|
Православие.RU |
Общество
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Православная Европа. Статья 2
|
Церковь в Фару |
Когда мы подъехали к церкви, я не мог скрыть своего удивления. Красивый, белоснежный храм с аккуратным двориком, огороженным забором. Возможно ли такое? Все-таки мы не в России и не в Беларуси, а на Западе, где отдельно стоящий храм – редкость для православной общины. Тем более в провинциальном городке с населением в 42 тысячи человек.
– Это здание католический церкви святого Амаро, – объяснил мне отец Иоанн. – Католическое богослужение совершается здесь только раз в году, 15 января, на праздник святого Омара. Поскольку церковь пустует, католики предоставили ее нам для совершения православных богослужений. Первую литургию в этом храме мы отслужили в 2005 году, на праздник Входа Господня в Иерусалим.
Справка. Православный приход в Фару был основан в 2003 году благодаря стараниям священника Иоанна Гербовецкого. Отец Иоанн (по национальности молдаванин) – выпускник Кишиневской духовной академии. Рукоположен в иереи в марте 1998 года. Более трех лет служил в Молдавии. В мае 2001 года приехал в Португалию. В 2002 году получил благословение на организацию православного прихода в Фару.
– Я приезжал сюда, беседовал с местным католическим епископом, искал тех людей, которым была нужна православная церковь, – говорит отец Иоанн. – Денег не хватало, порой приходилось ночевать на вокзале. Прихожан вначале было мало. Потом, когда дал объявление в лиссабонской русскоязычной газете «Слово», прихожан стало больше. О местной газете «Маяк» я тогда не знал.
Первая литургия в Фару была отслужена 12 октября 2003 года. На литургии в числе молящихся присутствовала Инга Варваренко – нынешняя староста прихода.
Инга Варваренко |
Престол и жертвенник для церкви были сделаны в Португалии, Евангелие пожертвовали из Украины, ковры привезли из Молдавии. Иконы в церкви – из Киева, Пскова, Греции.
– Слава Богу, все это приобреталось благодаря пожертвованиям прихожан, – подчеркивает Варваренко. – Многие люди, которые здесь тяжелым трудом зарабатывают себе на хлеб, работая шесть дней в неделю на стройках, с радостью дают деньги на покупку икон. И даже спрашивают, не нужно ли еще пожертвовать на новую икону.
Среди прихожан церкви преобладают русские, украинцы и молдаване. На воскресной литургии молится, как правило, 50 человек. На Пасху приходит гораздо больше – около тысячи. Жаль, конечно, что для большинства из них церковь остается только местом освящения пасхальной пищи.
Службы в Фару совершаются регулярно, каждые выходные. В субботу вечером – всенощное бдение, в воскресенье – Божественная литургия. Если же отец Иоанн в отъезде, то служат сами прихожане – мирским чином. Верующие в любом случае не остаются без молитвы в воскресный день.
Поездки батюшки связаны, главным образом, с тем, что ему приходится окормлять еще два прихода – в городе Кашкайш, что в 30 километрах от Лиссабона, и на острове Мадейра.
– Приход в Кашкайше, названный во имя святителя Иоанна Златоуста, чисто молдавский, – говорит отец Иоанн. – Дело в том, что есть молдаване, не понимающие русского языка, особенно те, кто получил образование после распада Советского Союза. Но они не теряли связь с Русской Православной Церковью, они хотели оставаться в Русской Церкви. В то же время им требовалось духовное окормление на родном языке. Вот эти люди, зная, что я здесь, в Португалии, просили меня, чтобы я служил им на молдавском.
В Кашкайше отец Иоанн служит раз в месяц – всенощное бдение (в субботу вечером) и литургию (в воскресенье утром). На службу приходит, как правило, около ста человек.
– Конечно, мы служим на молдавском, – подчеркивает батюшка. – Но если я вижу, что на службе есть русские, то стараюсь малую ектению или какую-нибудь молитву читать на церковнославянском, чтобы те люди, которые пришли, не остались без внимания и поняли хотя бы часть богослужения.
В отличие от Кашкайша, на Мадейре прихожан значительно меньше: там на службы собирается 25–30 человек, а иногда (очень редко) – около 40. От Лиссабона до острова примерно 1000 километров. Приход многонациональный: русские, молдаване, украинцы. Он носит имя святителя Спиридона Тримифунтского и находится в столице острова – городе Фуншал.
