаила, который, зная многое о вере и постоянно изучая святоотеческое наследие (особенно в области православной аскезы), а потому и возрастая духом в христианской любви, никогда не мог отказать вопрошавшим у него о правых, верных путях ко спасению.
Поэтому представляется естественным предварить рассказ о самом старце словами о том, что понимали и понимают под истинным старчеством наиболее духовно опытные иноки тех двух монастырей, с которыми его связала жизненная судьба, — как Валаамского, так и Псково-Печерского, — чьи молитвенные, духовнические и наставнические традиции он так достойно продолжил в своем смиренном иноческом житии.
***
СОДЕРЖАНИЕ
-
ВВЕДЕНИЕ
- О православном старчестве
- Валаамские старцы в Псково-Печерской обители
- О монахине Марии (Стахович), составительнице «начального» жизнеописания отца Михаила, о ее записках и других источниках биографии старца
-
I «ВСЕХ
ЛЮБЛЮ — ВСЕХ БЕГУ…»
- Жизнеописание иеросхимонаха Михаила, великого старца Валаамского и Псково-Печерского
- Детство и годы юности. Поиски воли Божией
- На военной службе. Прибытие на Валаам и начало иноческого пути
- От послушничества к иеромонашеству: «Божий Промысл управляет всем!»
- «Мрачная пора»: обновленческая «календарная смута»
- Исповедники канонической православной пасхалии — отец Михаил Старший и отец Тимон (старец Михаил Младший)
- Новый Валаам. Принятие отцом Тимоном схимы. Тайные монахини — духовные чада старца
- Случаи чудесной помощи духовным дочерям отца Тимона (Михаила) по его молитвам
- О братских взаимоотношениях старца Михаила с другими иноками Валаама
- Домой, в страдающую Россию!
- О духовных причинах ухода старца Михаила из Ново-Валаамского монастыря
- Возвращение на Родину. Старец Михаил в Псково-Печерской обители
- О продолжающемся молитвенном общении со старцем Михаилом после его кончины
-
II ИЗ
МОНАШЕСКОГО ОПЫТА СТАРЦА МИХАИЛА
- Поучения, письма, наставления иночествующим
- Из поучений иеросхимонаха Михаила
- Из писем старца Тимона (в схиме Михаила)
- Из кратких наставлений иночествующим
- «Сказочка о Правде» отца Михаила
-
III ДУХОВНЫЕ
БЕСЕДЫ СО СТАРЦЕМ
МИХАИЛОМ
- О паломнике С. Н. Большакове
- и его встречах со старцем Михаилом
- в Ново-Валаамском
- и Псково-Печерском монастырях
- ЧЕТЫРЕ БЕСЕДЫ СО СТАРЦЕМ МИХАИЛОМ (1954 г.)
-
Беседа
первая
- 1. Начало беседы
- 2. Молитва об умерших
- 3. Промысл Божий
- 4. Жизнь внутренняя
- 5. Молитва
- 6. Епитимья [О покаянии]
- 7. Книга отца Софрония [о преподобном Силуане Афонском]
-
Беседа
вторая
- 1. «Это приходит от Меня»
- 2. Царская Семья
- 3. Великая добродетель
- 4. Об исповеди
- 5. Мистические состояния
- 6. О ежедневных церковных службах
-
Беседа
третья
- 1. Блаженная долина слёз
- 2. Ежедневное служение Литургии
- 3. Частое Причащение
- 4. Воля Божия
-
Беседа
четвертая
- 1. О мирном состоянии души
- 2. Как достичь спокойствия души
- 3. Совет преподобного Серафима отцу Тимону Надеевскому
- 4. О безмолвии
- Еще о необуреваемом мире души, или о внутреннем безмолвии (дополнение к беседе четвертой)
- Завершение паломничества
- 1. Присутствие на Божественной Литургии,
- совершённой отцом Михаилом
- 2. Отъезд из Нового Валаама
- 3. Личность отца Михаила
- Заключение
-
IV
ПРИЛОЖЕНИЯ
- 1. «Автобиография» иеросхимонаха Михаила
-
2. О кончине
иеросхимонаха Михаила
Сообщение о. наместника Псково-Печерского монастыря, Архимандрита Алипия (Воронова) - 3. Письменные свидетельства валаамских иноков о «календарной смуте»
- 4. О «старой» и «новой» пасхалиях
-
1. Из беседы
Святейшего Патриарха Сербского, Архиепископа
Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого
Павла
«Неизменность канонов и жизнь современного человека в Церкви» (июнь 1990 г.) -
2. Из проповеди Его
Высокопреосвященства, Митрополита Ташкентского и
Среднеазиатского Владимира (Икима)
«Слово в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев» (28 июня/11 июля) - 5. О духовно-аскетических истоках молитвенного подвига старца Михаила Затворника
- 1. Об исихазме и исихастах
- 2. Преподобный Исаак Сирин о безмолвии и молитвенных слезах
- Из «Слов подвижнических» преподобного Исаака Сирина (о достижении «области слёз», о безмолствующих и духовной молитве)
Книгу можно приобрести в
магазине московского Сретенского
монастыря.