Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version Rambler's Top100
Православие.Ru
ПОЛЕМИКА
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Полемика
 

О белых одеждах, джинсах и «православной» моде

С.М.Прокудин-Горский. Крестьянские девушки. Российская империя. 1909 г.
С.М.Прокудин-Горский. Крестьянские девушки. Российская империя. 1909 г.
До своего грехопадения Адам и Ева были окружены, как бы окутаны Божией благодатью. Это была их «одежда», а в иной они не нуждались.

И сквозь всю свою историю, сквозь все скитания, вплоть до нынешнего крайнего духовного одичания, люди пронесли в глубине сознания память об этой сияющей благодати, что освещала и согревала их тела и души во времена райской, безгрешной жизни. Память эта, поборов языческую любовь к пестроте, проявляет себя в устойчивом, не выветривающемся веками трепетном отношении к белым простым длинным одеяниям – этому слабому, грубо-чувственному ее подобию.

Белоснежные древнеегипетские калазирисы, греческие хитоны и длинные белые рубахи наших предков не что иное, как выражения этой памяти.

Интересно, что древние египтяне, начало культуры которых теряется в глубине тысячелетий, чрезвычайно ценили льняное полотно ослепительной белизны и настолько тонкое, что сквозь несколько слоев сшитой из него одежды просвечивали родинки на теле.

Еще более тонкие, совершенно прозрачные ткани умели делать из хлопка древние индусы. Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний.

Белый цвет всегда был символом чистоты. Чистота одежды или тела изначально понималась как чистота духовная, как свобода от нечистой силы: именно в этом смысле говорилось о «нечистом» месте и вообще о любой нечистоте. Гигиеническое понимание чистоты пришло уже в наше время. В традиционной православной культуре очищение тела и надевание чистых белых рубах было частью необходимой подготовки к церковной службе, написанию иконы, строительству храма и прочим богоугодным делам.

Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты.

Вкусив запретного плода, Адам и Ева «узнали… что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Быт. 3, 7). Их тела, привыкшие к теплу от пронизывающей их благодати (вспомним, как растаял снег вокруг Серафима Саровского, так что согрет был и его собеседник Мотовилов) ощутили не только духовную, но и физическую уязвимость. Вместо духовной одежды человек получил, подобно животному, грубую плотскую. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21).

Одежда должна была не только защищать от внешних воздействий, но и прикрывать «срам», оберегать целомудрие. Но с развитием культуры люди стали использовать одежду совсем не для того, для чего она дана была Господом. Одежда приобрела знаковый характер, стала своеобразным языком их самовыражения.

Древние люди были выносливы и холодов не боялись. Но они надевали на себя шкуры животных-тотемов, заменявших им истинного Бога, в знак породнения с этим животным ради его покровительства (этому же служили и другие обряды, например принятие жертвенной крови). Много позднее, в Древнем Риме, легионеры которого, как известно, воевали и на севере, и на юге, в подобные шкуры с головой животного, накинутой вместо капюшона, было принято одевать музыкантов, чьей главной задачей было поднятие боевого духа воинов. Для этого же надевали шкуры и дикари: устрашить врага, поддержать боевой дух «своих».

Пример из другой эпохи. Разве не было душно нашим боярам и дворянам летним зноем под несколькими слоями пышных одежд, в тяжеленной шубе на меху, в высокой горлатной шапке? Их костюм говорил о знатности происхождения, высоком положении в обществе. Заявить об этом считалось важным, ради этого приходилось терпеть.

Современные модницы пока еще не перещеголяли французских дам рубежа XVIII–XIX веков, ходивших в полупрозрачных платьях, надетых либо на голое тело, либо на мокрое трико, и при этом всерьез обсуждавших возможность обходиться вообще без всяких одежд. Бесстыдниц того времени не могли остановить даже увещевания врачей, устраивавших экскурсии на кладбища к могилам жертв «голой» моды, умерших от пневмонии.

А на фотографиях середины XIX века мы видим приехавших на Кубу англичан – чопорных господ в кринолинах и фраках. И это в сорокаградусную жару! А рядом с ними – полунагие туземцы.

Фотографии, сделанные этнографическими экспедициями начала прошлого века в русской глубинке: деревенские девушки, одетые в праздничные костюмы. Начало осени, под ногами – раскисшая земля. Богатые невесты в кожаных сапогах, под которые надевалось несколько пар шерстяных носок с узорными краями. Рядом – девушки из бедных семей, босиком.

Одним – не жарко, другим – не холодно.

***

Мы приняли христианство от Византии, когда-то перемешавшей в своем художественном горниле традиции громадного культурного региона: кельтские, римские, греческие, индийские и прочие. Аскетическая идея хранения целомудрия причудливо обернулась в ее костюме невероятной, истинно восточной пышностью, пестротой, перегруженностью, так что человеческое тело превратилось в подставку для демонстрации всей этой роскоши.

Русь к художественному наследию своей великой предшественницы отнеслась весьма избирательно. «Третий Рим» скрупулезно и без суеты отобрал из богатого византийского сундука только то, что соответствовало спокойно-негромкой русской душе – простой, благородной, бесхитростной, исполненной внутреннего, непоказного достоинства. Лишь то, что соответствовало чистоте и духу христианской истины.

В быту жили скромно: все лучшее несли в церковь. Убранство Божиих храмов и богослужебных одеяний священнослужителей Руси зримо являли величие Господа и небесных чертогов. Великолепные царские облачения были собственностью государства так же, как и одежды царских служилых людей и челяди. Они не были роскошными предметами личного пользования. Их назначение – выражать высокий государственный статус православной Руси, возглавляемой помазанником Божиим.

Весьма многие существенные черты нашего менталитета так и остались незыблемыми. Даже после губительных для святоотеческих нравов петровских реформ русские дамы отличались от своих западноевропейских сестер большей стыдливостью.

В романе «Война и мир» Лев Толстой, писатель, которому дано было очень остро чувствовать тончайшие оттенки нравственного состояния общества, неоднократно называет следовавшую крайней французской моде начала XIX века петербургскую «львицу» Элен Безухову «голая Элен», тем самым подчеркивая несоответствие этой моды русскому менталитету. А о другой героине романа, образ которой противопоставлен Элен, Наташе Ростовой, собирающейся на свой первый в жизни бал, он пишет: «Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Весьма знаменателен такой факт: когда русские женщины надевали платья декольте, они, как правило, снимали нательные крестики. Если же этого не делали, то это воспринималось не как проявление большой набожности, а, напротив, глубокого духовного падения: крест из святыни превращался в красивую безделушку. Эта «мода» пришла из Франции.

Знаменитая французская кинозвезда Бриджит Бардо уже в наше время «освежила» моду своих развратных предшественниц, надев крест, с ее легкой руки ставший опять популярным «украшением» европейского женского костюма.

Генералиссимус Суворов, величайший герой нашего Отечества, писал, что для него превыше всего на свете – честь дочери. Странно ли это? Нет, не странно. Потому что он, истинный христианин, который шагу не мог ступить без Бога, без молитвы, хорошо понимал, что никакие военные победы не спасут Россию, если будет попрано целомудрие.

Скромное поведение, целомудрие девушки, порицание свободных связей, хранение семьи – все это основные нравственные составляющие общественной системы, залог будущего страны, необходимые условия воспитания новых поколений.

***

Наступил джинсовый век – подлинная революция в одежде, отразившая новую фазу отношений между мужчиной и женщиной. Еще раз пошатнулись патриархальные традиции, все еще сохранявшиеся даже в губительной среде коммунистического «равноправия».

В качестве морального оправдания джинсовой моды в обществе окончательно утвердился миф об «удобстве» брюк как таковых по сравнению с «устаревшей» юбкой. Но так можно говорить разве что сравнивая брюки с мини-юбками. И, право же, что удобнее – накинуть через голову юбку или влезать, извиваясь, в две тесные, колом стоящие штанины, а потом еще мучиться с часто подводящей застежкой-молнией? И в каком наряде современная женщина выглядит красивее? На самом деле вопрос «простоты» зависит от привычки и психологической установки. Например для тех же японцев нет ничего более удобного, чем есть, сев на корточки перед крохотным столиком да еще с помощью двух длинных палочек вместо вилки. Вряд ли найдется европеец, которому это может понравиться. Житель Средней Азии предпочитает для своего обеда позу по-турецки, а древние греки, римляне и представители многих других народов за пиршественными столами возлежали.

Удобно же или неудобно в джинсах, зависит от того, как человек привык себя вести, какие манеры ему свойственны. Сидеть в скромной позе, соединив коленки и держа прямо спину, в них очень неудобно. Джинсы требуют, чтобы их владелец небрежно развалился на сидении, широко раскинув ноги. В джинсах женщина может свободно и естественно курить, носить мужскую стрижку или всклокоченные волосы, вести развязные разговоры, пересыпанные грубыми неприличными словечками, с изобилием сленговых оборотов. Джинсы отвечают вполне определенному стилю жизни, иначе вы в них будете выглядеть совершенно неестественно.

