Вопрос:
Прошу разъяснить слова Спасителя "сыны свободны" (Мф.17:27).
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
На содержание Иерусалимского храма необходимы были средства. Еще во время существования Скинии, Закон Моисеев устанавливал, чтобы каждый иудей мужского пола старше 20 лет платил ежегодный налог в половину сикля в качестве приношения Господу (Исх.30:13-14). Это равнялось двум греческим драхмам, поэтому налог называли дидрахма. Во всех городах и весях Палестины в первый день месяца Адара (по нашему календарю – март), объявлялось о том, что наступило время уплаты налога. Налог начинали платить с 15-го числа в специально установленных пунктах. Если к 25-му числу адара налог не был уплачен, то внести можно было только при Храме. В Капернауме сборщики обратились к Петру с вопросом: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? (Мф.17:24). Из ответа видно, что Иисус платил налог. Когда Петр сказал об этом Иисусу, Он воспользовался этим, чтобы исповедать Свое Богосыновство: когда царь вводит налог для своих подданных, он не накладывал его на свою семью (на царских сынов), так как на содержание его дома и делался сбор. В данном случае сбор делался для дома Господня. Иисус же был Сыном Божиим. Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. 2:49). Господь сказал: сыны свободны, потому что не может распространяться на Сына обязанность платить налог, который собирался на дом Его Отца. Однако Иисус решил не подавать повод для соблазна. Он повелел апостолу Петру: пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя (Мф.17:27).
27 октября 2006 г.