Вопрос:
Почему раскол 17 века словно замалчивается? (Я говорю не о "капитонах" и прочих "бабушкиных согласиях", а самом сильном старообрядческом направлении - РПСЦ или т.н. Белокриницком согласии). Почему практически не издается книг, посвященных этому времени, и тем проблемам, которые разъединили русский народ? Как относиться к Библии Острожского издания? Насколько она более точная в плане духовном?
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
О старообрядческом расколе к настоящему времени составилась целая библиотека книг и статей. Приведу некоторые: В.В.Андреев. Раскол и его значение в народной русской истории, СПб., 1870; А.К.Бороздин. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке, 2-е изд., СПб., 1900; Макарий (Булгаков), митрополит. История русского раскола, известного под именем старообрядчества, 3-е изд.,СПб., 1889; М.В.Зазыкин. Патриарх Никон и его государственные и канонические идеи, тт.1-3, Варшава, 1931-38 (репринт – М.,1997); С.А.Зеньковский. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века, М., 1995.
Острожская Библия (1581 г.) – первое печатное издание Священного Писания на славянском языке. Князь Константин Константинович Острожский хотел дать православным людям доступный славянский библейский текст. Она ближе к греческому переводу (Септуагинте), чем Геннадиевская Библия. Содержавшиеся в Острожской Библии недостатки были устранены в Елизаветинском издании.
17 марта 2004 г.