Еще один миф: в брюках будто бы теплее, чем в юбке. Устройте в двух проходных комнатах сквозняк, затем завесьте проем открытой двери простой ситцевой занавеской до полу. Вы сразу заметите, насколько меньше стало дуть. Значительная часть холодного воздуха будет как бы стекать вниз даже по самой тонкой, но вертикально свисающей ткани. Так вот, к сведению утверждающих о тепле брюк: эта одежда создает вокруг малого таза постоянный, очень тонкий сквозняк, который самым пагубным образом отражается на женском здоровье. А в старину и вообще все наши предки ходили в длинных рубахах – мужчины носили их поверх штанов.

Если современные женские брюки создают такого рода сквозняк, да еще и сдавливают кожу, мышцы, кровеносные сосуды, то судите сами, насколько полезны брюки!

Джинсы же вдобавок создают постоянную неестественную подпорку, давление снизу, тем самым медленно, но верно, искривляя позвоночник, не давая позвонкам нормально функционировать. Поэтому у тех, кто постоянно с юности носит джинсы, формируется совершенно специфическая осанка – сутулая спина. Конечно, степень деформации бывает различной, но факт остается фактом: среди постоянных, многолетних носителей джинсов невозможно встретить человека со стройной фигурой. Джинсы этого просто не потерпят. Грустно и смешно, но были «теоретики», которые оправдывали «красоту» джинсов, обращаясь к… русской иконописи! В 1970-е годы в одном солидном художественном журнале появилась статья, в которой вполне серьезно доказывалось, что полинявшие и вытертые (а позже – нарочито выбеливаемые) места на джинсах ведут свою эстетическую родословную от изображения пробелов на иконах и фресках.

Помню, как на одной студенческой конференции в текстильном вузе обсуждался доклад, в котором юная особа при всеобщем горячем одобрении доказывала необычайную женственность джинсов.

В том же вузе на семинарском занятии другая девушка осмелилась сделать доклад о православном понимании термина «женственность». Она говорила о Божией Матери, святых женах и их одеяниях… Аудитория выслушала все в гробовом молчании, и даже врожденная студенческая корпоративность не помогла: ни слова одобрения и поддержки. Словно речь шла о чем-то крайне неуместном и неприличном. Вот так воспитываются сегодня наши будущие модельеры, подавляющее большинство из которых – женщины.

Чему удивляться? Понимание женственности – своеобразная лакмусовая бумажка состояния нравственного здоровья общества.

В период максимального одичания человека неведомые древние художники изображали женщину в виде невероятно грузной фигуры (так называемые палеолитические Венеры). Лицо у таких фигур вообще отсутствует, ибо в те времена единственно ценимым качеством женщины была ее способность к воспроизведению потомства.

Напротив, воплощением манерности, кокетства и горделивого чувства превосходства над окружающими являют собою изображения так называемых «парижанок» эгейской культуры середины II тысячелетия до Р. Х. – раскрашенных, завитых, в вычурных, глубоко декольтированных платьях.

Позднеренессансный идеал итальянской женской красоты конца XVI века – дебелые, ленивые, инфантильно-чувственные особы с коровьими глазами.

А в России в послереволюционную эпоху невероятно популярными, а стало быть, женственными считались крепкие девушки в красных косынках, резиновых тапочках, с резкими манерами и учебником политэкономии подмышкой. Каждому свое.

Весьма характерна в этом смысле печальная динамика моды на обнажение женского тела в наше время. Так, в 1980-х годах мелькание обнажающейся при наклонах, поднятии рук и каких-то резких движениях полосы талии из-за недостаточно длинной кофточки считалось пикантной полуприличной деталью. Закончилось это возникновением уже в 1990-е годы моды на так называемые топики – коротенькие кофточки вроде индийских чоли, теперь уже совершенно законно обнаживших нижнюю половину спины и живот до талии.

Прошло еще несколько лет – блузки, правда, несколько удлинились, но зато опустилась линия пояса, так что нарочито и вызывающе обнажился пупок. В суетных условиях городского бытия это выглядит совсем не соблазнительно и не изящно, а скорее физиологично и неприятно. Да еще пирсинг, этот штрих папуасской моды, свидетельствующий о том, что возможности моды «цивилизованной» исчерпаны и дальше искать в ней просто нечего.