– На Мадейру я обычно летаю раз в два месяца, на несколько дней, как правило, с пятницы до воскресенья, – объясняет отец Иоанн. – Первое богослужение на острове было совершено 16 апреля 2006 года. Сначала нам предоставляли лютеранскую церковь, сейчас дают католическую. Что интересно, это первая церковь, построенная на острове еще в 1425 году. В XVII веке эту деревянную церковь перестроили в каменную, сохранив архитектуру. И вот сейчас мы там служим.
Отрадно, что Православная Церковь Христова озаряет светом Истины самые отдаленные уголки Европы.
Напоследок я поинтересовался у Инги Александровны, есть ли отличия в жизни православного мирянина в Португалии от жизни мирянина в России.
– Да, – ответила она. – Здесь ты находишься наедине с Богом, читаешь литературу, Евангелие. Когда ты приходишь в храм, то встречаешься с людьми, которые нуждаются в Боге. В России же можно наткнуться на привычку, формальную обрядность. Там это зачастую как мода – ходить в Церковь.
Иерей Иоанн и диакон Гавриил |
По словам отца Иоанна, работа эта довольно утомительная и отнимает у него много времени.
– Но ведь вас могут отправить в рейс и в субботу, и в воскресенье, – поинтересовался я, размышляя о том, что такой график может запросто сорвать богослужение.
– Сейчас нет, – ответил батюшка. – Раньше такое было, из-за чего я много раз оставлял работу. Но потом мне пошли навстречу.
Да, непросто православному духовенству в Португалии, подумалось мне. Целую неделю выматываешься, крутя баранку, не спишь ночами, а на выходных – подготовка к богослужениям, исповедь и сама служба. На отдых времени почти нет. Наверное, только огромная преданность Святой Церкви и Божия помощь дают силы отцам Иоанну и Гавриилу нести свой нелегкий крест.
В Лиссабон мы приехали рано утром. Около 5.00 я был уже в гостинице. Крайне утомленный всеми переездами, я, прочитав молитвы на сон грядущим, отправился спать. А город в это время начинал просыпаться.
Лиссабон
Церковь в Лиссабоне |
Всехсвятский приход расположен недалеко от Центрального железнодорожного вокзала. И хотя в руках у меня была карта, я никак не мог сориентироваться в хитросплетении лиссабонских улиц. Только увидев (неожиданно для себя) белый храм с надписью «Христос Воскресе» (как раз был период между Пасхой и Вознесением), я понял, что вышел к русской церкви.
Отец Арсений меня уже ждал. Благословив белорусского гостя, батюшка вспомнил о Елисаветинском монастыре, что под Минском.
– Они большие благотворительницы, – заметил отец Арсений. – Мы у них много чего покупаем, а потом бесплатно раздаем. Мы торговлю полностью искоренили.
– То есть как это искоренили? – не понял я.
– В церкви искоренили. У нас все бесплатно, даром. Все, что вы видите: книги, иконы, свечи – можете взять себе даром.
– За пожертвование?
– Нет. Никаких ценников, никакой казуистики, что мы, мол, поставили ценник и это, дескать, примерная сумма пожертвования. Рядом стоит ящик – бросай, сколько хочешь. Никто не смотрит.
– Но не приносит ли это финансовых проблем? – не перестаю удивляться я.
– Нет. Господь открыл окна небесные и изливает на нас благословение до избытка. Мы сначала сделали книги и иконы бесплатными и увидели, что доход церкви увеличился. Люди откликнулись.
– Мы должны избегать перекосов церковной жизни, накопившихся за синодальную и советскую эпохи, – подчеркивает отец Арсений. – Кроме того, половина прихожан у нас – безработные. Перебиваются кое-какими заработками, кто-то ездит на заработки в Испанию.
– Ну и как же существует приход, если половина прихожан – безработные? Наверное, и пожертвований особых нет, – допытываюсь я.
Иеромонах Арсений (Соколов) |
Надо заметить, что десятину многие и так приносят, а церковный совет уже решает, что с ней делать. Помогаем голодным, нищим, бездомным, что-то делаем в церкви, покупаем литературу, покупаем или делаем сами из воска свечи.
– Венчание и крещение у вас тоже бесплатно?
– Естественно. Торговать таинствами – это кощунство, это хуже, чем симония. Когда вывешивают ценники на крещение, венчание – это ужас, это, по сути, торговля тем, что Церковь получила бесплатно, – заключил отец Арсений.
Справка. Иеромонах Арсений (Соколов) родился в Костромской области. Детство и молодость его прошли в Сибири. Год учился в Рижском летно-техническом училище, затем служил в армии. После армии уверовал, принял святое крещение. Поступил в Томский университет (по специальности «История»), но ушел с четвертого курса, чтобы полностью посвятить свою жизнь Церкви. Принял монашество, поступил в Московскую духовную семинарию. Затем продолжал учебу в Московской духовной академии и Библейском институте в Риме. В 1992 году рукоположен в иеродиаконы, а в 1997 году – в иеромонахи.
Свои диаконские и священнические послушания отец Арсений проходил в Красноярской епархии, неся миссионерское служение среди малочисленных народов Севера, а также среди заключенных. В 2001 году он получил назначение в Мадрид, а в 2003 году по решению Синода был переведен в Португалию.
– Конечно, я бывал в Португалии и до своего официального назначения сюда, – говорит отец Арсений. – Первый раз приехал в Лиссабон 3 января 2002 года, никого не зная. Приехал и стал искать соотечественников. Встретился с российским консулом – тогда здесь нес консульскую службу Николай Аверьянович Санников. Он меня тепло принял. Потом я совершил небольшую экскурсию по городу и ночным поездом уехал обратно.
Позже меня разыскали верующие из городка Алканена, это километров 70 к северу от Лиссабона. Я с ними встретился, отслужил молебен, провел беседу евангелизационного характера.
Следует заметить, что в Лиссабоне уже существовал русский приход, юрисдикционно принадлежавший РПЦЗ. Своего священника у них не было, поэтому службы эпизодически совершал батюшка, приезжавший из Парижа.
– И вот некоторые члены этого прихода решили, что настало время предпринимать усилия для открытия прихода Московского Патриархата, – рассказывает отец Арсений. – Ведь в португальской диаспоре нет политического противостояния: большинство приехало сюда в последние годы по сугубо экономическим мотивам. Люди искали связи с той Церковью, в которой они были до эмиграции, – с Московским Патриархатом. Летом 2003 года, на праздник Всех святых, архиепископ Корсунский Иннокентий провел учредительное собрание, в котором я тоже участвовал. Владыка благословил меня ежемесячно посещать и окормлять лиссабонский приход. Старостой прихода был назначен португалец Жуау Фонсека. Думаю, что его по праву можно назвать основателем лиссабонского прихода. Почти весь актив общины РПЦЗ перешел к нам.
– Здание, в котором мы находимся, – продолжает отец Арсений, – это португальская церковь, капелла Боа Нова, ей 200 лет. В 1974 году она была закрыта и пустовала более 30 лет. Потом католическая епархия Лиссабона решила передать ее нам в пользование на условиях контракта, который мы ежегодно продлеваем. Капелла была в довольно неприглядном виде: стены снаружи и внутри покрыты плесенью, много насекомых. Мы провели капитальный ремонт, облагородили и вот теперь здесь служим.
– А где вы проводили богослужения до того, как переехали в Боа Нову?
– Где мы только не мыкались: и в разных католических храмах, и даже в универсаме! Здесь при одном большом гастрономе есть капелла, и там нам дважды приходилось проводить богослужение. Некоторое время служили в храме, который был нам предоставлен католическими монахинями.
Улицы Лиссабона |
– В Португалии более открытые католики, чем в Испании, – отметил отец Арсений. – Католиков мы рассматриваем как наших союзников, с которыми мы можем выступить единым фронтом в деле защиты общехристианских ценностей, в том числе ценностей семьи. Европа больна, семья разрушена. Европу, если она не вернется к своим христианским корням, не ждет ничего, кроме варварства.
Воскресные литургии Всехсвятского прихода в Лиссабоне обычно посещает около ста человек. Помимо лиссабонского прихода, отец Арсений практически с нуля создавал общину в городе Порту. Он же первое время исполнял обязанности ее настоятеля. Сейчас в Порту свой настоятель – священник Павел Феоктистов, переведенный в Португалию из Бразилии. Богослужения в приходе святых новомучеников и исповедников Российских совершаются еженедельно. Иеромонах Арсений продолжает пастырское окормление православных на Азорских островах.
– С Азорскими островами ситуация особая, – говорит отец Арсений. – Во-первых, они очень далеко: самый ближний отделяет от Лиссабона 1450 километров, а самый дальний – 2000. Во-вторых, острова разбросаны, причем лишь между тремя есть морское сообщение, ходят корабли, а на другие острова можно добраться только самолетом. Из девяти островов три имеют прямое сообщение с материком, на остальные надо добираться с пересадками. Поэтому на поездку уходит несколько дней; обычно бывает пять-шесть перелетов между континентом и островами.
По крайней мере на семи островах есть православные христиане, главным образом россияне, работающие там по контракту. На Азоры приезжают музыканты из Москвы и Петербурга, океанологи.
– Но православных христиан не так много, и они рассеяны: небольшая группа на одном острове, вторая группа на другом, – объясняет отец Арсений. – Собираться на один остров для регулярных богослужений они не смогут: у многих попросту не хватит на это денег. Поэтому я служу на разных островах. Пока получается выезжать нечасто – четыре-пять раз в году.
Около половины прихожан Всехсвятского прихода в Лиссабоне – украинцы. Среди представителей других национальностей – русские, белорусы, молдаване, грузины. Есть православные португальцы.
– Португальцы приходят к Православию по разным причинам, – замечает отец Арсений. – Есть у нас прихожанин Родион. Он португалец, а жена его русская. Они познакомились в Австралии, где Родион был по работе. Так вот, наша девушка поставила условие, что он должен стать православным, а иначе она не выйдет за него замуж. Может быть, Родион был не ахти каким католиком, но потом стал православным, и православным активным. Слава Господу, через жену и спасается.
– Второй пример, – продолжает отец Арсений, – это молодой рабочий-электрик Петр (Педру). Родители, будучи коммунистами, его в детстве не крестили, решив, что он сам, когда вырастет, сделает выбор. И вот их сын вырос, стал искать смысл жизни и самостоятельно пришел к выводу, что Православная Церковь из всех Христианских Церквей наиболее верна апостольскому и древнехристианскому учению, сохранила в целости и сохранности древнехристианское предание. Педру стал активно интересоваться Православием, связался со мной по электронной почте. Я его пригласил на богослужение; он стал ходить. Через несколько месяцев мы его крестили в устье реки Тежу. Мы взрослых крестим в естественных водоемах и только полным погружением.
Инок Филипп |
С Православием молодой офицер познакомился, когда жил во Франции. II Ватиканский Собор только укрепил его в намерении присоединиться к Православной Церкви.
– Для нас, католиков, этот Собор был не очень радостным событием – заметил мой собеседник, имея в виду, прежде всего, неуклюжую попытку либерализации Католицизма. Многие, в их числе и молодой португалец, были возмущены практикой рассылки причастия по домам в обычных конвертах. Такое стало возможным «благодаря» решениям II Собора.
– Мне говорили, что, принимая Православие, я перестаю быть португальцем. Неправда. Я по-прежнему остаюсь и чувствую себя португальцем, – подчеркнул инок Филипп.
В иночество мой собеседник был пострижен архиепископом Иннокентием в 2004 году.
– Инок Филипп для нас как старец, – заметил отец Арсений. – Мы к нему приходим за советом.
Порту и Брага
Порту |
Справка. В Португалии проживает шесть иерархов неканонической «православной церкви Португалии». Из канонических иерархов можно назвать только епископа Илариона (Рудника), викария митрополии Испании и Португалии Константинопольского Патриархата.
В Порту поезд прибыл точно по расписанию. Владыка Иларион ждал меня у входа в вокзал. Епископ предложил проехать на набережную, и мы, сев в автобус, отправились через весь город к Атлантическому океану. Океан спокойно катил свои волны, а мне думалось о том, что там, за горизонтом, через тысячи километров морского пути, находится Америка.
Мы стояли на краю Европы.
Владыка пригласил отобедать в один из ресторанов неподалеку. Была среда, поэтому пришлось довольствоваться вегетарианской пиццей, апельсиновым соком и сладостями.
Справка. Епископ Иларион родился в 1972 году в Львове (Украина). Окончил Киевскую духовную семинарию, богословский факультет Салоникского университета (Греция). В 1997 году рукоположен в диакона, в 2000 – в священника. Служил в США. В 2002 году направлен в Португалию – для организации прихода в Порту. В 2005 году назначен викарным епископом новосозданной митрополии Испании и Португалии Константинопольского Патриархата.
