УСТАВ ЕГИПЕТСКИХ ОТЦОВ
Преподобный Макарий Великий
Об уставе
Источник | Феофан Затворник, святитель. Древние иноческие уставы. М., 1892 |
Наименование | Правила, собранные Венедиктом Анианским |
Авторы | Святые Серапион, Макарий, Пафнутий и другие 34 старца |
Устройство монастыря
Преподобный Серапион | Братиям надо собираться в одну обитель по слову Священного Писания (см.: Пс. 132: 1; 67: 7) и чтобы над всеми начальствовал один старец (см.: Евр. 13: 13) |
Преподобный Макарий | Начальствующие должны быть в любви и строгости (см.: 2 Тим. 4: 2) |
Ничего не делать вперед старца, но по его слову | |
Необходимо испытывать новопришедших: должны все оставить, особенно гордость | |
Испытывать: неделю за монастырем с поношениями. Потом принять, но чтобы раздал все мирское | |
Непозволительно никому ни принимать странников, ни говорить с ними, кроме аввы и особо поставленных им людей | |
Преподобный Пафнутий | Режим |
Пищу принимать только после 9-го часа (кроме воскресения и Пятидесятницы) | |
Авве лучше всегда принимать пищу с братией | |
В воскресение только петь и посвящать все Богу | |
Распределение дня: до 3-го часа – Богу (чтение); 3–9 – послушания. По другим уставам: до 2-го часа – чтение, 2–9 – работы | |
Преподобный Макарий (другой) | Епитимии |
Празднословящий – три дня в отлучении от общения | |
Шутки, смех – две недели епитимия | |
Не принимать братию из других монастырей. Возможно только с письмом от аввы | |
Святой Макарий Александрийский | Нравственные поучения |
Прибывать в келье, как в раю | |
Со знаком на молитвы оставлять всякую работу. Кто опаздывает – епитимия от аввы | |
Посылать за потребным для братией по 2–3 человека: не многоречивых, не чревоугодных | |
Если увещеваемый не обращается – отстранить от общения. Если продолжает роптать – наказание розгами |
УСТАВ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА
КАССИАНА
Преподобный Иоанн Кассиан
Об уставе
Источник | Феофан Затворник, святитель. Древние иноческие уставы. М., 1892 |
Наименование | Устав восточных монастырей |
Авторы | Собранны преподобным Иоанном Кассианом |
Монастыри | Скифия, Прованс (350–360) |
Об уставе | Смысл и значение такого рода предметов никак не могут быть постигаемы или предаваемы другим одним праздным рассуждением или внешнею наукою, ибо все здесь зависит от опыта. И как передано может быть не иначе, как опытными, так и понято не иначе, как теми, кто трудится |
Из жизнеописания составителя | Преподобный Иоанн Кассиан с юности подвизался в Вифлеемском монастыре с братом Германом. В 390–400 годах путешествовал в Египет. Потом прибыл в Константинополь, где святитель Иоанн Златоуст посвятил его в диаконы. В 405 году отправляется в Рим для защиты святителя Иоанна. Оставшись на Западе, основывает два монастыря, для которых составляет уставы в 36 книгах. Скончался 29 февраля 449 года |
Устройство монастыря
Послушания | В уставе не определяются обязанности конкретных должностей, но описывается общий ревностный дух, по примеру египетских отцов, где вообще нет недельных послушаний (келаря, повара), но все готовит один избранный брат по малой необходимости |
Чреда послушаний | Недельные. На неделю избирается определенное число братии для выполнения общих послушаний: с утренних псалмов понедельника до вечерних псалмов воскресенья |
Правила на послушания | Сменяясь, недельные передают всю утварь следующим избранным на неделю братиям. В воскресенье вечером, после псалмов, умывают всем ноги, прося прощения |
Правила. Режим
