Православие.Ru
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
   

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск

КТО ЗАИНТЕРЕСОВАН В ВИЗИТЕ ПАПЫ В ГРЕЦИЮ

Фото: НТВ

24 января многие информационные агентства сообщили, что в ходе своего официального визита в Италию президент Греческой республики Константин Стефанопулос пригласил Римского понтифика посетить Грецию.

Это сообщение стало полной неожиданностью как в самой Греции, так и за ее пределами. Даже греческих журналистов, которые сопровождали делегацию, оно застало врасплох. Также этот вопрос до сих пор содержит в себе много неясного, как например, было ли приглашение подготовлено заранее или его идея возникла спонтанно.

События же развивались следующим образом. В конце своей беседы с Папой, которая продолжалась около получаса и во время которой обсуждались такие темы как греко-турецкие отношения, кипрская проблема и, по словам греческих информсообщений, "религиозные вопросы", президент Стефанопулос пригласил Папу посетить Грецию со словами: "Вы желанный гость в Греции, мы ждем Вас в Афинах. Вам нужно лишь сообщить нам, когда Вы желаете осуществить свой визит". Папа, поблагодарив президента, на некоторое время задумался и сказал: "Я подумаю над этим". Затем он попросил президента объяснить ему позицию Элладской Церкви по данному вопросу, которую, по его словам, он не может себе уяснить.

В тот же день в сообщении, изданном Ватиканом, было сказано об "официальном приглашении" (formale invito) Папы в Грецию, сделанном президентом Стефанопулосом. При этом, однако, не указывались конкретные даты, но говорилось, что визит может состояться "однажды".

Между тем, замминистра иностранных дел Греции Григорий Ньотис, сопровождавший президента, сразу же дал понять, что официального приглашения Папе со стороны Греческого правительства не существовало, и это была исключительно инициатива президента. Здесь следует заметить, что президент в Греции исполняет лишь протокольные функции, а власть сосредоточена в руках правительства во главе с премьер-министром.

Поскольку все эти заявления вызвали множество самых противоречивых схолий, вечером того же дня президент собрал пресс-конференцию, на которой дал следующие объяснения: "Я президент, глава государства,.. и не могу осуществить официального визита в Ватикан без того, чтобы не направить приглашения..." Он сказал также, что пригласил Папу как главу государства Ватикан, а не как главу Католической Церкви.

Позже с заявлением выступил министр иностранных дел Греции Георгий Папандреу, который выразил свое полное согласие с приглашением, сделанным президентом республики, заявив между прочим: "Это дипломатичное приглашение, которое не имеет церковного характера".

Между тем, сам Ватикан, судя по всему, не желает, чтобы Папа приезжал в Грецию как глава государства, но как глава Католической церкви. Как неоднократно заявлялось, желание папы - осуществить паломничество по местам, связанным с апостолом Павлом. Также, судя по всему, Ватикан желает прежде добиться согласия Элладской Церкви на приезд понтифика. Это дал понять и сам Папа во время беседы с президентом Стефанопулосом. Об этом же заявили представители Католической церкви в Афинах.

Что касается реакции Афинского Архиепископа, то он занял выжидательную позицию и воздержался от пространных комментариев. Он, в частности, заявил: "Папа, когда едет куда-нибудь, имеет двоякий статус, то есть одновременно статус главы государства и главы Римо-католической церкви. Если он желает применить то же самое в отношении Греции, тогда он должен обратиться как к государству, так и к Церкви". Пока же, по словам Архиепископа, "со стороны Ватикана в адрес Греческой Церкви не было послано официального запроса, в котором бы выражалось желание папы посетить Грецию". Далее Архиепископ сказал, что когда такой запрос будет направлен, он будет положенным порядком рассмотрен Греческим Синодом.

Подобное развитие событий, и прежде всего непоследовательность в позиции правительства, которое сначала, в лице замминистра иностранных дел, говорит о том, что официального приглашения не было, а затем устами министра иностранных дел подтверждает приглашение, дает основание предположить, что речь, возможно, идет не о запланированном шаге, а о собственной инициативе президента, которую тут же поддержало греческое правительство, и поддержало с одной целью - иметь еще одно средство давления на Афинского Архиепископа, с которым оно ведет по сути негласную войну.

    См. также:
НАЧАВ С "ГРАФЫ О ВЕРЕ", ВЛАСТИ ГРЕЦИИ НАМЕРЕНЫ ПЕРЕЙТИ К ВОПРОСУ О СОБСТВЕННОСТИ ЦЕРКВИ

120-ТЫСЯЧНЫЙ МИТИНГ ПРОТЕСТА В САЛОНИКАХ: ГРЕЦИЯ И ЦЕРКОВЬ ЕДИНЫ!

 

Вообще, произошедшее в Риме является еще одним свидетельством о притеснениях, которые осуществляет греческое правительство в отношении Православной Церкви. Отношения между государством и Церковью в Греции находятся в сложной фазе. Правительство, судя по всему, пытается изменить роль Православной Церкви в греческом обществе, отодвинув Церковь на периферию общественной жизни. Одна из целей нынешнего греческого правительства - создание секулярного общества, с минимальным присутствием в его жизни Церкви.

В рамках этой политики следует рассматривать и возникший в недавнее время вопрос об удостоверениях личности, из которых правительство в одностороннем порядке, не посоветовавшись с Церковью и обществом, решило изъять пункт о религиозной принадлежности. За этим знаковым шагом, по мнению большинства экспертов, скрывается целая программа по медленному вытеснению Церкви из общества, превращению ее в своеобразное гетто. Именно этим попыткам противостала Греческая Церковь, когда начала борьбу за то, чтобы оставить в удостоверениях личности пункт о религиозной принадлежности. С этой целью Церковью было объявлено о начале собирания подписей за проведение референдума по данному вопросу. Результаты этой кампании показывают поддержку большинства греческого народа той борьбы, которую ведет Церковь. Следующим этапом должно стать проведение референдума, на котором должен быть окончательно решен вопрос о "религиозной графе" в удостоверениях личности.

По всей видимости, понимая, что инициатором приглашения Папы в Грецию является правительство и что эта инициатива имеет целью оказать на него давление, Архиепископ воздержался от каких-либо резких заявлений и занял выжидательную позицию. Теперь, по всей видимости, многое будет зависеть от Ватикана - а именно, захочет ли Папа пойти на конфликт с Элладской Церковью и приехать в Грецию в качестве главы государства, а не церкви, воспрепятствовать чему Афинский Архиепископ вряд ли будет иметь формальные основания.

Смотри также:

Новости:
Обнародован текст письма Предстоятеля Украинской Церкви к Папе Римскому (23 января)

Украинская Православная Церковь призывает Папу Римского отложить визит в страну (23 января)

Православные верующие Украины считают, что визит Папы Римского в Киев может осложнить религиозную ситуацию в регионе (29 декабря)

Визит Римского Папы на Украину намечен на 21-24 июня 2001 года (30 ноября)

Кучма направил повторное приглашение Римскому Папе посетить Украину (19 сентября)

Католики не считают Православную Церковь сестрой (2 сентября)

Аналитика:
Интервью:
Документы истории:

Ссылки по теме:

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU