Вопрос:
Батюшка, недавно узнал, что чин Литургии св. Иоанна Златоустого (как и св. Василия Великого) является плодом последовательных сокращений "ради немощи человеческой" Литургии св.Ап. Иакова. Хотел бы узнать, было ли утверждено такое сокращение на Вселенских Соборах, и что из чинопоследования Литургии установлено Самим Спасителем? Когда и кем были установлены Священнодействия на Проскомидии? Вопросы не праздные, т.к. в разных церквях проведение Литургии внешне отличается в деталях (место проповеди сразу после чтения Евангелия или в конце, молебен с водосвятием до или после отпуста, допустимость исповеди в ходе Причастия и др.), но ведь Литургия - важнейщее из Таинств.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Когда речь идет о Литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, то имеются ввиду Анафоры (греч.- возношение) – молитвы, после которых предложенные на престоле хлеб и вино достойно называются Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Сам же чин с определенными обрядовыми построениями (праздничной торжественностью Малого и Великого входа) , песнопениями и молитвами формировался постепенно в течении нескольких веков. Это соборное литургическое творчество Церкви.Совершенно ясно, что Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…»), которое поется перед чтением Апостола, могло войти в Литургию только во второй половине V века. Его впервые услышал от ангелов мальчик, поднятый в воздух во время молебна по случаю страшного землетрясения в Константинополе в 447 г. Песнопение третье антифона «Единородный Сыне…» принадлежит св. правоверному царю Юстиниану, который умер в 565 году. Херувимская песнь в том виде, в каком она нам известна, составлена не ранее VI в. После блаженной кончины великого святителя были введены и некоторые другие части чина Литургии св. Иоанна Златоуста.
Мнение, что Литургия свят. Василия Великого является сокращением Литургии св. апостола Иакова в настоящее время учеными-литургистами не поддерживается. Источником этого утверждения было «Слово о предании Божественной литургии». Долгое время оно приписывалось св. Проклу, патриарху Константинопльскому (434 - 446), однако сейчас доказано его более позднее происхождение.. «Впрочем, гипотеза была поколеблена еще в начале нашего столетия учеными, которые доказывали, что в истории анафорам вообще было свойственно постепенное развитие их текста, а не сокращение» (Н.Д.Успенский. Византийская литургия. Анафора, М., 2003, с. 280).
Таинство установил Сам Спаситель. В евхаристический канон вошли Его слова, которые Он произнес на Тайней Вечери: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26); «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (26:28).
О Проскомидии. Чин совершения ее, содержащийся в наших служебниках, перешел из поздневизантийских чинопоследований. Складывался он постепенно путем добавлений. Рукописные служебники XI – XII веков отражают постепенное усложнение порядка совершения проскомидии. Процесс этот продолжался и позже. Например, прободение Агнца со словами «Един от воин копием ребра Его прободе…» появляется в служебниках XIV – XV веков.
8 декабря 2003 г.