Беседа с владыкой была мягкой и доброжелательной, но не очень долгой. На большинство моих вопросов епископ отвечал коротко, не пускаясь в длинные рассуждения. Так, говоря об отношениях с другими юрисдикциями, он подчеркнул, что «отношения нормальные. Очень хорошие отношения в Лиссабоне с болгарской общиной. У них долго не было священника, так они к нам ходили».
– А зачем вообще создавалась митрополия? Ведь не так много на Пиренейском полуострове православных приходов, – интересуюсь я.
– В основном на перспективу. Все-таки здесь много эмигрантов с Украины, да и из других стран.
Да, украинских эмигрантов (главным образом, из западных регионов страны) в Португалии, действительно, немало. По некоторым оценкам – до 100 тысяч человек. Не единожды мне приходилось слышать на улицах португальских городов украинскую речь.
– Наверное, значительный поток украинской миграции в Португалию связан с тем, что здесь легче добиться легализации. Все-таки украинцы – нация законопослушная, стараются иметь легальный статус, – подчеркнул владыка. – Эмиграция в основном молодая – от 25 до 45 лет. Люди покупают себе жилье, заводят детей. Значит, считают, что будущее в Португалии у них есть.
В основном я, как викарный епископ, координирую приходы в Португалии. Их у нас семь: один греческий и шесть украинскоязычных. Два прихода в Лиссабоне, и по одному в Коимбре, Порту, Авейру, Виана-ду-Каштелу и Лагуше. Так как моя резиденция в Порту, то и служу в основном здесь. Богослужения совершаю на греческом, церковнославянском (в основном с украинским произношением), иногда использую румынский язык. Большинство прихожан – граждане Украины. Есть также грузины, русские, белорусы, молдаване, греки, болгары и португальцы. Человек 50–100 обычно приходит на богослужения. Летом меньше, зимой больше.
К слову, в приходе во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Порту имеется частица его мощей. Сам святой считается покровителем города.
– Есть, наверное, историческая связь между Порту и Константинополем, – говорит епископ Иларион. – Мощи святого Пантелеимона были привезены в Порту греками, бежавшими из Царьграда в 1453 году.
Отвечая на мой вопрос о различии в служении на Западе и Востоке, владыка дипломатично заметил, что «в каждом месте есть свои плюсы и минусы. В другой стране другие проблемы, другие цели. У каждого свой крест. Архиерей сегодня здесь, завтра там».
На прощание епископ Иларион проводил меня до вокзала и даже купил билет до города Брага – следующей цели моего путешествия. Денег за билет владыка с меня не взял.
– Подарок белорусскому гостю, – добродушно заметил он.
Я вошел в прохладную электричку и, заняв удобное место, поехал дальше – на северо-восток. Менее чем через час поезд прибыл на конечную станцию. В Браге заканчивалась небольшая ветка местной железной дороги.
Немного удивил огромный, устремленный в высоту вокзал, довольно помпезный для провинциального города с населением в 115 тысяч человек. А может быть, величественный вокзал по-своему отражает ту роль, которую играла Брага в становлении христианства на португальской земле? Ведь именно здесь была основана первая в Португалии епископская кафедра. Епископ Брагский Василий (I век) стал первым португальским святым. Брага по справедливости считалась духовным сердцем страны, породив целую плеяду святых в эпоху неразделенной Церкви.
Сегодня всего этого нет. В городе не найдешь ни одного православного храма. Православное население есть, но оно невелико и довольно разобщенное. Как рассказала мне Инесса Ельшина, жительница белорусского города Полоцка, ныне проживающая с мужем и двумя дочерьми в Браге, она мало с кем общается, так как видит среди эмигрантов своекорыстие и обман. По ее словам, иногда она посещает католический храм, не причащается, конечно же, но просто присутствует.
– Изредка мы ездим на литургию в Лиссабон, – рассказала мне Инесса Константиновна. – Еще хотелось бы посетить русские церкви в Париже и на юге Франции.
– А что мешает вам посещать богослужения в сравнительном близком Порту? – удивляюсь я.
– Ездить в приход Константинопольского Патриархата я не хочу, – отвечает Ельшина. – Мне не хочется ходить ни в какие греческие, ни в какие украинские церкви. А русского прихода как такового в Порту нет.