А далее, в точном соответствии с градусами падения нравственности, линия пояса поползла еще ниже… Неловко об этом писать, да куда деваться, ежели это наша гнусная повседневная действительность. И поистине пробирает смех сквозь слезы, когда переводишь глаза от этого срама вверх и видишь простодушную физиономию, совсем не глупую и ничуть не развратную. Эдакая современная Наташа Ростова, которая убеждена, что так можно и нужно одеваться, потому что так теперь ходят «все».

***

Сегодня к Богу прийти легче, чем 20 лет назад. Окончательно выхолостились ложные идеалы атеистического «земного рая» и для многих наших соотечественников наступила пора подлинного христианского прозрения. Но вместе с тем пришли и свои проблемы: во всех углах засуетились околоправославные силы – от циничных «подсвечников», переминающихся с ноги на ногу в храмах, чтобы обрести популярность верующих избирателей, до целой своры «программистов» всех мастей, сочинителей и пробивателей всевозможных «программ» и «проектов» на православную тему – по медицине и экологии, искусству и педагогики.

А еще существует у нас феномен доморощенной православной «моды», родившейся в околомонастырской среде. Остроумно пишет об этом Н.А. Павлова, характеризуя обстановку первых лет возрождения Оптиной пустыни. «Паломницы спешно переодевались в черное с головы до пят и, подвязав по-монашески низко платки “в нахмурку”, именовали друг друга “матушками”. С “батюшками” же дело обстояло так: как раз в ту пору монастырю пожертвовали большую партию флотских шинелей, которые шли нарасхват. Потому что, если к черной шинели добавить черную шапочку типа скуфьи да взять четки поувесистей, то вид был почти монашеский» (Павлова Н.А. Пасха красная. М., 2000. С. 16).

Монашеское облачение обладает необычайной выразительностью, обаянием и притягательной силой для верующих, ибо оно суть материальное выражение глубокого духовного смысла. Что же касается одеваемых в подражание ему темных одежд, то они действительно очень красивы и совершенно преображают любого человека, хоть молодого, хоть старого. Но к лицу они бывают только при одном условии: если соответствуют духовному устроению его носителя. Если же гармонии между человеком и столь много обязывающим полумонашеским одеянием нет, то такой костюм оборачивается своего рода сектантской униформой, вызывающей законное раздражение нецерковных и даже церковных людей, которые такой «моды» не придерживаются.

Вообще говоря, открыто носить четки полагается только монахам, и несоответствие внешнего вида с претензией на благочестие внутреннему настрою – явление вовсе не христианское.

Но во что же, может спросить читатель, все-таки одеваться современной православной женщине? И на этот, как и на любой другой вопрос, ответ следует искать в Священном Писании.

«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут… Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь, и не говорите: “что нам есть?” или “что пить?” или “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 28–33).

Человек приходит в мир, чтобы спастись. Так давайте и будем думать о спасении и не тратить драгоценное время и средства на всякие пустяки. Господь в свое время пошлет то, что нам нужно.

Если вы еще очень молоды и хотите нравиться или немощны пока духом, чтобы отказаться от каких-то украшений, всегда есть возможность чем-то дополнить свой туалет по вкусу и карману, не нарушая при этом его скромности, соответствия роду занятий, возрасту, обязательных требований приличия, принятых в Православии. Главное, чтобы одежда была естественной, не навязанной никем и ничем со стороны, соответствовала состоянию вашей души. Любая же мода есть отражение чужого вкуса, а потому – насилие.

Но самое главное, как можно меньше думать о том, как мы выглядим перед людьми, и больше – о том, как выглядим перед Господом, Который видит нас постоянно, во что бы мы ни одевались. Тогда и проблем с костюмом у нас не будет.

Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины. Все мы знаем, что искажать образ Божий – грех, но… как часто пытаемся свалить вину на других, как истинные дочери праматери Евы: мужу, мол, так нравится, на работе у нас иначе нельзя и прочее. Но если вы хороший работник и работа ваша не противоречит христианским установлениям, чего же бояться?

На протяжении веков христиане выносят страшные мучения ради Христа, а мы боимся стереть с губ помаду и немножко потерпеть недоумения знакомых и сослуживцев.