Общие правила | Покаяние за любые малые проступки (подержит кого за руку): простираться во время молитвы перед братией, пока авва в конце не поднимет | |
Недельные: на неделю избирается определенное число братии для выполнение общих послушаний: с утренних псалмов понедельника до вечерних псалмов воскресенья | ||
Сменяясь, передают всю утварь другим недельным | ||
Вечером в воскресенье умывают всем братиям ноги, прося прощения | ||
Прием в обитель | Кто приходит с желанием вступить в братство, того | |
испытывают десять и более дней за воротами, оскорбляя и понося его. Он же должен падать с покаянием перед всеми на колена | ||
когда принимают, отбирают всякую собственность, чтобы «не устремился бежать» по смущению | ||
ничего не принимают от пришедшего: а) чтобы не надмевался, б) чтобы, охладев, потом не требовал назад | ||
снимает и мирские одежды в собрании братии и облачается от аввы в монастырские. Мирские одежды остаются у эконома, чтобы, если не выдержит искус, отобрали монашеские и изгнали в его мирских одеждах | ||
Правила новоначальному | По принятии – на один год к старцу-гостинику | |
Потом – старцу над десятью новоначальными для обучения, прежде всего, подавлению своей воли | Для чего старец «нарочно заставляет делать то, что противно его душе. Ибо монахи, особенно новоначальные, не могут обуздывать своих похотей, если прежде не научатся умерщвлять свои хотения послушанием» | |
Новоначальный обязан все открывать старцу | «Отсюда происходит, что враг ни в чем не может обольстить юного еще инока… ибо иначе диавол не может обольстить юного, если не увлечет его скрывать свои помыслы по гордости и стыду», что является признаком помысла от диавола | |
Иметь полное послушание, даже в видимо невозможном. На зов идут сразу, бросая все дела, «потому что они столько заботятся об успехах работ, сколько ревнуют об исполнении добродетели послушания… так что все считают ниже ее» | ||
Не иметь ничего своего, хотя заботится о всем имуществе как о своей собственности | «Чтобы никто не смел даже словом назвать что-то своим» | |
Суточный режим | После ночной службы не спят, но занимаются рукоделием и келейной молитвой до утра | Бдение ночью чтобы: 1) не оскверниться во время сна от зависти бесовской за ночные молитвы, 2) быть бодренными и в «острозоркости чувств» весь день на работе |
Не дозволяется говорить с другими. Наказание: отлучение от общей молитвы. Отлученный от молитвы прощается только старцем при покаянии перед всеми. До этого никто не имеет права с ним молиться | У них как никакой почти момент времени не остается праздным, так никогда не полагается конца умному деланию | |
Одежда | Такова, чтобы прикрываться только от срама и холода (см.: 1 Тим. 6: 8) | |
Пояс (подобно ветхозаветным пророкам Елисею и Илии) | «Пояс усмен» – знак умерщвления плоти (у святого Иоанна Крестителя) | |
Лучше носить власяницу (под одеждой из грубого волоса), чем вретище (ветхая верхняя одежда – знак покаяния) – против суетного тщеславия | ||
Куколь. Носили всегда | Ко всегдашнему хранению детской невинности и простоты | |
Коловий (льняная одежда с короткими рукавами) | Руки мертвы ко всему земному | |
Нарамник. Опоясывает одежду через плечи для работы (подобие парамана) | ||
Мафорт (наплечная короткая мантия) | Дешевизна, смирение | |
Милоть (козья кожа) | Умерщвление страстей (в подражание ветхозаветным пророкам) | |
Жезл | Против псов-страстей | |
Сандалии. Снимали при причащении святых таин | ||
Пища | В субботу и воскресенье бывает ужин только для странников и немощных с простой молитвой (без псалмов) | |
За трапезой: молчание и чтение | ||
Трапезничают, накрыв куколем глаза, чтобы не видеть других | ||
Между трапезами вкушать запрещено | ||
В Египте: нет череды: все готовит один избранный брат, который является и келарем, и поваром (мало требуется) | ||
Епитимии | ||
Штраф за опоздание на молитву | За опоздание на первый псалом (ночью – на второй): стоят вне собрания и после отпуста падают перед всеми, прося прощения (иначе не пускают на остальные богослужения) |
Богослужение
Молитва общая | ||
В Фиваиде | В разных монастырях по-разному (от того, что старцы избираются, не навыкшие уставному чину молитвословия) | |
Ночью: 20, или 30, или 18 псалмы антифоном; 3-й, 6-й, 9-й часы – по шесть псалмов | ||
От ангела | Постановили около Александрии (при апостоле евангелисте Марке): двенадцать псалмов вечером и ночью | Апостол Марк основал строгую Церковь близ Александрии. По утверждению Филона, «в первое время вся Церковь была такова, какими быть ныне напрягаются монахи» |
Постановление отцов | Понедельник–пятница: двенадцать псалмов (ночью и вечером) + молитвы + чтения Ветхого и Нового Завета | Были благочестивые переговоры старцев – определить единый молитвенный чин для последующих времен. Один вышел на середину и пропел Пс. 11 с молитвой и Пс. 12 с Аллилуия, потом исчез: было явление ангела |
Суббота, воскресение, Пятидесятница: двенадцать псалмов + молитвы + два чтения из Нового Завета | ||
Молитвы по псалмам | Молитва между псалмами с кратким коленопреклонением. Больше стоя с воздетыми руками | |
В молчании. Если кто кашлянул, зевнул, быстро заканчивали молитву: лучше краткие, но чаще, горячие к Богу | ||
Пение псалмов | Двенадцать псалмов делят: по три псалма (для четырех братиев), по четыре и по шесть | |
При пении чтец стоит, остальные на низких стульях молятся | ||
Коленопреклонений нет от вечера субботы до вечера воскресенья и всю Пятидесятницу | ||
Суточный круг | ||
Часы | 3-й, 6-й, 9-й – в Палестине, Месопотамии и на всем Востоке «определяются каждодневно тремя псалмами» | Часы у египтян самоохотно совершаются во все продолжение дня вместе с рукоделием. Важнее служб, которые совершаются, понуждаемые уставом и билом в определенный час |
В Священном Писании: у пророка Даниила, в Ев (6, 9), Деян (3, 6, 9) | ||
Вечерняя | «Да исправится… воздеяние руку моею – жертва вечерняя» (Пс. 140: 2) | Та вечерняя жертва, которую Сам Он принес Отцу Своему воздеянием рук Своих за спасение всего мира на кресте |
Утренняя | «…к Тебе утреннюю…» (Пс. 62: 1) | Господь посылает в Свой виноградник работать: с раннего утра, в 3, 6, 9 и 11-й часы (святильничны = вечерня) |
1-й час | «Утренница». Установлен против обленения: после полунощницы до 3-го часа был отдых | Некоторые ревностные братия ввели от старцев, чтобы выполнить назначенное пророком Давидом седмерично число богохвалений (см.: Пс. 118: 164) |
Определяются Пс. 50, 62, 89. После 1-го часа не спят | ||
Всенощное бдение | Начинается с вечера предсубботнего. После сон только до 1-го часа (~ 2 часа) | |
Состав: поют три антифона (стоя) + отвечают на три псалма за канонархом (сидя) + три чтения (сидя) | Умоляя телесный труд для большего напряжения ума | |
Суббота, воскресенье: поста нет (Еккл.), чтобы подкрепить тело | Суббота ночь – апостолы в бдении после распятия | |
Воскресенье: до обеда только одно собрание «чести ради причащения Господня» – совмещают 3-й и 6-й часы, не умаляя ничего в последованиях молитвословий | ||
В субботу, воскресенье бывает ужин только для странников и немощных с простой молитвой (без псалмов) |
(Продолжение следует.)