Священник Георгий Тиммер: «Именно в России я увидел безграничную меру святости»

С отцом Георгием Тиммером, клириком Никольского кафедрального собора в Брюсселе, я познакомился более двух лет назад. В то время я жил в голландском городе Маастрихте, а по воскресным и праздничным дням ездил в бельгийский Льеж, в одну из русских Церквей. В день Рождества Христова, 7 января 2007 года, отец Георгий сослужил архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Симону в льежской церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». После этого батюшку из Брюсселя мне посчастливилось видеть не один раз. Он приезжал в Льеж совершать литургию – в те дни, когда отсутствовал владыка Симон. Высокий (как и большинство голландцев) и немного худощавый, отец Георгий стремился к строгости и порядку, уча прихожан не опаздывать на Божественную службу и достойно готовиться ко святому причастию. Приятно удивлял русский язык батюшки – правильный, колоритный и с малозаметным акцентом.

Впрочем, служение в Льеже было и остается для отца Георгия временным церковным послушанием. Основной его приход – в бельгийской столице. Именно там, в Брюсселе, состоялась наша беседа с отцом Георгием – коренным голландцем с удивительно доброй, искренней и по-русски открытой душой.

Эрик (Георгий) Тиммер родился в 1974 году в голландском городе Девентере, в нерелигиозной семье. Еще со школьной скамьи (с 12 лет) начал изучать русский язык. Впервые посетил Россию летом 1992 года. Поездка произвела неизгладимые впечатления на 17-летнего школьника из восточного региона центральной Голландии.

– Мы поехали в Россию с группой голландской молодежи, повезли туда гуманитарную помощь, – рассказывает отец Георгий. – Жили и работали в помещениях, где сейчас находится монастырь преподобного Александра Свирского (Санкт-Петербургская епархия). В то время большая часть этих зданий принадлежала психиатрической больнице. Там я впервые посетил православное богослужение. Литургия служилась в пустом храме, без иконостаса и икон, с маленьким, но дивным хором. Все было каким-то особым, все дышало любовью: служба, природа, общение с сельскими жителями. Мне даже показалось, что там, на границе с Карелией, сохранилась толика той великой христианской любви, которой была пронизана русская культура. После первой поездки мы с другом принялись убеждать родителей отпустить нас в Россию на целый год.

Судьба благоволила Эрику: окончив школу, он получил грант для годичной учебы в Педагогическом институте им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге. Многие его сверстники мечтали об Австралии, Америке, Южной Африке… А 18-летний уроженец Девентера с радостью отправился в неизвестную и таинственную для Запада Россию. В Россию оплеванную и поруганную. В Россию, порой ненавидимую своими и чужими. Но именно там, в страдающей России, Эрику было суждено стать христианином.

– В Петербурге я посещал православные богослужения, хотя и нечасто. Наверное, раз в месяц, – вспоминает отец Георгий. – Задавал вопросы своим православным знакомым, читал Священное Писание. Однако крестился только за три дня до отъезда в Голландию – 25 июня 1994 года.

Как подчеркивает батюшка, крещение перевернуло его жизнь. Многого он не знал, но был готов со смирением принять все, чему учит Православная Церковь. Даже выбор профессии был сделан с таким расчетом, чтобы не терять связи с Россией: Георгий поступил в Институт переводчиков в Маастрихте на специальность «Русский и английский языки». Особенно радовала будущего переводчика та часть программы, что предполагала стажировку в Москве. Впрочем, даже на каникулах он стремился не столько в родительский дом, сколько в Россию, становившуюся для православного голландца второй родиной.

В 1998 году Георгий успешно окончил институт, получив степень бакалавра гуманитарных наук. После института последовал год работы переводчиком в Англии и год административной работы в Голландии. А затем – кардинальный шаг. Оставив свою должность и распрощавшись со светской карьерой, Георгий поступил на очное отделение Санкт-Петербургской духовной семинарии. Это произошло в 2000 году.

– На самом деле идея поступления в семинарию созрела у меня еще раньше, – объясняет батюшка. – Но я был немного робким в этом плане, поскольку считал, что человек не должен идти в духовное учебное заведение сугубо по своей воле. Мне казалось, что нужны призвание и особый знак. И вот один раз священник, который меня крестил, – отец Михаил Николаев – как бы в шутку спросил: «Ну что, ты идешь учиться в семинарию?» Но я воспринял слова отца Михаила очень серьезно. Как тот самый знак, которого я ждал. Получив благословение своего духовника – ныне почившего протоиерея Василия Ермакова из Петербурга, – я подал документы.

Отец Георгий проучился на дневном отделении семинарии шесть лет. «Лишний» год добавился случайно – из-за… ноутбука, упавшего на пол за несколько дней до окончания духовной школы. Вместе с ноутбуком погибла дипломная работа. Защиту пришлось переносить на следующий год.

– К тому времени я уже женился на русской девушке Галине, уроженке Нижегородской области, и стал священнослужителем, – говорит отец Георгий. – Рукополагал меня владыка Симон в Брюсселе. Диаконом я стал 31 октября 2004 года, а иерейская хиротония состоялась через несколько дней – 4 ноября.

– Думаю, потеря дипломной была не случайна, а промыслительна, – утверждает отец Георгий. – Благодаря разбитому ноутбуку я смог задержаться в России еще на один год. Лекции и семинары остались позади, я только писал дипломную и служил в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище под руководством своего духовника.

За время учебы в Петербурге отец Георгий полюбил Россию не меньше, чем свою родину. А в чем-то, наверное, и больше. Так, по крайней мере, думалось мне, когда я с интересом внимал словам своего собеседника.

– Конечно, голландцы, по сравнению с русскими, хорошие организаторы, – делился своим мнением батюшка. – Но мне кажется, что русские – это настоящие трудяги. Могут работать с утра до вечера, да еще и ночью. Способны на невозможное. Русским присуща особая духовность и одаренность. Я, например, видел, как некоторые студенты, не особо старавшиеся в течение учебного года, в конце, на экзаменах, получали высокие оценки.

– Безусловно, в России есть немало зла, – продолжает отец Георгий. – Зло это я хорошо почувствовал, когда ходил на ранние литургии на Серафимовское кладбище в Петербурге. На каждом шагу встречались группы молодежи со спиртным, в том числе и девушки. Порой я не знал, какой дорогой идти, потому что было страшно. В то же время именно в России я увидел безграничную меру святости. Святость людей, полностью посвятивших свою жизнь Богу. Думаю, что на Западе такую святость представить невозможно.

– И вообще я считаю себя человеком, рожденным в духе России, – подчеркнул батюшка. – Все-таки мое духовное становление проходило на российской земле. Наверное, я хорошо чувствую нужды и потребности русских людей. Мне кажется, что я понимаю русских лучше, чем своих соотечественников-голландцев.

– Почему же вы тогда решили вернуться на Запад? Причем даже не в Голландию, а в Бельгию? – интересуюсь я.

– Я бы с удовольствием остался в России, – признается отец Георгий. – Но для поступления в семинарию требовалось письменное благословение правящего архиерея. А это, в свою очередь, предполагало возвращение в свою епархию. Владыка Симон управляет приходами Московского Патриархата и в Бельгии, и в Голландии. Однако по голландским законам сложно привезти в страну жену-иностранку: срок ожидания, необходимый для оформления всех документов, может составить около полутора лет. Наш владыка, не будучи сторонником разделения семей священников, предложил мне служить в Бельгии. Как раз за десять дней до моего возвращения освободилось место в Никольском соборе.

Сегодня отец Георгий – единственный священник кафедрального собора, полностью свободный для церковного служения. Настоятель собора протоиерей Антоний Ильин исполняет обязанности руководителя Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях. Второй священник, иерей Сергий Модель, работает в секретариате Комиссии редакции протоколов заседаний Парламента Бельгии. И только отец Георгий имеет возможность служить практически в любой день.

– Мне с самого начала хотелось быть каждый день в храме, как можно чаще служить, – подчеркнул батюшка. – С августа прошлого года мы стали служить литургии по четвергам и субботам. В субботу – выходной, все свободны. А четверг посвящен святителю Николаю. Меня это очень поддерживает.

В то же время отец Георгий не скрывает: в Бельгии священника подстерегает очень опасный враг – уныние.

– Здесь иногда сидишь целыми днями и, по сути, ничего не делаешь, – с сожалением констатирует батюшка. – Вот и подбирается уныние. Хочется что-то сделать, а не можешь. Мне предлагали служить в будние дни ранние литургии. Однако у нас половина прихода – полячки, которые в основном работают уборщицами. Они очень набожные, но трудятся с самого утра. Поэтому служить для них ранние литургии невозможно. Другие прихожане тоже заняты на работе. От предложения пришлось отказаться.

Несколько месяцев отец Георгий дежурил в храме. Приходил с утра и ждал посетителей. Но за три месяца в храм зашел всего один человек. Да и то не без помощи батюшки. Отец Георгий, услышав, как кто-то читает снаружи надпись, отворил дверь. Оказалось, у посетителя была мысль крестить ребенка. Больше в храме никто не появлялся.

– Все это, конечно, очень печально, – с горечью говорит мой собеседник. – Некоторые с легкостью советуют: «Да служи просто литургию. Как святой Алексий Мечёв. Служил же он каждый день». Но на самом деле это трудно выдержать – литургия без прихожан. Хотя раньше я так и планировал. Но сейчас понимаю, какой великий подвиг нес отец Алексий.

– В общем, мне пришлось смириться со здешними правилами, – замечает отец Георгий. – Мобильные телефоны всех священников указаны на двери храма. Если что-то нужно, то тебе звонят и договариваются. У меня, правда, это вызывает некоторое внутреннее противление. Мне хочется быть в храме каждый день. Мне хочется, чтобы человек, нуждающийся в помощи, шел в храм, ища там утешения и молитвы. А не просто набирал номер священника. Да и священник из-за этого меняется. Он сидит дома, ждет какого-то звонка. И уже устает ждать.

– В России, конечно, было по-другому, – оживляется отец Георгий. – Там я постоянно был в храме. Там всегда есть какие-то люди, всегда надо совершать требы. Иногда случалось до шести отпеваний в день. Здесь же шесть отпеваний бывает в год… Правда, в России ко мне подкрался другой враг – физическая усталость. Я немного сдал физически, пришлось даже сделать операцию.

Воспоминания о России будят в отце Георгии теплые чувства. Он с любовью говорит о своем духовнике – протоиерее Василии Ермакове. Вспоминает о том, сколько времени и сил батюшка отдавал своему служению – служению Богу и людям. С 5 утра в воскресенье у него начиналась исповедь, потом служба, поучения, беседы с народом, совместные трапезы. Словом, деятельная приходская жизнь. Среди людей, для которых вера в Бога наполнялась особым, неземным смыслом.

– Я вспоминаю, с каким великим страхом Божиим, верою и любовью православные подходили к причастию в Серафимовском приходе, – говорит отец Георгий. – А здесь какой-то пустой взгляд бывает. Сегодня многие на Западе говорят: причащайтесь как можно чаще. Неважно, как вы готовились – переели, перепили… Главное, чтобы были со Христом. Но мой духовник считал, что современные люди неспособны принять благодать очень частого причащения. Думаю, на Западе следует учить православных достойно готовиться к причастию: поститься, вычитывать каноны, отчетливо осознавать, что к святой чаше надо приступать с великим благоговением. Мне известно немало случаев, когда верующие, причастившись без подготовки, впадали в сильнейшие искушения. Не хочется, чтобы «упрощенный» подход к причастию, практикуемый отдельными общинами Запада, стал бы повсеместным.

В Никольском соборе г. Брюсселя
В Никольском соборе г. Брюсселя
Отец Георгий не обходит стороной и другие, не менее острые проблемы. Батюшка с сожалением констатирует, что многие прихожане в Бельгии игнорируют вечерние богослужения. Иногда всенощное бдение в Никольском соборе начинается в пустом храме. Обычно же стоит человек пять молящихся. Такая же картина в других храмах. На вечерние богослужения редко приходит больше десяти человек.

– Вот вы интересуетесь перспективами голландского или бельгийского Православия, – обращается ко мне отец Георгий. – Я же ставлю более приземленные цели. Мой родной брат принял Православие в 1999 году. Принял через святое крещение, поскольку он, как и я, крещен не был. Сейчас я молюсь о том, чтобы к Православию пришли мои родители. К сожалению, это не так просто. Даже невзирая на происходящие в их жизни чудеса. К примеру, мой отец исцелился после помазания освященным маслом. Хотя до этого сильно болел, не получая от врачей никакой пользы. Отец, слава Богу, выздоровел, но потом, как это часто бывает, воспоминания о болезни и чудесном исцелении отошли на второй план. Кроме того, мои родители переживают, полагая: став православными, они должны будут стать русскими. А им хочется остаться голландцами.

– Может быть, имело бы смысл двигаться в направлении национального голландского и бельгийского Православия? – спрашиваю я.

– С одной стороны, в ваших словах есть доля истины, – отвечает отец Георгий. – Но с другой… Я вижу, какие перемены происходят в приходах Экзархата русской традиции Константинопольского Патриархата. Экзархат возглавляет коренной бельгиец (фламандец) – архиепископ Гавриил (де Вильдер). И в общинах Экзархата в Голландии подчеркивают: мы не русские, мы голландцы. Но дух у них другой. В итоге происходит смешение православной веры и голландского либерализма.

– Что вы имеете в виду?

– Мне очень больно об этом говорить, но в приходе Экзархата в Девентере есть открытые гомосексуалисты и лесбиянки. Они официально состоят в однополых «браках». Гомосексуальная «пара» взяла на воспитание ребенка, а у лесбиянок родилось несколько детей, зачатых искусственным путем. И этим людям разрешают причащаться! Да, некоторые из них, сугубо по своим человеческим качествам, возможно, хорошие люди. Но, живя в таком грехе и оправдывая его, они, естественно, не должны быть допускаемы до святого причастия. Сначала надо дождаться их покаяния. Однако у настоятеля девентерского прихода протоиерея Феодора ван дер Фоорта, по-видимому, другое мнение. Он не видит в таком «браке» особой проблемы, будучи при этом поддерживаем священноначалием – архиепископом Гавриилом. Невзирая на смущение части прихожан и священнослужителей из разных православных юрисдикций.

– Для меня все это особенно больно потому, что приход находится в моем родном городе, – подчеркивает батюшка. – Я его нередко посещал, когда приезжал в гости к родителям. При этом и отец Феодор, и некоторые прихожане играли положительную роль на начальном этапе моего духовного становления.

– И вот я, как священник, боюсь такого голландского или бельгийского «православия», –резюмирует отец Георгий. – Когда начинают оправдывать явный грех, заявляя, что времена изменились. Когда прихожане – люди действительно умные и образованные – учат других, не практикуя сами того доброго, чему учат. Про вечерние и утренние молитвы с ними лучше не говорить: начнут смеяться. Но где же тогда почерпнуть живой духовный опыт? Его, к сожалению, нет.

А без этого опыта, считает мой собеседник, создание единой Западной митрополии и тем более автономной Церкви Западной Европы обречено на провал. Потому как православные из местных еще толком не укоренились ни в одной традиции. Ни в греческой, ни в русской, ни в сербской.

– Конечно, я молюсь за свой народ, – говорит отец Георгий. – Иногда что-то перевожу на голландский. Но без особой надежды стать новым Кириллом или Мефодием. К сожалению, шансы на скорые перемены очень невелики. Разве что жизнь начнет учить европейцев… катаклизмами и скорбями.

– Тогда, возможно, люди станут более открытыми православной вере. Пока же этого нет, – подчеркнул батюшка.

«А будет ли?» – печально сжимают сердце несказанные слова. Найдет ли Сын Человеческий веру на земле? Даже если бельгийцы и голландцы обратятся к Православной Церкви, не окажется ли Православие втиснутым в рамки «упрощенной» или морально индифферентной модели, о которой с горечью говорит отец Георгий? Конечно, представители либеральной ветви Православия на Западе в меньшинстве. Но они активно подают голос. Страстно усиливаемый теми, кто даже в вере ищет комфорт и земное удобство.

Хотя есть и отрада. Господь посылает православным русским, бельгийцам и голландцам таких священников, как отец Георгий. Деятельных, но консервативных. Твердо стоящих в вере и не пытающихся «разбавить» заповеди Христовы и каноны святой Церкви мутной водицей обновленчества XXI века.

Сергей Мудров

18 августа 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр 4 сентября 2017, 15:35
Отец Георгий служит в Соборе Владимирской иконы Божьей Матери в Кронштадте. Могу сказать, что Отец Георгий является тем Батюшкой, которого в своей жизни мечтает встретить, наверное, каждый православный. Отец Георгий настоящий подвижник Православного Христианства. Мой путь к Богу был долгим, 47 лет понадобилось для этого. Отец Георгий крестил меня 15 июня 2017, а 3 сентября венчал нас с супругой.Благодарю Бога, что я встретил его в своей жизни. Храни Господь Вас, Отец Георгий и Ваших близких.
Константин 16 сентября 2016, 13:01
Сейчас,Георгий служит в Кронштадте,именно к нему я решился пойти на исповедь,общаясь с ним чувствуешь божью милость,таких священников мало,дай ему бог здоровья и сил.

Александр22 октября 2009, 11:41
Уважаемая Галина Иззи. Возможно, вашему мужу как франкофону удобнее будет посещать православный храм в Льеже , где служат на французском. Вот тут есть несколько строк о нем http://www.pravoslavie.ru/jurnal/30200.htm.
А вот сайт Храма - http://cyberliege.be/manifestations/liegeville/eglise-laveu/index.shtml
священник Георгий 9 октября 2009, 16:40
адрес храма Живоносного Источника в Льеже - 73, rue Ferrer, Seraing (Liege). Службы пока только по воскресеньям в 10 часов.
Галина Иззи24 сентября 2009, 20:01
Уважаемый батюшка Георгий!
Обращается к Вам Галина Иззи из России.
Мой муж Роман - бельгиец и живет в 30 км от Льежа. Я живу в России, в Череповце. Наш брак был зарегистрирован 11 июля этого года в России, а 28 августа мой муж Рене Иззи принял православие и стал Романом. Сейчас, пока оформляются документы для нашего совместного проживания, мы вынуждены жить каждый в стране своего гражданства и это очень тяжело для нас. Здесь, в России, я регулярно посещаю наш Воскресенский храм и это помогает мне. А вот Роману в Бельгии очень тяжело. И он очень хочет посетить православный храм в Льеже, встретиться с Вами и поговорить. Очень прошу, сообщите пожалуйста адрес храма и Ваш телефон. 14 октября у Романа День Ангела.

Галина Иззи
Мария ван дер Клут-Рзаева 5 сентября 2009, 19:49
Спасибо за такое душевное интервью. До сих пор не перестаю удивляться тому, как иностранец так проникается православием и любовью к России. Дай Бог отцу Георгию силы духа, крепкого здоровья и веры! С приветом из прихода Святого благоверного великого князя Александра Невского в г. Роттердаме (Нидерланды).
Наталья31 августа 2009, 12:43
kassatiky:
Не кажется, т.к. святым отцам не казалось.
МАРИНА31 августа 2009, 10:04
СПАСИБО ЗА ОТКРОВЕНИЕ! СВЕТЛАЯ СТАТЬЯ, ОТЕЦ ГЕОРГИЙ ОЧЕНЬ ОТКРЫТЫЙ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК. И ДУХОМ НАШ - РУССКИЙ.
Яна30 августа 2009, 14:03
Побольше бы таких людей, которые также боролись бы с упрощенным "православием"
Ольга28 августа 2009, 14:47
Спасибо. Очень светлая статья.
Vladimir24 августа 2009, 02:47
Отец Георгий по истине святой человек, дай Бог ему здоровья.
Марит21 августа 2009, 00:32
Все контактные данные о.Георгия можно найти на сайте www.archiepiskopia.be
Ирина Грахова20 августа 2009, 20:13
О.Георгий, спаси Вас Христос! Какой Вы молодец! Держите марку нашего о.Василия и не роняете дух. Очень Вас любим и помним мы все Серафимовские. Это "тетя из Петербурга" Полины,которая Вам писала, мама Андрея - спортсмена. Помните? И еще Лена моя племянница. Не унывайте, мы молитвенно с Вами. Молитва и одного православного освящает все вокруг него. Потом Господь пошлет подкрепление. Моя мама во времена безбожия одна молилась, на 100 км не было церквей. Так 11 лет прожила, а потом другие времена настали. Господь не оставит праведника. Простите меня грешную. Ирина из Санкт-Петербурга, дух. чадо о. Васили Ермакова.Поклон матушке Галине и здоровья вашим деткам.
Sergei20 августа 2009, 13:00
Елене:
http://www.archiepiskopia.be/
Сайт Брюссельско-Бельгийской епархии. Здесь можно найти e-mail отца Георгия Тиммера.
Отец Николай 19 августа 2009, 22:31
Отец Георгий !!!Дружище!!! Тебя приветствует отец Николай Анисимов из Краснодара, однокурсник по семинарии. Напиши мне на электронный адрес devteronomist@mail.ru как живёшь, служишь... Очень рад видеть тебя...
Людмила19 августа 2009, 11:49
Западный либерализм уже довел общественное сознание до того, что Европа превращается во вселенский Содом. Неудивительно, что исламисты отвоевывают все большие пространства, будучи стойкими консерваторами в вопросах этики целомудрия. Именно деятельность и консерватизм нужны нашей Церкви сейчас, чтобы люди поняли, что "новое" - это хорошо забытое "старое". А в "старом" была страшная участь Содома и Гоморры. Будем молиться за таких батюшек, как отец Георгий, деятельных и консервативных!
Людмила
Sacha19 августа 2009, 05:37
Приятно было прочитать...
диакон Александр Занемонец19 августа 2009, 02:19
Всегда радостно читать о.Георгия! Полемичность статьи несколько огорчает: у меня есть опыт жизни в приходах Экзархата во Франции, и о.Георгий сам знает, что в Экзархате много очень хороших общин с настоящей молитвенной и литургической жизнью, благоговением и подлинной приходской жизнью.
В отношении "морального релятивизма" придерживаюсь иного мнения: о.Феодор и сам Владыка Гавриил не боятся открыто обсуждать имеющиеся проблемы. В России часто по-другому:все знают о "женатых" архиереях и не очень благочестивых монахах даже в верхних "эшелонах". Но это не обсуждается! Даже запрещено фотографировать застолья духовенства... На Западе больше прямоты, поскольку церковь является церковью, община - общиной. И ни от кого ничего все равно не утаить. Вот так, слава Богу, постепенно и созидается церковная жизнь Православия на Западе.
Radosaw18 августа 2009, 19:18
I'm very glad I've read this article. Father Timmer is the man with huge faith and great example that in new secular Imperium Romanum can live people apart from big rat races and regardless of common style. Telling the naked truth is the rarity even in orthodox clergy's midst.
Reader from Poland.
Елена18 августа 2009, 17:00
Уважаемый батюшка Георгий!

Лет 6 назад я была в Брюсселе в командировке и очень хотела посетить русский храм Св. Николая, но двери оказались запертыми. Не могли бы Вы сообщить свой телефон на случай, если я вдруг опять окажусь в командировке в Брюсселе? Спаси Бог.
kossatik18 августа 2009, 15:44
Наталье:
внимательность подразумевается как нечто само сабой очевидное, Вам не кажется? :)
Prot. Andrei Fillips18 августа 2009, 14:24
Большое Вам спасибо, отче! Вы очень хорошо описываете положение дел в Западной Европе, в особенности искушение обновленчества в экзархате, против которого мы боремся уже 80 лет

Прот. Андрей Филлипс (Англия)
Наталья18 августа 2009, 12:24
Да не дай Бог, чтобы западные православные научились у нас "вычитывать каноны", ни слова о внимательности. И много ли людей понимают, что такое с Благоговением. Обрадуюсь если много.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×