Пожалуй, моя собеседница несколько драматизирует ситуацию. Русский приход в Порту существует с 2003 года. Другое дело, что литургии в нем служились не чаще одного раза в месяц – так было и тогда, когда я беседовал с Инессой Константиновной. Но сейчас, когда литургии совершаются еженедельно, никто, наверное, не скажет, что русского прихода в Порту нет.
Живя на краю Европы, будучи оторванным от родины, от привычных церквей и любимого для сердца богослужения, православный человек нередко ищет любую возможность помолиться на службе, пусть даже «греческой» или «украинской» или совершаемой раз в месяц. Потому что иначе с сокрушением начинает болеть сердце, многие недели не слышавшее столь желанное «со страхом Божиим и верою приступите». К счастью, эти слова, причем на разных языках, звучат на земле Васко да Гамы все чаще и чаще. И список португальских городов, где они слышны, не перестает расти и умножаться.
Смотри также:
Паломничество к Туринской плащанице 23 мая завершились дни паломничества к Туринской плащанице. Сотни тысяч людей со всех уголков Земли приехали в Северную Италию, чтобы поклониться святыне. Это была уникальная возможность: ведь последний раз плащаницу открывали для паломников 10 лет назад. И вряд ли следующий случай представится раньше, чем через очередное десятилетие. |
Православная Европа. Статья 9. Православие в городе Туринской Плащаницы «Нам пришлось немало поблуждать по городу в первые годы после основания общины, – рассказал мне иеромонах Амвросий (Кассинаско), настоятель прихода святителя Максима в Турине. – Мы проводили службы в неиспользуемых католических церквях, часовнях, даже в квартире. Очень хорошо, что в 2001 году нам предоставили храм на улице Сан Мартино: он вполне подходит для православных богослужений и прекрасно выглядит». |
Православная Европа.Статья 8. По югу Европы: от Бискайского залива до Лазурного берега. Часть 3 Русское присутствие в Ницце очень заметно. И не только благодаря отдыхающим. В названиях некоторых улиц запечатлелись страницы истории Российской империи: Бульвар царевича, улица Николая II… А огромный Никольский собор просто завораживает, приковывая взор. Кстати, храм признан историческим и культурным достоянием Ниццы. Это признание – особо важный знак. |
Православная Европа. Статья 8. По югу Европы: от Бискайского залива до Лазурного берега. Часть 2 «Мы вынуждены ставить на повестку дня вопрос о строительстве в Барселоне русского православного храма, – говорит игумен Серафим (Павлов), настоятель Благовещенского прихода в Барселоне. – Ведь некоторые русские не ходят к нам не только потому, что далеко добираться. Людей отпугивает то, что мы служим в помещении католической церкви. Будем откровенны: как бы мы ни превращали это помещение в православную церковь, все равно здесь остается католический дух». |
Православная Европа. Статья 8. По югу Европы: от Бискайского залива до Лазурного берега. Часть 1 Любопытно, что даже в таком небольшом французском городке, как По, есть русская церковь. Причем отдельно стоящий храм (на улице Жан Ревей), с прилегающей к нему обширной территорией, на которой растут пальмы, смоковницы и цветы. Церковь святого Александра Невского украшает улицы По с 1867 года. Это был третий во Франции русский храм, возведенный после открытия церквей в Ницце и Париже. |
Православная Европа. Статья 7 Венгрия: радость миссионерских приходов и плач покинутых церквей. Часть 3 Мне думалось, что Православие после эпохи безбожного гнета только созидается и процветает. В принципе, это так. Но не везде. Венгрия – одно из явных исключений. Здесь есть храмы, но нет прихожан. И сердце невольно сжимается от тоски, когда на двери православного храма даже в воскресный день продолжает висеть поржавевший, долго никем не открываемый замок. |
Православная Европа. Статья 7Венгрия: радость миссионерских приходов и плач покинутых церквей. Часть 2 Православные венгры – грамотные, сознательные и активные прихожане. Все-таки в католической стране прийти к Православию не просто. Это должен быть осознанный выбор. Впрочем, особых перспектив для роста Православной Церкви в Венгрии мой собеседник не видит. Приток православных из славянских стран прекратился, идет обратный процесс – люди покидают Венгрию. Обмирщение и секуляризация тоже делают свое дело. |
Православная Европа. Статья 7Венгрия: радость миссионерских приходов и плач покинутых церквей. Часть 1 «Да, все мы родились в каком-то определенном месте и принадлежим конкретному народу, – рассуждает отец Кирилл Татарка, священник Успенского кафедрального собора в Будапеште. – Это не наш выбор. Но я не думаю, что национальность принципиально влияет на духовные нужды человека и его проблемы. А единство православных проявляется самым различным образом: через общность веры, участие в таинствах, даже через иконы собора». |