В семейной же жизни особого уважения, как и прочного счастья, с помощью косметики и модных костюмов еще никто не обрел. Если любящий муж думает, что раскрашенная жена красивее, то он скоро поймет свое заблуждение, и это будет первым шагом к достижению истинно христианской любви в вашей семье, которой нужно искать всем – и молодым, и пожилым.

Как одевались святые жены, перед изображениями которых мы сегодня молимся? Так же, как и все женщины их времени. И, несомненно, скромно и непритязательно, потому что мысли их были заняты совершенно иными заботами. Живописуя их на иконах, фресках, мозаиках, художники разных эпох в знак глубокого почитания порой облекали их в пышные, драгоценные одежды уже своего времени. Но что бы они ни носили, главной их «одеждой» была благодать Божия, сделавшая их облик прекрасным и бессмертным на все времена.

Любовь Буткевич
кандидат искусствоведения

22 / 01 / 2007





Комментарии читателей:

2009-02-20
17:40
Ирина:
Прекрасная статья. Моя профессия связана с модой, и я воспитываю дочку. Все мои недоумения, сомнения в обосновании православного взгляда на вопросы моды разрешились. Спасибо! Теперь хоть буду знать, что оветить дочке и как отстаивать свое мнение.

2009-02-20
17:40
ОЛЬГА:
ВСЕ ЭТО ЧИСТАЯ ПРАВДА!И Я ОЧЕНЬ РАДА ЗА ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН И ТЕХ КТО ЦЕНИТ НАТУРАЛЬНУЮ КРАСОТУ! ПОРА СНЯТЬ С СЕБЯ "МАСКИ" И ОТРОСТИТЬ ВОЛОСЫ!

2009-02-20
17:40
Максим:
То что написано в этой статье - полный бред, по другому это назвать -язык не поворачивается.
Конечно, гораздо проще придумать статью о мифических свойствах джинсов и другой "модной" одежды, чем посмотреть реальности в лицо.

Видимо, в России все настолько хорошо, что осталось, только, женщинам одеть юбки, чтобы все стало идеально.

А то, что и в повседневной жизни и с экранов телевизоров на нас обрушивается поток негатива и вранья, то что большая часть населения (до 80%) страны живет за чертой бедности, законы не соблюдаются даже первыми лицами государства, на улицах полно бездомных детей, бешеная инфляция, да много чего еще... Только, сытый голодного не разумеет.
Все проблемы уйдут когда мы оденем юбки!

Я то думал, что у церкви первая и основная цель - забота о простом народе, о его духовности и процветании, защита интересов простого народа перед зарвавшимися политиканами и ворами, коими заполнено наше правительство и дума. Но, видимо, я ошибался, и церковь идет в ногу с нашими политическими лидерами, а до проблем простого народа ей так же далеко, как многим из нас до бога.

Любовь Буткевич - вы бы лучше занялись чем-нибудь полезным, чем тратить свое и наше время на создание таких "псевдо-шедевров".

2009-02-20
17:40
Groan:
Как одевались святые жены, перед изображениями которых мы сегодня молимся? Так же, как и все женщины их времени.

И после этого вы что-то говорите про моду и личный вкус? Три раза ха! Хоть сами думайте, что пишете.

2009-02-20
17:40
ИЛЬЯ:
ТЁПЛАЯ БЕСЕДА ВСЁ ПРАВИЛЬНО

2009-02-20
17:40
Наталья:
Прекрасная статья,спасибо.

2009-02-20
17:40
Ковалева Ирина:
Уважаемая Любовь!
В одной статье Вы вместили примеры из истории, литератуты, Священного писания ... С большим интересом и откликом в душе читала я ваш труд. Вы где-то и про меня написали. И, Вы знаете, я бы подписалась за каждое Ваше слово, так я с Вами согласна.
Всего Вам хорошего и спаси Вас Господь.
Ковалева Ирина.

2009-02-20
17:40
Марина:
В брюках действительно теплее; пользоваться косметикой - не грех; джинсы никак не влияют на стройность и осанку фигуры. Да и вообще всё, перечисленное Вами как ужас-ужас, на дело спасения каждого конкретного человека не влияет.

2009-02-20
17:40
Елена:
Очень жаль, что портал такого уровня опустился до публикации такой "клиники"...

2009-02-20
17:40
Lilan:
Бедные мужики...все время со сквозняком вокруг этого...ну...малого таза. Да еще с подпоркой снизу.

Церкви что, вообще заняться нечем?

2009-02-20
17:40
хожу в брюках:
интересно, на основании каких медицинских заключений автор сделала вывод о вреде ношения брюк из-за "тонкого сквозняка"..? может, стоит параллельно привести статистику по женской смертности и патологиям (в т.ч. из-за переохлаждения мочеполовой системы) в современности и "благословенные" времена, когда женщинам запрещались брюки?
не спорю с автором по поводу того, что современная одежда зачастую создается не столько для тепла и удобства, сколько для введения в соблазн и узкие брючки-"пупоскопы" вредны не только для духовного, но и для физического здоровья...
но ведь про сквозняк и колом стоящие подпорки - это чистой воды бред. уважаемая госпожа Буткевич, если вы хотите, чтобы ваш взгляд разделили многие - не становитесь посмешищем.

2009-02-20
17:40
Мари:
"...Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний..."
А я думала что белый цвет был так популярен в Древнем Египте и Индии потому что великолепно смотрится на загорелом теле, а цветные ткани непрактичны т.к. быстро выгорают на палящем солнце.

"...Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты..." Если полистать историю костюма, то можно обнаружить насколько многоцветны бывают одеяния невесты.

"..Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины... " Женщины, работающие в офисе прекрасно понимают что косметика является элементом имиджа, и приходить без нее так же неприлично как и без нижнего белья. В солидных фирмах этот пункт специально оговаривается в договоре при найме на работу.

2009-02-20
17:40
---Красивая одежда не может помешать молитве. Она даже дань уважения Богу,ведь не зря с древнейших времен,идя на литургию, одевали самые лучшие одежды.Косметика на лице подобранная со вкусом также не печать бесовства,может нам в городах уже просто не хватает сил быть естественно красивыми - воздух не тот, вот и румянец исчез,а от недосыпания - круги под глазами.Зачем же быть бледными?Единственное что должно осуждаться и сводиться на нет - распущеннность в одежде.А скромное очарование каблучков,платьев,и даже удобно-небрежный вариант-джинсы не помеха для праведной жизни.Главное,чтобы в глазах был свет, а в помыслах Христос.Елена,Ставрополь

2009-02-20
17:40
Андрей:
Целиком и полностью поддерживаю автора статьи. "Женская" мода содомствующих модельеров извратила женщину и вот уже в некоторых храмах стали сначала несмело, а теперь и открыто появляться дамы в джинсах или брюках, и единственным "Стопом" служит маленькая надпись возле свечного ящика -"женщины в брюках к причащению не допускаются". Но в храм уже можно! Редко когда я услышу возглас священника на всеобщей исповеди, который пристыжает женщин, пришедших в храм накрашенными, обвешанными золотом и в брюках. А теперь ведь и брюки какие пошли - с низкой талией, почти полностью открывающие нижнюю часть живота. Иногда думается, что в храмах надо иметь для таких вот случайных "прихожанок" что-то типа большого куска ткани, в который и заворачивать такую "христианку". Может, вдруг это и поможет ей взглянуть на себя со стороны.

2009-02-20
17:40
Елена:
Наверное, самое страшное во всякой моде и во всяком современном одевании (или скорее - раздевании),этото, что женщины стремяться безудержно обнажаться, не взирая на самое себя, можно ли ей открыть свое тело или по возрасту и конституции телесной уже надо его более скрывать , чем обнажать. Отсутствие всякого рассуждения, уважения к себе, своей личности, месту, где находишься, и наплевательское отношение к окружающим людям - вот та дань моде, которую несет на себе современная женщина. Не останавливает ничего - даже то, что заходят на территорию святыни, храма Божьего, мужского монастыря - на-=верное, ума не хватает рассудить что и как должно быть. Короткая юбка , короткий ум. На всякое вполне законное и резонное требование привести себя при нахождении на территории монастыря в человеческий вид поднимаетя целая буря криков, упреков, угроз - не имеете права!, юбка хороша, и ничего, что грудь голая и все белье сверху, теперь лето и мне жарко, а если вы меня не пропустите такую, как я хочу того, то я пойду к благочинному жаловаться и напишу во все газеты, как ущемляют права человека в храмах московского патриархата, да я вам - ого-го! Вот наша дань моде , дань своему "Я", своему уму и лукавому мудрствованию- все положить под ноги своих страстей и похотей . А вы говорите - четки... Не важно, что там за душой - мир Христов или сонмище бесово - главное- четки до земли и в черное замотаться , и можно учить направо и налево, говорить ближнему "пошла вон отсюда" и шипеть на всех мимоходящих как истинная православная ведьма. И являть собой пример многим и многим пришедшим "матушки", почти монахини. К сожалению ( глубокому моему) почему-то на это никто не обращает внимания достодолжного, наверное, ни у кого нет на это сил, потому что так распространилось повсеместно, что стало повальной болезнью многих и многих.
Простите меня последнюю.

2009-02-20
17:40
Таня:
Уважаемая Любовь Буткевич,спасибо огромное за эту статью! Согласна с вами на все 100%. Я сама недавно решила отказаться от косметики, и, что самое удивительное, все окружающие сказали:"что же ты раньше красилась? Тебе так намного лучше!" А мне на самом деле было важно только одно: что я перестала врать хоть в этом (искажать то, что дано Богом), ну и потом это просто удобно(утром меньше времени занимают сборы и вечером глаза так тереть от туши не надо).
Я бы хотела вас попросить еще написать что-нибудь по поводу питания в православии, а именно излишней худобе или что называется сейчас, анорексии, если есть желание, конечно. Вы бы очень мне помогли.
Спасибо Вам огромное! Таня С.

2009-02-20
17:40
Наталья:
Очень интересная и познавательная статья. Спасибо автору. Побольше бы публики, которая прочитала бы эту статью до конца, в частности женской. И побольше бы откликов, в частности даже просто сердечных. Настолько точно здесь подмечено отношение к одежде, что даже мне после прочтения стало стыдно, потому как всё это присутствует в каждом из нас. И только Господь Бог любит всех нас, независимо от нашего мировоззрения. Так почему же многие из нас не могут прозреть и увидеть этого? . . . . .

P.S.: выражаю огромную благодарность автору статьи.

2009-02-20
17:40
Иннокентий:
Отрадная статья, я думаю,лучше уж со смирением и страхом Божиим в джинсах, чем в платках "в нахмурку", но с бесовской гордостью! Один мой знакомый батюшка "нахмуриных прихожан" называет - ультра-православными, очень точный, на мой взгляд, тЭрмин. С поклоном, Иннокентий(Иркутск).

2009-02-20
17:40
---Как часто мы что-то или кого-то осуждаем. А ведь неважно, во что одеты - в белое или черное, или красное. Слышала не раз - не туда встала, сделай то-то, в Церкви на бабушек не обижаюсь - им кажется, что соблюдая до тонкостей где и как встать, как подать или наклониться они приобрели и Благодать и право командовать кем-то. А ведь красота то в доброте и в умении быть милостливой. А девушки пока глупые, потом поумнеют, деточек нарожают, мужей будут в скорбях поддерживать. Страшно другое - растление нравственное, всякие марши геев, поиски лишь сексуальных партнеров и удовольствий безудержных. Дай Бог, чтобы в Церковь пришли и на Иконы посмотрели и вопрос задали - прости нам, Господи, грехи наши, если дети наши из тел своих и одеяний своих кумиров понаделали. А эти увлечения бесконечными салонами красоты и соляриями? А это непременное желание быть худой до обморока? Все мысли только об этом. Одежда - уже вторично, она сейчас только индустрия моды. Что толку, если она одета не в джинсу, а в скромный суперкостюмчик с юбочкой от Юдашкина за 2 тыс. у.е.?

2009-02-20
17:40
Ольга:
В середине 90-х работала преподавателем в училище (в т.ч. "Истории костюма"). Тема "Византийский костюм" была дополнена рассказом об одежде, в которой изображены Святые на иконах. "Дети" (17-20 лет) слушали чутко, заинтересованно, затаив дыхание... Урок прошел как никогда хорошо. Сейчас я понимаю - с Божией помощью. В настоящее время одна из учениц замужем за православным священником, другая - более десяти лет подвизается в монастыре. Преподаватель курса "История костюма" в институте, где я получила в.о., тоже православная монахиня. Спаси Господи!

2009-02-20
17:40
Ксения:
"Эдакая современная Наташа Ростова, которая убеждена, что так можно и нужно одеваться, потому что так теперь ходят «все»." - а может быть эта НР в душе прекрасна, а одевается так потому, что не хочет обрекать себя на дополнительные мучения еще и от того, что она не такая как все внешне?
Разве нельзя спастись нося брюки???
У меня трое детей, муж уже несколько лет живет с другой женщиной и почти совсем мне не помогает их ростить. Сейчас я имею очень высокооплачиваемую работу, я и мои дети ни в чем не нуждаемся. На работе я должна выглядеть как все иначе я просто ее потеряю. Поэтому обычно я ношу классические брюки (иногда даже с опущенной талией)с тонкой рубашкой или блузой. Многочисленные украшения я никогда не любила, сильно накрашивать лицо тоже, но по мере необходимости употребляю и то и другое, поскольку выглядить мне всегда нужно достойно, а красотой природной не отличаюсь. Средства у меня позволяют.
Я не могу одеваться как истинная христианка, но я так хочу ей быть!
Неужели внешний вид имеет такое большое значение?
Должна ли я терять любимую работу из-за того, что я не могу одеваться скромно, по христиански?

2009-02-20
17:40
Гиацинтов Игорь:
Осторожно мода.
Современную моду в одежде я делю на два признака, это культура и отсутствие таковой.
Культурный человек не позволит себе своим внешним видом шокировать окружающих его людей в силу своего воспитания. Даже если культурный человек беден, он всеравно пытается сделать все, чтобы быть опрятно одетым.
А вот чем меньше культура, тем больше появляется проблем и, к сожалению, не только в одежде. Не культурный человек отличается не только поведением, но и экстравагантностью в одежде.
По многим причинам, которых я не буду касаться, у нас в стране женщин много больше, чем мужчин, в силу сложившихся обстоятельств. Огромное число молодых женщин, в возрасте до тридцати лет, насмотревшись фильмов более теплых стран, пытаются следовать заморской моде для обольщения мужчин. При температуре воздуха на улице ниже ноля, ходят с обнаженной поясницей и животом, так и хочется назвать это направление моды «урологией». Лето в северных районах страны длится не более трех месяцев в году, но 90 процентов молодых женщин, круглый год, при любых морозах, ходят по улице без головных уборов, это направление моды хочется назвать «менингитным». Для сохранения собственного здоровья тоже нужна культура. Всем давным- давно известно, что при длительном ношении женщиной узких брюк развивается бесплодие, но большинство молодых женщин джинсы носят не снимая годами. Хочется нравиться мужчинам и реклама прессингует со страшной силой, но за все надо платить, прежде всего, своим здоровьем.
Психологи уже давно объяснили, что женщина, одетая в мужскую одежду, вызывает со стороны мужчин агрессивную реакцию и уменьшает нежное отношение к себе, есть над чем задуматься.
Наша Православная церковь против того, чтобы женщины ходили с не прибранной головой и в мужской одежде. Я обращал внимание, как нелепо выглядят женщины в брюках в храме, сразу видно, что это от лукавого.
Все эти стринги, афро-косички, татуировки, пирсинг и прочая дрянь, усиленно рекламируются для наших женщин в расчете на их низкий интеллектуальный уровень. И когда в массовом порядке большинство начинает идти на поводу дешевой рекламы, мода перестает быть модой, происходит единообразие, как в армии.
Со мной многие женщины могут быть не согласны, особенно неверующие, но портрет женской массовой моды в больших городах примерно таков: длинные распущенные волосы, короткая майка, джинсы, стринги, пирсинг. Из сопутствующих принадлежностей: сигареты, пиво, мобильник и как можно больше косметики. В итоге получаются все на одно лицо.
Печально, хочется, чтобы женщины были красивы, а не на подобии среднего рода с букетом модных болезней.
Мода должна быть не только удобной и красивой, но и сохраняющей здоровье человека, так что будьте здоровы и осторожны.
Гиацинтов Игорь.
Санкт-Петербург 05.05.07г.

Ваш комментарий:

Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
(опубликован не будет)
Введите число,
напечатанное
на картинке:


 версия для печати

Также в этом разделе:

Можно ли признавать крещение радикальных протестантов?

«Утешиться с вами верою общею…» (Рим. 1: 12)

Правда о практике частого причащения. Часть 2

Правда о практике частого причащения. Часть 1

Что стоит за заявлением Х.Г. Хамидуллиной?

Еще раз по поводу снятия анафемы с Ивана Мазепы

Несколько слов о «евхаристическом возрождении»

Шведы: очередной поход в Россию. Мнения читателей

Уважайте церковнославянский язык! Заметки школьницы.
Комментарии читателей


«Золотой компас», или Не все то золото, что блестит.
Мнения читателей


Редакция и читатели сайта Православие.Ру о миссии в современном мире

Возведение храма. Комментарии читателей

Трансляция в формате RSS 2.0