Первейзский монастырь: маяк Православия в Бельгии Паломников и гостей у входа в монастырь в Первейзе встречают икона святителя Мартина Турского (миссионера и епископа, жившего в IV столетии и обратившего в христианство Галлию) и… образ русского святого – Иоанна (Максимовича). «Интересно, почему же на всех, кто прибывает в обитель, взирает именно святитель Иоанн, почивший за десять лет до основания первейзского монастыря?» – задумался я. |
Протоиерей Павел Недосекин (Брюссель): «Сейчас Бог открывает нам в Бельгии хорошие возможности» В отличие от католических и протестантских храмов, православные церкви в Бельгии не пустуют. «Сейчас хоть в каждом районном городе открывай приход, – говорит протоиерей Павел Недосекин, настоятель Свято-Троицких храмов в Брюсселе и Шарлеруа. – Был бы только добрый пастырь – а люди за ним потянутся». |
Православная семинария во Франции 5 октября начинается первый учебный год в учрежденной во Франции, под Парижем, духовной семинарии Русской Православной Церкви. «При открытии семинарии РПЦ в Западной Европе принималось во внимание то обстоятельство, что есть немало молодых людей из числа эмигрантов, желающих получить духовное образование, – говорит ректор семинарии иеромонах Александр (Синяков). – По разным причинам они не могут учиться в России. И отказываться от этих молодых людей Церковь не может». |
Священник Георгий Тиммер: «Именно в России я увидел безграничную меру святости» «С каким великим страхом Божиим, верою и любовью православные подходили к причастию в России!» – вспоминает отец Георгий Тиммер о своем служении в Серафимовском приходе Петербурга. Сегодня он, голландец по рождению, клирик Никольского собора в Брюсселе. «А здесь, в Европе, часто какой-то пустой взгляд бывает. Думаю, на Западе следует учить православных достойно готовиться к причастию, чтобы отчетливо осознавали: к святой чаше надо приступать с великим благоговением. Не хотелось бы, чтобы “упрощенный” подход к причастию стал повсеместным». |
Православная Европа. Статья 6 Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 2 «Надо быть реалистом, – размышляет протоиерей Ги Фонтэн, настоятель храма князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского в Льеже. – Сегодняшняя Бельгия живет в мире без Бога. Наверное, мы постепенно идем к тому, что в Церкви не будет большого количества людей. Но те, кто идут к нам, приходят для того, чтобы встретиться со Христом. И эти люди – настоящие миссионеры. Они – наше будущее». Сам отец Ги, в прошлом известный в Бельгии тележурналист, обратился в Православие, когда ему было 46 лет. |
Православная Европа. Статья 6 Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 1 «Перспективы у Православия в Бельгии есть, но только если Православие останется верным себе, – ответил отец Стефан, настоятель Воскресенской церкви в Брюсселе. – Если же Православие станет подстраиваться под западный календарь, под взгляды католиков или под идеи неверующего общества, то оно здесь погибнет. Не исключено, что в будущем мы будем ввергнуты в идеологическое противоборство, питаемое полной противоположностью государственных нравов и православного вероучения». |
Православная Европа. Статья 5Франция: русский конфликт? «Организовывать во Франции Поместную Церковь только на основе бывших приходов Русской Церкви – это абсурд, – с горечью говорит протоиерей Анатолий Ракович, настоятель парижского Александро-Невского собора, что в юрисдикции Константинопольского Патриархата. – А французские приходы экзархата еще не освоились, не окрепли, не укоренились, они еще очень слабые. И хотя большинство наших священников не русского происхождения, нам нельзя откалываться от Матери – Русской Церкви». |
Православная Европа. Статья 4Испания: Церковь эмиграции наших дней Испанцев редко встретишь на православных богослужениях, но кое-кто из них все же интересуется Православием. Конечно, от простого интереса до принятия Православия – огромный путь. Чтобы его преодолеть, нужна работа православных миссионеров. К сожалению, в сегодняшней Испании, которая теряет даже католическую веру, их практически нет. У православных священников другие цели: охватить хотя бы часть той православной паствы, что появилась на испанской земле в последние эмигрантские годы. |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2010 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |